Дело № 2-3971/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 сентября 2023 года г. Кострома
Свердловский районный суд города Костромы в составе
председательствующего судьи Морева Е.А.
при секретаре Авакян С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирновой Надежды Николаевны к Областному государственному казенному учреждению «Центр социальных выплат» (ОГКУ «ЦСВ») о предоставлении меры социальной поддержки в виде денежной компенсации платы за электроотопление в размере фактических расходов без учета нормативов потребления услуги электроснабжения,
УСТАНОВИЛ:
Смирнова Н.Н. обратилась в Свердловский районный суд г. Костромы с настоящим иском, в обоснование заявленных требований указала, что с <дата> по настоящее время осуществляет педагогическую деятельность в сельской местности в <адрес>. С <дата> по настоящее время работает в должности преподавателя-организатора ОБЖ. Истец проживает в сельской местности в индивидуальном жилом доме, принадлежащем ей на праве собственности, совместно с супругом ФИО3 Отопление в жилом помещении истца осуществляется электроконвекторами. Другие источники теплоэнергии в квартире отсутствуют. Технологическое присоединение электроустановки осуществлено <дата> и на электроконвекторы установлен отдельный счетчик. С <дата> учет электроэнергии на отопление ведется от индивидуального прибора учета потребления электроэнергии. В расчетных документах электроотопление прописывается отдельной строкой. Истцом указано, что она по категории «Педагогический работник», проживающий и работающей в сельской местности на территории <адрес>, имеет право на получение компенсации расходов на отопление. Истец является получателем льгот по вышеуказанной категории с <дата>. Потребление энергии электроконвектором в жилом помещении истца в январе 2022 года составило 1823 кВт на сумму 6143,51 рублей, компенсировано в марте - 3268,90 руб., в феврале 2022 года - 1173 кВт на сумму 3953,01 руб., компенсировано в апреле - 2972,34 руб., в марте 2022 года - 1524 кВт на сумму 5135,88 руб., компенсировано в мае – 3253,18 руб., в апреле 2022 года - 1318 кВт на сумму 4441,66 руб., компенсировано в июне – 3239,70 руб. Из этих сумм в марте-июне 2022 года ответчиком компенсировано по нормативу 485 кВт на человека, то есть компенсация составила не 100%, то есть не в полном объеме. Истец полагает, что действия ответчика являются незаконными. Просит обязать ответчика предоставить истцу меру социальной поддержки в виде денежной компенсации на оплату отопления жилого помещения как педагогическому работнику муниципального казенного образовательного учреждения Костромской области, проживающего и работающего в сельской местности исходя из реально понесенных на это расходов без учета нормативов потребления по электроснабжению, утвержденных постановлением администрации Костромской области от 20.11.2006 № 95-а «Об утверждении нормативов потребления по электроснабжению для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Костромской области» с 01.10.2021.
В судебном заседании истец Смирнова Н.Н. не участвует, извещена о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель истца по доверенности Разин А.К. поддержал требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ОГКУ «ЦСВ» Шовкопляс Е.А. исковые требования не признала, полагала, что истцу предоставляются льготы в соответствии с постановлением администрации Костромской области от 20.11.2006 № 95-а «Об утверждении нормативов потребления по электроснабжению для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Костромской области» исходя из норматива в размере 485 кВт/час. Оснований для предоставления истцу меры социальной поддержки без учета требований вышеуказанного постановления не имеется.
Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что Смирнова Н.Н. является педагогическим работником, работающим и проживающим в сельской местности.
Согласно представленной в материалы дела копии трудовой книжки и справки отдела образования Островского района Костромской области, истец осуществляет педагогическую деятельность с <дата> по настоящее время в <адрес>. С <дата> по настоящее время работает в должности преподавателя-организатора ОБЖ МКОУ «Островская средняя общеобразовательная школа».
Смирнова Н.Н. зарегистрирована по адресу: <адрес>, с мужем ФИО3, что подтверждается справкой от <дата> № Администрации Островского (центрального) сельского поселения Островского муниципального района <адрес>.
Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, находится в собственности ФИО1, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
В жилом доме истца, находящегося по вышеуказанному адресу установлено стационарное электроотопление, что подтверждается актом об осуществлении технологического присоединения № А-Ц от <дата>, актом обследования жилищно-бытовых условий истца.
Смирнова Н.Н. является получателем мер социальной поддержки по категории «Сельский педагогический работник» с <дата>, что подтверждается справкой ОГКУ «ЦСВ».
Смирнова Н.Н. предоставляется ежемесячная денежная компенсация по услуге «электроотопление» по категории «Сельский педагогический работник», в том числе на нужды отопления электрическим котлом, исходя из расходов на электроснабжение в пределах норматива потребления 485 кВт в течение отопительного сезона (январь-апрель и октябрь-декабрь) и 50 кВт в неотопительный период (май-сентябрь).
Истцу в устной форме отказано в предоставлении ежемесячной денежной компенсации по услуге «электроотопление» без учета вышеуказанного норматива потребления.
В частности, при потреблении истцом в марте 2019 года 550 кВт на сумму 1688 руб. компенсированы только расходы в сумме 1488,95 рублей,
В частности, при потреблении истцом в январе 2022 года электроэнергии в объеме 1823 кВт на сумму 6143,51 рублей, в марте компенсированы только расходы в сумме 3268,90 руб., в феврале 2022 года - 1173 кВт на сумму 3953,01 руб., компенсировано в апреле - 2972,34 руб., в марте 2022 года - 1524 кВт на сумму 5135,88 руб., компенсировано в мае – 3253,18 руб., в апреле 2022 года - 1318 кВт на сумму 4441,66 руб., компенсировано в июне – 3239,70 руб., то есть компенсированы расходы исходя из норматива потребления 485 кВт.
Согласно ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 ч. 1, ч. 2, 4 ст. 3 Закона Костромской области от 05.06.2006 № 31-4-ЗКО «О мерах социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом имеют проживающие и работающие в сельской местности и городских поселках (поселках городского типа) педагогические работники государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Костромской области, муниципальных образовательных учреждений, а также члены семьи, постоянно проживающие с указанными гражданами: супруг (супруга), дети, родители обоих супругов, а также лица, находящиеся на их иждивении. Меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг сохраняются за лицами, имеющими право на получение мер социальной поддержки, вышедшими на пенсию, при условии, что они проработали в соответствующих организациях в сельской местности и городских поселках (поселках городского типа) не менее десяти лет и проживают там.
Согласно ч. 2 ст. 4 данного Закона, для категорий граждан, указанных в п. 7 ч.1 ст. 3 настоящего Закона, устанавливаются следующие меры социальной поддержки:
1) ежемесячная денежная компенсация в размере 100 процентов на оплату жилого помещения без учета нормы предоставления площади жилого помещения;
2) ежемесячная денежная компенсация в размере 100 процентов на оплату за следующие коммунальные услуги:
а) электроснабжение в пределах нормативов потребления, утверждаемых исполнительным органом государственной власти Костромской области в сфере государственного регулирования тарифов;
б) отопление жилого помещения (теплоснабжение) без учета нормы предоставления площади жилого помещения и нормативов потребления;
в) газоснабжение в части расходования природного газа для отопления жилых помещений от газовых котлов в пределах нормы предоставления площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых исполнительным органом государственной власти Костромской области в сфере государственного регулирования тарифов, в период отопительного сезона.
При наличии нескольких видов отопления мера социальной поддержки предоставляется по одному виду отопления.
Процедура выплаты компенсации урегулирована Порядком предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Костромской области, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 04.05.2011 № 160-а (далее Порядок).
Согласно п.п. 7, 25, 26, Порядка, предоставление мер социальной поддержки осуществляется департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области через ОГКУ «Центр социальных выплат». Граждане производят оплату жилого помещения и коммунальных услуг в полном объеме в сроки, установленные ст. 155 ЖК РФ. Ежемесячная денежная компенсация назначается гражданам не более чем на одно жилое помещение. Размер ежемесячной денежной компенсации рассчитывается ОГКУ «ЦСВ» с учетом требований настоящего Порядка. Сведения о фактическом потреблении гражданами жилищно-коммунальных услуг за предыдущий месяц представляются в ОГКУ «ЦСВ» в порядке и по форме, предусмотренной соглашениями о взаимодействии между ОГКУ «ЦСВ» и поставщиками жилищно-коммунальных услуг.
В соответствии с п. п. 1, 1.3 постановления Администрации Костромской области от 20.11.2006 № 95-а «Об утверждении нормативов потребления по электроснабжению для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Костромской области» в целях реализации мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством администрация Костромской области установила на территории Костромской области, для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нормативы потребления по электроснабжению в месяц на одного человека, имеющего право на получение такой поддержки согласно федеральному и областному законодательству, в частности, при использовании электроэнергии на работу электробытовых приборов, нужды освещения и электроотопления (для жилых помещений, оборудованных в установленном порядке индивидуальными (квартирными) электроотопительными системами стационарного типа, при отсутствии электроплит): в течение отопительного периода (январь-апрель и октябрь-декабрь) - 485 кВт*час, в неотопительный период (май-сентябрь) - 50 кВт*час.
Анализируя приведенные положения законодательства, суд учитывает, что нормативы потребления электроэнергии в целях электроотопления установлены для оказания мер социальной поддержки без указания конкретных категорий лиц, для которых они подлежат применению. При этом вопрос применения либо неприменения данных нормативов к конкретной категории лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, следует разрешать, исходя из норм специального законодательства, которым предусмотрено право таких лиц на получение льгот и компенсаций.
На основании положений Закона Костромской области от 05.06.2006 № 31-4-ЗКО «О мерах социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» суд приходит к выводу, что указанные нормативы не подлежат применению при расчете компенсации лицам из категории «Специалист-педагогический работник, отработавший 10 лет в сельской местности на территории Костромской области, проживающий там и вышедший на пенсию» за отопление жилого помещения.
Из приведенных положений Закона следует, что компенсация предоставляется по одному виду отопления, без учета нормы предоставления площади жилого помещения и нормативов потребления, если иное прямо не предусмотрено Законом.
При таких обстоятельствах суд не находит состоятельными доводы ответчика, что в приведенных нормах Закона от 05.06.2006 № 31-4-ЗКО понятие «отопление» ограничено теплоснабжением от централизованной сети, а электроотопление подлежит отнесению к коммунальной услуге электроснабжение. В данном случае компенсации подлежат расходы на любой из видов отопления – централизованное теплоснабжение, газовое, электрическое, твердым топливом - исходя из цели потребления коммунального ресурса. В отличие от газового отопления и отопления твердым топливом для электроотопления Закон не содержит прямого указания на ограничение компенсации нормативами потребления.
Соответственно, исковые требования Смирновой Н.В. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Смирновой Надежды Николаевны к Областному государственному казенному учреждению «Центр социальных выплат» удовлетворить.
Обязать областное государственное казенное учреждение «Центр социальных выплат» предоставлять Смирновой Надежде Николаевне как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации оплаты за отопление жилого помещения (электроотопление) в размере фактических расходов без учета нормативов потребления услуги электроснабжения, утвержденных постановлением администрации Костромской области от 20.11.2006 № 95-а «Об утверждении нормативов потребления по электроснабжению для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Костромской области», с 01.10.2021 года.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А. Морев