РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 сентября 2022 года город Тула
Центральный районный суд города Тулы в составе:
председательствующего Илларионовой А.А.,
при секретаре Цыганове А.А.,
с участием представителя истца Балашовой О.С. и третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования относительно предмета спора ООО «УК Центральная» по доверенности Голиковой Т.И., представителя ответчика Сахарова Ю.В. по доверенности Сахаровой Л.Е., ответчиков Карпачевой Н.В., Фомичевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Тулы гражданское дело № по исковому заявлению Балашовой ФИО17 к Абрамовой ФИО18, Абрамовой ФИО19, Карпачевой ФИО20, Сахарову ФИО21, Курилову ФИО22, Евдокимовой ФИО23, Фомичевой ФИО24 о признании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме недействительным,
установил:
Балашова О.С. обратилась в суд с иском к Абрамовой Л.А., Абрамовой Т.В., Карпачевой Н.В., Сахарову Ю.В., Курилову И.Е., Евдокимовой Л.П., Фомичевой И.В. о признании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме недействительным.
В обоснование заявленных требований Балашова О.С. указала на то, что она является собственником жилого помещения в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в доме проводилось собрание по выбору управляющей организации, инициатором которого являлась она, по итогом которого с ДД.ММ.ГГГГ дом был включен Государственной жилищной инспекцией по Тульской области в реестр лицензий Тульской области за ООО «УК «Центральная», которая сразу же приступила к управлению.
В настоящее время в Государственной жилищной инспекции по Тульской области на рассмотрении имеется протокол от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания собственников многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: <адрес> со следующими формулировками вопросов:
Избрать председателя, секретаря общего собрания и наделение их правом по подсчету голосов.
Выборы совета многоквартирного дома, председателя совета многоквартирного дома.
Наделение членов совета дома правом принятия решений о текущем ремонте общего имущества, правом определять качественное состояние зеленых насаждений на придомовой территории, а так же правом принимать решения об удалении, кронировании, и обрезке зеленых насаждений на придомовой территории.
Отказ от исполнения всех заключенных ранее договоров управления многоквартирным домом и принятие решения о выборе иной управляющей организации. Выбор способа управления управляющей организацией ООО «Уют Дом» (<данные изъяты>). Утверждение и заключение договора управления многоквартирным домом управляющей организацией ООО «Уют Дом» (<данные изъяты>). Утверждение лицами, уполномоченными провести процедуру расторжения договора управления с ООО «Уют Дом» (ОГРН <данные изъяты>), инициаторов собрания и членов совета дома. Заключение собственниками помещений в многоквартирном доме от своего имени, путем оплаты соответствующих квитанций, соответственно прямого договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления, прямого договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Утверждение размеров платы за содержание жилого и нежилого помещений в многоквартирном доме.
Принятие решения о текущем ремонте кровли
Утверждение способа уведомления собственников помещений о проведении настоящего и последующих общих собраний и принятых на них решениях. Определение мест хранения копий протокола настоящего и последующих общих собраний и копии индивидуальных письменных решений (бюллетеней) собственников.
Существенными следует считать обстоятельство, нарушения действующего законодательства при решении вопроса указанного в пункте №, где размер платы (в том числе с учетом размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества многоквартирном доме) с жилых помещений составляет 22,81 руб., с нежилых 11,86 руб., что в два раза меньше общего тарифа.
В доме имеются нежилые помещения общей площадью 1936,3 кв.м., принадлежащие одному собственнику, который в собрании, проводимом ДД.ММ.ГГГГ по выбору управляющей организации ООО «УК «Центральная», отказался участвовать, поскольку считает, что не должен оплачивать содержание общего имущества, по определенному для всех тарифу. С данным обстоятельством категорически нельзя согласиться, так как в данном случае дом, который и так не обслуживался в течении длительного времени, и в настоящее время находится в плачевном состоянии, будет терять денежные средства на свое содержание в районе 250 000 руб. в год, что является существенным. Кроме того, данное решение противоречит ч.4, ст.162 ЖК РФ которой предусматривается, что условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Решением общего собрания собственников МКД № по <адрес>, в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был избран как способ управления домом – управляющей организацией, так и сама управляющая организация – ООО «УК «Центральная». При этом, собственниками принято решение о расторжении договора управления с прежней управляющей организацией ОАО «РЭМС».
Считает, что оснований, предусмотренных частями 8.1 и 8.2 ст.162 ЖК РФ, для расторжения договора управления с ООО «УК «Центральная» многоквартирным домом 1 по <адрес> по инициативе собственников жилых помещений в одностороннем порядке нет. Из протокола общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ, в повестку дня собрания не были включены вопросы об отказе собственников в одностороннем порядке от исполнения договора управления жилым домом, заключенного с ООО «УК «Центральная», в связи с неисполнением ею принятых на себя обязательств, и, соответственно, таких решений собственниками помещений МКД не могло быть принято без соответствующих подтверждений.
На основании изложенного просит суд признать недействительным решение общего собрания собственников помещений оформленное Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ проводившееся с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве ответчика привлечена Фомичева И.В. В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «УК Центральная» и УК «УютДом».
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Государственная жилищная инспекция по Тульской области.
Истец Балашова О.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена своевременно и надлежащим образом, причину неявки суду не сообщила, письменных объяснений не предоставила.
Представитель истца Балашовой О.С. и третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования относительно предмета спора, ООО «УК Центральная» по доверенности Голикова Т.И. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить. Поясняла суду, что была избрана управляющая компания ООО «УК Центральная». Долгое время дом не управлялся потому что у предыдущей управляющей компании начались проблемы, и только жители выбрали новую управляющую организацию появилась проблема в том, что собственник нежилого помещения площадью 2 000 кв.м., Сахаров Ю.В., у которого почти на всем первом этаже расположен автосервис и магазин, указал на то, что не хочет оплачивать в полном объёме за содержание и ремонт жилья. Протокол, который обжалуется, считает незаконным, в том числе на основании того, что собственник нежилого помещения не может оплачивать взнос на содержание и ремонт общедомового имущества в два раза меньше чем все остальные жители, то есть в протоколе в вопросе 4 указано, что собственник нежилого помещения платит не 22 руб. 81 коп. за кв. м., а 11 руб. 86 коп. за кв.м. Таким образом, дом теряет более 300 000 рублей в год, эти деньги могли пойти на развитие дома, на обслуживание и ремонт, так как дом долгое время не управлялся. Данный протокол нарушает права остальных жителей дома. Договор с управляющей компанией не может быть расторгнут спустя месяц после его заключения без видимых на то причин. В жилищном кодексе указано, что расторжение договора, может быть, в случае если управляющая организация ненадлежащим образом оказывает свои услуги, но управляющая компания ООО «УК Центральная» еще не могла ненадлежащим образом оказывает свои услуги поскольку собрание прошло, когда у управляющей организации не было лицензии.
Ответчик Сахаров Ю.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещался своевременно и надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, ранее представлял суду отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать. Указывал на то, что объявление о проведении собрания было размещено в доступном месте для собственников помещений, согласно п.4 ст. 45 ЖК РФ. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть размещено в системе или региональной информационной системе при условии обеспечения размещения в системе в автоматизированном режиме этого сообщения, либо направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись, либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме. Ранее имелось решение общего собрания-протокол № общего собрания собственников в форме заочного голосования от ДД.ММ.ГГГГ, пункт № утвердил порядок уведомления собственников о проведении общих собраний и принятых на общих собраниях решений путем вывешивания объявлений в общедоступных местах на доме, следовательно объявление размещено с учетом требований закона.
Собственники помещений находящихся по адресу: <адрес>, проголосовали за п.4 размер платы за содержание общего имущества для жилых помещений в размере 22.81 руб. /кв.м, а для нежилых(с учетом его особенностей ) 11.86 руб./кв.м.
Основанием послужило следующее:
особенности помещения, так как принадлежащее предпринимателю нежилое помещение площадью 1464 кв.м. состоит из встроенного помещения площадью 533,3 кв.м, и пристроенного помещения площадью 930,7 кв.м. - которое по заключению независимой экспертизы, проведенной «Тульской торгово-промышленной палатой», акт экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, является полностью автономным относительно МКД.
предприниматель имеет договор на вывоз мусора.
отопление в пристроенной части помещения, имеет отдельный ввод и индивидуальные приборы учета тепловой энергии.
не пользуется паспортным столом и прочими услугами связанными с выдачей документов.
не пользуется лифтом.
проводит ремонт пристроенной части помещения, входная группа, фундамент, фасад и др. за свой счет и своими силами.
осуществляет уборку территории.
Из перечня услуг и тарифов, оказываемых собственникам жилых помещений МКД, для нежилых помещений исключены только те услуги, которые не оказываются собственникам нежилых помещений из-за особенностей помещений, тариф по услугам оказываемым собственникам и жилых и нежилых помещений сохранен одинаковым. Платеж, в размере 11.86 руб. за кв.м за нежилое помещение с учетом его особенностей, по мнению УК «Уют дом», является достаточным для финансирования услуг и работ, необходимых для поддержания дома в состоянии, отвечающем санитарным и техническим требованиям. В виду чего, решение собственников помещений в отношении платы за содержание общего имущества для жилых помещений в размере 22.81 руб. /кв.м, а для нежилых 11.86 руб./кв.м, является справедливым, разумным и правомерным.
Собрание собственников помещений, проведенное в период с 30 мая по ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии требованиями ст.44-48 ЖК РФ, не противоречит ч.8.2 ст. 162, так как УК «Центральная» не выполняла заявки по обслуживанию жилого дома поступающие от председателя МКД Карпачевой Н.В., а так же не предоставила за 2 месяца работы ни одного акта выполненных работ, избранному председателю Карпачевой Н.В.
Представитель ответчика Сахарова Ю.В. по доверенности Сахарова Л.Е. в судебном заседании доводы письменных возражений Сахарова Ю.В. поддержала в полном объеме. Дополнительно поясняла суду, что они не согласны с равными тарифами, так как имеется постановление правительства, в котором говорится об особом статусе нежилых помещений дома. У Сахарова Ю.В. в нежилых помещениях имеется собственное отопление, вода и канализации отсутствуют, собственники нежилых помещений обслуживают общий подвал жилого дома, где находятся все коммуникации, он постоянно проводит санитарные обработки этих подвальных помещений. Законодательство позволяет им сделать раздельные тарифы для собственников жилых и нежилых помещений. Полагала, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Ответчик Карпачева Н.В. в судебном заседании доводы возражений Сахарова Ю.В. поддержала в полном объеме, также подписала его совместно с другими ответчиками, просила отказать в удовлетворении исковых требований. Кроме того представила свой отзыв на исковое заявление, в котором указала на то, что расторжение договора управления в одностороннем порядке возможно при наличии соответствующего решения общего собрания собственников. На сегодняшний день договора управления на сайте управляющей компании не размещено, что является нарушением лицензионных требований, следовательно, собственники не могут знать в какой части договор управления не исполняется. Считает, что установленный решением общего собрания различный размер платы за содержание жилья для собственников жилых и нежилых помещений, также как разный размер платы для собственников МКД по адресу <адрес> не свидетельствует о нарушении указанных правовых норм. Принимая такое решение, общее собрание действовало в соответствии с законом, экономическими расчетами, иными обстоятельствами, отнесенными на усмотрение членов гражданско-правового сообщества. Вмешательство в решение указанных вопросов, целесообразность которых на соответствие закону не может быть проверена со стороны государства или суда, не допускается. На текущий момент истцом не указано доводов и не представлено доказательств нарушения оспариваемым решением общего собрания собственников от ДД.ММ.ГГГГ требований закона, иных нормативно-правовых актов, в том числе вышеприведенных положений статей 39, 156, 158 ЖК РФ.
Ответчик Фомичева И.В. в судебном заседании доводы возражений Сахарова Ю.В. поддержала в полном объеме, также подписала его. В судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований Балашовой О.С.
Ответчики Абрамова Л.А., Абрамова Т.В., Курилов И.Е., Евдокимова Л.П. в судебное заседание не явились, извещалась своевременно и надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили, в представленных суду заявлениях просили о рассмотрении дела в их отсутствии.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора УК «УютДом» в судебное заседание не явился, извещался своевременно и надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, письменных объяснений не представил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственной жилищной инспекции по Тульской области в судебное заседание не явился, извещался своевременно и надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, письменных объяснений не представил. ГЖИ Тульской области направила в адрес суда решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во внесении изменений в реестр лицензий <адрес> в соответствии с которым сведения о многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, не включены в реестр лицензий Тульской области за управляющей организацией ООО «УютДом», поскольку при проведении проверочных мероприятий в отношении протокола общего собрания собственников помещений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Инспекцией было установлено, что общее собрание собственников помещений многоквартирного дома не имело кворума для принятия решения по вопросу повестки дня №, в вопрос № повестки включены вопросы, решение по которым считается принятым при условии голосования различного количества голосов. Вопрос № в повестке дня собрания собственников от ДД.ММ.ГГГГ сформулирован с нарушением требований п. 16 Приказа Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр «Об утверждении требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах…».
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Выслушав пояснения представителя истца Балашовой О.С. и третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования относительно предмета спора ООО «УК Центральная» по доверенности Голиковой Т.И., представителя ответчика Сахарова Ю.В. по доверенности Сахаровой Л.Е., ответчиков Карпачевой Н.В., Фомичевой И.В., исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к следующему.
Согласно п. 1 ст. 44 ЖК РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными и могут быть созваны по инициативе любого из данных собственников, при этом последний обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (ст. 45 ЖК РФ).
По смыслу пункта 1 статьи 2, пункта 6 статьи 50 и пункта 2 статьи 181.1 ГК РФ под решениями собраний понимаются решения гражданско-правового сообщества, т.е. определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
В соответствии с ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1.1, 4, 4.2 и 4.7 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, решения, предусмотренного пунктом 4.5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, которое принимается в соответствии с частью 1.2 настоящей статьи, а также решения, предусмотренного пунктом 4.6 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, которое принимается в соответствии с частью 1.3 настоящей статьи.
В силу части 2 названной статьи общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня данного собрания.
Таким образом, в зависимости от вопроса, поставленного на голосование, предусмотрено три варианта принятия решений общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме: большинством голосов от общего числа голосов, принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме; более 50% голосов общего числа собственников помещений в многоквартирном доме; большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Решения, которые принимаются более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме:
- принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета в российской кредитной организации, совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете;
- выбор способа управления многоквартирным домом;
- принятие решения о наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме;
- принятие решения о выборе управляющей организации.
Решения, которые принимаются большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме:
-принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме;
- принятие решений о размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), размещении временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете, на специальном депозите в российской кредитной организации;
- принятие решений о получении товариществом собственников жилья либо жилищно-строительным кооперативом, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управляющей организацией и при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме лицом, уполномоченным решением общего собрания таких собственников, кредита или займа на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, об определении существенных условий кредитного договора или договора займа, о получении данными лицами гарантии, поручительства по этим кредиту или займу и об условиях получения указанных гарантии, поручительства, а также о погашении за счет фонда капитального ремонта кредита или займа, использованных на оплату расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и об уплате процентов за пользование данными кредитом или займом, оплате за счет фонда капитального ремонта расходов на получение указанных гарантии, поручительства;
- принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, а также о заключении соглашения об установлении сервитута, соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме;
- принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме;
- принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций), на представление документов на согласование переустройства и (или) перепланировки помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, на заключение соглашения об установлении сервитута, соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, и о лицах, уполномоченных на подписание указанных соглашений, а также о порядке получения денежных средств, предусмотренных указанными соглашениями на условиях, определенных решением общего собрания;
- принятие решения о наделении председателя совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений по вопросам, не указанным в части 5 статьи 161.1 настоящего Кодекса, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Из положений части 1 статьи 47 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что в случае, если при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, такое общее собрание не имело указанного в части 3 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации кворума, в дальнейшем решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с такой же повесткой могут быть приняты путем проведения заочного голосования (передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование).
Согласно статье 48 Жилищного кодекса Российской Федерации правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя (часть 1).
Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме (часть 3).
Голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может осуществляться посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование (часть 4).
В силу ст. 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющие на волеизъявление участников собрания; у лица, выступающего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (п. 3 ст. 181.2).
Согласно ст. 181.5 ГК РФ если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; принято при отсутствии необходимого кворума; принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; противоречит основам правопорядка или нравственности.
Согласно ч. 6 ст. 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.
В силу ч. 5 ст. 181.4 Гражданского кодекса РФ решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
Согласно п. 109 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», решение собрания не может быть признано недействительным в силу его оспоримости при наличии совокупности следующих обстоятельств: голосование лица, права которого затрагиваются этим решением, не могло повлиять на его принятие, и решение не может повлечь существенные неблагоприятные последствия для этого лица (пункт 4 статьи 181.4 ГК РФ).
К существенным неблагоприятным последствиям относятся нарушения законных интересов как самого участника, так и гражданско-правового сообщества, которые могут привести, в том числе к возникновению убытков, лишению права на получение выгоды от использования имущества гражданско-правового сообщества, ограничению или лишению участника возможности в будущем принимать управленческие решения или осуществлять контроль за деятельностью гражданско-правового сообщества.
Судом установлено, что истец Балашова О.С. (ранее Самокатова) является собственником 1/3 доли <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
Ранее с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в жилом доме по адресу: <адрес>, проводилось собрание по выбору управляющей организации, инициатором которого являлась Балашова О.С. по итогом которого с ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес>, был включен Государственной жилищной инспекцией по Тульской области в реестр лицензий Тульской области за ООО «УК «Центральная».
Согласно уведомлению о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес>, собственники квартир в данном доме приглашены принять участие в общем собрании собственников помещений многоквартирного дома, очная часть которого будет проводиться ДД.ММ.ГГГГ в 19:00, а заочная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Инициаторами собрания указаны: Абрамова Л.А., Карпачева Н.В., Фомичева И.В., Сахаров Ю.В., Абрамова Т.В., Курилов И.Е., Евдокимова Л.П.
ДД.ММ.ГГГГ по инициативе Абрамовой Л.А., Карпачевой Н.В., Фомичевой И.В., Сахарова Ю.В., Абрамовой Т.В., Курилов И.Е., Евдокимовой Л.П. проведено общее собрание собственников помещений многоквартирного дома, оформленное протоколом № общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, проведенного в форме очно-заочного голосования.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, здание (многоквартирный дом) по адресу: <адрес>, имеет кадастровый №, общая площадь составляет 6190,2 кв.м.
Из справки ГУ ТО «Областное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что по данным технической инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ общая площадь многоквартирного дома составляет 6783,3 кв.м., в том числе: общая площадь жилых помещений – 4170 кв.м., жилая площадь 2735,8 кв.м., общая площадь нежилых помещении – 2020,1кв.м.
Как усматривается из протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, № от ДД.ММ.ГГГГ, на собрании присутствовало 61,5% собственников, владеющих жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме.
На повестке дня обсуждались вопросы:
Процедурные вопросы: выборы председателя собрания, секретаря собрания и наделение их правом произвести подсчет голосов.
Выборы Совета многоквартирного дома, председателя Совета многоквартирного дома.
Наделение членов Совета дома правом принятия решений о текущем ремонте общего имущества, правом определять качественное состояние зеленых насаждений на придомовой территории, а также правом принимать решения об удалении, кронировании и обрезке зеленых насаждений на придомовой территории.
Отказ от исполнения всех заключенных ранее договоров управления многоквартирным домом и принятие решения о выборе иной управляющей организации. Выбор способа управления многоквартирным домом: управление управляющей организацией ООО «УютДом» (<данные изъяты>). Утверждение и заключение договора управления с управляющей организацией ООО «УютДом» (<данные изъяты>), а также наделение управляющей организации ООО «УютДом» (<данные изъяты>) правом принятия в лице своих представителей всей документации, необходимой для управления многоквартирным домом. Утверждение лицами, уполномоченными провести процедуру расторжения договора управления с действующей управляющей организацией и заключения договора управления с ООО «УютДом» (<данные изъяты>), инициаторов собрания и членов совета дома. Заключение собственниками помещений в многоквартирном доме от своего имени, путем оплаты соответствующих квитанций, соответственно прямого договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления, прямого договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Утверждение размеров платы за содержание жилого и нежилого помещений в многоквартирном доме.
Принятие решения о текущем ремонте кровли.
Утверждение способа уведомления собственников помещений о проведении настоящего и последующих общих собраний и принятых на них решениях. Определение мест хранения копий протокола настоящего и последующих общих собраний и копий индивидуальных письменных решений (бюллетеней) собственников.
По итогам голосования были приняты решения:
-выбрана председателем собрания – Карпачева Н.В., собственник <адрес> (по первому вопросу);
-выбрана секретарем собрания – Фомичева И.В., собственник <адрес> (по первому вопросу).
По второму вопросу выбран Совет дома в следующем составе: Карпачева Н.В., Фомичева И.В. Председателем совета дома выбрана Карпачева Н.В. (собственник <адрес>).
По третьему вопросу члены совета дома наделены правом принятия решений о текущем ремонте общего имущества, право определять качественное состояние зеленых насаждений на придомовой территории, а также правом принимать решения об удалении, кронировании и обрезке зеленых насаждений на придомовой территории.
По четвертому вопросу повестки дня слушали Карпачеву Н.В., по результатам голосования (проголосовали 3739,7 кв.м. – 100%) решили отказаться от исполнения всех заключенных ранее договоров управления многоквартирным домом с ДД.ММ.ГГГГ и принять решение о выборе иной управляющей организации. Выбрать способ управления многоквартирным домом: управление управляющей организацией ООО «УютДом». Утвердить и заключить договор управления с управляющей организацией ООО «УютДом» с ДД.ММ.ГГГГ, а также наделить управляющую организацию ООО «УютДом» правом принятия в лице своих представителей всей документации, необходимой для управления многоквартирным домом. Утвердить в качестве лиц, уполномоченных провести процедуру расторжения договора управления с действующей управляющей организацией и заключения договора управления с ООО «УютДом» инициаторов собрания и членов совета дома. Утвердить заключение собственниками помещений в многоквартирном доме от своего имени, путем оплаты соответствующих квитанций, соответственно прямого договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления, прямого договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами с ДД.ММ.ГГГГ. Утвердить (в том числе с учетом размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме) размер платы за содержание жилого помещения в сумме 22,81 руб. за 1кв.м. общей площади помещения в месяц, размер платы за содержание нежилого помещения в сумме 11,86 руб. за 1кв.м. общей площади помещения в месяц, с дальнейшим изменением размеров этих плат в соответствии с действующим договором управление и законодательством РФ.
По пятому вопросу повестки принято решение провести текущий ремонт кровли в объеме до 500 кв.м. Финансирование данных работ осуществить из фонда текущего ремонта и аварийно-заявочных работ, формируемого собственниками помещений по договору управления.
По шестому вопросу повестки утвержден способ уведомления собственников помещений о проведении настоящего и последующих общих собраний и принятых на них решениях, путем размещения информации в общедоступных местах в многоквартирном доме (на дверях каждого подъезда дома либо на досках объявлений). Определить место хранения копий протокола настоящего и последующих общих собраний и копий индивидуальных письменных решений (бюллетеней) собственников – у председателя совета дома и в управляющей организации ООО «УютДом».
Таким образом, решение общего собрания собственников по всем шести вопросам было принято более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (3739,7 голосов от общей площади многоквартирного дома 6783,3 кв.м., согласно справки ГУ ТО «Областное БТИ»), а именно 55,1% голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Указание в протоколе общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ № в многоквартирном доме на кворум общего собрания 61,5%, суд признает ошибочным, поскольку неверно указана общая площадь жилых и нежилых помещений – 6075,3 кв.м., так как согласно справке ГУ ТО «Областное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ № по данным технической инвентаризации общая площадь многоквартирного дома составляет 6783,3 кв.м, в том числе общая площадь жилых помещений – 4170,0 кв.м., в том числе: жилая площадь 2735,8 кв.м, обща площадь нежилых помещений – 2020,1 кв.м.
При этом наличие кворума при проведении собрания Балашовой О.С. не оспаривалось, на его отсутствие последняя не ссылалась, иной расчет кворума (отличный от указанного в протоколе собрания собственников помещений МКД) суду не представлено.
Согласно п. 1 ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами.
В соответствии с п. 8 ст. 162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Согласно части 8.1 статьи 162 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 Жилищного кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.
Вместе с этим, частью 8.2 данной статьи предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
При этом, толкование данных правовых норм в совокупности, с учетом характера и субъектного состава участников правоотношений не свидетельствует о том, что выбрав единожды способ управления домом и конкретную управляющую организацию, домовладельцы лишаются возможности изменить этот способ управления домом и управляющую организацию иначе как по суду и только в случае подтверждения нарушений со стороны управляющей организации.
Из положений статьи 162 Жилищного кодекса не следует, что часть 8.1 является специальной нормой по отношению к части 8.2, равно как и ограничение по срокам в реализации права собственников МКД на смену управляющей компании.
При этом суд исходит из того, что пункт 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации позволяет собственникам помещений в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
Таким образом, избрание на общем собрании новой управляющей организации автоматически влечет расторжение договора с прежней управляющей компанией.
Следовательно, доводы истца о том, что право на односторонний отказ от исполнения договора управления жилым домом возникает у собственников помещений лишь при условии неисполнения либо ненадлежащего исполнения управляющей организацией принятого на себя обязательства, основаны на неверном применении норм действующего законодательства.
Гражданский кодекс Российской Федерации признает в качестве самостоятельных объектов недвижимого имущества в многоквартирном доме как жилые, так и нежилые помещения (п. 1 ст. 130 ГКУ РФ).
Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 12 апреля 2016 года N 10-П, поскольку сам факт существования и сохранность каждого из помещений в многоквартирном доме обусловлены существованием и состоянием самого дома (здания), наличие права собственности на помещения в нем обусловливает и наличие права общей долевой собственности собственников этих помещений на общее имущество в таком доме, в том числе на общие нежилые помещения, несущие конструкции дома, сети и системы инженерно-технического обеспечения (статья 290 ГК Российской Федерации и статья 36 Жилищного кодекса Российской Федерации); в силу того что участники общей долевой собственности обязаны соразмерно своей доле в праве общей собственности на общее имущество участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по этому имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК Российской Федерации), несение расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме (фактически - здания и его конструктивных элементов) для каждого из собственников помещений в этом доме составляет не просто неотъемлемую часть бремени содержания принадлежащего ему имущества (статья 210 ГК Российской Федерации), но и обязанность, которая вытекает из факта участия в праве собственности на общее имущество и которую участник общей долевой собственности несет, в частности, перед другими ее участниками, чем обеспечивается сохранность как каждого конкретного помещения в многоквартирном доме, так и самого дома в целом.
Исходя из общего принципа гражданского законодательства о несении собственником бремени содержания принадлежащего ему имущества Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает для всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме обязанность не только нести расходы на содержание принадлежащих им помещений, но и участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения, во-первых, платы за содержание жилого помещения, т.е. за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, и, во-вторых, взносов на капитальный ремонт (часть 3 статьи 30, часть 1 статьи 39, пункты 1 и 2 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 158); при этом доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется его долей в праве общей собственности на общее имущество, которая, в свою очередь, пропорциональна размеру общей площади принадлежащего ему помещения в этом доме (часть 1 статьи 37, часть 2 статьи 39).
Как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающие в рамках регулирования отношений по содержанию общего имущества в многоквартирном доме обязательное участие собственников помещений в расходах по его содержанию и ремонту, направлены на поддержание дома в состоянии, отвечающем санитарным и техническим требованиям, что соответствует общим интересам собственников помещений (определения от 21 октября 2008 года N 805-О-О, от 22 апреля 2014 года N 947-О, от 26 мая 2016 года N 959-О и др.); справедливое распределение необходимых расходов между ними как участниками общей собственности обеспечивается частью 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая в системной связи со статьей 249 ГК Российской Федерации и частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет принцип соответствия обязательных расходов собственника помещения в многоквартирном доме его доле в праве общей собственности на общее имущество, что согласуется с предписаниями статьи 19 Конституции Российской Федерации, и которая не предполагает - с учетом части 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации - произвольного определения размера платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома (Определение от 26 октября 2017 года N 2390-О).
Соответственно, не может рассматриваться как не согласующееся с конституционными предписаниями и возложение расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме не только на собственников жилых помещений в таком доме, но и на лиц, в собственности которых находятся расположенные в нем нежилые помещения и которые также заинтересованы в поддержании дома в надлежащем состоянии, а потому лица данной категории наряду с собственниками жилых помещений обязаны вносить соответствующие платежи соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.
Согласно пункту 1 статьи 290 ГК Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. Названное законоположение конкретизируется Жилищным кодексом Российской Федерации, часть 1 статьи 36 которого относит к общему имуществу в многоквартирном доме следующие объекты: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
На основе приведенных положений гражданского и жилищного законодательства Правительство Российской Федерации во исполнение полномочий, возложенных на него частью 3 статьи 39 и частью 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением от 13 августа 2006 года N 491 утвердило Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливающие, в частности, порядок определения состава общего имущества в многоквартирном доме и исчисления размера расходов на его содержание, а постановлением от 3 апреля 2013 года N 290 - Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и минимальный перечень таких услуг и работ. Под содержанием общего имущества в многоквартирном доме, как разъяснил - в целях обеспечения единства практики применения судами соответствующих положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Жилищного кодекса Российской Федерации, а также изданных в соответствии с ними нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации - Пленум Верховного Суда Российской Федерации, понимается комплекс работ и услуг, направленных на его поддержание в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (пункт 14 постановления от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме закрепляют обязанность собственников помещений нести бремя соответствующих расходов соразмерно их долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией.
Как разъяснено в п.п. 14,16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг.
При разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (ч. 7 ст. 156 ЖК РФ).
При этом размер платы за содержание и ремонт жилого помещения должен быть соразмерен утвержденному собственниками помещений многоквартирного дома перечню, объемам и качеству услуг и работ по содержанию конкретного дома (п. 35 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г №491).
Таким образом, установление размера платы за содержание жилья прямо отнесено законом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. При принятии такого решения лица, участвующие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, должны руководствоваться положениями статьи 10 ГК Российской Федерации, закрепляющими презумпцию добросовестного поведения участников гражданских правоотношений и разумности их действий, на что прямо указано в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", согласно пункту 16 которого утвержденный общим собранием собственников размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с предписаниями законодательства и отвечать требованиям разумности.
Собственникам помещений в многоквартирном доме при установлении решением общего собрания размера платы за содержание жилого и нежилого помещения следует в первую очередь учитывать, что платежи, обязанность по внесению которых возлагается на всех собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть достаточными для финансирования услуг и работ, необходимых для поддержания дома в состоянии, отвечающем санитарным и техническим требованиям.
При этом законодательно установленный критерий распределения бремени расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, а именно доля конкретного собственника в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, сам по себе не исключает возможность учета при принятии указанного решения особенностей соответствующих помещений (в частности, их назначения), а также иных объективных обстоятельств, которые - при соблюдении баланса интересов различных категорий собственников помещений в многоквартирном доме - могут служить достаточным основанием для изменения долей их участия в обязательных расходах по содержанию общего имущества (соотношение общей площади жилых и нежилых помещений в конкретном доме, характер использования нежилых помещений и т.д.).
В ходе рассмотрения дела об оспаривании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме лицо, обратившееся в суд с соответствующим заявлением, не лишено возможности представить доводы и доказательства, свидетельствующие о том, что определенный общим собранием размер платы за содержание жилого помещения (обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме) установлен произвольно и не отвечает требованиям разумности, а основанная на избранных общим собранием дополнительных критериях для определения долей участия собственников помещений в обязательных расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме дифференциация размеров указанных платежей влечет за собой недопустимые различия в правовом положении этих лиц.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2018 № 5-П «По делу о проверке конституционности положений статей 181.4 и 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.А. Логинова» суд при оценке правомерности обжалуемого решения, действуя в пределах предоставленной ему дискреции и исходя из конкретных обстоятельств дела, во всяком случае не должен руководствоваться исключительно формальным критерием распределения бремени расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, установленным частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем он вправе признать такое решение недействительным лишь в том случае, если придет к выводу о нарушении им требований закона. Иное - притом что действующее законодательство не исключает возможность учета общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме при принятии решения об установлении размера платы за содержание жилого помещения (обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме) особенностей помещений в данном доме (в частности, их назначения), а также иных объективных обстоятельств, которые могут служить достаточными основаниями для изменения долей участия собственников того или иного вида помещений в обязательных расходах на содержание общего имущества, - ставило бы под сомнение свободу собственников помещений в многоквартирном доме в принятии ими решений, связанных с управлением таким домом, и в нарушение статьи 35 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации приводило бы к умалению конституционных гарантий права собственности, затрагивая само существо данного права.
Как следует из Решения Государственной жилищной инспекции от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Тульской области» сведения о многоквартирном доме по адресу: <адрес>, не включены в реестр лицензий Тульской области за управляющей организацией ООО «УютДом».
В решении указано, что при проведении проверочных мероприятий в отношении протокола общего собрания собственников помещений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Инспекцией было установлено, что общее собрание собственников помещений многоквартирного дома не имело кворума для принятия решения по вопросу повестки дня №.
Составляющая часть вопроса № – «Утверждение и заключение договора управления с управляющей организацией ООО «УютДом», а также наделение управляющей организацией ООО «УютДом» правом принятия в лице своих представителей всей документации, необходимой для управления многоквартирным домом. Утверждение лицами, уполномоченному провести процедуру расторжения договора управления с действующей управляющей организацией и заключения договора управления с ООО «УютДом», инициаторов собрания и членов совета дома» относится к вопросам касающимся наделения полномочиями, в том числе председателя совета дома, на совершение действий, касающихся управления МКД. В соответствии с требованиями ст.46 ЖК РФ решение о наделении полномочиями принимается не менее 2/3 голосов от общего числа всех голосов собственников в доме.
Учитывая то, что вопрос № в повестке дня собрания собственников от ДД.ММ.ГГГГ сформулирован с нарушением Приказа Минстроя России от 28.01.2019 №44/пр, а именно п.16 и в вопрос №4 повестки дня включены вопросы, решение по которым считается принятым при условии голосования различного количества голосов, Инспекция пришла к выводу, что кворум для принятия решения по данному вопросу отсутствует.
Судом установлено, что Приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр утверждены Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядок направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор.
В соответствии с пунктом 16 Приказа Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр, текст основной части содержательной части протокола общего собрания состоит из отдельных разделов, каждый из которых содержит отдельный вопрос повестки дня. При этом в повестке дня общего собрания указывается вопрос или вопросы, являющиеся предметом рассмотрения на общем собрании в соответствии с уведомлением о проведении общего собрания. Если вопросов несколько, они нумеруются и располагаются в порядке обсуждения.
Как следует из п. 17 вышеуказанного Приказа формулировка вопросов повестки дня общего собрания должны отражать суть обсуждаемых на общем собрании вопросов и исключать возможность их неоднозначного толкования. Не допускается объединение в одной формулировке разных по смысловому содержанию вопросов.
В соответствии с ч. 2 ст. 181.2 Гражданского кодекса РФ, при наличии в повестке дня собрания нескольких вопросов по каждому из них принимается самостоятельное решение, если иное не установлено единогласно участниками собрания.
Вопрос № сформулирован в повестке общего собрания следующим образом: «Отказ от исполнения всех заключенных ранее договоров управления многоквартирным домом и принятие решения о выборе иной управляющей организации. Выбор способа управления многоквартирным домом: управление управляющей организацией ООО «УютДом» (<данные изъяты>). Утверждение и заключение договора управления с управляющей организацией ООО «УютДом» (<данные изъяты>), а также наделение управляющей организации ООО «УютДом» (<данные изъяты>) правом принятия в лице своих представителей всей документации, необходимой для управления многоквартирным домом. Утверждение лицами, уполномоченными провести процедуру расторжения договора управления с действующей управляющей организацией и заключения договора управления с ООО «УютДом» (<данные изъяты>), инициаторов собрания и членов совета дома. Заключение собственниками помещений в многоквартирном доме от своего имени, путем оплаты соответствующих квитанций, соответственно прямого договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления, прямого договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Утверждение размеров платы за содержание жилого и нежилого помещений в многоквартирном доме.».
Данный вопрос объединил в себе несколько разных по смыслу вопросов, а именно в данном вопросе поставлены на голосование следующие вопросы:
- отказ от исполнения всех заключенных ранее договоров управления многоквартирным домом и принятие решения о выборе иной управляющей организации;
- выбор способа управления многоквартирным домом: управление управляющей организацией ООО «УютДом»;
- утверждение и заключение договора управления с управляющей организацией ООО «УютДом» (<данные изъяты>), а также наделение управляющей организации ООО «УютДом» (<данные изъяты>) правом принятия в лице своих представителей всей документации, необходимой для управления многоквартирным домом;
- утверждение лицами, уполномоченными провести процедуру расторжения договора управления с действующей управляющей организацией и заключения договора управления с ООО «УютДом» (<данные изъяты>), инициаторов собрания и членов совета дома.
- заключение собственниками помещений в многоквартирном доме от своего имени, путем оплаты соответствующих квитанций, соответственно прямого договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления, прямого договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами;
- утверждение размеров платы за содержание жилого и нежилого помещений в многоквартирном доме.
Объединяя в одном вопросе разные вопросы по своему содержанию и смысловой нагрузке, происходит завуалирование каждого конкретного вопроса, что сложно для восприятия и понимания сути вопроса.
Суд приходит к выводу, что голосование по четвертому вопросу проведено с нарушением п. 2 ст. 181.2 ГК РФ, согласно которой, при наличии в повестке дня собрания нескольких вопросов по каждому из них принимается самостоятельное решение, если иное не установлено единогласно участниками собрания.
Изложенное свидетельствует о том, что при включении в повестку собрания ДД.ММ.ГГГГ вопроса № в котором объединены в одной формулировке разные по смысловому содержанию вопросы, и в вопрос № повестки дня включены вопросы, решение по которым считается принятым при условии голосования различного количества голосов, допущены существенные нарушения действующего жилищного законодательства, что является основанием для признания недействительным решения по вопросу № принятом на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, проведенного с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Установив фактические обстоятельства дела, имеющие правовое значение для его полного и всестороннего рассмотрения, анализируя их применительно к приведенным выше нормам права, суд приходит к выводу о том, что заявленные Балашовой О.С. исковые требования о признании решения внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, оформленного протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Балашовой ФИО25 удовлетворить частично.
Признать недействительным решение по вопросу № принятом на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части требований Балашовой ФИО26 отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд города Тулы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: