Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-488/2020 ~ М-427/2020 от 12.08.2020

Гражданское дело

УИД: 05RS0-22

Категория: 2.119 - Споры, возникающие из жилищного законодательства -> Споры, связанные с предоставлением жилищных сертификатов (кроме социальных споров)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Избербаш РД 02 октября 2020г.

Избербашский городской суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Исаева И.М.,

при секретаре судебного заседания Сулайбановой З.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Избербаш гражданское дело по исковому заявлению Магомедова Эльхана Мурадовича к Администрации городского округа «Город Избербаш», третьим лицам: ГКУ РД "Детский дом №7", Министерству образования и науки РД, об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями,

у с т а н о в и л:

Магомедов Э.М. обратился в суд с вышеназванным иском, мотивировав его тем, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно справки, выданной управлением ЗАГС г.Махачкалы за № 420 от 15.10.1986г., мать Магомедова Э.М. являлась матерью одиночкой. Сведения об отце в актовую запись о рождении Магомедова Э.М. записаны на основании заявления покойной матери истца Магомедовой Г.Б.. Постановлением главы администрации Ленинского района г. Махачкалы № 614 от 24.08.1994 года об определении несовершеннолетнего Магомедова Э.М. в детское учреждение, Магомедов Э.М. был направлен в ГКУ РД «Детский дом №7», так как мать Магомедова Э.М. по состоянию здоровья не имела возможности воспитывать и содержать своего несовершеннолетнего ребенка, что подтверждается справкой об инвалидности, где в графе «заключение об условиях и характере труда» указано - «все виды труда недоступны, нуждается в постоянном постороннем уходе». Вскоре мать истца умерла. С 1995 года по 2004 год Магомедов Э.М. воспитывался и находился на полном государственном обеспечении в Детском <адрес>. При направлении Магомедова Э.М. в учреждение РД для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании распоряжения УСЗН <адрес>, жилое помещение за Магомедовым Э.М. не закреплялось. С 1995 года Магомедов Э.М. был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: РД, <адрес> «В», по месту нахождения ГКУ РД «Детский <адрес>». С 2004 по 2010 год Магомедов Э.М. обучался в Дагестанском государственном педагогическом университете и находился на полном государственном обеспечении в соответствии с законодательством РФ. Указанное обстоятельство подтверждается справкой, выданной 02.12.2004 г. за №1138. Все это время истец считал, что должностные лица ГКУ РД «Детский дом №7» добросовестно исполнили свои обязанности в части соблюдения прав несовершеннолетних воспитанников, своевременно обратились с заявлением о его постановке на учет в целях предоставления ему благоустроенного жилого помещения, в соответствии с требованиями законодательства. В 2010, 2013 годах истец обращался в администрацию ГО «город Избербаш» РД с заявлением сообщить ему сведения о постановке его на учет в целях получения жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда, как категория детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и об его очередности, и в случае отсутствия такого решения, принять его на учет в соответствии с требованиями законодательства о социальной гарантии указанной категории граждан. Ответы на заявления истец не получал. В связи с юридической неграмотностью, неудобствами, связанными с поиском работы, выездами за пределы города и РД, частыми переездами на съемные квартиры, и как следствие, финансовыми проблемами и сложностями по обеспечению семьи, истец с жалобами не действия (бездействия) органа местного самоуправления, образовательного учреждения не обращался. Истец считал, что отсутствие отказов администрации ГО «город Избербаш» РД на его заявления, дает ему право не сомневаться в том, что он принят на учет, и получит положенное ему, как льготной категории граждан, жилое помещение. В 2016 году истец обратился в ГКУ РД «Детский <адрес>» с просьбой сообщить ему о дате принятия его на учет на получение жилого помещения и номере в списке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В устной беседе ему сообщили, что предыдущий руководитель учреждения с заявлением о постановке истца на учет в орган местного самоуправления не обратился по непонятным причинам. В октябре 2016 года, директор детского <адрес> РД ФИО4 обратился с заявлением на имя главы администрации ГО «город Избербаш» РД ФИО5 о постановке на учет для получения внеочередного жилья воспитанника детского <адрес> Магомедова Э.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. С аналогичным заявлением дать информацию о постановке его на учет на получение жилого помещения и номере в списке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в случае отсутствия такого решения, принять его на учет в соответствии с требованиями законодательства о социальной гарантии указанной категории граждан, истец обращался и в 2017 году. Истец Магомедов Э.М. женат, имеет на иждивении двоих малолетних детей. С 2011 по 2020 год проживал в городе Москва на съёмной квартире со своей семьей. С 2020 года переехал и проживает в <адрес> на съемной жилплощади по адресу: <адрес>. В начале 2020 года истец обратился в администрацию г.Избербаш, чтобы уточнить, как обстоит дело с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, насколько продвинулась его очередь и когда ему ожидать положенное законом жилое помещение. Из устного ответа специалистов администрации города Избербаш истцу стало известно, что он в списках в целях получения жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда, как категория детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не состоит. На письмо, направленное в октябре 2016 года директором Детского <адрес> РД ФИО4 на имя главы администрации ГО «город Избербаш» РД ФИО5 о постановке на учет для получения внеочередного жилья воспитанника детского <адрес>, Магомедова Э.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ответ администрацией города дан не был, и истец на учет поставлен не был. 03 марта 2020 года Магомедов Э.М. в очередной раз обратился в администрацию ГО «город Избербаш» РД с просьбой включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в <адрес> Республики Дагестан. В ответе от 08.04.2020г. за №764 администрация ГО «город Избербаш» РД сообщила Магомедову Э.М., что администрация ГО «город Избербаш» РД занимается постановкой на учет и обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с постановлением Правительства РД от 02.06.2009 года за №161 «Об утверждении порядка обеспечения жильем детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа за счет средств бюджета РД» и Федеральным законом №159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей», где регламентируется возраст лиц до 23-х лет, принимаемых на учет для получения жилья, в связи с чем, принять Магомедова Э.М. на учет в вышеуказанный список не предоставляется возможным, так как ему более 23-х лет. Магомедов Э.М. считает, что у него есть право на обеспечение жилым помещением в льготном порядке из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений на территории г. Избербаш Республики Дагестан. В силу абзаца 3 пункта 3 Постановления Правительства РФ от 04.04.2019г. №397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства" (далее – Постановление Правительства РФ от 04.04.2019г. №397) лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список. В соответствии с пунктом 13 Постановления Правительства РФ от 04.04.2019г. №397 в порядке, установленном уполномоченным органом, не позднее 60 рабочих дней со дня подачи (поступления) заявления о включении в список уполномоченный орган (орган местного самоуправления) принимает решение о включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список, либо об отказе во включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список. Решение о включении или об отказе во включении в список оформляется распорядительным актом уполномоченного органа (органа местного самоуправления) (далее соответственно - акт о включении в список, акт об отказе во включении в список), выписка из которого в течение 5 рабочих дней со дня его принятия направляется заявителю (представителю заявителя) способом, обеспечивающим подтверждение ее получения. При направлении копии акта об отказе во включении в список заявителю (представителю заявителя) разъясняется порядок обжалования соответствующего решения. Акт об отказе во включении в список хранится в учетном деле в уполномоченном органе. Соответствующее решение (выписку из решения) об отказе во включении в список, либо об отказе во включении в список, в соответствии с требованиями федерального законодательства, на заявление истца от 03 марта 2020 года администрация ГО «город Избербаш» РД в адрес истца не направила. При этом, в силу Постановления Правительства РФ от 04.04.2019г. №397 (пункт 14) акт об отказе во включении в список принимается в случае отсутствия оснований для предоставления жилого помещения, предусмотренных статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В акте об отказе во включении в список указывается основание такого отказа со ссылкой на соответствующую норму указанного Федерального закона. Основания для предоставления истцу жилого помещения, установленные статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" отсутствуют. Истец не является и не являлся нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма. Истец не владеет и не владел на праве собственности жилым помещением. Таким образом, истец Магомедов Э.М. соответствует всем требованиям и основаниям, установленным законодательством, для принятия его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и имеет право на однократное предоставление ему благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

На основании изложенного, просит обязать администрацию ГО «город Избербаш» РД включить его - Магомедова Э.М. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В судебном заседании истец Магомедов Э.М. и его представитель по доверенности ФИО6 настаивали на удовлетворении исковых требований, полагая их законными и обоснованными.

Представитель ответчика Администрации ГО «Город Избербаш» по доверенности ФИО7 в судебном заседании иск не признал, указывая на то, что постановлением Правительства РД от 02.06.2009 года за №161 «Об утверждении порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа за счет средств бюджета РД» и Федеральным законом №159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей», регламентируется возраст лиц, принимаемых на учет для получения жилья - до 23-х лет, в связи с чем, принять Магомедова Э.М. на учет в вышеуказанный список не предоставляется возможным, так как ему уже более 23-х лет. В связи с чем, просил отказать в удовлетворении исковых требований.

Третьи лица ГКУ РД «Детский <адрес>» и Министерство образования и науки Республики Дагестан в судебное заседание, о времени и месте которого извещены надлежащим образом, своих представителей не направили, уважительные причины неявки суду не сообщили, какие-либо возражения относительно заявленных требований в суд не представили, о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя или об отложении дела рассмотрением на другой срок не просили, что в силу ст.167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела в отсутствие указанных лиц.

В соответствие со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц.

Огласив исковое заявление, выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела и исследовав письменные доказательства по делу, суд считает исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

На основании ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 25.12.2018) лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В силу ч. 1 ст. 8 указанного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно п.3 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Аналогичные положения содержатся и в Законе Республики Дагестан от 29 декабря 2004 года №58 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 11.06.2019, с изм. от 25.12.2019).

Исходя из приведённых норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в муниципальном образовании Республики Дагестан на основании Закона Республики Дагестан от 29 декабря 2004 года №58 обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», проживавшие и проживающие на территории соответствующего муниципального образования Республики Дагестан, вставшие на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.

При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учёт нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учёт нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учёт нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет, указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учёт, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Как следует из материалов настоящего гражданского дела Магомедов Э.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать ФИО2 - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., являвшаяся матерью одиночкой (справка управления ЗАГС г.Махачкалы от 15.10.1986 г. № 420), умерла ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти серии II -БД ). Сведения об отце в актовую запись о рождении Магомедова Э.М. записаны на основании заявления покойной матери истца ФИО1.

Постановлением администрации Ленинского района г. Махачкалы РД от 24.08.1994г. №614 постановлено ходатайствовать перед МНО РД об определении Магомедова Э.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающего по <адрес>, в Избербашский детский дом.

Согласно справки ГКУ РД «Детский <адрес>» Магомедов Э.М. с 1995 года по 2004 год воспитывался и находился на полном государственном обеспечении в Детском <адрес>.

С 2004 по 2010 год Магомедов Э.М. обучался в Дагестанском государственном педагогическом университете и находился на полном государственном обеспечении согласно постановления №409 от 20.06.1992г. (справка от 02.12.2004 г. за №1138).

Из предоставленных суду уведомлений об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений, а также справки ГУП «Дагтехинвентаризация» от 13.10.2016г. №7091, справки филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» производственный участок по г.Избербаш от 18.10.2017г. №519, усматривается, что у Магомедова Э.М., а также у его родителей - ФИО8 и ФИО1, объектов недвижимости в собственности не имеется.

Согласно письма «Жилищного отдела по учету и распределению жилья» администрации ГО «город Избербаш» от 31.10.2016г. №138, а также письма администрации ГО «город Избербаш» от 08.04.2020г. №764, Магомедову Э.М. отказано в постановке на учет для получения жилья, в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что на момент подачи заявления заявитель достиг возраста 23 лет.

Как пояснил истец Магомедов Э.М. в судебном заседании, о своем праве на получение жилого помещения ему известно не было, ни одно из учреждений, в которых он воспитывался и обучался, постановкой его на квартирный учет не занималось, возможность получить жилье на льготных условиях ему не разъяснялась, в связи с чем, было нарушено его право на обеспечение жильем.

В соответствии с ч. 9 ст. 8 Закона N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Как разъяснил ВС РФ в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013г., отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. Суду необходимо выяснить причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

При этом, наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являлись следующие:

- ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;

- незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;

- установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.

Суд принимает во внимание и то обстоятельство, что Магомедов Э.М. не мог реализовать свое право на обеспечение жильем, поскольку со стороны ответчика не было предпринято необходимых действий по охране и защите его жилищных прав, следовательно, он не имел соответствующих сведений о своих правах и порядке их реализации.

В силу абзаца 3 пункта 3 Постановления Правительства РФ от 04.04.2019г. №397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства" (далее – Постановление Правительства РФ от 04.04.2019г. № 397) лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

В соответствии с пунктом 13 Постановления Правительства РФ от 04.04.2019г. № 397 в порядке, установленном уполномоченным органом, не позднее 60 рабочих дней со дня подачи (поступления) заявления о включении в список уполномоченный орган (орган местного самоуправления) принимает решение о включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список, либо об отказе во включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список. Решение о включении или об отказе во включении в список оформляется распорядительным актом уполномоченного органа (органа местного самоуправления) (далее соответственно - акт о включении в список, акт об отказе во включении в список), выписка из которого в течение 5 рабочих дней со дня его принятия направляется заявителю (представителю заявителя) способом, обеспечивающим подтверждение ее получения. При направлении копии акта об отказе во включении в список заявителю (представителю заявителя) разъясняется порядок обжалования соответствующего решения. Акт об отказе во включении в список хранится в учетном деле в уполномоченном органе.

При этом, в силу пункта 14 указанного Постановления акт об отказе во включении в список принимается в случае отсутствия оснований для предоставления жилого помещения, предусмотренных статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В акте об отказе во включении в список указывается основание такого отказа со ссылкой на соответствующую норму указанного Федерального закона.

Как усматривается из материалов дела, а также из пояснений в судебном заседании представителя администрации ГО «Город Избербаш» ФИО7 соответствующее решение о включении в список, либо об отказе во включении в список, в соответствии с требованиями федерального законодательства, на заявление истца Магомедова Э.М. от ДД.ММ.ГГГГ, а также заявление директора №Детского <адрес>» ФИО4 от 10.10.2016г. за № 191, администрацией ГО «город Избербаш» РД не принималось и в адрес истца не направлялось.

В этой связи, суд находит возможным признать уважительной причину пропуска Магомедовым Э.М. срока на обращение с заявлением о постановке на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности все доказательства по делу, принимая во внимание, что истцом пропущен срок постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по льготной категории граждан по уважительной причине, суд считает необходимым удовлетворить требования искового заявления в полном объеме.

Согласно ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Суд оценивает доказательства, согласно ст. 67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление Магомедова Эльхана Мурадовича к Администрации городского округа «Город Избербаш», третьим лицам: ГКУ РД "Детский <адрес>", Министерству образования и науки РД, об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа «город Избербаш» РД включить Магомедова Эльхана Мурадовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Избербашский городской суд РД.

Судья /подпись/ И.М. Исаев

«КОПИЯ ВЕРНА»

         Помощник судьи М.Р. Магомедова

Мотивированное решение

суда составлено 06.10.2020г.

УИД: 05RS0-22.

Подлинный документ подшит в материалы гражданского дела .

Дело находится в производстве Избербашского городского суда РД.

2-488/2020 ~ М-427/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Магомедов Эльхан Мурадович
Ответчики
Администрация ГО "Город Избербаш"
Другие
ГКУ РД "Детский дом №7"
Министерство образования и науки РД
Суд
Избербашский городской суд Республики Дагестан
Судья
Исаев Иса Магомедович
Дело на странице суда
izberbashskiy--dag.sudrf.ru
12.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.08.2020Передача материалов судье
17.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.09.2020Судебное заседание
02.10.2020Судебное заседание
06.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.03.2021Дело оформлено
02.03.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее