Дело № 2-1-632/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
2 июля 2019 года г. Козьмодемьянск
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Малышева И.М., при секретаре Пиандяковой А.А., с участием представителя истца Спиридонова Д.В. - Власкина А.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Спиридонова Д.В. к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» Республики Марий Эл
о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
у с т а н о в и л :
представитель истца Спиридонова Д.В. - Власкина А.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) в обоснование иска указывает, что Спиридонов Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (мать ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО4 лишен родительских прав решением Козьмодемьянского городского суда Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ).
Постановлением администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» Республики Марий Эл № 351 от 04.12.1996 опекуном Спиридонова Д.В. назначена ФИО7 - бабушка ФИО2
Постановлением администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» Республики Марий Эл № 226 от 14.05.2019 (на основании решения Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 28.01.2019) Спиридонов Д.В. включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск».
В нарушение законодательства, регулирующего данные правоотношения, истец до настоящего времени жильем не обеспечен.
С момента достижения им совершеннолетия (18 лет), то есть с 15.12.2013 у ответчика возникла обязанность по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Данное обязательство ответчиком не исполнено.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" истец просит обязать ответчика предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Представитель истца просит возложить на администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» Республики Марий Эл обязанность предоставить Спиридонову Д.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Представитель истца Спиридонова Д.В. - Власкина А.В. в судебном заседании иск поддержала полностью.
Ответчик - администрация муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» Республики Марий Эл - о месте и времени судебного заседания извещен, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, не сообщил об уважительной причине неявки представителя, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
3 лицо - Министерство образования и науки Республики Марий Эл о месте и времени судебного заседания извещено, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, не сообщило об уважительной причине неявки представителя.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Решением Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 28 января 2019 года постановление администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» № 910 от 10 декабря 2018 г. об отказе во включении Спиридонова Д.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, и акт Комиссии по установлению возможности или невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях № 3 от 10 декабря 2018 г. признаны незаконными. На администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» возложена обязанность включить Спиридонова Д.В. в муниципальный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации (абзац первый пункта 1).
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены вышеуказанным лицам ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй пункта 1).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий пункта 1).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона Республики Марий Эл от 28 апреля 2014 года N 13-З "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Марий Эл по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" (далее - Закон Республики Марий Эл "N"-З) Республика Марий Эл передала органам местного самоуправления для осуществления отдельные государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, включая: формирование муниципального специализированного жилищного фонда, состоящего из жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; формирование муниципального списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; установление факта возможности или невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях; заключение с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договоров найма специализированных жилых помещений; выявление в установленном порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации и принятие решений о заключении договоров найма специализированных жилых помещений на новый срок; принятие решений об исключении жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из муниципального специализированного жилищного фонда и заключение с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договоров социального найма в отношении данных жилых помещений в установленном порядке; заключение с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договоров социального найма жилых помещений; осуществление контроля за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Пунктом 2 статьи 1 Закона Республики Марий Эл N 13-З предусмотрено, что порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлен Законом Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года N 79-З "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон Республики Марий Эл N 79-З).
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона Республики Марий Эл N 79-З специализированные жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления на основании договора найма специализированного жилого помещения, заключаемого сроком на пять лет.
Как следует из материалов дела, Спиридонов Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к числу лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается постановлением администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» Республики Марий Эл № 226 от 14 мая 2019 г. Спиридонов Д.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Обязанность обеспечить истца специализированным жилым помещением лежит на администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» Республики Марий Эл, поэтому именно названный орган местного самоуправления в рассматриваемом случае является надлежащим ответчиком по делу, так как Закон Республики Марий Эл N 13-З, наделил органы местного самоуправления государственными полномочиями Республики Марий Эл по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда.
Ни Федеральный закон N 159-ФЗ, ни Закон Республики Марий Эл N 79-З не устанавливают очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, имеет целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
С 1 января 2013 года жилые помещения должны предоставляться детям-сиротам и лицам из их числа не из фонда социального использования по договорам социального найма во внеочередном порядке по договору социального найма, как это было предусмотрено пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса (в редакции, действующей до 1 января 2013 года), а из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа по договору специализированного найма по достижении ребенком определенного возраста или наступлении установленных обстоятельств (статья 8 Закона о дополнительных гарантиях в новой редакции).
Пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ о внеочередном предоставлении детям-сиротам и лицам из их числа жилых помещений фонда социального использования по договорам социального найма утратил силу с 1 января 2013 года.
Таким образом, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.
Требования о взыскании с администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» в пользу Спиридонова Д.В. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей подлежат оставлению без удовлетворения, поскольку согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
иск Спиридонова Д.В. к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» Республики Марий Эл о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» Республики Марий Эл предоставить Спиридонову Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормами жилищного законодательства в городском округе «Город Козьмодемьянск» Республики Марий Эл.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд путём подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий И.М.Малышев