Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4158/2022 ~ М-2437/2022 от 18.04.2022

Дело 2-4158/2022

23RS0040-01-2022-003128-47

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 июня 2022 года                                                                                                       г. Краснодар

Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего судьи                     Кочетковой Т.Ю.

при секретаре                             Романовой Г.Р.

с участием представителя прокуратуры Карасунского административного округа г. Краснодара ФИО5, представителя Министерства здравоохранения Краснодарского края по доверенности ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Карасунского административного округа г. Краснодара в интересах Алексеева В. Б. к Министерству здравоохранения Краснодарского края о признании бездействия незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Карасунского внутригородского округа ФИО4 в интересах Алексеева В.Б. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Краснодарского края о признании бездействия незаконным.

В обоснование иска указывая, что прокуратурой Карасунского административного округа г. Краснодара проведена проверка по обращению Алексеева В.Б. о нарушении его прав на льготное обеспечение лекарственными препаратами.

В ходе проверки установлено, что Алексеев В.Б. ДД.ММ.ГГГГ года рождения инвалид 2 группы бессрочно, состоит на диспансерном учете и находиться под наблюдением профильных специалистов ОАПП ГБУЗ «Городская поликлиника № 15 г. Краснодара» министерства здравоохранения Краснодарского края.

17.05.2021 ГБУЗ «Городская поликлиника № 15 г. Краснодара» министерства здравоохранения Краснодарского края Алексееву В.Б. выписан рецепт № 03-21-06 2359072 на 6 упаковок лекарственного препарата «Апиксабан», по которому он в соответствии с информацией ГБУЗ «Городская поликлиника № 15 г. Краснодара» министерства здравоохранения Краснодарского края от 30.09.2021, обеспечен по федеральной льготе 02.06.2021 в количестве 1 упаковки на 60 дней лечения (до 02.08.2021), торговое наименование «Эликвис» 5 мг. табл. № 60, после чего указанный рецепт был отозван.

В связи с чем, Алексеев В.Б. был вынужден покупать указанный препарат самостоятельно, что подтверждается чеками об оплате от 18.08.2021 на сумму 2 419 рублей, от 15.09.2021 на сумму 2 435 рублей.

Всего на покупку лекарственных препаратов Алексеевым В.Б. потрачена сумма в размере 4 854 рублей.

Таким образом, права Алексеева В.Б. нарушены в части своевременного обеспечения его необходимыми препаратами и медицинскими изделиями.

Учитывая изложенные обстоятельства, прокурор Карасунского административного округа г. Краснодара ФИО4 в интересах Алексеева В.Б. обратился в суд с данным иском, в котором просит признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Краснодарского края, выразившееся в необеспечении Алексеева В.Б. лекарственным препаратом «Апиксабан». Взыскать с Министерства здравоохранения Краснодарского края в пользу Алексеева В.Б. компенсацию за приобретенный препарат «Апиксабан» в размере 4 854 рублей.

В судебном заседании представитель прокуратуры Карасунского административного округа г. Краснодара ФИО5 требования иска поддержала, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Краснодарского края по доверенности ФИО6 возражала против удовлетворения исковых требований, просила отказать.

Представитель третьего лица ГБУЗ «Городская поликлиника № 15 г. Краснодара» Министерства здравоохранения Краснодарского края в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Выслушав мнение явившихся участников, изучив доказательства в их совокупности, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В ч. 1 ст. 41 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья, ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.

В соответствии со ст.10 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе применением порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи, предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

На основании ст. 11 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.

Согласно п. 3 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи, назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Согласно ст.6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются, в том числе дополнительная бесплатная медицинская помощь, предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и ч.2 ст.19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Исходя из п.п. 3,5,15 ч.1 ст.16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, обеспечение разработки и реализация региональных программ научных исследований в сфере охраны здоровья, их координация.

В силу п.4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона Краснодарского края от 21.12.2018 № 3929-КЗ «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Краснодарском крае на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» за счет средств краевого бюджета осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Карасунского административного округа г. Краснодара проведена проверка по обращению Алексеева В.Б. о нарушении его прав на льготное обеспечение лекарственными препаратами.

В ходе проверки установлено, что Алексеев В.Б. ДД.ММ.ГГГГ года рождения инвалид 2 группы бессрочно, состоит на диспансерном учете и находиться под наблюдением профильных специалистов ОАПП ГБУЗ «Городская поликлиника № 15 г. Краснодара» министерства здравоохранения Краснодарского края.

В период с 03.07.2020 по 10.07.2020 находился на обследовании и лечении в отделении кардиологии № 2 ГБУЗ «Клиническая больница скорой медицинской помощи г. Краснодара» министерства здравоохранения Краснодарского края. При выписке лечащим врачом рекомендован прием антикоагулянтных препаратов «Варфарин» либо «Ривароксабан».

В связи с отсутствием в аптечной сети МУП «Краснодарское городское аптечное управление» и ГУП КК «Кубаньфармация» указанных лекарственных препаратов, Алексееву В.Б. лечащим врачом проведена замена на лекарственный препарат аналогичного действия.

17.05.2021 ГБУЗ «Городская поликлиника № 15 г. Краснодара» министерства здравоохранения Краснодарского края Алексееву В.Б. выписан рецепт № 03-21-06 2359072 на 6 упаковок лекарственного препарата «Апиксабан», по которому он в соответствии с информацией ГБУЗ «Городская поликлиника № 15 г. Краснодара» министерства здравоохранения Краснодарского края от 30.09.2021, обеспечен по федеральной льготе 02.06.2021 в количестве 1 упаковки на 60 дней лечения (до 02.08.2021), торговое наименование «Эликвис» 5 мг. табл. № 60, после чего указанный рецепт был отозван.

В связи с чем, Алексеев В.Б. был вынужден покупать указанный препарат самостоятельно, что подтверждается чеками об оплате от 18.08.2021 на сумму 2 419 рублей, от 15.09.2021 на сумму 2 435 рублей.

Всего на покупку лекарственных препаратов Алексеевым В.Б. потрачена сумма в размере 4 854 рублей.

В связи с изложенным, суд признает незаконным бездействие Министерства здравоохранения Краснодарского края в необеспечении Алексеева В.Б. лекарственным препаратом «Апиксабан».

Постановлением главы администрации Краснодарского края от 28.06.2012 № 742 «О министерстве здравоохранения Краснодарского края» на министерство здравоохранение возложены полномочия по организации профилактических мероприятий и обеспечению населения доступной и качественной медицинской помощью.

Согласно ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

С учетом изложенного суд считает обоснованным взыскать с ответчика в пользу Алексеева В.Б. подтвержденные материалами дела расходы на приобретенные лекарственные препараты в размере 4 854 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Карасунского административного округа г. Краснодара в интересах Алексеева В. Б. к Министерству здравоохранения Краснодарского края о признании бездействия незаконным – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Краснодарского края, выразившееся в необеспечении Алексеева В. Б. ДД.ММ.ГГГГ года рождения лекарственным препаратом «Апиксабан».

Взыскать с Министерство здравоохранения Краснодарского края в пользу Алексеева В. Б. компенсацию за приобретенные лекарственные препараты в размере 4 854 рублей.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке через Первомайский районный суд г. Краснодара в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Изготовлено в окончательном виде 09.06.2022.

    Председательствующий:

2-4158/2022 ~ М-2437/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Алексеев Владимир Борисович
Прокурор Карасунского округа г. Краснодара
Ответчики
Министерство здравоохранения КК
Другие
ГБУЗ Городская поликлиника № 15 г. Краснодара
Суд
Первомайский районный суд г. Краснодара
Судья
Кочеткова Татьяна Юрьевна
Дело на странице суда
pervomaisky--krd.sudrf.ru
18.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.04.2022Передача материалов судье
22.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.06.2022Судебное заседание
08.06.2022Судебное заседание
09.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.07.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее