Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-54/2022 от 06.06.2022

дело № 12-54/2022

УИД 19RS0010-01-2022-000592-33

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

с. Шира 08 июля 2022 г.

Судья Ширинского районного суда Республики Хакасия Марков Е.А.,

при секретаре Капчигашевой В.Э.,

с участием помощника прокурора Ширинского района Республики Хакасия Фирсова Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя администрации муниципального образования Целинный сельсовет Ширинского района – Морозовой Т.И. на постановление от 11 мая 2022 г. начальника отделения – старшего судебного пристава Ширинского районного отделения судебных приставов УФССП России по Республике Хакасия Зайковой О.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), -

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава Ширинского районного отделения судебных приставов УФССП России по Республике Хакасия Зайковой О.А. от 11 мая 2022 г. юридическое лицо – администрация муниципального образования Целинный сельсовет Ширинского района (далее – Администрация) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Как следует из содержания данного постановления Администрации инкриминировано нарушение законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в неисполнении законных требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.

Законным представителем Администрации – Морозовой Т.И. вышеназванное постановление обжаловано в Ширинский районный суд Республики Хакасия как незаконное и подлежащее отмене.

В обоснование поданной жалобы указаны следующие доводы.

Администрация является бюджетной организацией, денежные средства в сумме 3,5 млн. рублей на ликвидацию несанкционированной свалки отсутствуют. Администрация неоднократно обращалась с ходатайствами в Правительство Республики Хакасия и Администрацию Ширинского района с просьбой о выделении денежных средств на вышеуказанные цели. Бюджетные средства не выделялись.

В подтверждение доводов жалобы представлены соответствующие документы.

Заявитель Морозова Т.И. ходатайствовала о рассмотрении жалобы в её отсутствие.

Административный орган, вынесший обжалуемое постановление, будучи уведомлен о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание своего представителя не направил.

Прокурор, участвуя в судебном заседании, полагает, что у Администрации с момента вынесения судебного решения имелось достаточное время для его исполнения, в связи с чем оснований для удовлетворения жалобы в части отмены обжалуемого постановления не имеется. В то же время, поскольку Администрацией принимаются меры к устранению допущенного нарушения, то возможно заменить штраф на предупреждение.

В судебном заседании было изучено дело исполнительного производства в отношении должника – Администрации, возбужденное 31 июля 2015 г., и дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.

Из содержания данных дел следует, что по исковому заявлению прокурора Ширинского района Республики Хакасия, Ширинским районным судом Республики Хакасия было рассмотрено гражданское дело и вынесено решение от 09 июня 2015 г. обязать Администрацию устранить нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства, ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов.

Исполнительный лист по решению суда был выдан 13 июля 2015 г.

31 июля 2015 г. Ширинским районным отделом судебных приставов УФССП России по Республике Хакасия в отношении Администрации было возбуждено исполнительное производство. Срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, установлен должнику 5 дней с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства.

18 ноября 2015 г. службой судебных приставов было вынесено требование, обязывающее Администрацию в пятидневный срок со дня получения данного требования, устранить нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства согласно решения суда от 09 июля 2015 г.

Требование аналогичного характера было вынесено 14 января 2016 г.

01 марта 2016 г. УФССП России по Республике Хакасия было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с Администрации в размере 50 000 рублей.

В дальнейшем службой судебных приставов многократно выносились требования в адрес Администрации об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства согласно решения суда от 09 июля 2015 г.

18 июня 2020 г. должностным лицом службы судебных приставов в присутствии действовавшего на тот момент главы Администрации "ФИО" был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

В тот же день, то есть 18 июня 2020 г. в отношении Администрации старшим судебным приставов Ширинского районного отделения судебных приставов было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. Постановление вступило в законную силу 30 июня 2020 г. Административный штраф оплачен 21 декабря 2020 г.

В дальнейшем должностными лицами службы судебных приставов в адрес Администрации направлялись неоднократно требования об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства согласно решения суда от 09 июля 2015 г., в том числе требование от 08 апреля 2022 г. со сроком исполнения до 25 апреля 2022 г., полученное Администрацией 11 апреля 2022 г.

В ответ на данное требование Администрацией 22 апреля 2022 г. в адрес службы судебных приставов была направлена информация о невозможности исполнить решения суда в виду недофинансирования бюджета. Названная информация получена службой судебных приставов 26 апреля 2022 г.

05 мая 2022 г. должностным лицом службы судебных приставов в отношении юридического лица – Администрации был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.

Как следует из содержания данного протокола юридическому лицу – Администрации вменяется неисполнение на 25 апреля 2022 г. требования судебного пристава исполнителя, полученное 11 апреля 2022 г., об обязании устранить нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства, ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную в 300 метрах южнее с. Целинное Ширинского района Республики Хакасия, после наложения административного штрафа, назначенного постановлением от 18 июня 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Постановлением от 11 мая 2022 г. Администрация была признана в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, событие которого описано в вышеуказанном протоколе, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Вместе с тем, описание события административного правонарушения не соответствует квалификации ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.

В частности, должностное лицо административного органа при описании события правонарушения указывает, что Администрация после наложения административного штрафа не исполнило требование неимущественного характера, связанного с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Частью 1 ст. 1.7 КоАП РФ определено, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Статья 17.15 КоАП РФ федеральным законом от 16 декабря 2019 г. № 442-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» дополнена частью 2.1, предусматривающую административную ответственность за неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные, в том числе, с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа.

Следовательно, деяние, описанное в протоколе об административном правонарушении и в обжалуемом постановлении, надлежало квалифицировать по ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ, которая является специальной отношению к общей норме, предусмотренной ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.

При этом следует учесть, что применении норм права приоритет отдается специальным нормам, то есть общая норма права не применяется, если имеется специальная норма. Замена или отмена специальных норм общими не допускается.

Оснований для переквалификации события правонарушения по специальной норме закона не имеется, поскольку это ухудшит положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, так как санкция ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, а санкция ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

К тому же, учитывая фактические обстоятельства дела, следует признать, что должностным лицом административного органа деяние, описанное в протоколе об административном правонарушении и в обжалуемом постановлении не могло быть квалифицировано не по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, не по ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ, объективная сторона которых предусматривает обязательный признак неисполнения требования в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа.

Как следует из материалов дела постановление о наложении административного штрафа в связи с привлечением администрации муниципального образования Целинный сельсовет было вынесено 18 июня 2020 г., вступило в законную силу 30 июня 2022 г. и исполнено 21 декабря 2020 г.

В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено наказание, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Таким образом, годичный срок давности, который образует обязательный признак объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч.ч. 2, 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ, истек 21 декабря 2021 г.

Сведений о повторном привлечении к административной ответственности юридического лица с этого времени материалы дела не содержат. Постановление от 25 августа 2021 г. о назначении администрации муниципального образования Целинный сельсовет административного наказания по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ было отменено решением Ширинского районного суда Республики Хакасия от 15 ноября 2021 г. с прекращением производства по делу за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

При изложенных обстоятельствах, действия (бездействие) Администрации могли быть квалифицированы по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

В тоже время, оснований для привлечения юридического лица по указанной норме закона не нахожу по следующим основаниям.

Отсутствие в бюджете соответствующих лимитов и надлежащих показателей для целей устранения несанкционированных свалок, вне зависимости от доказанности такого факта, не может являться основанием для освобождения от административной ответственности лица, нарушившего свое обязательство, возложенного на него законом, поскольку, законодатель, устанавливая такую ответственность, не связывает ее наступление с наличием средств или их отсутствием.

В тоже время, следует учесть, что согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следует из материалов дела, после привлечения Администрации к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ должностными лицами названного органа местного самоуправления был разработан план мероприятий («дорожная карта»), направленный на исполнение судебных решений, в том числе по ликвидации несанкционированной свалки.

В бюджете муниципального образования Целинный сельсовет на 2022 г. на выполнение работ по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов предусмотрено 50 тыс. рублей.

03 ноября 2020 г., то есть в установленном ст.ст. 184, 185 Бюджетного кодекса РФ порядке и сроке составления проектов местных бюджетов, глава Администрации Морозова Т.И. обратилась в адрес должностных лиц исполнительных и представительных органов Республики Хакасия и Ширинского района с ходатайством выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, в том числе на ликвидацию несанкционированной свалки. Как следует из ответа председателя Верховного Совета Республики Хакасия от 11 ноября 2022 г. в рамках регионального проекта Республики Хакасия «Чистая страна» Ширинскому району предусмотрены субсидии на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на 2022 г. в сумме 2 790,7 тыс. рублей и на 2023 г. в сумме 2 016,6 тыс. рублей. В тоже время, содержание ответов главы администрации муниципального образования Ширинский район и Председателя Совета депутатов данного муниципального образования не содержат обоснований, по которым отказано в предоставлении бюджетных ассигнований.

С ходатайством аналогичного содержания глава Администрации повторно обращалась в вышеуказанные органы 28 января 2021 г. и ей представлен ответ и.о. министра финансов Республики Хакасия о том, что Ширинскому району на 2021 г. распределены межбюджетные трансферты в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, из них муниципальному образованию Целинный сельсовет в сумме 2 522 тыс. рублей, в настоящее время Правительством Республики Хакасия проводится работа с федеральным центром про предоставлению дополнительной финансовой помощи в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов. Содержание ответов главы администрации муниципального образования Ширинский район и Председателя Совета депутатов данного муниципального образования повторно не содержат обоснований, по которым отказано в предоставлении муниципальному образованию Целинный сельсовет дополнительных бюджетных ассигнований.

17 января 2022 г. глава Администрация муниципального вновь обратилась в вышеназванные исполнительные и представительные органов Республики Хакасия и Ширинского района с ходатайством выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, в том числе на ликвидацию несанкционированной свалки. При этом глава муниципального образования Ширинский район ответил, что данное ходатайство направлено «не по адресу», предложив обратиться в Правительство Республики Хакасия. Председатель Совета депутатов данного муниципального образования направил ответ о том, что распределение и финансирование дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов поселений не относится к полномочиям названного представительного органа. Из содержания ответа и.о. министра финансов Республики Хакасия следует, что на 2022 г. субсидии бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия в части реализации мероприятий по благоустройству сельских поселений распределены в полном объеме, бюджету Целинного сельсовета средства не предусмотрены, распределений субсидий возможно на 2023 г. Должностными лицами Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия было рекомендовано главе муниципального образования Целинный сельсовет принять участие в отборе на предоставление субсидии на 2023 г.

Вышеперечисленная информация была доведена до сведения службы судебных приставов в ответ на требование от 08 апреля 2022 г., а также дополнительно указано, что в октябре 2021 г. выполнены работы по буртовке и расчистке несанкционированной свалки. Однако указанные сведения оставлены без внимания должностными лицами службы судебных приставов. Более того, судебным приставом-исполнителем в отношении администрации не был составлен акт о совершении исполнительных действий, согласно которому требования исполнительного документа должником не выполнены, решение суда не исполнено.

Учитывая вышеизложенные сведения, прихожу к выводу, что должностным лицом Администрации в соответствии с порядком и сроками составления проекта местного бюджета вносились предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись.

Таким образом, оснований для привлечения Администрации по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, не нахожу.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, а также принимая во внимание, что описанное в протоколе об административном правонарушении и в обжалуемом постановлении бездействие Администрации не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, то производство по настоящему делу подлежит прекращению по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ (за отсутствие состава административного правонарушения).

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья, -

Р Е Ш И Л :

Постановление начальника отделения – старшего судебного пристава Ширинского районного отделения судебных приставов УФССП России по Республике Хакасия Зайковой О.А. от 11 мая 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении юридического лица – администрации муниципального образования Целинный сельсовет Ширинского района - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении юридического лица – администрации муниципального образования Целинный сельсовет Ширинского района Республики Хакасия прекратить по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии через Ширинский районный суд Республики Хакасия.

Судья    

Ширинского районного суда Марков Е.А.

12-54/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Истцы
Прокурор Ширинского района
Ответчики
Администрация Целинного сельсовета
Суд
Ширинский районный суд Республики Хакасия
Судья
Марков Е.А.
Статьи

ст.17.15 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
sharinsky--hak.sudrf.ru
06.06.2022Материалы переданы в производство судье
07.06.2022Истребованы материалы
16.06.2022Поступили истребованные материалы
08.07.2022Судебное заседание
08.07.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
12.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.07.2022Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
26.07.2022Вступило в законную силу
26.07.2022Дело оформлено
05.08.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее