Судья Михеева С.А. |
№21-202/2022 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
29 июня 2022 г. |
г.Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Карлис-Вяртсиля» на постановление заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия, начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 21 февраля 2022 г. и решение судьи Пряжинского районного суда Республики Карелия от 11 мая 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 21 февраля 2022 г., оставленным без изменения по результатам судебного пересмотра, ООО «Карлис-Вяртсиля» было подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 45 000 рублей за совершение противоправного деяния, предусмотренного ч.2 ст.8.25 КоАП РФ.
Со ссылкой на принятие судьей решения по пересмотру постановления должностного лица без надлежащей оценки доводов стороны защиты и установления всех значимых обстоятельств в поданной в вышестоящий суд жалобе защитник привлекаемого к ответственности юридического лица Тимофеев С.П. просит отменить акты субъектов административной юрисдикции, мотивируя свои доводы недопустимостью протокола об административном правонарушении, который не соответствует установленным в ч.2 ст.28.2 КоАП РФ требованиям, нарушением порядка осмотра мест рубок и недостоверностью полученных по результатам данного процессуального действия сведений относительно объема лесонарушений.
Заслушав представителя административного органа Карпову Ю.А., проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В ч.2 ст.8.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений.
Исходя из ч.3 ст.16 Лесного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент выявления вменяемого правонарушения), порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Согласно п.4 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 01.12.2020 №993, заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией.
В силу пп.1, 18 Правил ухода за лесами, утвержденными приказом Минприроды России от 30.07.2020 №534, уход за лесами осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также лесным законодательством. При осуществлении всех видов рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями, обеспечивается улучшение санитарного состояния лесных насаждений путем рубки усохших, сильно поврежденных и ослабленных деревьев, которые относятся к нежелательным.
В соответствии с п.27 Правил ухода за лесами лесоводственная целесообразность осуществления рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями, устанавливается по следующим признакам: породный состав, полнота и густота древостоя, сомкнутость его полога, соотношение высот деревьев разных пород и категорий, размещение деревьев по площади.
В молодняках (при рубках осветления и рубках прочистки) определяющими признаками целесообразности осуществления рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями, являются: состав древостоя, сомкнутость его полога (крон), густота, определяемая количеством деревьев на единицу площади, соотношение высот целевых и второстепенных древесных пород.
В средневозрастных лесных насаждениях при рубках прореживания и проходных рубках определяющими признаками целесообразности их осуществления являются: полнота древостоя и сомкнутость полога, густота и состав древостоев, размещение деревьев по площади и в пологе леса.
Согласно п.105 Правил ухода за лесами рубки, проводимые в целях ухода за лесными насаждениями, в средневозрастных, приспевающих, спелых и перестойных насаждениях осуществляются в соответствии с Правилами заготовки древесины и Видами лесосечных работ, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 110 Правил ухода за лесами предусмотрено, что при проведении рубок прореживания и проходных рубок лесных насаждений по пространственному размещению по площади лесного участка вырубаемых и оставляемых деревьев должна применяться равномерная рубка, в том числе при групповом или куртинном размещении деревьев целевых древесных пород. Отбор деревьев производится так, чтобы обеспечить равномерность размещения по площади оставляемых на выращивание деревьев целевых пород. Интенсивность рубок прореживания и проходных рубок лесных насаждений должна определяться снижением абсолютной полноты древостоя.
Приказом Минприроды России от 27.06.2016 №367 утверждены виды лесосечных работ, порядок и последовательность их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядок осмотра лесосеки.
Согласно пп.1, 5 Приложения 1 к приведенному приказу Минприроды России юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины, лесосечные работы выполняются в соответствии с формой технологической карты согласно Приложению 2 настоящего приказа; технологическая карта лесосечных работ составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации. При выполнении лесосечных работ должны соблюдаться условия договора аренды лесного участка, технологической карты лесосечных работ, требования лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения.
Исследование материалов настоящего дела показало, что в целях заготовки древесины
24 декабря 2014 г. между Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия (арендодателем) и ООО «Грин Лайн» (арендатором) был заключен договор аренды №163-з в отношении лесного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 49 330 га, расположенного в Святозерском, Кинелахтинском и Паннильском участковых лесничествах Пряжинского лесничества (в данное время - ГКУ РК «Пряжинское центральное лесничество»), согласно п.4.4.2 которого арендатор обязан не допускать нарушений установленных норм и правил в области состояния, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, режима особой охраны особо охраняемых природных территорий.
На основании дополнительного соглашения, заключенного 18 апреля 2018 г. между Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия и ООО «Карлис-Вяртсиля», с учетом переуступки 23 марта 2018 г. права аренды лесного участка от ООО «Грин Лайн» к ООО «Карлис-Вяртсиля» перешли права и обязанности арендатора по упомянутому договору.
В период с 23 февраля 2020 г. по 22 февраля 2021 г. лесной участок, находящийся в квартале 29 выделе 1 делянке 1 Кинелахтинского участкового лесничества, использовался для заготовки древесины на основании лесной декларации от 12 февраля 2020 г. №23, вид рубки - выборочная способом прореживания.
В соответствии с ведомостью материально-денежной оценки лесосеки к лесной декларации на пасеке в рубку были заявлены деревья породы сосна в объеме 41 куб.м (205 шт.), ель в объеме 181 куб.м (613 шт.), береза в объеме 310 куб.м (1653 шт.) и осина в объеме 126 куб.м (950 шт.).
Согласно технологической карте лесосечных работ при проведении рубок ухода за лесом (выборочная рубка, прореживание интенсивностью 25%) оставление единичных деревьев в качестве объектов биоразнообразия не предусмотрено, какие-либо изменения данный документ и в материалы отвода лесосек к лесной декларации не вносились.
Также установлено, что в ходе проведенного 12 июля 2021 г. уполномоченными должностными лицами ГКУ РК «Пряжинское центральное лесничество» осмотра лесосеки был выявлен факт нарушения ООО «Карлис-Вяртсиля» порядка проведения рубок лесных насаждений.
Данное нарушение выразилось в оставлении при проведении выборочной рубки способом прореживания деревьев, назначенных в рубку, породы сосна в объеме 40 куб.м (173 шт.), ель в объеме 65,27 куб.м (257 шт.), береза в объеме 54,09 куб.м (584 шт.) и осина в объеме 35,83 куб.м (658 шт.).
В связи с выявленным нарушением требований законодательства в затронутой сфере постановлением уполномоченного должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 21 февраля 2022 г. ООО «Карлис-Вяртсиля» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.8.25 КоАП РФ, которое в судебном порядке оставлено без изменения.
Выводы должностного лица и судьи о наличии в рассматриваемом случае события и квалифицирующих признаков объективной стороны состава вменяемого деяния основаны на собранных по делу доказательствах в их совокупности, которым дана правовая оценка по правилам ст.26.11 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы акты субъектов административной юрисдикции приняты после надлежащего установления всех необходимых обстоятельств, входящих в предмет доказывания по настоящему делу об административном правонарушении, применительно к заложенной в ч.2 ст.8.25 КоАП РФ диспозиции, сути выявленного нарушения, возложенным на лесопользователя обязанностям и сфере специального нормативного регулирования.
С учетом заложенных в главе 26 КоАП РФ норм все доказательства, которые вошли в основу обвинения привлекаемого к административной ответственности лица, являются относимыми, допустимыми и достаточными и обоснованно приняты в качестве таковых при вынесении обжалуемых по настоящему делу актов.
Протокол об административном правонарушении соответствует ст.28.2 КоАП РФ, устанавливающей требования к его содержанию и порядку составления, изложенное в нем описание события выявленного нарушения подпадает под квалификацию противоправного поведения, предусмотренного ч.2 ст.8.25 КоАП РФ, время совершения вменяемого деяния определено верно.
При производстве по делу об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности, принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст.ст.1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены, наказание назначено по правилам главы 4 КоАП РФ в установленном санкцией ч.2 ст.8.25 КоАП РФ размере.
Вопреки доводам жалобы закладка ленточных проб без соблюдения требований пп.6.3, 6.5 ОСТ 56-97-93 «Отраслевой стандарт. Рубки ухода за лесом. Оценка качества» о нарушении порядка осмотра мест рубок и недопустимости акта осмотра лесосеки от 12 июля 2021 г. не свидетельствует, поскольку указанные положения обязательному применению к рассматриваемым правоотношениям не подлежат.
Исходя из того, что закладка пробных площадей может осуществляться путем закладки ленточных проб в типичных местах выдела, что не противоречит нормам действующего законодательства, отраженные в акте осмотра сведения, полученные в ходе производства освидетельствования мест рубки на лесосеке на названной площади, сомнений не вызывают (для определения объема нарушения был проведен обмер пней, рассчитан объем фактически заготовленной древесины и определена разница между заявленным и заготовленным объемами древесины, что позволяет наиболее достоверно установить объем и вид допущенного при проведении выборочной рубки нарушения).
Данные, полученные с использованием метода перечислительной таксации сведений об оставлении недорубов деревьев, в совокупности с иными доказательствами не указывают на допущенное нарушение порядка осмотра мест проведения рубок лесных насаждений.
Несогласие привлекаемого к ответственности лица с установленными показателями объемов невырубленной древесины посредством использования вышеуказанного метода не свидетельствует о том, что лесопользователю не были созданы необходимые условия для реализации гарантированных при осмотре лесного участка прав.
В рассматриваемой ситуации лесопользователь в процессе осуществления хозяйственной деятельности вопреки определенным для конкретных лесных насаждений параметрам при проведении выборочной рубки не выбрал необходимый объем (количество деревьев) по соответствующим породам с целью создания условий для дальнейшего благоприятного и эффективного роста лесных насаждений, что свидетельствует в свою очередь о нарушении порядка проведения названной рубки.
Таким образом, должностным лицом и судьей в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании анализа собранных по делу доказательств были установлены все юридически значимые обстоятельства совершения противоправного деяния, предусмотренные ст.26.1 данного Кодекса.
Поскольку существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не допущено, принятые по делу акты, основанные на правильном применении норм материального и процессуального права, надлежит оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия, начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 21 февраля 2022 г. и решение судьи Пряжинского районного суда Республики Карелия от 11 мая 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Карлис-Вяртсиля» оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, г.Санкт-Петербург, 190900). Судья Н.А.Колбасова |