Дело № 2-3414/23
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 августа 2023 г. Центральный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Колесникова Д.Ю.
при секретаре Коробкиной А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по .... в лице начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по .... в ...., Каменском, Крутихинском, Тюменцевском, Панкрушихинском и ....х, главного государственного санитарного врача по ...., Каменскому, Крутихинскому, Тюменцевскому, Панкрушихинскому и ....м в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Автотранс» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по .... в ...., Каменском, Крутихинском, Тюменцевском, Панкрушихинском и ....х главного государственного санитарного врача по ...., Каменском, Крутихинском, Тюменцевском, Панкрушихинском и ....м Юрк О.В. обратилось в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Автотранс», просит признать незаконным бездействие ООО «Автотранс» по исполнению обязанности по вывозу ТКО в .... в соответствии с п. 11 раздела II СанПин 2.1. 3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорией городских и сельских поселений, к водными объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Обязать ООО «Автотранс» осуществлять вывоз ТКО в .... Алтайского в соответствии с требованиями п. 1111 раздела II СанПин 2.1. 3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорией городских и сельских поселений, к водными объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
В обоснование заявленных исковых требований указало, что Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства .... в адрес территориального отдела Управления Роспотребнадзора по .... Камень-на-Оби, Каменском, Крутихинском, Тюменцевском, Панкрушихинском и .... было направлено письмо председателя комитета по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту и связи ....вого Законодательного ФИО2 Панарина, по вопросу ненадлежащего предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории .... вх. 170 от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД 22-06-13/6-5/Ж-2023.
Согласно полученной информации от .... вх. № от 06.02.2023г. вывоз ТКО осуществляется 2 раза в неделю (вторник, пятница).
Однако, согласно представленному Графику транспортирования ТКО в .... (контейнерный вывоз), который согласован главой сельсовета с. ФИО3 Ладыгиным и подписан ДД.ММ.ГГГГ начальником подразделения «Камень-на-Оби» ООО «Автотранс» ФИО4, вывоз ТКО из контейнеров по ...., пер. Центральный, пер. Центральный- ...., пер. Дорожный, ...., пер. Школьный,пер. Коммунальный, ...., ул, Западная, пер. Пожарный, .... осуществляется по вторникам, а сбор и вывоз ТКО из контейнеров по ...., ул, Первомайская, ...., пер. Партизанский, ул, Верхне-Каменская, ...., ул, Молодежная, .... по пятницам.
Учитывая, что во вторник и пятницу разные маршруты, то фактически вывоз ТКО из контейнеров осуществляется один раз в неделю, что не соответствует требованиям раздела II п.11 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», согласно которому срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5 °С и выше - не более 1 суток; плюс 4 °С и ниже - не более 3 суток. В силу установленных действующим законодательством требований ответчик должен оборудовать места для сбора мусора и бытовых отходов, обеспечить соблюдение требований при их использовании, систематический сбор и вывоз твердых бытовых отходов. При этом несоблюдение требований природоохранного законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании стороны не явились, извещены надлежаще о времени и месте судебного заседания.
Ответчик представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что не согласен с предъявленными требованиями, так как на основании муниципального контракта администрацией .... в .... обустроены 28 контейнерных площадок, на которые распространяются требованиями СанПин 2.1. 2684-21. С целью соблюдения требований санитарного законодательства ООО «Автотранс» ДД.ММ.ГГГГ главе администрации .... направлен график вывоза ТКО оборудованных площадок в соответствии с требованиями СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Правовое регулирование деятельности в области обращения с отходами производства и потребления осуществляется нормативными правовыми актами экологического законодательства, к числу которых относится Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее также - Федеральный закон №89-ФЗ).
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации законодательство об охране окружающей среды (экологическое законодательство), составной частью которого является указанный Закон, отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые актов, регулирующие отношения в сфере обращения с отходами.
В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесено, кроме прочего, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 2 статьи 8 указанного Федерального закона).
Из приведенных норм следует, что на органы местного самоуправления федеральным законодателем возложена обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия ими решения в соответствии с требованиями правил благоустройства муниципального образования, законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В статье 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ предусматривается, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1); места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 данной статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3); органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 4).
Согласно пункту 6 статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра определен Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила).
Процедура исключения мест накопления ТКО из реестра вышеуказанными Правилами и иным законодательством в указанной сфере не отрегулирована.
Пунктом 11 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 предусмотрено, что срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5 °C и выше - не более 1 суток; плюс 4 °C и ниже - не более 3 суток.
Как следует из материалов дела, ООО «Автотранс» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории в ...., Каменском, Крутихинском, Тюменцевском, Панкрушихинском и ....х.
В обоснование заявленных требований сторона истца ссылалась на то, что оператор не оказывает услуги должным образом, а именно пакеты, мешки, другие специально предназначенные для накопления ТКО емкости остаются не убранными, нарушает санитарные правила содержания территории (СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21) и учитывая, что во вторник и пятницу разные маршруты, то фактически вывоз ТКО из контейнеров осуществляется один раз в неделю.
С ДД.ММ.ГГГГ вступили в силу новые СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, которые являются обязательными для исполнения органами власти, муниципалитетами, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с вышеуказанными СанПиН срок временного накопления несортированных твердых коммунальных отходов в предстоящий период должен составлять не более 1 суток. Хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию ТКО, обеспечивает вывоз ТКО по установленному им графику в соответствии с вышеуказанными требованиями к сроку накопления несортированных ТКО, то есть не реже одного раза в сутки.
Согласно полученной информации от .... вх № от ДД.ММ.ГГГГ вывоз ТКО осуществляется 2 раза в неделю (вторник, пятница). Однако, согласно представленному графику транспортирования ТКО в .... (контейнерный вывоз), который согласован с главой сельсовета .... и подписан ДД.ММ.ГГГГ и начальником подразделения «Камень-на-Оби» ООО «Автотранс», вывоз ТКО из контейнеров по ...., пер. Центральный, пер. Центральный- ...., пер. Дорожный, ...., пер. Школьный, пер. Коммунальный, ...., пер. Пожарный, .... осуществляется по вторникам. Сбор и вывоз ТКО из контейнеров ...., пер. Партизанский, .... по пятницам, то есть по факту один раз в неделю.
По этому факту Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по .... в ...., Каменском, Крутихинском, Тюменцевском, Панкрушихинском и ....х было вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно подпункту "г" пункта 40 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора в случае ненадлежащего исполнения региональным оператором возложенных на него обязанности по организации деятельности в области обращения с отходами, в том числе сбор, транспортирование отходов с нарушением санитарно-эпидемиологических требований.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ООО «Автотранс» согласовал с Главой Тюменцевского сельсовета ДД.ММ.ГГГГ график вывоза ТКО оборудованных площадок в соответствии с требованиями СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21.
В соответствии с ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Ответчик не представил в суд доказательства, того, что указанные нарушения устранены в полном объеме, отсутствует наглядность исполнения установленного графика.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ответчик в нарушение требований законодательства допустил бездействие по организации и обеспечении мероприятий по вывозу ТКО в .....
Суд полагает, что и с достаточной степенью определенности доказан факт бездействия ответчика по организации и обеспечении мероприятий по вывозу ТКО, при удовлетворении требований решение суда будет соответствовать требованиям исполнимости. Кроме того, в случае, если согласован график по вывозу ТКО в .... и вывоз ТКО из контейнеров осуществляется два раза в неделю ответчик не лишен возможности представить соответствующие доказательства судебному приставу-исполнителю.
Принимая во внимание, вышеуказанное, ответчик не лишен возможности предпринять меры к своевременному исполнению решения суда в целях избежания принудительных мер исполнения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитара эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические требований - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход муниципального образования городской округ .... подлежат взысканию расходы по государственной пошлине в размере 300 руб.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░» (░░░ 0411174170), ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░ ░ .... ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 11 ░░░░░░░ II ░░░░░░ ░░.░░.░░░░-21 «░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░» (░░░ 0411174170) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ .... ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░. 11 ░░░░░░░ II ░░░░░░ ░░.░░.░░░░-21 «░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░».
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░» (░░░ 0411174170) ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ – .... ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 300 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ....░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ .... ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░5 ░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░1
░░░: 22RS0№-14
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ .... ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ №