Судья Лопутнев В.В. дело № 33а-9919/2021 (2а-140/2021)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Самара 05 октября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего- Вачковой И.Г.,
судей - Сивохина Д.А., Ромадановой И.А.,
при секретаре- Зенкевиче В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Баканова Н.В. на решение Нефтегорского районного суда Самарской области от 30 апреля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда
Ромадановой И.А., доводы представителя истца Баканова Н.В. - Мамбетова М.Ш., пояснения представителя МИФНС России №11 по Самарской области Баграмян Т.Б., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Баканов Н.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России № 8 по Самарской области, УФНС России по Самарской области о признании незаконными решения и бездействия должностных лиц, а также возложении обязанности произвести перерасчет налога.
В обоснование заявленных требований указал, что ему на праве собственности принадлежало здание по адресу: <адрес>,
<адрес>В с кадастровым номером №, которое ДД.ММ.ГГГГ было разделено на несколько нежилых помещений с кадастровыми номерами № (ДД.ММ.ГГГГ), № (ДД.ММ.ГГГГ), № (ДД.ММ.ГГГГ), № (ДД.ММ.ГГГГ), № (ДД.ММ.ГГГГ), № (ДД.ММ.ГГГГ). Впоследствии помещения с кадастровыми номерами № были разделены на помещения с кадастровыми номерами № (ДД.ММ.ГГГГ), № (ДД.ММ.ГГГГ), № (ДД.ММ.ГГГГ), № (ДД.ММ.ГГГГ). В настоящее время ему принадлежат
8 помещений с кадастровыми номерами №. Таким образом, первоначальное здание с кадастровым номером № прекращено как объект налогообложения в связи с разделом с ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, при наличии данных обстоятельств и разъяснений Минфина России (письмо № от ДД.ММ.ГГГГ), а также судебной практики (Определение ВС РФ № 305-КГ18-9064 от 20.09.2018 года) ему одновременно исчислен налог на имущество по всем 8 помещениям и зданию с кадастровым номером № за ДД.ММ.ГГГГ. В связи с этим, он обращался с жалобами в УФНС по <адрес> и Центральный аппарат ФНС России, которые были оставлены без удовлетворения (решения №с от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ).
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Баканов Н.В. просил суд признать незаконным решение УФНС России по Самарской области
№с от ДД.ММ.ГГГГ по жалобе на действия (бездействие) должностных лиц Межрайонной ИФНС России № 8 по Самарской области, выразившиеся в непринятии мер по перерасчету налога на имущество физических лиц по зданию с кадастровым номером № за ДД.ММ.ГГГГ; признать незаконным бездействие должностных лиц Межрайонной ИФНС России № по <адрес>, выразившееся в непринятии мер по перерасчету налога на имущество физических лиц по зданию с кадастровым номером № за ДД.ММ.ГГГГ; обязать сотрудников Межрайонной ИФНС России № по <адрес> произвести перерасчет налога на имущество по зданию с кадастровым номером № за ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Нефтегорского районного суда Самарской области от
30 апреля 2021 года в удовлетворении административного иска
Баканова Н.В. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Баканов Н.В. просит отменить решение суда как незаконное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Баканова Н.В.- Мамбетов М.Ш. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Представитель административных ответчиков Межрайонной ИФНС России № 11 по Самарской области и УФНС России по Самарской области- Баграмян Т.Б. возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 218 (часть 1) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Положениями статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается: 1) с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; 3) со смертью физического лица - налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством РФ; 4) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой РФ в соответствии со ст.49 настоящего Кодекса; 5) с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино- место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу пункта 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
Из материалов дела следует, что Баканов Н.В. является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами: № (с ДД.ММ.ГГГГ), № (с ДД.ММ.ГГГГ), № (с ДД.ММ.ГГГГ), № (с ДД.ММ.ГГГГ), № (с ДД.ММ.ГГГГ), № (с ДД.ММ.ГГГГ), а также № (дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ), № (дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ), № (дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ), № (дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ), расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из ЕГРН и свидетельствами о государственной регистрации права.
Судом установлено, что вышеуказанные объекты находятся в пределах объекта с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, право собственности на которое прекращено ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления правообладателя Баканова Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ в связи с его разделением на несколько нежилых помещений.
Между тем, ДД.ММ.ГГГГ Баканов Н.В. обратился в УФНС России по Самарской области с жалобой на действия (бездействие) должностных лиц Межрайонной ИФНС России № по <адрес>, выразившиеся в непринятии мер по перерасчету налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ, указывая, что право собственности на здание с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>В прекращено в ДД.ММ.ГГГГ в связи с разделом объекта недвижимости на несколько помещений.
Решением УФНС России по <адрес> №с от ДД.ММ.ГГГГ жалоба Баканова Н.В. на действия (бездействие) должностных лиц МИФНС России № 8 по Самарской области оставлена без удовлетворения, поскольку налог на имущество физических лиц исчислен согласно представленным регистрирующим органом сведениям о периоде владения заявителем зданием с кадастровым номером №.
Не согласившись с данным решением, Баканов Н.В. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Также в решении № от ДД.ММ.ГГГГ, заместитель руководителя ФНС России не усмотрел оснований для отмены решения УФНС России по <адрес> №с от ДД.ММ.ГГГГ, при этом жалоба Баканова Н.В. оставлена без удовлетворения.
Положениями пункта статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ
N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (часть 1).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация перехода права на объект недвижимости, ограничения права на объект недвижимости, обременения объекта недвижимости или сделки с объектом недвижимости проводится при условии наличия государственной регистрации права на данный объект в Едином государственном реестре недвижимости, если иное не установлено федеральным законом (часть 4).
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (часть 5).
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет) (часть 7).
На основании части 5 статьи 41 Федерального закона от 13 июля 2015 г.
N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при прекращении права на здание, сооружение, зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости, государственная регистрация права в отношении всех помещений, машино-мест в таких здании, сооружении должна быть осуществлена одновременно, при этом такие здание, сооружение с государственного кадастрового учета не снимаются.
В силу пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Принимая во внимание положения указанных выше норм права, а также учитывая, что Баканов Н.В. с заявлением о прекращении права собственности на объект с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес>В/4 в связи с его разделением на несколько помещений обратился лишь ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого право прекращено ДД.ММ.ГГГГ, о чем сделана соответствующая запись, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для перерасчета налога на имущество физических лиц в отношении указанного объекта за ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем обоснованно признал законным обжалуемое решение УФНС России по <адрес> №с от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым учесть, что ранее Баканов Н.В. с заявлением о прекращении права собственности на спорный объект не обращался, производил уплату налога на имущество физических лиц в отношении данного объекта в период с ДД.ММ.ГГГГ, при этом с заявлением о снятии названного объекта с государственного кадастрового учета не обращался и не обжаловал действия регистрирующих органов, на которых возложена обязанность сообщать сведения в налоговые органы о зарегистрированных правах, в том числе на объекты недвижимости.
Доказательств обратного, административным истцом не представлено.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Разрешая заявленные требования с учетом установленных обстоятельств по делу, суд пришел к правильному выводу о том, что при вынесении оспариваемого решения №с от ДД.ММ.ГГГГ, Управление ФНС по Самарской области действовало в пределах своих полномочий и в соответствии с требованиями закона, что не повлекло нарушение прав Баканова Н.В. и правомерно отказал ему в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Несогласие Баканова Н.В. с результатами рассмотрения его обращения само по себе о бездействии административных ответчиком не свидетельствует, равно как и не усматривается оснований для перерасчета налога на имущество физических лиц в отношении объекта с кадастровым номером № за период с ДД.ММ.ГГГГ годы.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что здание с кадастровым номером № не является объектом налогообложения с ДД.ММ.ГГГГ в связи с его фактическим прекращением, не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно имеющимся сведениям право собственности на указанный объект прекращено ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления правообладателя.
Исходя из положений части 1 статьи 14, пункта 2 части 2 статьи 15 Закона N 218-ФЗ с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета здания должен обратиться собственник помещений.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Закона N 218-ФЗ в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.
Частью 3 статьи 41 Закона N 218-ФЗ установлено, что снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.
Согласно части 5 статьи 218-ФЗ при прекращении права на здание, сооружение, зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости, государственная регистрация права в отношении всех помещений, машино-мест в таких здании, сооружении должна быть осуществлена одновременно, при этом такие здание, сооружение с государственного кадастрового учета не снимаются.
Таким образом, раздел здания на помещения является особым видом раздела объекта недвижимости, когда исходный объект не прекращает существование как самостоятельный объект кадастрового учета.
В настоящем деле доказательств прекращения существования здания 9В с кадастровым номером №, как самостоятельного объекта до ДД.ММ.ГГГГ не предоставлено.
Ссылка в апелляционной жалобе на письмо Минфина России № 03-05-04-01/77887 от 24.11.2027 не состоятельна, поскольку данное письмо носит рекомендательный характер и не относится к нормативно-правовым актам.
Судебная коллегия, обсуждая доводы апелляционной жалобы, исходит из того, что судом исследованы и оценены все представленные сторонами доказательства, на них основаны выводы суда об обстоятельствах дела, в связи с чем у судебной коллегии оснований для иной оценки доказательств не имеется.
Каких-либо новых обстоятельств, ставящих под сомнение правильность выводов суда и влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Нефтегорского районного суда Самарской области от
30 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Баканова Н.В. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции и в Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи