Дело № 2-1751 (2024)
32RS0027-01-2023-006238-24
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Брянск 01 марта 2024 года
Советский районный суд гор. Брянска в составе
председательствующего судьи Борлакова М.Р.,
при помощнике судьи Луцай Я.Ю.,
с участием истца Архиповой М.А.,
представителя ответчиков по доверенностям Мозжова Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Архиповой Марины Александровны к Брянской городской администрации, Советской районной администрации г. Брянска о понуждении заключить договор социального найма жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Архипова М.А. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что она со своим сыном А.В. являются близкими родственниками С. – нанимателем комнаты в общежитии <адрес>. В указанной комнате истец с сыном зарегистрированы и проживают более 30 дет. <дата> С. умерла.
В сентябре 2023г. Архипова М.А. обратилась в Советскую районную администрацию г.Брянска с просьбой заключить договор социального найма в отношении комнаты, общей площадью 12,8 кв.м.
Письмом №811от 19.09.2023г. истца уведомили, что решением жилищной комиссии Советской районной администрации г.Брянска от 14.09.2023г. ей отказано в заключении договора в связи с отсутствием правоустанавливающего документа (ордера) на жилое помещение, расположенное <адрес>.
С указанным отказом не согласна, в связи с чем, просит суд признать за Архиповой Мариной Александровной, А.В. право пользования жилым помещением – комнатой <адрес>, общей площадью 12,8 кв.м., на условиях социального найма; обязать Советскую районную администрацию г.Брянска заключить договор социального найма жилого помещения – комнаты <адрес>, общей площадью 12,8 кв.м.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчиков возражал против удовлетворения иска, суду пояснил, что ордер выдается на основании распоряжения. Чтобы найти распоряжении, на основании которого нанимателю был выдан ордер, нужен номер этого распоряжения, однако у нас его нет. Указал, что администрация отказала истцу в заключении договора по техническим причинам, поскольку не было установочных данных.
Выслушав истца, представителя ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации никто не может быть произвольно лишен жилища.
Статья 47 ЖК РСФСР, действовавшего до 01.03.2005 года, предусматривала, что на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
В соответствии со статьей 54 ЖК РСФСР, наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требуется согласия остальных членов семьи.
Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем право пользования жилым помещением, если эти граждане являются и признаются членами его семьи и если при вселении между этими гражданами и нанимателем не было иного соглашения о пользовании жилым помещением.
Согласно части 3 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой этой необходимо для защиты, в том числе прав и законных интересов других лиц.
В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных Жилищным кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают права и обязанности.
Согласно статье 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
В соответствии со статьей 70 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи.
Вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя.
По смыслу находящихся в нормативном единстве положений статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 70 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, вселенные нанимателем жилого помещения по договору социального найма в качестве членов его семьи, приобретают равные с нанимателем права и обязанности при условии, что они вселены в жилое помещение с соблюдением предусмотренного частью 1 статьи 70 Жилищного кодекса Российской Федерации порядка реализации нанимателем права на вселение в жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи (пункт 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»).
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в сохраняющих свою силу решениях (Постановления от 4 апреля 1996 года № 9-П и от 2 февраля 1998 года № 4-П) и подлежащими обязательному учету в правоприменительной практике, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации», разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен части 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации. К ним относятся: а) супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним; б) другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.
Для признания других родственников и нетрудоспособных иждивенцев членами семьи нанимателя требуется также выяснить содержание волеизъявления нанимателя (других членов его семьи) в отношении их вселения в жилое помещение: вселялись ли они для проживания в жилом помещении как члены семьи нанимателя или жилое помещение предоставлено им для проживания по иным основаниям (договор поднайма, временные жильцы). В случае спора факт вселения лица в качестве члена семьи нанимателя либо по иному основанию может быть подтвержден любыми доказательствами (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно части 2 статьи 82 Жилищного кодекса Российской Федерации дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов своей семьи и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя. Такое же право принадлежит в случае смерти нанимателя любому дееспособному члену семьи умершего нанимателя.
В силу части 2 статьи 672 Гражданского кодекса Российской Федерации проживающие по договору социального найма жилого помещения совместно с нанимателем члены его семьи пользуются всеми правами и несут все обязанности по договору найма жилого помещения наравне с нанимателем. По требованию нанимателя и членов его семьи договор может быть заключен с одним из членов семьи. В случае смерти нанимателя или его выбытия из жилого помещения договор заключается с одним из членов семьи, проживающих в жилом помещении.
Как усматривается из материалов дела, С. является матерью С. М.А.
Согласно свидетельству о заключении брака №... от <дата>, выданному отделом ЗАГС Советского района г.Брянска управления ЗАГС Брянской области, С. М.А. после заключения брака присвоена фамилия «Архипова».
Согласно поквартирной карточке от 08.12.2023г. в жилом помещении – комнате <адрес> с <дата>, <дата> по настоящее время зарегистрированы Архипова М.А., А.В. – дочь и внук нанимателя.
Нанимателем указанного жилого помещения является С., которая снята с регистрационного учета <дата> в связи со смертью. Факт смерти С. подтверждается свидетельством о смерти №... от <дата>, выданным отделом ЗАГС Советского района г.Брянска управления ЗАГС Брянской области, согласно которому С. умерла <дата>
Как следует из выписки из реестра муниципальной собственности г.Брянска, жилое помещение, расположенное <адрес>, внесено в реестр муниципального жилищного фонда г.Брянска под реестровым №..., на основании постановления Брянской городской администрации от 12.11.2007г. №2534-п, распоряжения по управлению собственностью г.Брянска от 14.04.2008г. №167-р.
14.09.2023г. Архиповой М.А. отказано в заключении договора социального найма в связи с отсутствием правоустанавливающего документа на жилое помещение (выписка из распоряжения Советской районной администрации г.Брянска от 15.09.2023г. №442-р).
Как установлено судом, Архипова М.А., А.В. изначально были вселены в спорную квартиру в качестве членов семьи нанимателя <дата> (дочь) и <дата> (внук), продолжают проживать в указанном жилом помещении по настоящее время, истец несет расходы по его содержанию и оплате ЖКУ. Иные члены семьи нанимателя, интересы которых могут быть затронуты принятым решением, отсутствуют, что подтверждается материалами дела.
Кроме того, суд учитывает, что Архипова М.А. занимает квартиру с <дата>, несет расходы по содержанию жилого помещения, открыто пользуется и владеет комнатой, с требованиями к истцу о том, что Архипова М.А. занимает спорную квартиру незаконно, ответчики не обращались, требований о выселении не заявляли.
Отсутствие ордера на спорную комнату не может являться основанием для непризнания ее приобретшей права пользования спорной комнатой, поскольку как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 27 Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», вселение в жилое помещение новых членов семьи нанимателя, согласно части 2 статьи 70 Жилищного кодекса Российской Федерации, влечет за собой необходимость внесения соответствующих изменений в ранее заключенный договор социального найма жилого помещения в части указания таких лиц в данном договоре. Вместе с тем несоблюдение этой нормы само по себе не является основанием для признания вселенного члена семьи нанимателя не приобретшим права на жилое помещение при соблюдении установленного частью 1 статьи 70 Жилищного кодекса Российской Федерации порядка вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве членов своей семьи.
Суд приходит к выводу о том, что истец была вселена своей матерью -нанимателем в спорное жилое помещение как член ее семьи, в соответствии с требованиями статьи 70 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Архиповой Марины Александровны к Брянской городской администрации, Советской районной администрации г. Брянска о понуждении заключить договор социального найма жилого помещения удовлетворить.
Признать за Архиповой Мариной Александровной, А.В. право пользования жилым помещением – комнатой <адрес>, общей площадью 12,8 кв.м., на условиях социального найма.
Обязать Советскую районную администрацию г.Брянска заключить с Архиповой Мариной Александровной договор социального найма жилого помещения – комнаты <адрес>, общей площадью 12,8 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.Р. Борлаков
Решение принято в окончательной форме 11 марта 2024 года