Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-598/2023 ~ М-450/2023 от 12.09.2023

Дело

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

08 ноября 2023 года                                                                      село Моргауши

Моргаушский районный суд Чувашской Республики-Чувашии под председательством судьи Салдыркиной Т.М.,

при секретаре судебного заседания Замятиной Е.Г.,

с участием помощника прокурора Моргаушского района Чувашской Республики ФИО, старшего помощника прокурора Моргаушского района Чувашской Республики ФИО,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Моргаушского района Чувашской Республики, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности выполнить ремонт автомобильной дороги и устранить повреждения дорожного покрытия,

установил:

прокурор Моргаушского района Чувашской Республики в лице ФИО в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики об обязании выполнить ремонт автомобильной дороги и устранить в соответствии с требованиями пункта 5.2.4 ГОСТ Р50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» повреждения дорожного покрытия автомобильной дороги «<данные изъяты>» на всем протяжении в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Моргаушского района Чувашской Республики совместно с ОГИБДД ОМВД России по Моргаушскому району по жалобе ФИО1 проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения. В ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги «<данные изъяты>» в виде выбоин с разрушением покрытия: на <данные изъяты> м выбоины с разрушением покрытия глубиной 9 см, шириной 250 см, длиной 150 см, глубиной 8 см, шириной 230 см, длиной 150 см; на <данные изъяты> м – выбоины с разрушением покрытия глубиной 6 см, шириной 230 см, длиной 150 см. По дороге осуществляется движение автомобильного транспорта. Указанная автомобильная дорога «<данные изъяты>» состоит на балансе администрации Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики, покрытие дороги щебеночное, согласно техническому паспорту дорога относится к V категории дороги, протяженностью <данные изъяты> км.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес главы администрации Моргаушского района внесено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения, однако нарушения на момент предъявления в суд искового заявления не устранены.

Данные нарушения не соответствуют основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения и создают угрозу безопасности жизни и здоровью граждан.

В судебном заседании представители истца прокуроры ФИО, ФИО поддержали заявленное исковое требование, пояснили, что на момент подачи иска в суд автомобильная дорога не была отремонтирована, сведения о выполнении ремонта на всей протяженности автомобильной дороги на момент рассмотрения судом дела прокурору не представлены, в том числе администрацией Моргаушского муниципального округа не предоставлена информация об исполнении представления прокуратура района от ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик администрация Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики, надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного заседания, представителя с надлежащим образом оформленной доверенностью в судебное заседание не направил.

Третье лицо ИП также правом на участие в судебном заседании не воспользовался, извещен надлежащим образом (л.д. 78).

        Выслушав представителей истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно пункту 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденного приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ N-ст (далее - ГОСТ Р, ГОСТ Р 50597-2017) покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений. Виды дефектов покрытий проезжей части, обочин и разделительных полос, размеры и сроки устранения отражены в таблице А1 Приложения А, как обязательного к исполнению, в указанном ГОСТ Р.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, составленной старшим помощником прокурора Моргаушского района ФИО совместно с сотрудниками ОГИБДД ОМВД РФ по Моргаушскому району, в ходе проверки соблюдения требований законодательства о безопасности дородного движения выявлены нарушения п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на дорожном покрытии автомобильной дороги «<данные изъяты>» на территории Моргаушского района Чувашской Республики. В частности, на <данные изъяты> м имеются дефекты покрытия проезжей части в виде выбоин с разрушением покрытия глубиной 9 см, шириной 250 см, длиной 150 см, глубиной 8 см, шириной 230 см, длиной 150 см; на <данные изъяты> м – выбоины с разрушением покрытия глубиной 6 см, шириной 250 см, длиной 200 см. По дороге осуществляется движение автомобильного транспорта. По автомобильной дороге осуществляется движение транспортных средств, покрытие дороги щебеночное. Согласно техническому паспорту дорога относится к V категории дороги, протяженностью <данные изъяты> км.

Выявленные нарушения не устранены. Приведенный факт ответчиком не оспорен.

По указанным нарушениям в адрес главы администрации Моргаушского района Чувашской Республики исполняющим обязанности прокурора Моргаушского района внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ о принятии конкретных мер по устранению выявленных нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги «<данные изъяты>», затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

По результатам рассмотрения представления администрацией Моргаушского района дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором выражено обязательство произвести работы по устранению деформации покрытия проезжей части указанной автомобильной дороги после схода снежного покрова и наступления благоприятных погодных условий. При этом подрядчику разъяснено о недопущении в дальнейшем нарушений по содержанию автомобильных дорог.

В ходе осуществления контрольной проверки состояния автомобильной дороги ДД.ММ.ГГГГ ФИО совместно с врио начальника ОГИБДД ОМВД России по Моргаушскому району ФИО2 установлено, что меры по ремонту автомобильной дороги «<данные изъяты>» не приняты, выявленные нарушения не устранены. Кроме того, на всей протяженности автомобильной дороги имеются дефекты покрытия проезжей части в виде выбоин с разрушением покрытия, в нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ и приложенным фотоматериалом (л.д. 19 - 22).

Судом из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что сооружение с кадастровым , наименование - автомобильная дорога «<данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года ввода в эксплуатацию по завершении строительства, протяженностью <данные изъяты> метра, расположенное по адресу: <адрес>, далее трасса проходит в южном направлении до <адрес>, на праве собственности принадлежит муниципальному образованию Моргаушский муниципальный округ Чувашской Республики, о чём произведена государственная регистрация права от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, администрация Моргаушского района Чувашской Республики обязательства по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе автомобильной дороги <данные изъяты> протяженностью <данные изъяты> км, передал подрядчику ООО «<данные изъяты>». Контракт заключен на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30-54).

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Моргаушского района Чувашской Республики заключен муниципальный контракт с ИП, по которому обязательства по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе автомобильной дороги «<данные изъяты> протяженностью <данные изъяты> км, переданы указанному подрядчику ИП Контракт заключен на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 55-72).

Решением Собрания депутатов Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики первого созыва от ДД.ММ.ГГГГ постановлено учредить администрацию Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики с правами юридического лица.

Решением Собрания депутатов Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики первого созыва от ДД.ММ.ГГГГ постановлено ликвидировать администрацию Моргаушского района Чувашской Республики; согласно решению Собрания депутатов Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики первого созыва от ДД.ММ.ГГГГ администрация Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики является правопреемником администрации Моргаушского района Чувашской Республики в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Чувашской Республики, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики.

Согласно таблице 5.3 ГОСТ Р 50597-2017 вид дефекта (выбоина, просадка, пролом), в том числе для группы улиц - Д, не может быть длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью 0,06 кв. м и более.

Из совокупности исследованных доказательств следует, что прокуратурой Моргаушского района в результате проведенной по жалобе жителей д. Елхово проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности выявлен факт неисполнения ответчиком требования по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильной дороге «<данные изъяты>.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ).

Согласно ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, обязанность по содержанию дорог и дорожных сооружений в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил возложена на должностных и иных лиц, ответственных за состояние дорог.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального округа отнесены дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом согласно ч.3 ст. 2 Федерального закона от 01 мая 2019 года № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (с 01 мая 2019 года) до окончания переходного периода, установленного частью 2 настоящей статьи (до 1 января 2025 года), муниципальные округа участвуют в бюджетных, налоговых, гражданских и иных правоотношениях, органы местного самоуправления муниципальных округов решают вопросы местного значения, осуществляют установленные полномочия и права, соблюдают требования и исполняют предписания федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации наравне с городскими округами и органами местного самоуправления городских округов, если иное не предусмотрено указанными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также переходными положениями или нормами о вступлении в силу законов субъектов Российской Федерации, в соответствии с которыми муниципальные образования наделяются статусом муниципального округа.

Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах соответственно муниципального округа или городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах муниципального округа или городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального округа или городского округа.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В силу пункта 6 статьи 7 Устава Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики, к вопросам местного значения муниципального округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Моргаушского муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах Моргаушского муниципального округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из приведенных норм права суд приходит к выводу, что законодательством обязанность по содержанию дорог местного значения в границах муниципального образования Моргаушский муниципальный округ Чувашской Республики отнесена к полномочиям органа местного самоуправления, каким является администрация Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению. Обязанность по решению всех вопросов местного значения с целью создания благоприятных условий для населения, проживающего в границах соответствующего муниципального образования возложена на органы местного самоуправления. Согласно части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации именно органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Следует возложить на администрацию Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики обязанность выполнить ремонт автомобильной дороги и устранить повреждения дорожного покрытия автомобильной дороги «<данные изъяты>» на всем ее протяжении в соответствии с требованиями пункта 5.2.4 ГОСТ Р50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Устанавливая в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено ответчиком, суд исходит из характера выявленных нарушений и комплекса мероприятий, необходимых для их устранения, учитывает разумность срока и обеспечение соблюдения баланса интересов сторон.

Согласно пунктам 5- 5.2 СНиП 3.06.03-85. «Автомобильные дороги». (ГОССТРОЙ СССР) устройство дополнительных слоев оснований из щебня, гравия и песка следует производить в соответствии с требованиями С.24 СНиП 3.06.03-85 пп. 7.9 и 7.10, а из укрепленных грунтов — в соответствии с требованиями раздела 6. Бетонные смеси с легкими заполнителями, пористые каменные материалы, обработанные вяжущими, укрепленные грунты и золошлаковые смеси с легкими заполнителями следует приготовлять в смесителях принудительного перемешивания. Температура смеси при укладке должна быть не ниже 5 °С. Бетонные смеси с легкими заполнителями следует укладывать на подготовленное земляное полотно с помощью бетоноукладочных машин. Поперечные и продольные швы следует устраивать путем вставки реек или нарезать в свежеуложенном бетоне. Движение построечного транспорта по теплоизолирующему слою разрешается только после достижения прочности материала не менее 70 % проектной.

Администрация Моргаушского муниципального округа является органом, обеспечивающим выполнение организационно-технического и нормативного правового регулирования отношений в жилищно-коммунальной сфере на территории Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики, и выполнение обязанности по приведению указанных дорог в надлежащее состояние, отвечающее требованиям ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденного Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст.

Свои доводы административный ответчик не представил.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Учитывая изложенное, и что возложенная обязанность может быть совершена только ответчиком, суд устанавливает срок для исполнения решения в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Обязать администрацию Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики выполнить ремонт автомобильной дороги и устранить повреждения дорожного покрытия автомобильной дороги «<данные изъяты>» на всем ее протяжении в соответствии с требованиями пункта 5.2.4 ГОСТ Р50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

        Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Моргаушский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

        Председательствующий:                                      Т.М. Салдыркина

        Мотивированное решение изготовлено 10 ноября 2023 года.

2-598/2023 ~ М-450/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель прокурора Моргаушского района Чувашской Республики
Ответчики
Администрация Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики
Другие
ИП Шишкин И.П.
Суд
Моргаушский районный суд Чувашской Республики
Судья
Князева Т.М.
Дело на странице суда
morgaushsky--chv.sudrf.ru
12.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.09.2023Передача материалов судье
18.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.10.2023Судебное заседание
08.11.2023Судебное заседание
10.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.11.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее