Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3119/2023 ~ М-205/2023 от 16.01.2023

Дело № 2-3119/2023

УИД 23RS0002-01-2023-000331-89

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 марта 2023 года                                                                            г. Сочи

Мотивированное решение изготовлено 05 апреля 2023 г.

Адлерский районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего – судьи Федорова Е.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания ФИО12

        с участием:

        представителя истца помощника прокурора г. Сочи - ФИО13

            представителя ответчика Кирсанова В.А. – адвоката ФИО14 действующего по доверенности,

    рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Сочи в порядке ст.45 ГПК РФ к Кирсанову Владимиру Анатольевичу о признании отсутствующим права собственности на земельный участок и признании права собственности Российской Федерации,

        УСТАНОВИЛ:

Истец заместитель прокурора Краснодарского края - прокурор г. Сочив интересах Российской Федерации обратился в Адлерский районный суд к Кирсанову В.А. с исковым заявлением о признании отсутствующим право собственности на земельный участок и признании права собственности Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в ходе которой установлено, что земельный участок с кадастровым номером , незаконно оформлен в собственность ответчика, поскольку образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.

В 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием «Воронежлеспроект», подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка. В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет.

В частности, на основании плана лесоустройства Краснополянского участкового лесничества Сочинского национального парка 04.10.2005 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером категории «земли особо охраняемых природных территорий», что подтверждается информацией территориального отдела №14 (по г. Сочи, Туапсинскому району), ФГБУ «ФКП Россреестра» по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным территориальным отделом по городу-курорту Сочи Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно заключению специалиста ФГБУ «Сочинский национальный парк» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером частично расположен в границах земель Краснополянского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года, который составлял территорию Сочинского национального парка.

На указанный земельный участок зарегистрировано право собственности Кирсанова В. А., что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно информации территориального отдела № 14 (по г. Сочи, Туапсинскому району) филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю» от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером образован в результате перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами образован из земельного участка с кадастровым номером ), а также участка с кадастровым номером

Основанием для постановки на кадастровый учет и регистрации первичного права собственности Керстен Р. В. на земельный участок с кадастровым номером послужило постановление главы администрации Адлерского района г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № 278 «О предоставлении Керстен Р. В. в собственность земельного участка при жилом доме № <адрес> для индивидуального жилищного строительства», в соответствии с которым ему в собственность бесплатно предоставлен земельный участок площадью 2800 кв. м., расположенный в <адрес>

Первичное право собственности Лукьяновой В.Н., Голубевой Н.И., Никифорова Г.В. на исходный земельный участок с кадастровым номером возникло на основании постановления главы администрации Адлерского района г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ №222 «Об утверждении проекта границ и предоставлении Лукьяновой В.Н., Голубевой Н.И., Никифорову Г.В. в собственность земельного участка при жилом доме <адрес> для обеспечения эксплуатации жилого дома».

Земельный участки с кадастровыми номерами , а также образованный из них участок с кадастровым номером подлежали постановки на государственный кадастровый учет в пределах земель, находящихся в границах с. Эсто-Садок Краснополянского сельского поселения.

Однако, земельный участок с кадастровым номером неправомерно сформирован за счет земель Краснополянского лесничества Сочинского национального парка, которые в силу абз. 3 п. 1 ст. 17, п. 6 ст. 95 ЗК РФ, п. 5 ст. 12 Федерального закона № 33-ФЗ, абз. 6п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ находятся в собственности Российской Федерации.

Однако, в кадастровом деле по межеванию исходных земельных участков с кадастровыми номерами , а также образованного из них участка с кадастровым номером акты согласования границ с территориальным отделом Росимущества отсутствуют.

При межевании спорного участка надлежало учитывать карту-план Краснополянского лесничества Сочинского национального парка по материалам лесоустройства 1997-1998 годов, определяющую границы федеральных земель (городских лесов) и их принадлежность к собственности Российской Федерации.

Таким образом, вопреки названным требованиям законодательства и в отсутствие волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, – МТУ Росимущества, в их границах сформирован земельный участок с кадастровым номером площадью 5 490 кв.м., категории земель: «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «гостиничное обслуживание», расположенный по <адрес>

С учетом изложенного, право собственности Керстен Р.В., Лукьяновой В.Н., Голубевой Н.И. Никифорова, Г.В. на исходные земельные участки с кадастровыми номерами , а также Кирсанова В.А. на образованный из них с кадастровым номером возникли незаконно, в отсутствие волеизъявления собственника федеральных земель..

Из акта натурного обследования спорного земельного участка, проведенного специалистом управления муниципального земельного контроля администрации г. Сочи, от ДД.ММ.ГГГГ и составленной фототаблицы следует, что обозначенный участок не огорожен, свободен от строений, частично покрыт растительностью, фактически не осваивается.

Данные обстоятельства подтверждают отсутствие владения Кирсановым В.А. и иными лицами указанным участком. Участок доступен для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц.

Таким образом, фактически спорный участок, расположенный в границах федеральных земель, из владения Российской Федерации не выбыл.

Истец просит признать отсутствующим право собственности Кирсанова В. А., зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером площадью 5 490 кв.м, категории земель: «земли населенных пунктов» вид разрешенного использования «гостиничное обслуживание», расположенный по адресу: <адрес>; указать, что решение является основанием Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об аннулировании записей о праве собственности Кирсанова В. А. на земельный участок с кадастровым номером площадью 5 490 кв.м, категории земель: «земли населенных пунктов» вид разрешенного использования «гостиничное обслуживание», расположенный по адресу: с<адрес>, без истребования дополнительных заявления и документов; указать, что решение является основанием Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю произвести, без истребования дополнительных заявлений и документов, учетно-регистрационные действия по образовании земельных участков и путем раздела земельного участка с кадастровым номером и внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений об образовании земельных участках в соответствии с указанными каталогами координат; признать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером образованный в результате раздела земельного участка в соответствии с указанным каталогом координат, указать, что в указанной части решение подлежит исполнению после аннулирования записи о государственной регистрации права собственности на земельный участок Кирсанова В. А. и после проведения, без истребования дополнительных заявлений и документов, учетно-регистрационные действия по образовании земельных участков и путем раздела земельного участка с кадастровым номером и внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений об образовании земельных участках в соответствии с указанными каталогами координат; указать, что решение является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю произвести, без истребования дополнительных заявлений и документов, учетно-регистрационные действия по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером , образованный путем раздела земельного участка с кадастровым номером , категория земельного участка – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования –для использования в природоохранных, научных и культурных целях и для регулируемого туризма, адресу – <адрес>, указать, что подлежит исполнению после аннулирования записи о государственной регистрации права собственности на земельный участок Кирсанова В. А. и после проведения, без истребования дополнительных заявлений и документов, учетно-регистрационные действия по образовании земельных участков и путем раздела земельного участка с кадастровым номером и внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений об образовании земельных участках в соответствии с указанными каталогами координат; признать право собственности Кирсанова В. А. на земельный участок , образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером в соответствии с каталогом координат, указать, что решение в указанной части подлежит исполнению после аннулирования записи о государственной регистрации права собственности на земельный участок Кирсанова В. А. и после проведения, без истребования дополнительных заявлений и документов, учетно-регистрационные действия по образовании земельных участков и путем раздела земельного участка с кадастровым номером и внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений об образовании земельных участках в соответствии с указанными каталогами координат; указать, что решение является основанием для управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю произвести, без истребования дополнительных заявлений и документов учетно-регистрационные действия по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о регистрации права собственности Кирсанова В. А. на земельный участок , образованный путем раздела земельного участка с кадастровым номером и внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений об образовании земельных участках в соответствии с указанными каталогами координат, категория земельного участка – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – гостиничное обслуживание, адрес: Российская Федерация, <адрес> указать, что решение в указанной части подлежит исполнению после аннулирования записи о государственной регистрации права собственности на земельный участок Кирсанова В. А. и после проведения, без истребования дополнительных заявлений и документов, учетно-регистрационные действия по образовании земельных участков и путем раздела земельного участка с кадастровым номером и внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений об образовании земельных участках в соответствии с указанными каталогами координат.

Представитель истца в судебном заседании исковые требование поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Ответчик Кирсанов В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, при участии его представителей.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признали, просил в удовлетворении иска отказать, указывая, что перед совершением сделки ответчик проявлял осмотрительность и проверял чистоту сделки, также на отсутствие у прокурора права на обращение в суд с указанным иском, избрании неверного способа защиты права, представил возражение на исковое заявление. При выступлении в прениях не возражал относительно удовлетворения исковых требований прокурора.

Представитель третьего лица администрации муниципального образования городского округа города-курорта Сочи в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Представитель третьего лица МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, надлежаще уведомленный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.

Представитель третьего лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Сочинский национальный парк» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежаще уведомлен, представил возражение на исковое заявление, просил рассмотреть дело по имеющимся материалам.

Представитель третьего лица управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, уведомленный о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.

Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав стороны по делу, изучив материалы гражданского дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ отчуждение земель федеральной собственности возможно только при наличии волеизъявления Российской Федерации.

На основании постановления Совета Министров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 05.05.1983 № 214 «О создании Сочинского национального парка» создан Сочинский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР. Этим же постановлением в пользование Сочинского национального парка предоставлены земли государственного лесного фонда.

В силу ст. ст. 3, 4, 29 Лесного Кодекса РСФСР (Закон РСФСР от 08.08.1978, далее – ЛК РСФСР 1978 года, утратил силу 06.03.1993) все леса, включая леса национальных парков, образуют единый государственный лесной фонд и состоят в исключительной собственности государства.

Аналогичные положения установлены ст. ст. 2, 14 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 06.03.1993 № 4613-1 (далее – Основы лесного законодательства РФ от 06.03.1993), которыми ЛК РСФСР 1978 года признан утратившим силу.

Статьями 7, 19, 56 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 29.01.1997 № 22-ФЗ, далее – ЛК РФ 1997 года), с принятием которого утратили силу Основы лесного законодательства РФ от 06.03.1993, предусмотрено, что леса национальных парков находятся в собственности Российской Федерации.

В силу п. 5 ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в первоначальной редакции) национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 12 данного Федерального закона (в ред. от 03.08.2018) земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности.

Аналогичное законоположение предусмотрено п. 6 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 25.10.2001 № 136-ФЗ, далее – ЗК РФ).

В соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред. от 17.04.2006) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Абзацем 3 п. 1 ст. 17 ЗК РФ закреплено, что земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, находятся в федеральной собственности.

Таким образом, в силу названных положений законодательства земельные участки, входящие и входившие в Сочинский национальный парк, находятся в федеральной собственности.

На основании ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»эти земли считаются ранее учтенными объектами недвижимости, права Российской Федерации на которые признаются юридически действительными вне зависимости от государственной регистрации.

Границы лесничеств (основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов), входящих в Сочинский национальный парк, в соответствии с п. 2 ст. 23, ст. ст. 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 04.12.2006 № 200-ФЗ, далее – ЛК РФ), п. 145 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122, определяются лесоустройством, по итогам которого составляется лесоустроительная документация, включающая карты-схемы границ лесничеств.

Аналогичные положения были предусмотрены ст. 72 ЛК РФ 1997 года, п. 3.8.2 Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Рослесхоза от 15.12.1994 № 265.

В силу ст. 209 ГК РФ отчуждение земель федеральной собственности возможно только при наличии волеизъявления Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 214 ГК РФ предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

В соответствии с вышеназванной нормой Конституционном Судом Российской Федерации в определении от 11.02.2021 № 186-О установлено, что в условиях действующей презумпции государственной собственности на землю участникам гражданских правоотношений должно быть очевидным, что земли, на которых земельные участки не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, относятся к государственной собственности и что само по себе отсутствие такого учета не свидетельствует о том, что они являются бесхозяйными.

Сама по себе несформированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означает, что соответствующее публичное образование фактически отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе этого земельного участка.

Исходя из п. 5 ч. 2, ч.ч. 6, 7 ст. 111, п. 3 ч. 2 ст. 23, ч. 1, п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 116 ЛК РФ в случае перевода и включения лесных участков в границы населенного пункта леса, находящиеся на таких землях, приобретают статус городских лесов, в которых запрещено осуществление деятельности несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Изменение границ земель городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.

Таким образом, защитные леса, расположенные в Сочинском национальном парке, после их включения в границы населенного пункта город-курорт Сочи, приобрели статус городских лесов, изменение целевого назначения и уменьшения площади которых не допускается. Данный вывод подтвержден Верховным Судом Российской Федерации в определении от 20.05.2015 № 49-АПГ15-5.

В силу п. 2 ст. 3, п. 2 ст. 6, пп. 1, 6 ст. 11 ЛК РФ, п. 3 ст. 3, п. 12 ст. 85 ЗК РФ, абз. 4 п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют режим земельных участков общего пользования и не подлежат приватизации. Аналогичная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.03.2015 № 304-КГ14-9070.

В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Из материалов дела следует, что согласно информации Территориального отдела №14 (по г. Сочи, Туапсинскому району) филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером образован в результате перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами из земельного участка с кадастровым номером ), а также участка с кадастровым номером

При этом, основанием для постановки на государственный кадастровый учет и регистрации первичного права собственности Керстен Р.В. на земельный участок с кадастровым номером послужило постановление главы администрации Адлерского района г. Сочи от 31.03.2004 №278 «О предоставлении Керстен Р.В. в собственность земельного участка при жилом доме <адрес> для индивидуального жилищного строительства» в соответствии с которым ему в собственность бесплатно представлен земельный участок площадью 2 806 кв.м., расположенный в <адрес>

Первичное право собственности Лукьяновой В.Н., Голубевой Н.И., Никифорова Г.В. на исходный земельный участок с кадастровым номером , из которого образован в исходных границах спорный земельный участок, послужил постановление главы администрации Адлерского района г. Сочи от 07.05.2007 №222 «Об утверждении проекта границ и предоставлении Лукьяновой В.Н., Голубевой Н.И., Никифорову Г.В. в собственность земельного участка при жилом доме №<адрес> для обеспечения эксплуатации жилого дома.

Таким образом, земельные участки с кадастровыми номерами , , а также образованный из них с кадастровым номером подлежали постановке на кадастровый учет исключительно в пределах земель, находящихся в границах с. Эстосадок, Краснополянского сельского поселения.

Однако, земельный участок с кадастровым номером неправомерно сформирован за счет земель Краснополянского лесничества Сочинского национального парка, которые в силу абз. 3 п. 1 ст. 17, п. 6 ст. 95 ЗК РФ, п. 5 ст. 12 Федерального закона № 33-ФЗ, абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ находятся в собственности Российской Федерации

В 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием «Воронежлеспроект», подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка. В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет.

В частности, на основании плана лесоустройства Краснополянского участкового лесничества Сочинского национального парка 04.10.2005 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером категории «земли особо охраняемых природных территорий», что подтверждается информацией территориального отдела №14 (по г. Сочи, Туапсинскому району), ФГБУ «ФКП Россреестра» по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным территориальным отделом по городу-курорту Сочи Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно заключению специалиста ФГБУ «Сочинский национальный парк» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером частично расположен в границах земель Краснополянского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года, который составлял территорию Сочинского национального парка.

Пунктами 1.1, 2, 5 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08.04.1996 (далее – Инструкция по межеванию), предусмотрено, что межевание земель включает подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов; уведомление собственников, владельцев и пользователей размежовываемых земельных участков о производстве межевых работ; согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежовываемых земельных участков.

Из пунктов 9.1, 9.2 Инструкции по межеванию следует, что установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежовываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.

После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.

Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежовываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером-землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города).

Указанные требования Инструкции по межеванию действуют в настоящее время.

Аналогичные положения предусмотрены действующими нормами п. 3 ст. 6 ЗК РФ, ч.ч. 2, 4 ст. 8, ч. 8 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ,ч.ч. 3, 11 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», п. 24 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Росреестра от 01.06.2021 № П/0241.

Данными положениями законодательства также предусмотрено, что согласование местоположения границ земельных участков проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности.

При проведении согласования местоположения границ кадастровый инженер обязан проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей; обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания; указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности.

Пунктом 2 ст. 9 ЗК РФ установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.

В силу п.п. 4, 5.8 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, Росимущество через свои территориальные органы осуществляет контроль за управлением и распоряжением объектами федеральной собственности, их использованием по назначению и сохранностью.

Аналогичные положения предусматривались п.п. 4, 4.1.1, 4.1.2, 4.1.17 Типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 № 374.

В настоящее время указанные полномочия, предусмотренные п.п. 4, 4.1.1, 4.1.2, 4.1.17 Положения о межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, утвержденного приказом Росимущества от 19.12.2016 № 459, осуществляет Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее – МТУ Росимущества).

Следовательно, полномочия собственника в части согласования местоположения границ земельных участков, отнесенных к собственности Российской Федерации, относится к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на управление федеральным имуществом.

Однако в кадастровом деле по межеванию исходных земельных участков с кадастровыми , а также образованного из них с кадастровым номером отсутствуют акты согласования границ участков с территориальным отделом Росимущества.

При этом, п. 4 Требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, утвержденных приказом Росземкадастраот 02.10.2002 № П/327,пп. 6 п. 22, п. 68 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412, действовавших с ДД.ММ.ГГГГ по 31ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ соответственно, сведения о площади, местоположении земельных участков, об их количественных, качественных, экономических и иных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании материалов лесоустройства.

В настоящее время в пп. 6 п. 22, п. 71 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что при составлении межевого плана для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка используется лесоустроительная документация.

При межевании земель сбор и изучение картографических данных (в том числе, карт-планов лесничеств, лесоустроительных планшетов, планов лесонасаждений) в целях установления площади, местоположения, количественных, качественных и иных характеристик земельных участков, за счет которых осуществляется формирование обособленного земельного участка, является обязательным мероприятием.

Следовательно, при межевании спорного участка надлежало учитывать карту-план Веселовского лесничества Сочинского национального парка по материалам лесоустройства 1997-1998 годов, определяющую границы федеральных земель (городских лесов) и их принадлежность к собственности Российской Федерации.

Таким образом, вопреки названным требованиям законодательства и в отсутствие волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, – МТУ Росимущества, в их границах сформирован земельный участокс кадастровым номером площадью 5 490 кв.м, категории земель: «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», расположенный по адресу: <адрес>

С учетом изложенного, право собственности Керстен Р.В., Лукьяновой В.Н., Голубевой Н.И. Никифорова, Г.В. на исходные земельные участки с кадастровыми номерами , а также Кирсанова В.А. на образованный из них с кадастровым номером возникли незаконно.

Участок доступен для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц. Таким образом, фактически спорный участок, расположенный в границах федеральных земель, из владения Российской Федерации не выбыл.

Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» к требованиям собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, которые не соединены с лишением владения, относятся также требования о признании права (обременения) отсутствующим. Исковая давность на такие требования не распространяется (статья 208 ГК РФ).

Верховным Судом Российской Федерации указано, что признание права собственности ответчика отсутствующим возможно только при наличии у истца права собственности, владении им имуществом и неосновательной регистрации права собственности за ответчиком, который этим имуществом не владеет (определения от 10.04.2018 № 117-КГ18-15, № 117-КГ18-17 и др.).

Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим.

Признание права отсутствующим является особым способом защиты гражданских прав, подлежащим применению лишь в случае, если использование иных способов защиты нарушенного права (признание права, истребование имущества из чужого незаконного владения) невозможно.

Суд считает, что отсутствуют основания для назначения и поведения судебной землеустроительной экспертизы в связи с тем, что в ходе рассмотрении дела не возникали вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, что предусмотрено ч. 1 ст.79 ГПК РФ. В материалы дела представлено достаточное количество документов, имеющих значение для разрешения дела, с достоверностью подтверждающих отсутствие права Кирсанова В.А. на спорный земельный участок.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Как указано в ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.

Согласно требований ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

При этом доводы и требования истца нашли свое подтверждения в ходе судебного заседания, а также подтверждаются установленными в судебном заседании обстоятельствами.

Учитывая изложенное, восстановление нарушенных прав Российской Федерации по настоящему спору возможно путем предъявления иска о признании права отсутствующим, так как ответчик не является фактическим владельцем земельного участка с кадастровым номером

Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

При таком положении суд считает, что исковые требования заместителя прокурора края - прокурора г. Сочи в интересах Российской Федерации к Кирсанову В.А.о признании отсутствующим права собственности, признании права собственности Российской являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора гор. Сочи в порядке ст.45 ГПК РФ к Кирсанову В.А. о признании отсутствующим права собственности и признании права собственности Российской Федерации на земельный участок, – удовлетворить.

Признать отсутствующим право собственности Кирсанова Владимира Анатольевича, зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером площадью 5 490 кв.м, категории земель: «земли населенных пунктов» вид разрешенного использования «гостиничное обслуживание», расположенный по адресу: <адрес>;

Решение является основанием Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об аннулировании записей о праве собственности Кирсанова Владимира Анатольевича на земельный участок с кадастровым номером площадью 5 490 кв.м, категории земель: «земли населенных пунктов» вид разрешенного использования «гостиничное обслуживание», расположенный по адресу: <адрес>, без истребования дополнительных заявления и документов.

Решение является основанием Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю произвести, без истребования дополнительных заявлений и документов, учетно-регистрационные действия по образовании земельных участков и путем раздела земельного участка с кадастровым номером и внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений об образовании земельных участках в соответствии с указанными каталогами координат;

№ точки Х Y
328200,17 2242268,61
328212,46 2242275,67
328214,17 2242276,65
328215,78 2242277,57
328199,51 2242300,89
328198,06 2242300,38
328166,32 2242337,18
328165,80 2242336,90
328149,42 2242328,21
328189,34 2242281,51
1 328200,17 2242268,61
328164,72 2242237,58
328184,98 2242245,91
328289,98 2242262,75
1 328200,17 2242268,61
10 328189,34 2242281, 51
9 328149,42 2242328,21
328104,79 2242304,53
328099,91 2242301,93
328100,49 2242300,94
328116,01 2242273,97
328117,64 2242271,45
328146, 73 2242282,38
328154, 46 2242283,35
11 328164, 72 2242237,58

Признать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером , образованный в результате раздела земельного участка , в соответствии каталогом координат:

№ точки Х Y
1 328200,17 2242268,61
2 328212,46 2242275,67
3 328214,17 2242276,65
4 328215,78 2242277,57
5 328199,51 2242300,89
6 328198,06 2242300,38
7 328166,32 2242337,18
8 328165,80 2242336,90
9 328149,42 2242328,21
10 328189,34 2242281,51
1 328200,17 2242268,61

Решение в указанной части подлежит исполнению после аннулирования записи о государственной регистрации права собственности на земельный участок Кирсанова В. А. и после проведения, без истребования дополнительных заявлений и документов, учетно-регистрационные действия по образовании земельных участков и путем раздела земельного участка с кадастровым номером и внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений об образовании земельных участках в соответствии с указанными каталогами координат.

Решение является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю произвести, без истребования дополнительных заявлений и документов, учетно-регистрационные действия по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером , образованный путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402002:201, категория земельного участка – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для использования в природоохранных, научных и культурных целях и для регулируемого туризма, адрес – Краснодарский край, г. Сочи, Краснополянское лесничество Сочинского национального парка. Решение в указанной части подлежит исполнению после аннулирования записи о государственной регистрации права собственности на земельный участок Кирсанова Владимира Анатольевича и после проведения, без истребования дополнительных заявлений и документов, учетно-регистрационные действия по образовании земельных участков и путем раздела земельного участка с кадастровым номером и внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений об образовании земельных участках в соответствии с указанными каталогами координат.

Признать право собственности Кирсанова Владимира Анатольевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серия , выдан ДД.ММ.ГГГГ, на земельный участок , образованный в результате раздела земельного участка в соответствии с указанным каталогом координат:

№ точки Х Y
11 328164,72 2242237,58
12 328184,98 2242245,91
13 328189,98 2242262,75
1 328200,17 2242268,61
10 328189,34 2242281,51
9 328149,42 2242232,21
14 328104,79 2242304,53
15 328099,91 2242301,93
16 328100,49 2242300,94
17 328116,01 2242273,97
18 328117,64 2242271,45
19 328146,73 2242282,38
20 328154,46 2242263,35
11 328164,72 2242237,58

Решение в указанной части подлежит исполнению после аннулирования записи о государственной регистрации права собственности на земельный участок Кирсанова В. А. и после проведения, без истребования дополнительных заявлений и документов, учетно-регистрационные действия по образовании земельных участков и путем раздела земельного участка с кадастровым номером и внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений об образовании земельных участках в соответствии с указанными каталогами координат.

Решение является основанием для управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю произвести, без истребования дополнительных заявлений и документов учетно-регистрационные действия по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о регистрации права собственности Кирсанова В. А. на земельный участок , образованный путем раздела земельного участка с кадастровым номером и внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений об образовании земельных участках в соответствии с указанными каталогами координат, категория земельного участка – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – гостиничное обслуживание, адрес: <адрес>. Решение в указанной части что подлежит исполнению после аннулирования записи о государственной регистрации права собственности на земельный участок Кирсанова В. А. и после проведения, без истребования дополнительных заявлений и документов, учетно-регистрационные действия по образовании земельных участков и путем раздела земельного участка с кадастровым номером и внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений об образовании земельных участках в соответствии с указанными каталогами координат.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Краснодарский краевой суд через Адлерский районный суд г. Сочи в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья                                  Е.Г. Федоров

2-3119/2023 ~ М-205/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель прокурора Краснодарского края - прокурор г. Сочи
Ответчики
Кирсанов Владимир Анатольевич
Другие
Начальнику Территориального отдела № 14 ( по г. Сочи, Туапсинскому району ) Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю
ФГБУ "Сочинский национальный парк
МТУ Росимущества в КК
Хмелев Сергей Сергеевич в интересах Кирсанова В.А.
Администрация г. Сочи
Пашков Д.А., в интересах Кирсанова В.А.
Управление Росреестра по КК
Суд
Адлерский районный суд г. Сочи Краснодарского края
Судья
Федоров Е.Г.
Дело на странице суда
sochi-adler--krd.sudrf.ru
16.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.01.2023Передача материалов судье
23.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.03.2023Подготовка дела (собеседование)
20.03.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.03.2023Предварительное судебное заседание
29.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.03.2023Судебное заседание
05.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.12.2023Дело оформлено
04.12.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее