Дело №
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
08 ноября 2023 года село Моргауши
Моргаушский районный суд Чувашской Республики-Чувашии под председательством судьи Салдыркиной Т.М.,
при секретаре судебного заседания Замятиной Е.Г.,
с участием помощника прокурора Моргаушского района Чувашской Республики ФИО, старшего помощника прокурора Моргаушского района Чувашской Республики ФИО,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Моргаушского района Чувашской Республики, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности выполнить ремонт автомобильной дороги и устранить повреждения дорожного покрытия,
установил:
прокурор Моргаушского района Чувашской Республики в лице ФИО в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики об обязании выполнить ремонт автомобильной дороги и устранить в соответствии с требованиями пункта 5.2.4 ГОСТ Р50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» повреждения дорожного покрытия автомобильной дороги «<данные изъяты>» на всем протяжении в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Моргаушского района Чувашской Республики совместно с ОГИБДД ОМВД России по Моргаушскому району по жалобе ФИО1 проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения. В ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги «<данные изъяты>» в виде выбоин с разрушением покрытия: на <данные изъяты> м выбоины с разрушением покрытия глубиной 9 см, шириной 250 см, длиной 150 см, глубиной 8 см, шириной 230 см, длиной 150 см; на <данные изъяты> м – выбоины с разрушением покрытия глубиной 6 см, шириной 230 см, длиной 150 см. По дороге осуществляется движение автомобильного транспорта. Указанная автомобильная дорога «<данные изъяты>» состоит на балансе администрации Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики, покрытие дороги щебеночное, согласно техническому паспорту дорога относится к V категории дороги, протяженностью <данные изъяты> км.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес главы администрации Моргаушского района внесено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения, однако нарушения на момент предъявления в суд искового заявления не устранены.
Данные нарушения не соответствуют основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения и создают угрозу безопасности жизни и здоровью граждан.
В судебном заседании представители истца прокуроры ФИО, ФИО поддержали заявленное исковое требование, пояснили, что на момент подачи иска в суд автомобильная дорога не была отремонтирована, сведения о выполнении ремонта на всей протяженности автомобильной дороги на момент рассмотрения судом дела прокурору не представлены, в том числе администрацией Моргаушского муниципального округа не предоставлена информация об исполнении представления прокуратура района от ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик администрация Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики, надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного заседания, представителя с надлежащим образом оформленной доверенностью в судебное заседание не направил.
Третье лицо ИП также правом на участие в судебном заседании не воспользовался, извещен надлежащим образом (л.д. 78).
Выслушав представителей истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно пункту 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденного приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ N-ст (далее - ГОСТ Р, ГОСТ Р 50597-2017) покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений. Виды дефектов покрытий проезжей части, обочин и разделительных полос, размеры и сроки устранения отражены в таблице А1 Приложения А, как обязательного к исполнению, в указанном ГОСТ Р.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, составленной старшим помощником прокурора Моргаушского района ФИО совместно с сотрудниками ОГИБДД ОМВД РФ по Моргаушскому району, в ходе проверки соблюдения требований законодательства о безопасности дородного движения выявлены нарушения п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на дорожном покрытии автомобильной дороги «<данные изъяты>» на территории Моргаушского района Чувашской Республики. В частности, на <данные изъяты> м имеются дефекты покрытия проезжей части в виде выбоин с разрушением покрытия глубиной 9 см, шириной 250 см, длиной 150 см, глубиной 8 см, шириной 230 см, длиной 150 см; на <данные изъяты> м – выбоины с разрушением покрытия глубиной 6 см, шириной 250 см, длиной 200 см. По дороге осуществляется движение автомобильного транспорта. По автомобильной дороге осуществляется движение транспортных средств, покрытие дороги щебеночное. Согласно техническому паспорту дорога относится к V категории дороги, протяженностью <данные изъяты> км.
Выявленные нарушения не устранены. Приведенный факт ответчиком не оспорен.
По указанным нарушениям в адрес главы администрации Моргаушского района Чувашской Республики исполняющим обязанности прокурора Моргаушского района внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ о принятии конкретных мер по устранению выявленных нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги «<данные изъяты>», затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
По результатам рассмотрения представления администрацией Моргаушского района дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором выражено обязательство произвести работы по устранению деформации покрытия проезжей части указанной автомобильной дороги после схода снежного покрова и наступления благоприятных погодных условий. При этом подрядчику разъяснено о недопущении в дальнейшем нарушений по содержанию автомобильных дорог.
В ходе осуществления контрольной проверки состояния автомобильной дороги ДД.ММ.ГГГГ ФИО совместно с врио начальника ОГИБДД ОМВД России по Моргаушскому району ФИО2 установлено, что меры по ремонту автомобильной дороги «<данные изъяты>» не приняты, выявленные нарушения не устранены. Кроме того, на всей протяженности автомобильной дороги имеются дефекты покрытия проезжей части в виде выбоин с разрушением покрытия, в нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ и приложенным фотоматериалом (л.д. 19 - 22).
Судом из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что сооружение с кадастровым №, наименование - автомобильная дорога «<данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года ввода в эксплуатацию по завершении строительства, протяженностью <данные изъяты> метра, расположенное по адресу: <адрес>, далее трасса проходит в южном направлении до <адрес>, на праве собственности принадлежит муниципальному образованию Моргаушский муниципальный округ Чувашской Республики, о чём произведена государственная регистрация права № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно муниципальному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ, администрация Моргаушского района Чувашской Республики обязательства по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе автомобильной дороги <данные изъяты> протяженностью <данные изъяты> км, передал подрядчику ООО «<данные изъяты>». Контракт заключен на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30-54).
