Решение в окончательной форме изготовлено 12 апреля 2023 года
Дело № 2-738/2023
УИД 51RS0003-01-2023-000528-06
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 апреля 2023 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Чернецовой О.Н.,
при секретаре Скобелевой Т.А.,
с участием представителя истца Ковальчук Ю.В.,
представителей ответчика Биккиняева Р.Ф., Харлана Д.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского административного округа города Мурманска к государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения «Мурманская городская поликлиника № 1», Министерству здравоохранения Мурманской области о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность объектов здравоохранения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского административного округа г. Мурманска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения «Мурманская городская поликлиника № 1» (далее – ГОБУЗ МГП №1), Министерству здравоохранения Мурманской области о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность объектов здравоохранения.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой округа проведена проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов здравоохранения, по результатам которой установлено, что согласно лицензии на осуществление медицинской деятельности № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Министерством здравоохранения Мурманской области, ГОБУЗ МГП №1 осуществляет медицинскую деятельность, в том числе по адресам: пр. Героев-Североморцев, д. 37; ул. Павлика Морозова, д. 2/11; ул. Лобова д. 33/2; ул. Лобова, д. 65; ж/р Росляково, Североморское шоссе, д. 16а. Указанные объекты относятся к третьей категории опасности, охрана этих объектов (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций не обеспечена. В связи с выявленными нарушениями в адрес главного врача ГОБУЗ МГП № 1 прокуратурой округа 01.03.2022 внесено представление, однако до настоящего времени нарушения не устранены в связи с отсутствием денежных средств. Просит обязать ГОБУЗ МГП № 1 до 01.12.2023 обеспечить антитеррористическую защищенность объектов 3 категории, расположенных по адресам: пр. Героев-Североморцев, д. 37; ул. Павлика Морозова, д. 2/11; ул. Лобова д. 33/2; ул. Лобова, д. 65; ж/р Росляково, Североморское шоссе, д. 16а, обеспечив охрану объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций, а Министерство здравоохранения Мурманской области выделить денежные средства для обеспечения охраны указанных объектов.
Представитель истца Ковальчук Ю.В. в судебном заседании представила уточнение исковых требований, в которых просила обязать ГОБУЗ МГП № 1 до 01.05.2024 обеспечить антитеррористическую защищенность объектов 3 категории, расположенных по адресам: пр. Героев-Североморцев, д. 37; ул. Павлика Морозова, д. 2/11; ул. Лобова д. 33/2; ул. Лобова, д. 65; ж/р Росляково, Североморское шоссе, д. 16а, обеспечив охрану объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций, а Министерство здравоохранения Мурманской области в срок до 01.02.2024 выделить денежные средства для обеспечения охраны указанных объектов. Уточненные требования поддержала по основаниям и доводам, указанным в иске.
Представители ответчика ГОБУЗ МГП №1 Харлан Д.Ю., Биккиняев Р.Ф. в судебном заседании с иском согласилась частично, не оспаривая обязанности у учреждения привлечения сотрудников охранных организаций для охраны спорных объектов, указали на отсутствие для этого денежных средств, пояснили, что при выделении Минздравом области денежных средств на указанные цели, требования прокурора будут исполнены.
Представитель Министерства здравоохранения Мурманской области в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Представил отзыв, в котором пояснил, что ГОБУЗ МГП № 1 вправе осуществлять деятельность по оказанию услуг на платной основе, что приносит доход, средства от которого возможно направлять на развитие учреждения в части проведения ремонтов и исполнения юридическим лицом законодательства по противодействию терроризму. Министерством предпринимаются меры для рассмотрения вопроса о выделении средств на указанные мероприятия при корректировке областного бюджета, а также из резервного фонда Правительства Мурманской области, однако до настоящего времени решение по обозначенному вопросу не принято.
Третье лицо Управление Росгвардии по Мурманской области в судебное заседание своего представителя не направило, извещено судом надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы настоящего дела, материалы дела об административном правонарушении № 5-184/2022 мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского судебного района города Мурманска, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, предоставленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закон № 35-ФЗ) определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма. Одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно подпунктам «а» и «б» пункта 4 и пункту 6 статьи 3 Закона № 35-ФЗ, противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 № 8 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов территорий) (далее - Требования).
Указанные Требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - объекты (территории), включая вопросы инженерно-технической укрепленности этих объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях) (пункт 4 Требований).
Контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляется руководителями органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), или уполномоченными ими лицами в виде проверок (пункт 24 Требований).
Судом установлено, что ГОБУЗ МГП №1 является некоммерческой организацией, бюджетным учреждением здравоохранения.
Учреждение является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, самостоятельный баланс, счета, открытые в территориальных органах Федерального казначейства, бланки, печать со своим наименованием на русском языке и другие необходимые для деятельности печати и штампы (п. 1.5. Устава).
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Устава ГОБУЗ МГП № 1 целью создания учреждения является выполнение работ, оказание услуг в сфере здравоохранения, сохранение и улучшение здоровья обслуживаемого населения Мурманской области; оказание квалифицированной медицинской помощи обслуживаемому населению.
Спорные объекты ГОБУЗ МГП № 1 относятся к объектам третьей категории опасности, что следует из паспортов безопасности и не оспаривалось стороной ответчика.
В соответствии с пунктом 16(1) Требований на объектах (территориях), которым присвоена третья категория, помимо мероприятий, предусмотренных пунктом 16 настоящих требований, дополнительно осуществляются следующие мероприятия: а) организация и обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов на объекте (территории), контроль их функционирования; б) разработка и реализация комплекса мер по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объект (территорию); в) своевременное выявление, предупреждение и пресечение действий лиц, направленных на совершение преступлений террористического характера; г) обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны; д) применение к нарушителям пропускного и внутриобъектового режимов мер дисциплинарного характера; е) организация санкционированного допуска лиц и автотранспортных средств на объект (территорию); ж) исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории); з) контроль состояния систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта, складских помещений; и) создание резерва материальных средств для ликвидации последствий террористического акта.
Таким образом, достижение цели обеспечения безопасности объектов здравоохранения во время пребывания в организации, осуществляющей оказание услуг в сфере сохранения и восстановления здоровья населения, предполагает необходимость комплексного подхода к решению данных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в учреждении здравоохранения должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличие иных мер по предупреждению терроризма.
По результатам проведенной прокуратурой округа проверки установлено, что в отношении объектов ГОБУЗ МГП № 1, расположенных по адресам: пр. Героев-Североморцев, д. 37; ул. Павлика Морозова, д. 2/11; ул. Лобова д. 33/2; ул. Лобова, д. 65; ж/р Росляково, Североморское шоссе, д. 16а, которым присвоена 3 категория опасности, не в полной мере реализуются мероприятия по предупреждению терроризма.
В нарушение подпункта «г» п. 16 (1) Требований указанные объекты ГОБУЗ МГП № 1 не обеспечены охраной путем привлечения сотрудников охранных организаций.
Учитывая, что в ходе рассмотрения дела указанные выше обстоятельства нашли свое подтверждение, стороной ответчика не оспаривались, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в полном объеме.
Также суд учитывает, что нормативные правовые акты в сфере антитеррористической защищенности устанавливают требования к обеспечению антитеррористической защищенности объектов здравоохранения, к которым относится ГОБУЗ МГП № 1, обязательны для исполнения, наличие в указанных учреждениях здравоохранения перечисленных выше нарушений влечет угрозу жизни и здоровью населения.
Оценивая требования истца о возложении на Министерство здравоохранения Мурманской области обязанности по обеспечению финансирования перечисленных в просительной части иска мероприятий, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 7 статьи 2 Закона № 35-ФЗ, статье 12 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 (далее – Концепция), одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения (профилактика терроризма).
В соответствии с пунктом «д» статьи 11 Концепции, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В соответствии со статьей 21 Концепции к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся организационно-технические меры, которые включают в себя разработку и реализацию целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму.
Финансовое обеспечение противодействия терроризму, согласно пункту 40 Концепции, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов.
Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (пункт 42 Концепции).
Согласно п. 1.3 Устава ГОБУЗ МГП №1, учредителем и собственником имущества Учреждения является Мурманская область. Функции и полномочия учредителя осуществляет исполнительный орган государственной власти Мурманской области – Министерство здравоохранения Мурманской области.
В силу п. 3.1 Устава, имущество учреждения является собственностью Мурманской области, учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, доходы от которой, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.
Источниками формирования имущества учреждения в денежной и иных формах являются: регулярные и единовременные поступления от Учредителя; добровольные имущественные взносы и пожертвования; поступления из фонда обязательного медицинского страхования; выручка от реализации товаров, работ, услуг; другие, не запрещенные законом поступления (пункт 3.2 Устава).
Учредитель утверждает план финансово-хозяйственной деятельности учреждения, осуществляет контроль за использованием бюджетных средств, осуществляет другие бюджетные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области.
Постановлением Правительства Мурманской области от 11.02.2011 № 54-ПП утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Мурманской области (далее – Положение).
В силу пункта 1 Положения Министерство здравоохранения Мурманской области (далее - Министерство) является исполнительным органом Мурманской области, осуществляющим функции по формированию государственной политики Мурманской области и реализации государственной политики, а также по нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья граждан, функции по контролю в этой сфере, а также функции по оказанию государственных услуг.
Министерство, помимо прочего, осуществляет следующие функции: функции и полномочия учредителя подведомственных организаций, в том числе автономных учреждений, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области (п. 2.2.3.51 Положения); организует и осуществляет в пределах своей компетенции мероприятия по предупреждению терроризма и экстремизма, минимизации их последствий (п. 2.2.3.52. Положения); осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций (п. 2.2.3.60 Положения); контроль в пределах своей компетенции за использованием соответствующих видов имущества Мурманской области, а также финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами, осуществляемыми государственными областными бюджетными, казенными, автономными учреждениями, в отношении которых Министерство осуществляет функции и полномочия учредителя (п. 2.2.4.2. Положения).
В соответствии с пунктом 5.5.10. Положения министр вносит в Министерство финансов Мурманской области предложения по формированию областного бюджета в части финансового обеспечения деятельности Министерства и подведомственных Министерству организаций.
Таким образом, объем ответственности Министерства здравоохранения Тверской области за выявленные в учреждении нарушения требований антитеррористической защищенности объектов определяется тем, что данный государственный орган по отношению к подведомственному медицинскому учреждению является главным распорядителем денежных средств.
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств, в том числе, осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным распорядителям учреждениям и получателям бюджетных средств; формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.
В силу пунктов 2, 3, 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, уставом и государственным заданием, утверждаемым учредителем.
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества.
Таким образом, требование о возложении обязанности на Министерство здравоохранения Мурманской области обеспечить необходимое финансирование для выполнения ГОБУЗ МГП № 1 мероприятий, указанных в просительной части иска являются обоснованными.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Истец в уточненных требованиях просит установить срок для устранения выявленных нарушений законодательства об антитеррористической деятельности для ГОБУЗ МГП № 1 до 01.05.2024, для Министерства здравоохранения Мурманской области – до 01.02.2024. Возражений относительно данного срока стороной ответчика не заявлено.
В целях реального исполнения судебного акта, учитывая объем работ, которые необходимо выполнить ответчикам, суд находит установленные истцом сроки для исполнения решения суда разумными и достаточными.
На основании статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ГОБУЗ МГП № 1 в бюджет муниципального образования город Мурманск подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей, от уплаты которой истец освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ № 1», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ № 1» ░░ 01.05.2024 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ 3 ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░. ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░, ░. 37; ░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░. 2/11; ░░. ░░░░░░, ░. 33/2; ░░. ░░░░░░, ░. 65; ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. 16░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.02.2024 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ № 1» ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ 3 ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░. ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░, ░. 37; ░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░. 2/11; ░░. ░░░░░░, ░. 33/2; ░░. ░░░░░░, ░. 65; ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. 16░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ № 1» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░