УИД 70RS0021-01-2023-000152-93
№ 2-90/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 сентября 2023 года с. Тегульдет
Тегульдетский районный суд Томской области в составе: председательствующего – судьи Красова А.В., при секретаре судебного заседания Архиповой П.С., с участием помощника прокурора Тегульдетского района Томской области Ларькина Ильи Александровича, истца Киселар Елены Владимировны, в отстутствие ответчика Долгополовой Александры Николаевны, представителей третьих лиц на стороне истца, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области, Межрайонной ИФНС России № 1 по Томской области, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тегульдетского района Томской области в интересах Киселар Елены Владимировны к Долгополовой Александре Николаевне о возложении обязанности предоставить сведения о трудовой деятельности Киселар Елены Владимировны в пенсионный и налоговый органы, взыскании в пользу Киселар Елены Владимировны убытков (упущенной выгоды),
у с т а н о в и л:
Прокурор Тегульдетского района Томской области в интересах Киселар Е.В. обратился в Тегульдетский районный суд Томской области с иском к Долгополовой А.Н. о возложении обязанности предоставить сведения о трудовой деятельности Киселар Е.В. в пенсионный и налоговый органы, взыскании в пользу Киселар Е.В. убытков (упущенной выгоды).
Как следует из искового заявления, прокуратурой Тегульдетского района Томской области по обращению Киселар Е.В. проведена проверка исполнения ее бывшим работодателем Долгополовой А.Н. законодательства в сфере занятости населения, законодательства в сфере обязательного пенсионного страхования. В ходе проведения проверки установлено, что с 20 декабря 2004 года по 22 марта 2023 года Долгополова А.Н. являлась индивидуальным предпринимателем. В период с 15 июля 2022 года по 17 января 2023 года Киселар Е.В. являлась работником (/...../) у индивидуального предпринимателя Долгополовой А.Н., осуществляла трудовую деятельность на основании трудового договора от 15 июля 2022 года № 2 в отделе /...../. 17 января 2023 года Киселар Е.В. уволена индивидуальным предпринимателем Долгополовой А.Н. на основании п. 3 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по инициативе работника (по собственному желанию)). В нарушение положений статей 9, 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», статей 4, 5, пункта 1 статьи 8, пункта 1 статьи 9, пунктов 1, 2, 8, 11 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном учете) в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования», Долгополовой А.Н. сведения о трудовой деятельности Киселар Е.В. в пенсионный и налоговый органы не поданы. В связи с непредставлением в указанные органы сведений о заработной плате Киселар Е.В., полученной ей в период работы у индивидуального предпринимателя Долгополовой А.Н. с 15 июля 2022 года по 17 января 2023 года, размер пособия по безработице Киселар Е.В. за период с 10 апреля 2023 года по 9 июля 2023 года, рассчитанный исходя из сведений о среднемесячном заработке Киселар Е.В. составил 1950 рублей 00 копеек ежемесячно, вместо 7950 рублей 00 копеек. Указанным бездействием Долгополовой А.Н. Киселар Е.Н. причинены убытки на сумму 13400 рублей.
С учетом уточнений прокурор Тегульдетского района Томской области просит:
Возложить на Долгополову Александру Николаевну, /...../, обязанность предоставить в срок не позднее 5 дней со дня вступления в силу решения суда в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с подп. 4 пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» сведения о трудовой деятельности Киселар Елены Владимировны, /...../, за период ее работы у индивидуального предпринимателя Долгополовой А.Н. с 1 октября 2022 года по 17 января 2023 года, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования».
Возложить на Долгополову Александру Николаевну, /...../, обязанность предоставить в срок не позднее 5 дней со дня вступления в силу решения суда в налоговый орган сведения, предусмотренные пунктом 8 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования», в отношении Киселар Елены Владимировны, /...../, за период ее работы у индивидуального предпринимателя Долгополовой А.Н. с 1октября 2022 года по 17 января 2023 года.
Взыскать с Долгополовой Александры Николаевны, /...../, в пользу Киселар Елены Владимировны, /...../, убытки (упущенную выгоду) в размере 13400 рублей 00 копеек.
В судебном заседании помощник прокурора Тегульдетского района Томской области Ларькин И.А., поддержал уточненные исковые требования и полагал, что указанные требования подлежат удовлетворению в полном объеме, так как подтверждаются собранными по делу представленными доказательствами.
В судебном заседании истец Киселар Е.В. исковые требования прокурора поддержала в полном объеме и пояснила, что по настоящее время она состояит на учете в качестве безработного, сведения о трудовых отношениях ответчик Долгополова А.Н. ни в Пенсионный фонд ни в Налоговую инспекцию не подала. С Долгополовой А.Н. несколько раз связывалась, что бы решить данный вопрос без суда, были обещания, однако ответчик ее просьбы не выполнила. Считает, что требования законны и обоснованны, просит удовлетворить их в полном объеме.
В соответствии с частью четвертой статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено в отсутствие ответчика Долгополовой А.Н., извещенной о времени и месте судебного заседания, не сообщившей суду об уважительных причинах неявки и не просившей рассмотреть дело в ее отсутствие.
В соответствии с частью третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрайонной ИФНС России № 1 по Томской области.
Межрайонная ИФНС России № 1 по Томской области отзыв на исковое заявление прокурора не представила.
В соответствии с частью пятой статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области, просившего о рассмотрении дела без участия представителя и направлении копии решения суда.
Как следует из пояснения представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области Лебедевой О.Ф., изложенного в отзыве на исковое заявление прокурора, отделение фонда поддерживает в полном объеме требования прокурора, просит их удовлетворить.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства и проанализировав доводы сторон, суд приходит к следующему:
Как следует из части первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Прокурором Тегульдетского района Томской области представлена копия заявления Киселар Е.В. на исполняющего обязанности прокурора Тегульдетского района Томской области с просьбой провести проверку для восстановления нарушенных трудовых прав и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Таким образом, прокурор Тегульдетского района Томской области обратился в суд с иском в пределах своих полномочий.
Суд, заслушав доводы сторон, изучив письменные материалы дела, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации, одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту;
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определение суммы страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию на финансирование страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии (с 1 января 2015 года - на финансирование страховой пенсии и накопительной пенсии) в отношении застрахованных лиц осуществляется Фондом на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с выбранным застрахованным лицом вариантом пенсионного обеспечения.
В силу статьи 9 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются:
1) страховая пенсия по старости;
2) страховая пенсия по инвалидности;
3) страховая пенсия по случаю потери кормильца;
4) фиксированная выплата к страховой пенсии;
5) накопительная пенсия;
6) единовременная выплата средств пенсионных накоплений;
7) срочная пенсионная выплата;
8) выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица;
9) социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.
Как следует из статьи 4 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования», индивидуальный (персонифицированный) учет в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования строится, в том числе на принципах: всеобщности и обязательности учета сведений о застрахованных лицах; осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использования данных указанного учета для назначения страховой и накопительной пенсий согласно пенсионному законодательству Российской Федерации, в том числе для реализации застрахованными лицами прав на досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, а также для назначения страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Согласно статье 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, является Фонд.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются страхователями.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» страхователь представляет в органы Фонда сведения для индивидуального (персонифицированного) учета (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 8 статьи 11 настоящего Федерального закона) в составе единой формы сведений. В единую форму сведений включаются также сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, представляемые ежеквартально в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Как следует из пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования», страхователь представляет в соответствующий орган Фонда сведения о работающих у него застрахованных лицах, предусмотренные подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, в том числе в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 6 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Фонда по месту своей регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 8 настоящей статьи, - в налоговые органы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» страхователь представляет о каждом работающем у него лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения и документы:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) периоды работы (деятельности), в том числе периоды работы (деятельности), включаемые в стаж для определения права на досрочное назначение пенсии или на повышение фиксированной выплаты к пенсии;
4) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона;
5) дату заключения, дату прекращения и иные реквизиты договора гражданско-правового характера о выполнении работ (об оказании услуг), договора авторского заказа, договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательского лицензионного договора, лицензионного договора о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договора о передаче полномочий по управлению правами, заключенного с организацией по управлению правами на коллективной основе, на вознаграждение по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы, и периоды выполнения работ (оказания услуг) по таким договорам;
6) сведения, предусмотренные частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений";
7) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии, иных видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 2.1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» в разделе «Сведения о трудовой деятельности"» указываются:
1) место работы:
наименование страхователя, сведения об изменении наименования страхователя, основание изменения его наименования (реквизиты приказов (распоряжений), иных решений или документов, подтверждающих изменение наименования страхователя);
регистрационный номер страхователя;
2) сведения о выполняемой работе и периодах работы:
сведения о приеме на работу с указанием (при наличии) структурного подразделения страхователя, в которое принят работник;
трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы);
сведения о переводах на другую постоянную работу;
сведения о приостановлении и возобновлении действия трудового договора;
сведения об увольнении, основаниях и о причинах прекращения трудовых отношений;
реквизиты приказов (распоряжений), иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений;
3) информация о подаче зарегистрированным лицом заявления о продолжении ведения страхователем трудовой книжки в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации либо о предоставлении страхователем ему сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
Как следует из пункта 8 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования», страхователь (за исключением случая, если страхователь применяет специальный налоговый режим "Автоматизированная упрощенная система налогообложения") представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера о выполнении работ (об оказании услуг), договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) сведения о сумме заработка (дохода), в том числе на который начислялись страховые взносы, сумме начисленных страховых взносов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Как установлено судом, Киселар Е.В. период с 15 июля 2022 года по 17 января 2023 года Киселар Е.В. осуществляла трудовую деятельность у индивидуального предпринимателя Долгополовой А.Н. 22 марта 2023 года Долгополова А.Н. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. До настоящего времени Долгополова А.Н. предусмотренные подп. 4 пункта 2 статьи 11, пунктом 8 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» сведения в отношении Киселар Е.В. за период работы с 1 октября 2022 года по 17 января 2023 года в орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и в налоговый орган не представила. В связи с непредставлением в указанные органы сведений Киселар Е.Н. причинены убытки на сумму 13400 рублей.
Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами и подтверждаются исследованными доказательствами, которые суд, оценивая в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признает относимыми, допустимыми и достоверными, а в своей совокупности достаточными для разрешения дела.
Так, согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Долгополова Александра Николаевна (/...../) 20 декабря 2004 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, 22 марта 2023 года прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Факт работы Киселар Е.В. у ИП Долгополовой А.Н. в период с 15 июля 2022 года по 17 января 2023 года подтверждается следующими доказательствами.
Киселар Елена Владимировна /...../ на основании трудового договора № 2 на неполный рабочий день от 15 июля 2022 года, заключенного между ИП Долгополовой А.Н. и Киселар Е.В., была принята на работу в магазин /...../ на должность «/...../».
/...../
/...../
/...../
Согласно пункту 11 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» при ликвидации страхователя - юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) указанный страхователь представляет сведения, предусмотренные пунктами 2 и 8 настоящей статьи, в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (принятия решения о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя), но не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для государственной регистрации при ликвидации юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя).
Однако в указанный срок Долгополова А.Н. сведения, предусмотренные подп. 4 пункта 2 статьи 11, пунктом 8 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» в орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и в налоговый орган не предоставила.
Факт непредставления Долгополовой А.Н. в отношении Киселар Е.В. за период работы с 1 октября 2022 года по 17 января 2023 года сведений, предусмотренных подп. 4 пункта 2 статьи 11, пунктом 8 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» в орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и в налоговый орган подтверждается ответами от сервиса предоставления информации о заработной плате или доходе, на которые начислены страховые взносы за 2022 год (л. д. 47-51, 115-119), за 2023 год (л. д. 52-53, 120-121), личным делом Киселар Е.В. от 10 апреля 2023 года № 1000024/2313 Областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Тегульдетского района» (л. д. 57-114).
Ответчиком Долгополовой А.Н. возражения по иску не представлены, так же в судебное заседание не представлены доказательства предоставления указанных сведений в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации и в налоговый орган.
Таким образом, исковые требования о возложении на Долгополову А.Н. обязанность предоставить сведения, предусмотренные подп. 4 пункта 2 статьи 11, пунктом 8 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» в орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и в налоговый орган подлежат удовлетворению.
Разрешая вопрос о взыскании с Долгополовой А.Н. в пользу Киселар Е.В. убытков (упущенной выгоды) в размере 13400 рублей 00 копеек, суд приходит к следующему.
Как следует из части 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, начисляется в процентном отношении к среднему заработку по последнему месту работы (службы), исчисленному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель.
Согласно подп. «а» пункта 2 Правил исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы), установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2021 года № 1552 (Документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 24 июня 2023 года № 1026) средний заработок исчисляется за 3 месяца, предшествующие календарному кварталу перед месяцем подачи заявления о предоставлении государственной услуги по содействию гражданам в поиске подходящей работы.
Согласно части 1 статьи 33 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, статьях 34, 34.1 и 34.2 настоящего Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель и признанным в установленном порядке безработными, начисляется в первые три месяца в размере 75 процентов их среднего заработка по последнему месту работы (службы), исчисленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в следующие три месяца - в размере 60 процентов указанного заработка. При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.
Как следует из части 3 статьи 33 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением граждан, указанных в статье 34.2 настоящего Закона, ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2022 года № 2046 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2023 год установлен размер пособия по безработице на 2023 год: для граждан, признанных в установленном порядке безработными, за исключением граждан предпенсионного возраста, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 34.2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", минимальную величину пособия по безработице в размере 1500 рублей, максимальную величину пособия по безработице в размере 12792 рублей - в первые три месяца периода выплаты пособия по безработице, 5000 рублей - в следующие три месяца периода выплаты пособия по безработице.
Как следует из постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 1992 года № 309 «О повышении районных коэффициентов в отдельных районах и городах Томской области», в Тегульдетском районе Томской области установлен районный коэффициент – 1,3.
Факт обращения Киселар Е.В. в Областное государственное казенное учреждение «Центр занятости населения Тегульдетского района» 10 апреля 2023 года подтверждается карточкой персонального учета гражданина, обратившегося за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы от 10 апреля 2023 года № 1000024/2313 (л. д. 55), личным делом Киселар Е.В. от 10 апреля 2023 года № 1000024/2313, (л. д. 56-114).
Как следует из ответа директора Областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Тегульдетского района» на обращение Киселар Е.В. от 26 июня 2023 года, 10 февраля 2023 года Киселар Е.В. повторно обратилась в Областное государственное казенное учреждение «Центр занятости населения Тегульдетского района» с заявлением о поиске подходящей работы. Из сведений о заработной плате Киселар Е.В., которые были представлены /...../ следовало, что средний заработок Киселар Е.В. составляет 934 рубля 50 копеек, что ниже минимального пособия по безработице, в связи с этим Киселар Е.В. назначено пособие по безработице в размере 1950 рублей в месяц.
Согласно пункту 2 приказа Областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Тегульдетского района» от 20 апреля 2023 года № 110П/3 (л. д. 79) Киселар Е.В. назначено пособие по безработице в соответствии со статьями 30, 31, 33, 34, 34.1, 34.2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации с 10 апреля 2023 года, установлен период выплаты пособия по безработице 6 месяцев с 10 апреля 2023 года по 9 октября 2023 года, установлены следующие размеры и сроки выплаты пособия по безработице: в размере 1950,00 рублей с 10 апреля 2023 года по 9 июля 2023 года, в размере 1950,00 рублей с 10 июля 2023 года по 9 октября 2023 года.
Таким образом, по состоянию на 20 апреля 2023 года размер пособия по безработице Киселар Е.В. был рассчитан верно, его размер составил 1950 рублей (минимальная величина пособия по безработице в размере 1500 рублей, с учетом районного коэффициента 1,3).
Решением Тегульдетского районного суда Томской области от 26 апреля 2023 года установлен факт отсутствия трудовых отношений между Киселар Еленой Владимировной и /...../ в период с 4 августа 2022 года по 9 февраля 2023 года, решение суда вступило в законную силу 30 мая 2023 года, что подтверждается копией указанного решения суда.
Таким образом, последним местом работы Киселар Е.В. являлась работа у индивидуального предпринимателя Долгополовой А.Н..
Однако, по состоянию на 10 апреля 2023 года, то есть на момент постановки Киселар Е.В. на учет в ОГКУ «ЦЗН Тегульдетского района», сведения о трудовой деятельности и заработной плате Киселар Е.В. за период работы с 15 июля 2022 года по 17 января 2023 года у индивидуального предпринимателя Долгополовой А.Н. в Областном государственном казенном учреждении «Центр занятости населения Тегульдетского района» отсутствовали.
Как следует из личного дела Киселар Е.В. от 10 апреля 2023 года № 1000024/2313 (л. д. 90-93), 18 июня 2023 года в Областное государственное казенное учреждение «Центр занятости населения Тегульдетского района» поступили сведения о заработной плате или доходе Киселар Е.В. у индивидуального предпринимателя Долгополовой А.Н., на которые начислены страховые взносы, за июль, август, сентябрь 2022 года.
Как следует из представленных Долгополовой А.Н. сведений о заработной плате Киселар Е.В., в июле 2022 года сумма выплат составила – /...../ рублей, в августе 2022 года – /...../ рублей, в сентябре 2022 года – /...../ рублей.
Таким образом, размер среднего заработка Киселар Е.В. составляет (/...../=10600,00 рублей.
На основании указанных сведений Областным государственным казенным учреждением «Центр занятости населения Тегульдетского района» 26 июня 2023 года был издан приказ (л. д. 94), которым Киселар Е.В. изменен порядок начисления пособия по безработице с 18 июня 2023 года: «пособие выплачивать с 10 апреля 2023 года по 17 июня 2023 года в размере 75% средней зарплаты гражданина (1000,00 рублей) 1950,00 рублей в месяц, с 18 июня 2023 года по 9 июля 2023 года в размере 75% средней зарплаты гражданина (10600,00 рублей) 7950,00 рублей в месяц, с 10 июля 2023 года по 9 октября 2023 года в размере 60% средней зарплаты гражданина (10600,00 рублей в месяц) 6360,00 рублей в месяц».
Указанные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетеля Галановой Т.А., которая в судебном заседании показала, что Киселар Е.В. обращалась в ОГКУ ЦЗН для постановки на учет два раза в 2023 году. В феврале 2023 года ей было отказано в постановкена уцчет так как она числилась работающей в ООО К+. 10.04.2023 года Киселар Е.В. была поставлена на учет в Центр занятости населения, однако пособие ей было начислено исходя из ее заработной платы в ООО К+ в размере 1950 рублей. Сведения о трудовых отношениях и сведения о заработной плате Киселар Е.В. в период работы у ИП Долгополовой А.Н. отсутствовали. 17.06.2023 года были получены сведения о размере заработной платы Киселар Е.В. за июль, август, сентябрь 2022 года, т.е. в период работы у ИП Долгополовой А.Н.. С 17.06.2023 года Киселар Е.В. пересчитан размер пособия, который в период с 17.06.2023 года по 09.07.2023 года равнялся 7950 рублей, что составляло 75% от средней заработной платы, и в период с 10.07.2023 года по 09.10.2023 года размер пособия составляет 6360 рублей, что составляет 60% от средней заработной платы. Сведения о трудовой деятельности и сведения о заработной платы Киселар Е.В. у индивидуального предпринимателя Долгополовой А.Н. за период октябрь, ноябрь, декабрь 2022 года и январь 2023 года, отсутствуют и Долгополовой А.Н. в соответствующие государственные организации не представлены.
Таким образом, в случае своевременной подачи индивидуальным предпринимателем Долгополовой А.Н. сведений о заработной плате Киселар Е.В., расчет пособия по безработице, исчислялся бы со дня обращения Киселар Е.В. в Областное государственное казенное учреждение «Центр занятости населения Тегульдетского района» - с 10 апреля 2023 года, - исходя из среднего заработка Киселар Е.В., - 10600,00 рублей.
Следовательно, за период с 10 апреля 2023 года по 17 июня 2023 года Киселар Е.В. не получила доход, который могла бы получить при своевременном предоставлении индивидуальным предпринимателем Долгополовой А.Н. сведений о заработной плате Киселар Е.В.
Согласно части 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу части 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по смыслу статьи 15 ГК РФ, упущенной выгодой является неполученный доход, на который увеличилась бы имущественная масса лица, право которого нарушено, если бы нарушения не было.
Как следует из заявленных требований, размер убытков (упущенной выгоды) Киселар Е.В. составляет 13400,00 рублей.
Судом расчет проверен, является верным, ответчиком расчеты истца не опровергнуты, иной расчет не представлен.
На основании изложенного, исковые требования о взыскании с Долгополовой А.Н. в пользу Киселар Е.В. убытков (упущенной выгоды) в размере 13400 рублей 00 копеек подлежат удовлетворению.
В силу части 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу подп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Прокурор, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов физического лица в силу подп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска.
Исходя из абз. 2 подп. 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового Кодекса Российской Федерации, при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащих оценке, при цене иска до 20 000 рублей госпошлина уплачивается в размере 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей.
Согласно подп. 3 пункта 1 ст. 333.19 Налогового Кодекса Российской Федерации при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, госпошлина для физических лиц составляет 300 рублей.
Учитывая, что прокурором Тегульдетского района заявлены два требования неимущественного характера и исковые требования в размере 13400 рублей, с ответчика Долгополовой А.Н. в доход муниципального бюджета Тегульдетский район Томской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1136 рублей 00 копеек.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Тегульдетского района Томской области в интересах Киселар Елены Владимировны к Долгополовой Александре Николаевне о возложении обязанности предоставить сведения о трудовой деятельности Киселар Елены Владимировны в пенсионный и налоговый органы, взыскании в пользу Киселар Елены Владимировны убытков (упущенной выгоды) удовлетворить.
Возложить на Долгополову Александру Николаевну, /...../, обязанность предоставить в срок не позднее 5 дней со дня вступления в силу решения суда в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с подп. 4 пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» сведения о трудовой деятельности Киселар Елены Владимировны, /...../, за период ее работы у индивидуального предпринимателя Долгополовой А.Н. с 1 октября 2022 года по 17 января 2023 года, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования».
Возложить на Долгополову Александру Николаевну, /...../, обязанность предоставить в срок не позднее 5 дней со дня вступления в силу решения суда в налоговый орган сведения, предусмотренные пунктом 8 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования», в отношении Киселар Елены Владимировны, /...../, за период ее работы у индивидуального предпринимателя Долгополовой А.Н. с 1октября 2022 года по 17 января 2023 года.
Взыскать с Долгополовой Александры Николаевны, /...../, в пользу Киселар Елены Владимировны, /...../, убытки (упущенную выгоду) в размере 13400 рублей 00 копеек.
Взыскать с Долгополовой Александры Николаевны, /...../, в доход бюджета муниципального образования «Тегульдетский район» государственную пошлину в размере 1136 рублей 00 копеек
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Тегульдетский районный суд Томской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 8 сентября 2023 года.
Председательствующий подпись А.В. Красов