Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-51/2019 от 07.08.2019

Решение

27 августа 2019 г. г. Дербент

Судья Дербентского районного суда Республики Дагестан Ашуров К.В., рассмотрев жалобу Алиева Ш.Д. на постановление № 192 от 24.04.2019г. руководителя Южного межрайонного управления по экологии и природопользованию по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Алиев Ш.Д. подал жалобу на постановление, вынесенное руководителем Южного межрайонного управления по экологии и природопользования ФИО5 за № 192 по делу об административном правонарушении от 24.04.2019г., которым он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 1500 рублей, ссылаясь на то, что он фактически проживает на берегу моря в <адрес>, разрешение на въезд на береговую зону Каспийского моря и осуществление перевозки песка у него имеется, его никто не задерживал с транспортным средством, протокол в его присутствии не составлялся, фотоснимки и другие доказательства совершения административного правонарушения, ему не предъявляли. Постановление вынесено в его отсутствие, никто его не уведомлял, извещения не получал, что лишило его возможности отстаивать законные права и интересы. О том, что он привлечен к административной ответственности, узнал после получения постановления, в случае если имеется место пропуска срока подачи жалобы, просит также восстановить срок на обжалование указанного постановления.

В судебном заседании Алиев Ш.Д. поддержал жалобу по основаниям, указанным в ней, просил постановление отменить и производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Представитель Южного межрайонного управления по экологии и природопользования по доверенности Карабеков К.С. просил в удовлетворении жалобы отказать за необоснованностью изложенных доводов.

В силу ч. З ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с частью 2 статьи 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока подачи жалобы, указанный срок по ходатайству лица подающего жалобу, может быть восстановлен судьей, правомочным рассматривать жалобу.

В силу ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Алиев Ш.Д. просит суд восстановить пропущенный срок для обжалования постановления.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 №367-0, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Оценив обстоятельства дела, доводы заявителя и представленные материалы дела, доказательства на основании ч.2 ст. 30.3 КоАП РФ, принимая во внимание непредставление и отсутствие сведений о дате вручения (получения) копии постановления, суд считает необходимым удовлетворить ходатайство Алиева Ш.Д. о восстановлении пропущенного процессуального срока, представив ему право на судебную защиту, отказ в правосудии является неправомерным, особенно с учетом того, что при привлечении его к ответственности допущены нарушения требований КоАП РФ.

Изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, объяснения заявителя, представителя Южного межрайонного управления по экологии и природопользования по доверенности Карабекова К.С., оценив их в совокупности с другими письменными материалами дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, согласно протоколу 05 АА № 024264 от 09 декабря 2018 года, составленного УУП ОМВД России по Дербентскому району ФИО4, 09.12.2018 г. в 22 часа 10 минут в <адрес> РД Алиев Ш.Д. незаконно заехал на берег Каспийского моря и тем самым нарушил требования к охране водных объектов, которое может повлечь загрязнение и засорение, тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ (л.д.11).

Постановлением руководителя Южного межрайонного управления по экологии и природопользования ФИО5 за № 192 по делу об административном правонарушении от 24.04.2019 г. Алиев А.Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 1500 рублей (л.д.9).

Частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 данного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении судья выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, причины неявки участников производства по делу и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

25 апреля 2019 года руководитель Южного межрайонного управления по экологии и природопользования рассмотрел дело об административном правонарушении в отсутствие Алиева Ш.Д., признав его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ.

Рассматривая данное дело, должностное лицо указало, что Алиев Ш.Д. надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела (л.д. 9).

Вместе с тем постановление по делу законным признать нельзя в связи с нижеследующим.

Согласно статье 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (часть 1).

Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства (часть 2).

Как усматривается из материалов дела, для извещения о месте и времени рассмотрения дела должностным лицом административного органа каких-либо извещений в адрес Алиева Ш.Д. не направлено. Также в материалах дела сведения о получении Алиевым Ш.Д. указанных извещений отсутствуют, равно как отсутствует и сообщение об отсутствии адресата по адресу либо о том, что лицо фактически не проживает по адресу, либо отказалось от получения почтового отправления, а также об истечении срока хранения почтовой корреспонденции.

В материалах дела также отсутствует какая-либо иная информация об извещении Алиева Ш.Д. о времени и месте рассмотрения дела иными способами - телеграммой, телефонограммой и др.