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Моргаушского района Чувашской Республики заключен муниципальный контракт № с ИП, по которому обязательства по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе автомобильной дороги «<данные изъяты> протяженностью <данные изъяты> км, переданы указанному подрядчику ИП Контракт заключен на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 55-72).
Решением Собрания депутатов Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики первого созыва от ДД.ММ.ГГГГ № постановлено учредить администрацию Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики с правами юридического лица.
Решением Собрания депутатов Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики первого созыва от ДД.ММ.ГГГГ № постановлено ликвидировать администрацию Моргаушского района Чувашской Республики; согласно решению Собрания депутатов Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики первого созыва от ДД.ММ.ГГГГ № администрация Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики является правопреемником администрации Моргаушского района Чувашской Республики в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Чувашской Республики, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики.
Согласно таблице 5.3 ГОСТ Р 50597-2017 вид дефекта (выбоина, просадка, пролом), в том числе для группы улиц - Д, не может быть длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью 0,06 кв. м и более.
Из совокупности исследованных доказательств следует, что прокуратурой Моргаушского района в результате проведенной по жалобе жителей д. Елхово проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности выявлен факт неисполнения ответчиком требования по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильной дороге «<данные изъяты>.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ).
Согласно ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, обязанность по содержанию дорог и дорожных сооружений в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил возложена на должностных и иных лиц, ответственных за состояние дорог.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального округа отнесены дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом согласно ч.3 ст. 2 Федерального закона от 01 мая 2019 года № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (с 01 мая 2019 года) до окончания переходного периода, установленного частью 2 настоящей статьи (до 1 января 2025 года), муниципальные округа участвуют в бюджетных, налоговых, гражданских и иных правоотношениях, органы местного самоуправления муниципальных округов решают вопросы местного значения, осуществляют установленные полномочия и права, соблюдают требования и исполняют предписания федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации наравне с городскими округами и органами местного самоуправления городских округов, если иное не предусмотрено указанными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также переходными положениями или нормами о вступлении в силу законов субъектов Российской Федерации, в соответствии с которыми муниципальные образования наделяются статусом муниципального округа.
Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах соответственно муниципального округа или городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах муниципального округа или городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального округа или городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В силу пункта 6 статьи 7 Устава Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики, к вопросам местного значения муниципального округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Моргаушского муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах Моргаушского муниципального округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из приведенных норм права суд приходит к выводу, что законодательством обязанность по содержанию дорог местного значения в границах муниципального образования Моргаушский муниципальный округ Чувашской Республики отнесена к полномочиям органа местного самоуправления, каким является администрация Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению. Обязанность по решению всех вопросов местного значения с целью создания благоприятных условий для населения, проживающего в границах соответствующего муниципального образования возложена на органы местного самоуправления. Согласно части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации именно органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Следует возложить на администрацию Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики обязанность выполнить ремонт автомобильной дороги и устранить повреждения дорожного покрытия автомобильной дороги «<данные изъяты>» на всем ее протяжении в соответствии с требованиями пункта 5.2.4 ГОСТ Р50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Устанавливая в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено ответчиком, суд исходит из характера выявленных нарушений и комплекса мероприятий, необходимых для их устранения, учитывает разумность срока и обеспечение соблюдения баланса интересов сторон.
Согласно пунктам 5- 5.2 СНиП 3.06.03-85. «Автомобильные дороги». (ГОССТРОЙ СССР) устройство дополнительных слоев оснований из щебня, гравия и песка следует производить в соответствии с требованиями С.24 СНиП 3.06.03-85 пп. 7.9 и 7.10, а из укрепленных грунтов — в соответствии с требованиями раздела 6. Бетонные смеси с легкими заполнителями, пористые каменные материалы, обработанные вяжущими, укрепленные грунты и золошлаковые смеси с легкими заполнителями следует приготовлять в смесителях принудительного перемешивания. Температура смеси при укладке должна быть не ниже 5 °С. Бетонные смеси с легкими заполнителями следует укладывать на подготовленное земляное полотно с помощью бетоноукладочных машин. Поперечные и продольные швы следует устраивать путем вставки реек или нарезать в свежеуложенном бетоне. Движение построечного транспорта по теплоизолирующему слою разрешается только после достижения прочности материала не менее 70 % проектной.
Администрация Моргаушского муниципального округа является органом, обеспечивающим выполнение организационно-технического и нормативного правового регулирования отношений в жилищно-коммунальной сфере на территории Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики, и выполнение обязанности по приведению указанных дорог в надлежащее состояние, отвечающее требованиям ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденного Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст.
Свои доводы административный ответчик не представил.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Учитывая изложенное, и что возложенная обязанность может быть совершена только ответчиком, суд устанавливает срок для исполнения решения в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Обязать администрацию Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики выполнить ремонт автомобильной дороги и устранить повреждения дорожного покрытия автомобильной дороги «<данные изъяты>» на всем ее протяжении в соответствии с требованиями пункта 5.2.4 ГОСТ Р50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Моргаушский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий: Т.М. Салдыркина
Мотивированное решение изготовлено 10 ноября 2023 года.