Дело 2-168/2023
10RS0004-01 № ...
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
02 марта 2023 г. ........
Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Чаловой Н.В.,
при секретаре Токаревой К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия» к Лебедевой З. А. о взыскании денежных средств.
установил:
Государственное казенное учреждение социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия» (далее - истец, Учреждение) обратилось в суд с иском по тем основаниям, что ХХ.ХХ.ХХ в Учреждение с заявлением о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет обратилась Лебедева З.А. ХХ.ХХ.ХХ Учреждением было принято решение о назначению Лебедевой З.А. пособия на период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ. ХХ.ХХ.ХХ в Учреждение поступили сведения о том, что ответчик с июня 2020 по сентябрь 2021 осуществляла трудовую деятельность в ООО «Главная линия». О факте трудоустройства Лебедева З.А. своевременно Учреждению не сообщила в связи, с чем образовалась переплата денежных средств за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в размере 67491,15 руб. Ссылаясь на изложенное, истец просит взыскать с ответчика сумму излишне полученных денежных средств в размере 67491,15 руб.
В судебное заседание истец своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении требований в отсутствие представителя.
Ответчик в судебном заседании с заявленными требованиями согласилась, однако просила снизить размер подлежащей взысканию суммы, поскольку не за все месяцы ей была начислена заработная плата.
Третье лицо своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав позицию ответчика, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений ч.2 ст.7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральный закон от ХХ.ХХ.ХХ №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее - Закон о государственных пособиях) устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Полный перечень государственных пособий гражданам, имеющим детей, установлен в ст.З Закона о государственных пособиях.
В силу положений ст. 13 Закона о государственных пособиях право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют, в т.ч. матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Лицам, указанным в абзацах втором - пятом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, за исключением матерей, уволенных в период отпуска по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет (ст.14 Закона о государственных пособиях).
Приказом Минтруда России от ХХ.ХХ.ХХ № ... утвержден Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей.
В период назначения пособия Лебедевой З.А. действовал Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от ХХ.ХХ.ХХ № ...н (далее - Порядок № ...н).
Согласно п.43 Порядка № ...н право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также в случае продолжения обучения.
Пунктом 45 Порядка № ...н установлено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается: лицам, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 39 настоящего Порядка, - по месту работы, службы; лицам, указанным в подпунктах «д» - «ж» пункта 39 настоящего Порядка, - в органах социальной защиты населения по месту жительства, по месту службы мужа.
В соответствии с п.83 Порядка № ...н получатели пособий обязаны извещать не позднее чем в месячный срок органы социальной защиты населения, организации, назначающие пособия, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплаты. В случае, если в текущем месяце наступают обстоятельства, влекущие прекращение выплаты ежемесячных пособий (смерть ребенка, устройство получателя пособия на работу и др.), но выплата пособия за текущий месяц уже произведена, оснований для удержания излишне выплаченного пособия за данный месяц не имеется. В этом случае у получателей пособия право на получение ежемесячных пособий прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.
Суммы пособий, излишне выплаченные получателям вследствие представления ими документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право получения пособий или на исчисление их размеров, возмещаются этими получателями, а в случае спора - взыскиваются в судебном порядке. Суммы пособий, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего пособие, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки (п.85 Порядка № ...н).
Аналогичные положения закреплены в п.87 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от ХХ.ХХ.ХХ № ....
Судом установлено Лебедева З.А. является матерью несовершеннолетнего Лебедева С. А., ХХ.ХХ.ХХ года рождения.
Лебедева З.А. обратилась в Учреждение с заявлением о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в котором, в том числе, обязалась своевременно извещать орган социальной защиты населения о наступлении обязательств (об устройстве на работу или назначении пособия по безработице, иных обстоятельствах), влекущих изменение размера пособия или прекращение его выплаты.
Лебедевой З.А. назначено пособие по уходу за ребенком с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ ежемесячно в размере 7538,12 руб.
В связи с поступлением ХХ.ХХ.ХХ в Учреждение сведений о трудоустройстве ответчика в ООО «Главная линия», решением от ХХ.ХХ.ХХ выплата пособия Лебедевой З.А. прекращена с ХХ.ХХ.ХХ.
В результате не извещения ответчиком Учреждения о факте трудоустройстве, произошла переплата денежных средств в размере 67491,15 руб.
В адрес ответчика направлены уведомления от ХХ.ХХ.ХХ и от ХХ.ХХ.ХХ об образовавшейся сумме переплаты, которые оставлены без удовлетворения.
На основании п.1 ст.1102 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество
(неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
По смыслу положений подп.З ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Нормы Г ражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с выплатами ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Оценив представленные доказательства, с позиции приведенного законодательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, принимая во внимание, что переплата произошла по вине Лебедева З.А., которая не исполнила принятые на себя обязательства по своевременному извещению органа социальной защиты населения об устройстве на работу, влекущем прекращение выплаты пособия.
Вопреки доводам ответчика, оснований для снижения суммы излишне полученных денежных средств не имеется.
На основании пЛ ч. 1 ст.2 Федерального Закона ХХ.ХХ.ХХ №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон об обязательном социальном страховании) обязательному социальному страхованию подлежат граждане Российской Федерации, работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества.
Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются застрахованными лицами (ч.2 ст.2 Закона об обязательном социальном страховании).
В силу ч.5 ст.2 Закона об обязательном социальном страховании лицами, работающими по трудовым договорам, в целях настоящего Федерального закона признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны были приступить к работе, а также лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством.
Из ответа предоставленного ООО «Главная линия» следует, что Лебедева З.А. работала с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в должности уборщика помещений.
был заключен трудовой договор № ..., Лебедева З.А. была допущена к работе.
В силу положений ч.1 ст.13 Закона об обязательном социальном страховании назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи).
Доказательств тому, что ответчик работала на условиях неполного рабочего времени, материалы дела не содержат. Напротив, из содержания трудового договора следует, что Лебедевой З.А. был установлен сменный график работы 2x2, следующий режим работы: начало рабочего дня - 8.00 час., окончание рабочего дня - 20.00 час.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика в бюджет Кондопожского муниципального района подлежит взысканию государственная пошлина, от которой истец был освобожден при подаче иска, в размере 2224,73 руб.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Лебедевой З. А., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, паспорт серии 8621 № ..., в пользу Государственного казенного учреждения социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия» (ОГРН 1021000516426) излишне полученные денежные средства в размере 67491,15 руб.
Взыскать с Лебедевой З. А., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, паспорт серии 8621 № ..., в бюджет Кондопожского муниципального района государственную пошлину в размере 2224,73 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кондопожский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ХХ.ХХ.ХХ.