Таким образом, материалы настоящего дела не содержат сведений о том, что Алиев Ш.Д. был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ, назначенного на 24 апреля 2019 года и таких доказательств представителем административного органа при рассмотрении дела суду не представлено.

В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении не соблюден, дело рассмотрено без участия Алиева Ш.Д. в отсутствие сведений о том, что он извещен о месте и времени его рассмотрения надлежащим образом.

Указанные существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем постановление нельзя признать законным и обоснованным.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Положениями статьи 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.    

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, кроме всего прочего, в протоколе об административном правонарушении указываются объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. Указанные сведения указываются в момент составления протокола.

В силу ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности. В соответствии с ч. 1 ст. 25.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе пользоваться юридической помощью защитника, в качестве которого допускается адвокат или иное лицо.

Не допускается использование доказательств по делу административном правонарушении, полученных с нарушением закона.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).

В силу части 5 указанной статьи протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (часть 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Как следует из материалов дела, Алиеву Ш.Д вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ.

Из содержания протокола об административном правонарушении от 09 декабря 2018 года следует, что он составлен УУП ОМВД России по Дербентскому району, в графе "Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении", сотрудником полиции произведена запись о том, что Алиев Ш.Д. от дачи объяснений и подписи отказался.

В ходе производства по делу об административном правонарушении Алиев Ш.Д., отрицая вину в совершении административного правонарушения, последовательно утверждал о том, что протокол с его участием не составлялся, копия протокола об административном правонарушении ему не вручалась, чем нарушено его право на защиту.

Из протокола об административном правонарушении не следует, что к протоколу прилагается приложенные к делу материалы, а именно: рапорт (л.д.10), копия паспорта (л.д.12), фотоснимки автомашины (л.д.13-14),

Фотоснимки автомашины КАМАЗ за г/н не могут служить доказательством виновности Алиева Ш.Д., поскольку из них не усматривается, где, когда, кем и при каких обстоятельствах они сделаны, к материалам дела в подтверждении того, что машиной управлял именно Алиев Ш.Д., доказательств не приложено, как и доказательство, что собственником данной машины является Алиев Ш.Д. (свидетельство о регистрации ТС).

Других доказательств, свидетельствующих, что 09.12.2018 г. в 22 часа 10 минут в <адрес>, Алиев Ш.Д. незаконно заехал на берег Каспийского моря и тем самым нарушил требования к охране водных объектов, которое может повлечь загрязнение и засорение.

В силу части 1 статьи 28.8 КоАП РФ протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.

Согласно материалам дела, протокол об административном правонарушении составлен 09.12.2018 г., постановление вынесено 24.04.2019 то есть через четыре месяца.

При этом, материалы не содержат сведений о том, что УУП ОМВД России по Дербентскому району материал направлен в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ.

Так протокол о совершении административного правонарушения в отношении Алиева Ш.Д., который служит основным доказательством по делу, составлен с существенными нарушениями требований КоАП РФ, а совокупность иных представленных материалов не является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.3 ч.1 КоАП РФ, в отношении Алиева Ш.Д.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Согласно разъяснениям, содержащимся в четвертом абзаце пункта 13.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало само событие административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с пунктом 1 либо пунктом 2 статьи 24.5 КоАП РФ.

С учетом изложенного суд пришел к выводу, что вина Алиева Ш.Д. в совершении правонарушения, указанного в постановлении от 24.04.2019 г. №192, не установлена, поэтому состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.13 ч. 4 КоАП РФ, не имеется.

При таких обстоятельствах постановление от 24.04.2019г. подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в действиях Алиева Ш.Д состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 30.3, 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

жалобу Алиева Шафи Джамалдиновича - удовлетворить.

Постановление, вынесенное руководителем Южного межрайонного управления по экологии и природопользования ФИО5 №192 от 24.04.2019г. в отношении Алиева Шафи Джамалдиновича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.

Судья: К.В. Ашуров

12-51/2019

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Алиев Шафи Джамалдинович
Суд
Дербентский районный суд Республики Дагестан
Судья
Ашуров Кахриман Велиевич
Статьи

ст. 8.13 ч.4 КоАП РФ

Дело на странице суда
derbent-rs--dag.sudrf.ru
07.08.2019Материалы переданы в производство судье
27.08.2019Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее