Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 июля 2021 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.
при секретаре Гуриной К.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело № 3а-1111/2021 по административному исковому заявлению Ладыгиной Е.А. об оспаривании нормативного правового акта в части,
с участием прокурора ВалюткинойС.Ш.,
административного истца Ладыгиной Е.А.,
У с т а н о в и л :
Ладыгина Е.А. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующим приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года 3 1608 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год» в части включения в Перечень и на все последующие периоды пункта № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, со дня его принятия как не соответствующего действующему законодательству.
Требования обоснованы тем, что в Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером №, которое не отвечало критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку ни кадастровым паспортом помещения, ни каким-либо иным техническим (инвентаризационным) документом не предусмотрено размещение в нем офиса, торгового объекта, объекта общественного питания или бытового обслуживания. Включение указанного объекта недвижимости в Перечень влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании административный истец поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении, а также указала, что требований о признании недействующими Перечней на последующие годы она не предъявляет, поскольку в Перечне на 2020 год данный объект отсутствует, а в 2021 году он используется как торговый объект; технический паспорт, представленный ею по состоянию на 16 ноября 2006 года, не может быть принят в качестве доказательства по делу, поскольку с 1 января 2013 года подготовка технических паспортов на объекты технического учета не предусмотрена действующим законодательством.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, относительно заявленных требований представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что нежилое помещение включено в Перечень на основании того, что помещения, расположенные на первом этаже многоквартирного жилого дома, используются под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Заслушав административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца не подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 29 октября 2018 года № 1608, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019 год.
В пункт № указанного Перечня включено нежилое помещение с кадастровым номером №, принадлежащее административному истцу на праве собственности.
Приказ министерства № 1608 от 29 октября 2018 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, в издании "Волжская коммуна", N 308(30543), 20.11.2018.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно частям 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что Ладыгина Е.А. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 123,6 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости нежилое помещение имеет назначение и наименование- нежилое помещение.
По сведениям технического паспорта, выполненного Средне-Волжским филиалом Самарского областного отделения АО «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» по состоянию на 16 ноября 2006 года, в нежилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, располагаются склады площадью 52,6 кв. м. и 10,4 кв. м, торговый зал площадью 50,6 кв. м, коридор площадью 8,6 кв. м., санузел площадью 1,4 кв. м.
Нежилое помещение располагается в здании многоквартирного жилого дома с кадастровым номером №, которое расположено на земельном участке с кадастровым номером № с видом разрешенного использования: жилая постройка (многоэтажная застройка).
Согласно акта осмотра объекта недвижимости, выполненного ГБУ СО «ЦРР» 29 января 2019 года, в нежилом помещении располагается склад площадью 50,1 кв. м., санузел площадью 1,4 кв. м, коридор, лестница площадью 11,5 кв. м; помещения площадью 48,3 кв. м и 10,2 кв. м пустуют.
Принимая во внимание, что по сведениям технического паспорта в нежилом помещении имеется объект торговли (торговый зал), площадь которого от общей площади помещения составляет 40,93 %, суд приходит к выводу о том, что нежилое помещение с кадастровым номером № обоснованно включено в Перечень в соответствии с положениями части 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы административного истца о недопустимости в качестве доказательства технического паспорта, поскольку он составлен до 1 января 2013 г. - даты, с наступлением которой, согласно действующему законодательству в сфере кадастровой деятельности, изготовление технических паспортов для целей осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости не предусмотрено, являются не состоятельными, поскольку сведений о каких-либо изменениях содержания представленной технической документации после указанной даты, в том числе, влекущих вывод об изменении назначений помещений спорного нежилого помещения, материалы дела не содержат. Не указано на таковые и стороной административного истца.
Доводы административного истца о том, что министерство имущественных отношений Самарской области в своих возражениях не ссылалось на сведения технического учета как на основание для включения объекта недвижимости в Перечень, суд не принимает во внимание, поскольку в соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Требований об оспаривании Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020, 2021 годы административным истцом не заявлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р е ш и л :
В удовлетворении требований Ладыгиной Е.А. о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, в части включения в него под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, отказать.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.А.Родина
Мотивированное решение изготовлено 28 июля 2021 года.