УИД 59RS0**-07 КОПИЯ
судья Полевщиков А.В.
дело № 71-203/2023
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 16 мая 2023 года
Судья Пермского краевого суда Тотьмянина Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Гилина Виктора Федоровича на постановление судьи Ленинского районного суда г. Перми от 17.03.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя жалобы,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 17.03.2023 Гилин В.Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, Гилин В.Ф. просит об отмене постановления судьи районного суда с прекращением производства по делу в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
При рассмотрении жалобы в краевом суде защитник Файзулин А.Т., извещенный о времени и месте судебного заседания, участие не принимал.
Изучив доводы жалобы, заслушав Гилина В.Ф., исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, 21.12.2022 в период времени с 15:00 до 15:20 Гилин В.Ф., находясь около здания администрации Губернатора Пермского края по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева, 14, удерживал в руках и публично демонстрировал плакат с надписями «Г-н Махонин! Требую завершения СВО! (основание – ст. 1 п. 1, ст. 3 п. 1 Конституции РФ)» и плакат с надписью «версия: СВО – следствие завершения календаря народов майя и полного игнорирования новых для человечества реальностей?», пытаясь привлечь общественное мнение.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении Гилина В.Ф. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения его к административной ответственности по данной норме.
Привлекая Гилина В.Ф. к административной ответственности по части 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда указал, что исходя из места, времени, обстановки, характера действий и содержания надписей на используемом плакате, действия Гилина В.Ф. имели целью дать негативную оценку действиям Вооруженных Сил Российской Федерации, дискредитировать их использование за пределами территории Российской Федерации и одновременно - воспрепятствовать их использованию за пределами территории Российской Федерации.
Однако с указанными выводами согласиться нельзя ввиду следующего.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статья 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выражается в публичных действиях, направленных на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Противоправными могут признаваться публичные действия, целью которых является любые действия, направленные на дискредитацию Вооруженных Сил Российской Федерации и выражающие негативное отношение к проводимой военной операции. Под дискредитацией понимаются умышленные действия, направленные на лишение доверия к чему-либо, на подрыв авторитета, имиджа.
Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется прямым умыслом.
Как следует из заключения эксперта № 244 от 11.05.2023, по результатам проведённой судебной лингвистической экспертизы, в представленных на исследование текстах плакатов, используемых Гилиным В.Ф. 21.12.2022, отсутствуют высказывания, в которых действия Вооруженных Сил Российской Федерации характеризуются как преступные, захватнические, фашистские, связанные с геноцидом, убийством мирных граждан; а также отсутствуют высказывания, выражающие обоснование необходимости противодействия использованию (функционированию) Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержки мира и безопасности. В одном из представленных на исследование плакатов отсутствуют высказывания, выражающие побуждение (призыв) к совершению каких-либо действий, связанных с использованием Вооруженных Сил Российской Федерации; в другом тексте плаката, имеются высказывания, выражающие побуждение к совершению действий, связанных с использованием Вооруженных Сил Российской Федерации, а именно к тому, чтобы губернатор Махонин Д.Н. совершил не конкретизированные действия, направленные на прекращение Вооруженными Силами Российской Федерации военных действий.
Таким образом, учитывая заключение эксперта, полагаю, что прихожу к выводу о том, что доказательств целенаправленного осуществления Гилиным В.Ф, действий, направленных на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации, публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации, а равно направленных на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации, в деле не имеется. Наличие у Гилина В.Ф. умысла на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации, призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации, а равно на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации, не установлено.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела судьей Ленинского районного суда г. Перми требования статьей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были, что не отвечает установленным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Вывод судьи районного суда о совершении Гилиным В.Ф. административного правонарушения, ответственность за которое наступает в соответствии с частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может быть признан законным и обоснованным, он сделан преждевременно, поскольку не была дана оценка при возбуждении дела об административном правонарушении и не проверены при рассмотрении дела все фактические обстоятельства, в том числе наличие объективной стороны административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление судьи Ленинского районного суда г. Перми от 17.03.2023 не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении Гилина В.Ф. - прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Перми от 17.03.2023, вынесенное в отношении Гилина Виктора Федоровича, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья -