Дело № 12-277/2023
УИД 25RS0023-01-2022-000309-69
РЕШЕНИЕ
8 февраля 2023 года г. Владивосток,
ул. Адмирала Фокина, д.23а
Судья Фрунзенского районного суда г.Владивостока Приморского края Н.А. Буланова, рассмотрев жалобу защитника юридического лица – Открытого акционерного общества «<...> Риковой Г.В. на постановление о назначении административного наказания №л от дата вынесенное заместителем начальника обособленного отдела лесного контроля министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении Открытого акционерного общества «ФИО8
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника обособленного отдела лесного контроля министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края № от дата юридическое лицо - ОАО «Тернейлес» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, и подвергнуто административным наказаниям в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
На указанное постановления защитником – ОАО «Тернейлес» Риковой Р.Г. подана жалоба, в которой указано, что на ОАО «Тернейлес» наложен административный штраф постановлением дата дата. Общество не оспаривает факт совершенного административного правонарушения. Просит учесть ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ, так как постановление об административном правонарушении №л от дата вынесено в рамках проведения контрольного мероприятия, проводимого Тернейским филиалом КГКУ «Примлес» на основании извещения № от дата. В рамках этого же контрольного мероприятия были вынесены постановления о назначении административных наказаний №л от дата, №л от дата, №л, №л от дата, №л, №л, №л, №л от дата, №л, №л, №л от дата и №л от дата, то есть Общество несколько раз привлечено к ответственности за совершение одного и того же правонарушения. Просила восстановить срок для подачи жалобы, постановление о назначении наказания № от дата отменить, производство по делу прекратить.
дата представителем ОАО «Тернейлес» Риковой Г.В. поданы дополнения к жалобе, в которых Общество ссылается на высокую кредитную нагрузку, снижению выручки от реализации круглых лесоматериалов и продукции глубокой переработки древесины, и просит учесть данные обстоятельства при рассмотрении жалобы.
Представитель ОАО «Тернейлес» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Защитник ОАО «Тернейлес» Рикова Г.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.
Представитель министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ судья полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.
Согласно статье 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей, правомочным рассматривать жалобу.
Суд признает причины пропуска срока обжалования постановления о назначении административного наказания уважительными и полагает возможным восстановить срок представителю ОАО «Тернейлес» для подачи жалобы на постановление заместителя начальника обособленного отдела лесного контроля министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края № от дата.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, загрязнения (в том числе радиоактивными веществами), защите от вредных организмов и иного негативного воздействия.
Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (часть 3 статьи 16 данного Кодекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года N 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее Правила).
В соответствии с пунктом 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417 (норма приведена в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности), при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Аналогичные нормы закреплены в пункте 26 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 г. N 1614.
Пунктом 26 Правил пожарной безопасности определено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю.
В соответствии с п. 5 Приложения № 1 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения», утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 июня 2016 г. N 367, при выполнении лесосечных работ должны соблюдаться условия договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, контракта, указанного в ч. 5 ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации, права постоянного (бессрочного) пользования, проекта освоения лесов, лесной декларации, технологической карты лесосечных работ, требования лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения юридического лица – ОАО «№ к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, послужило выявление нарушения п. 26 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от дата N 1614.
Так, по предварительному письменному извещению № от дата и Приказа Минприроды России от 27.06.2016 № 367 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки» главным специалистом-экспертом отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и пожарного надзора в лесах управления надзорной деятельности Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края Подлубным В.А. совместно с ведущими специалистами экспертами отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и пожарного надзора в лесах управления надзорной деятельности Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края ФИО4, ФИО5, ФИО6 был произведен осмотр лесосеки № площадью 63.0 га, разработанной ОАО «Тернейлес» по лесной декларации от дата, №, заявленной ОАО «Тернейлес» в соответствии с договором аренды от дата №.
В ходе осмотра лесосеки № площадью 63,0 га расположенной в квартале № выдел 16 №
Согласно раздела 2 Технологической карты лесосечных <...> от дата (утверждена дата), лесосеки № площадью 63 га, расположенной в квартале № выделе 16 Светлинского участкового лесничества Тернейского лесничества, следует, что очистка мест рубок производится одновременно с выполнением основных операций комбинированным способом. Обрезанные харвестером порубочные остатки укладываются на волока с последующим уплотнением колесами трактора. Также допускается, что при обрезке харвестером порубочные остатки измельчаются, разбрасываются по площади или укладываются и остаются на перегнивании на месте рубки. Крупные порубочные остатки должны быть разделены на отрезки не более 2-3 метров. По неизвестным причинам ОАО «Тернейлес» на лесосеке № площадью 63,0 га вышеназванные работы по всей площади лесосеки не проводило.
При исследовании материалов дела установлено, что дата между управлением лесным хозяйством Приморского края и ОАО «Тернейлес» заключен договор аренды лесного участка №.
Согласно п.п. «а» пункта № №) арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим договором.
Фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении № от дата; договором аренды лесного участка для заготовки древесины № от дата, извещением № от дата, актом осмотра лесосеки от дата, и иными материалами дела, получившими правовую оценку по правилам, установленным статьей 26.11 КоАП РФ, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что в действиях (бездействии) юридического лица – ОАО «Тернейлес» содержится состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, а именно нарушение исполнения пункта 26 раздела 4 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата №, а именно на лесосеке № площадью 63,0 га расположенной в квартале № выдел 16 Свтелинского участкового лесничества Тернейского филиала КГКУ «Примлес», не произведена очитка мест рубок одновременно с заготовкой древесины от порубочных остатков на всей площади лесосеки – 63,0 га, вследствие чего совершено административное правонарушение. Предусмотренное ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Оснований не согласиться с выводами должностного лица не имеется.
Доводы защитника юридического лица о том, что ОАО «Тернейлес» несколько раз привлечено к ответственности за совершение одного и того же правонарушения в рамках одного контрольного мероприятия в отношении ОАО «Тернейлес», в рамках которого были вынесены постановления о назначении административных наказаний №л от дата, №л, №л, №л от дата, №л, №л, №л, №л от дата, №л, №л, №л от дата и №л от дата подлежат отклонению и не свидетельствуют, о наличии оснований для объединения дел в одно производство и назначения административного наказания как за совершение одного административного правонарушения, в связи со следующим.
В силу положений части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы оснований для применения положений, предусмотренных ч. 5 ст. 4.4 КоАП, не усматривается, поскольку согласно материалам дела, вмененное Обществу правонарушение выявлено должностным лицом непосредственно при исполнении служебных обязанностей. Какие-либо данные, указывающие на то, что основанием для возбуждения настоящего дела послужили результаты контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных в порядке Федерального закона от дата N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" или Федерального закона от дата N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", отсутствуют.
Нарушений процессуальных требований, которые могли бы послужить основанием, для признания представленных в материалы данного дела доказательств недопустимыми, из представленных материалов не усматривается.
Выводы о наличии в действиях ОАО «Тернейлес» состава указанного административного правонарушения, его виновности основаны на исследованных должностным лицом административного органа доказательствах, которые в соответствии со статьей 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях оценены на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из приведенной нормы КоАП РФ, понятие вины юридического лица означает наличие правовой обязанности, которую юридическое лицо должно выполнить, наличие объективной возможности исполнения указанной обязанности, неисполнение обязанности по причине непринятия лицом всех зависящих от него мер.
ОАО «Тернейлес» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, обладая познаниями в области заготовки древесины, Общество имело возможность осуществить заготовку древесины на основании договора аренды лесных участков, лесного плана субъекта Российской Федерации, лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка, а также в соответствии с проектом освоения лесов, лесной декларацией.
Иных доводов, которые могли бы явиться основаниями к отмене постановления, в жалобе не приведено. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о незаконности постановления административного органа.
Нарушение норм процессуального права при рассмотрении дела не допущено, всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства дела, лицам, участвующим в деле, созданы необходимые условия для реализации ими своих процессуальных прав.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Вместе с тем, доводы заявителя о несправедливости назначенного наказания заслуживают внимания в силу следующего.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Обстоятельства, которые признаются смягчающими административную ответственности, перечислены в части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, однако, согласно части 2 данной статьи, судья орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении ОАО «Тернейлес», административного наказания должностным лицом Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края указано на неоднократное совершение однородного административного правонарушения, и приведены сведения о привлечении Общества к административной ответственности за нарушения в сфере лесопользования в период с 2021 по 2022 года, а также на отсутствие смягчающих административную ответственность обстоятельств.
В дополнение к жалобе, представителем ОАО «Тернейлес» представлены документы, согласно которым, общество несет убытка в связи с невозможностью экспорта лесоматериалов в Японию, которое являлось основным покупателем производимой продукции. Отсутствие большой части прибыли, высокая кредитная нагрузка негативно сказываются на деятельности ОАО «Тернейлес» как субъекта экономических отношений.
Учитывая обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения, что с учетом приведенных обстоятельств размер назначенного ОАО «Тернейлес» административного штрафа, существенно превышающий минимальный размер, не согласуется с целями административного наказания, установленными частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, влечет избыточное ограничение прав юридического лица, а также отсутствие вредных последствий правонарушения, неблагоприятное финансовое положение у юридического лица, подтвержденное представленными бухгалтерскими документами, суд полагает возможным снизить наполовину размер штрафа с учетом требований части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья,
РЕШИЛ:
Жалобу защитника юридического лица - Открытого акционерного общества «Тернейлес» Риковой Г.В. удовлетворить в части.
Постановление заместителя начальника обособленного отдела лесного контроля министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края дата от дата, которым юридическое лицо – Открытое акционерное общество «Тернейлес» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей изменить.
Снизить размер назначенного Открытого акционерного общества «Тернейлес»» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, административного штрафа до 100 000 рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г. Владивостока в течение десяти дней с момента получения его копии.
Судья Н.А.Буланова