Дело № 2-5475/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01.11.2023 г. г. Махачкала
Ленинский районный суд г. Махачкалы в составе:
председательствующего – судьи Онжолова М.Б.,
при секретаре – Ибрагимовой Э.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокуратуры Ленинского района г. Махачкалы к Бийсултановой Забии Джанаевне о приостановлении деятельности до устранения нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, промышленной безопасности, санитарно-эпидемиологического и градостроительного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
прокуратура Ленинского района г. Махачкалы обратилась в суд с иском к Бийсултановой Забии Джанаевне о приостановлении деятельности до устранения нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, промышленной безопасности, санитарно-эпидемиологического и градостроительного законодательства. В обоснование иска указал следующее.
Прокуратурой района по поручению прокуратуры республики в связи с произошедшим в г. Махачкале 14.08.2023 чрезвычайным происшествием, повлекшим многочисленные человеческие жертвы, организована проверка исполнения индивидуальным предпринимателем Бийсултановой З.Д. при эксплуатации автогазозаправочной станции (далее - АГЗС) «ТСС», расположенной по пр. А. Султана, г. Махачкала, требований законодательства о пожарной и промышленной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства.
Как установлено, собственником земельного участка с кадастровым номером №, а также АГЗС «ТСС» (кадастровый номер нежилого здания №) является Бийсултанов Джанай Надиралиевич (13.01.2015 года рождения). Законным представителем Бийсултанова Д.Н. является Бийсултанова Забия Джанаевна, которая осуществляет предпринимательскую деятельность по реализации автомобильного топлива и газа на АЗС «ТСС», расположенной по пр. А.Султана, г. Махачкала, с нарушением требований законодательства о пожарной безопасности.
Проведенной проверкой выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации АЗС.
Указанное подтверждается информацией начальника ОНД и ПР № 1 по г. Махачкала УНД и ПР России по РД Гитинова Р.М. № ИВ-191-4-4-1069 от 30.08.2023.
1. Расстояние от МАЗС (зданий, сооружений и оборудования технологических систем СУГ) до автомобильной дороги менее 25 м (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; свод правил 156.13130.2014, п.8.3 таблица 5);
2. Расстояние от МАЗС (зданий, сооружений и оборудования технологических систем) до объекта с массовым пребыванием людей (банкетный зал) и до частных жилых домов менее 60 м (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; свод правил 156.13130.2014, п.8.3 таблица 5);
3. Расстояние от ТРК СУГ до здания мечети менее 35 м. (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; свод правил 156.13130.2014, п.8.3 таблица 6);
4. На одном заправочном островке СУГ допускается единовременная заправка более одного автомобиля (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; свод правил 156.13130.2014 п. 8.14);
5. Не организованы работы по техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств (не представлены договоры на обслуживание и акты проверок работоспособности) (Постановление Правительства РФ №1479 от 16.09.2020, п.54);
6. На въезде и выезде с территории МАЗС не выполнены пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м. или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию МАЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; свод правил 156.13130.20014 п.6.21, п. 6.22);
7. Для возможности маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции, на покрытие дорог не нанесена отличительная разметка (дорожные знаки, схемы движения (Постановление правительства РФ №1479 от 16.09.2020 п.384);
8. Технологические колодцы с оборудованием для СУГ, шахты (с наличием свободного пространства) резервуаров, площадки для АЦ с СУГ и заправочные островки не оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций. Эти сигнализаторы, наряду с сигнализаторами довзрывоопасных концентраций, установленными в помещениях с оборудованием для СУГ, должны обеспечивать при достижении концентрацией паров СУГ величины, превышающей 10 % от НКПР, сигнализацию (световым и звуковым сигналом) о месте разгерметизации, автоматическое прекращение операции наполнения резервуара и отключение топливораздаточных устройств. Датчики довзрывоопасных концентраций должны располагаться на высоте 50-100 мм:
-от дна технологических колодцев и шахт;
-уровня площадки для установки транспортного средства под заправку СУГ (у раздаточной колонки СУГ);
-уровня площадки для АЦ с СУГ (у разъемного соединения сливного рукава АЦ с линией наполнения резервуара).
9. При срабатывании сигнализаторов довзрывоопасных концентраций, установленных в помещении перекачивания СУГ (насосной или компрессорной), наряду с выполняемыми автоматически операциями прекращения слива СУГ из АЦ, перекрытия запорной арматуры на трубопроводах подачи СУГ в резервуар и паров СУГ в свободное пространство АЦ, включения аварийной вентиляции и срабатывания сигнализации об утечке, должно быть обеспечено автоматическое опорожнение участков линий наполнения и возврата паров СУГ, отсеченных от резервуара до штуцеров для подсоединения АЦ, посредством сброса паров СУГ через сбросную трубу.) (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; свод правил 156.13130.20014 п.8.40, п.8.41);
10. Резервуары для хранения топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90% заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу МАЗС, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара. (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности” ст. 4; свод правил 156.13130.2014 п.7.18);
11. Отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными настоящих Правил, с учетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений в указанных зданиях, сооружениях. (Постановление Правительства РФ №1479 от 16.09.2020 п.2);
12. Отсутствует источник наружного пожаротушения МАЗС (должно осуществляться не менее чем от двух пожарных гидрантов или от противопожарного водоема (резервуара), которые должны быть расположены на расстоянии не более 200 м от АЗС) (не представлены акты работоспособности гидрантов) (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4, свод правил 156.13130.2014 п.6.37);
13. Резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% их герметического объема) (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; свод правил 156.13130.2014 п.8.35);
14. Не предусмотрено автоматическое приведение в действие систем противоаварийной защиты всех технологических участков (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, включение системы орошения, обесточивание оборудования), обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии при срабатывании автоматических систем противоаварийной защиты одного из участков АЗС (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; свод правил 156.13130.2014 п.8.23);
15. При срабатывании пожарной сигнализации в помещении МАЗС не обеспечены в автоматическом режиме;
16. Прекращение операций по наполнению резервуаров (сосудов) топливом;
17. Перекрытие запорной арматуры на трубопроводах, сообщающих резервуар хранения СУГ с транспортной емкостью (сосудом) АЦ СУГ;
18. Отключение всех топливораздаточных (раздаточных) колонок и компрессорного оборудования (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; свод правил 156.13130.2014 п.8.54);
19. Не представлена техническая документация на технологическую систему МАЗС, которая должна содержать требования к технологическому оборудованию, зданиям и сооружениям МАЗС, их пожаробезопасной эксплуатации (в том числе к проведению регламентных и ремонтных работ, действиям персонала в случае возникновения пожароопасных ситуаций и пожаров), сведения о конструкции технологической системы, технологических параметрах, организационно-технических условиях интеграции с технологически связанными производственными объектами (при наличии), сроке службы и гарантийных обязательствах поставщика технологической системы АЗС (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; свод правил 156.13130.2014п.6.2);
20. Не представлена документация (паспорт), подтверждающая единичную вместимость резервуара для СУГ не более 10 м3 (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; свод правил 156.13130.2014, п.8.30);
21. Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности, не вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (Постановление Правительства РФ № 1479, п.54);
22. Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей не ведется в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты (Постановление Правительства РФ № 1479, п.60);
23. Автоматические установки пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Проект не представлен (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст.83 ч.1);
24. Резервуар для хранения СУГ расположен не подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м. (К подземным допускается приравнивать резервуары (трубопроводы), полностью или частично расположенные над поверхностью земли, обсыпаемые слоем грунта толщиной не менее 0,5 м. или защищенные иным негорючим материалом, обеспечивающим такую же теплоизоляцию от воздействия пожара. При этом следует обеспечить целостность защиты и ее теплоизолирующую способность в течение времени и в условиях эксплуатации резервуара (трубопровода), при воздействии на нее воды во время тушения пожара, а также в течение 60 минут огневого воздействия на нее возможного пожара) (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; свод правил 156.13130.2014 п. 8.30, п.6.6).
Указанное подтверждается информацией начальника ОНД и ПР № 1 по г. Махачкала УНД и ПР России по РД Гитинова Р.М. № ИВ-191-4-4-1069 от 30.08.2023.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия; осуществлять производственный контроль при оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Проведенной проверкой выявлены следующие нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации АЗС:
1. Не проведены мероприятия по установлению санитарно-защитной зоны, что является нарушением требований п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 (ред. от 03.03.2022) «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», п. 2.1, п. 12.4.4. Класс IV Раздел 12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитная зона и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;
2. Не представлен список работников, подлежащих периодическим медосмотрам, что не соответствует требований п.22 Приказ Минздрава России от 28.01.2021 №29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»;
3. Не представлен акт по результатам медосмотра, что не соответствует требованиям п.45 Приказ Минздрава России от 28.01.2021 №29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»;
4. Не представлена программа производственного контроля и договора на осуществление лабораторного контроля, а также результаты лабораторного исследования в рамках производственного контроля, что не соответствует требованиям ст.32 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»;
5. Не представлен производственный контроль за условиями труда и санитарно-противоэпидемических (профилактические) мероприятий, направленных на предупреждение вредного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье работника, что не соответствует требованиям п.2.1 СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда»;
6. Не представлено документарное подтверждение вывоза отходов, выполненных специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов, что не соответствует требованиям п.209 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»;
7. Отсутствуют санитарно-бытовые помещения, предназначенные для приема пищи и обеспечения личной гигиены работников, которые должны быть оборудованы устройствами питьевого водоснабжения, водопроводом, канализацией и отоплением, что не соответствует требованиям п.8.1 СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда».
Указанное подтверждается справкой главного специалиста-эксперта отдела надзора за объектами коммунально-бытового назначения и по гигиене труда Управления Роспотребнадзора по РД Ахмедхановой О.Ч. от 21.08.2023 о санитарно-гигиеническом обследовании АЗС «ТСС».
Согласно ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности» №116-ФЗ от 21.07.1997 организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать требования законодательства о промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта; обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По результатам проведенного осмотра установлено следующее:
- Отсутствуют сигнализаторы загазованности, которые должны находиться в работе круглосуточно;
- Средства измерений (манометры)эксплуатируются с истекшим сроком поверки; На циферблате или корпусе показывающих манометров отсутствует обозначенное значение, соответствующее рабочему давлению;
- Не обеспечен аварийный останов технологического оборудования автозаправочной станции, (не установлены электромагнитные клапана);
- Не заключен договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессионально спасательными формированиями;
- При эксплуатации ОПО допущено отклонение от проектной документации, выразившееся в установке дополнительного резервуара подземного исполнения, в котором находится СУГ.
Указанное подтверждается справкой государственного инспектора отдела общепромышленного горного надзора по Чеченской Республике Кавказского Управления Ростехнадзора Ибрагимова Р.С. от 25.08.2023.
В статье 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35 «О противодействии терроризму» установлены требования, направленные на обеспечение и защиту граждан, минимизацию последствий возможных актов терроризма. Обеспечение и соблюдение установленных законодательством норм пожарной безопасности на объекте с массовым пребыванием людей является одним из мероприятий по профилактике терроризма.
Деятельность АГЗС без соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности, противодействии терроризму создаёт угрозу для жизни и здоровья значительного количества людей, реальные условия и возможность для совершения актов терроризма.
Непринятие мер по устранению выявленных нарушений закона о противопожарной безопасности может повлечь наступление тяжких последствий в случае возникновения пожара, либо совершения террористического акта.
Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В связи с тем, что реализация автомобильного топлива связана с эксплуатацией взрывопожароопасного производственного объекта, возникла необходимость применения более действенных мер защиты гражданских прав неопределенного круга лиц, в том числе предусмотренных ст. 12 ГК РФ, то есть путем пресечения действий, нарушающих права граждан или создающих угрозу его нарушения.
Просит суд:
1. Признать бездействие индивидуального предпринимателя - руководителя АГЗС «ТСС» Бийсултановой Забии Джанаевны (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>) по не устранению нарушений пожарной безопасности при эксплуатации АГЗС «ТСС», расположенной по пр. А. Султана, г. Махачкала, незаконным.
2. Обязать индивидуального предпринимателя - руководителя АГЗС «ТСС» Бийсултановой Забии Джанаевны (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, проживающей по адресу; <адрес>) устранить нарушения пожарной безопасности, перечисленные в информации начальника ОНД и ПР №1 по г. Махачкала УНД и ПР России по РД Гитинова Р.М. №ИВ-191-4-4-1069 от 30.08.2023 с момента вступления решения суда в законную силу.
3. Обязать индивидуального предпринимателя - руководителя АГЗС «ТСС» Бийсултановой Забии Джанаевны (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, паспорт серия <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>) устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, перечисленные в справке главного специалиста-эксперта отдела надзора за объектами коммунально-бытового назначения и по гигиене труда Управления Роспотребнадзора по РД Ахмедхановой О.Ч. от 21.08.2023 о санитарно-гигиеническом обследовании АГЗС «ТСС», расположенной по пр. А. Султана, г. Махачкала.
4. Обязать индивидуального предпринимателя - руководителя АГЗС «ТСС» Бийсултановой Забии Джанаевны (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, паспорт серия <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>) устранить нарушения требований промышленной безопасности, перечисленные в справке государственного инспектора отдела общепромышленного горного надзора по Чеченской Республике Кавказского Управления Ростехнадзора Ибрагимова Р.С. от 25.08.2023, г. Махачкала.
5. Эксплуатацию АГЗС «ТСС», расположенной по пр. Насрутдинова, 98, г. Махачкала приостановить до устранения нарушений, перечисленных в информации начальника ОНД и ПР №1 по г. Махачкала УНД и ПР России по РД Гитинова Р.М. №ИВ-191-4-4-1069 от 30.08.2023.
6. При невозможности устранения нарушений, перечисленных в информации начальника ОНД и ПР №1 по г. Махачкала УНД и ПР России по РД Гитинова Р.М. №ИВ-191-4-4-1069 от 30.08.2023 объект капитального строения снести за счет собственных средств.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района Гн. Махачкалы Багандалиев Г.Б. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Тагиров Г.Г. просил отказать в удовлетворении иска прокурора указывая, что выявленные прокуратурой нарушения противопожарной и санитарной безопасности ответчиком устраняются и большее количество выявленных нарушений уже устранено.
Выслушав объяснения, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что собственником земельного участка с кадастровым номером №, а также АГЗС «ТСС» (кадастровый номер нежилого здания №) является Бийсултанов Джанай Надиралиевич (13.01.2015 года рождения), законным представителем которого является Бийсултанова З.Д.
Прокуратурой Ленинского района г. Махачкалы по поручению прокуратуры республики организована проверка исполнения индивидуальным предпринимателем Бийсултановой З.Д. при эксплуатации указанной автогазозаправочной станции, расположенной по пр. А. Султана, г. Махачкала, требований законодательства о пожарной и промышленной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, осуществлять непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах. Руководители организации осуществляет непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Федеральный закон №123-Ф3) в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан, государственного и муниципального имущества определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты, в том числе к зданиям и сооружениям.
Проведенной проверкой выявлены следующие нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.
1. Расстояние от МАЗС (зданий, сооружений и оборудования технологических систем СУГ) до автомобильной дороги менее 25 м (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; свод правил 156.13130.2014, п.8.3 таблица 5);
2. Расстояние от МАЗС (зданий, сооружений и оборудования технологических систем) до объекта с массовым пребыванием людей (банкетный зал) и до частных жилых домов менее 60 м (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; свод правил 156.13130.2014, п.8.3 таблица 5);
3. Расстояние от ТРК СУГ до здания мечети менее 35 м. (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; свод правил 156.13130.2014, п.8.3 таблица 6);
4. На одном заправочном островке СУГ допускается единовременная заправка более одного автомобиля (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; свод правил 156.13130.2014 п. 8.14);
5. Не организованы работы по техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств (не представлены договоры на обслуживание и акты проверок работоспособности) (Постановление Правительства РФ №1479 от 16.09.2020, п.54);
6. На въезде и выезде с территории МАЗС не выполнены пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м. или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию МАЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; свод правил 156.13130.20014 п.6.21, п. 6.22);
7. Для возможности маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции, на покрытие дорог не нанесена отличительная разметка (дорожные знаки, схемы движения (Постановление правительства РФ №1479 от 16.09.2020 п.384);
8. Технологические колодцы с оборудованием для СУГ, шахты (с наличием свободного пространства) резервуаров, площадки для АЦ с СУГ и заправочные островки не оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций. Эти сигнализаторы, наряду с сигнализаторами довзрывоопасных концентраций, установленными в помещениях с оборудованием для СУГ, должны обеспечивать при достижении концентрацией паров СУГ величины, превышающей 10 % от НКПР, сигнализацию (световым и звуковым сигналом) о месте разгерметизации, автоматическое прекращение операции наполнения резервуара и отключение топливораздаточных устройств. Датчики довзрывоопасных концентраций должны располагаться на высоте 50-100 мм:
-от дна технологических колодцев и шахт;
-уровня площадки для установки транспортного средства под заправку СУГ (у раздаточной колонки СУГ);
-уровня площадки для АЦ с СУГ (у разъемного соединения сливного рукава АЦ с линией наполнения резервуара).
9. При срабатывании сигнализаторов довзрывоопасных концентраций, установленных в помещении перекачивания СУГ (насосной или компрессорной), наряду с выполняемыми автоматически операциями прекращения слива СУГ из АЦ, перекрытия запорной арматуры на трубопроводах подачи СУГ в резервуар и паров СУГ в свободное пространство АЦ, включения аварийной вентиляции и срабатывания сигнализации об утечке, должно быть обеспечено автоматическое опорожнение участков линий наполнения и возврата паров СУГ, отсеченных от резервуара до штуцеров для подсоединения АЦ, посредством сброса паров СУГ через сбросную трубу.) (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; свод правил 156.13130.20014 п.8.40, п.8.41);
10. Резервуары для хранения топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90% заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу МАЗС, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара. (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности” ст. 4; свод правил 156.13130.2014 п.7.18);
11. Отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными настоящих Правил, с учетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений в указанных зданиях, сооружениях. (Постановление Правительства РФ №1479 от 16.09.2020 п.2);
12. Отсутствует источник наружного пожаротушения МАЗС (должно осуществляться не менее чем от двух пожарных гидрантов или от противопожарного водоема (резервуара), которые должны быть расположены на расстоянии не более 200 м от АЗС) (не представлены акты работоспособности гидрантов) (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4, свод правил 156.13130.2014 п.6.37);
13. Резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% их герметического объема) (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; свод правил 156.13130.2014 п.8.35);
14. Не предусмотрено автоматическое приведение в действие систем противоаварийной защиты всех технологических участков (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, включение системы орошения, обесточивание оборудования), обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии при срабатывании автоматических систем противоаварийной защиты одного из участков АЗС (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; свод правил 156.13130.2014 п.8.23);
15. При срабатывании пожарной сигнализации в помещении МАЗС не обеспечены в автоматическом режиме;
16. Прекращение операций по наполнению резервуаров (сосудов) топливом;
17. Перекрытие запорной арматуры на трубопроводах, сообщающих резервуар хранения СУГ с транспортной емкостью (сосудом) АЦ СУГ;
18. Отключение всех топливораздаточных (раздаточных) колонок и компрессорного оборудования (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; свод правил 156.13130.2014 п.8.54);
19. Не представлена техническая документация на технологическую систему МАЗС, которая должна содержать требования к технологическому оборудованию, зданиям и сооружениям МАЗС, их пожаробезопасной эксплуатации (в том числе к проведению регламентных и ремонтных работ, действиям персонала в случае возникновения пожароопасных ситуаций и пожаров), сведения о конструкции технологической системы, технологических параметрах, организационно-технических условиях интеграции с технологически связанными производственными объектами (при наличии), сроке службы и гарантийных обязательствах поставщика технологической системы АЗС (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; свод правил 156.13130.2014п.6.2);
20. Не представлена документация (паспорт), подтверждающая единичную вместимость резервуара для СУГ не более 10 м3 (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; свод правил 156.13130.2014, п.8.30);
21. Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности, не вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (Постановление Правительства РФ № 1479, п.54);
22. Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей не ведется в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты (Постановление Правительства РФ № 1479, п.60);
23. Автоматические установки пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Проект не представлен (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст.83 ч.1);
24. Резервуар для хранения СУГ расположен не подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м. (К подземным допускается приравнивать резервуары (трубопроводы), полностью или частично расположенные над поверхностью земли, обсыпаемые слоем грунта толщиной не менее 0,5 м. или защищенные иным негорючим материалом, обеспечивающим такую же теплоизоляцию от воздействия пожара. При этом следует обеспечить целостность защиты и ее теплоизолирующую способность в течение времени и в условиях эксплуатации резервуара (трубопровода), при воздействии на нее воды во время тушения пожара, а также в течение 60 минут огневого воздействия на нее возможного пожара) (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; свод правил 156.13130.2014 п. 8.30, п.6.6).
Указанные нарушения подтверждаются информацией начальника ОНД и ПР № 1 по г. Махачкала УНД и ПР России по РД Гитинова Р.М. № ИВ-191-4-4-1069 от 30.08.2023.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия; осуществлять производственный контроль при оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Проведенной проверкой выявлены следующие нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации АЗС:
1. Не проведены мероприятия по установлению санитарно-защитной зоны, что является нарушением требований п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 (ред. от 03.03.2022) «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», п. 2.1, п. 12.4.4. Класс IV Раздел 12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитная зона и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;
2. Не представлен список работников, подлежащих периодическим медосмотрам, что не соответствует требований п.22 Приказ Минздрава России от 28.01.2021 №29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»;
3. Не представлен акт по результатам медосмотра, что не соответствует требованиям п.45 Приказ Минздрава России от 28.01.2021 №29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»;
4. Не представлена программа производственного контроля и договора на осуществление лабораторного контроля, а также результаты лабораторного исследования в рамках производственного контроля, что не соответствует требованиям ст.32 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»;
5. Не представлен производственный контроль за условиями труда и санитарно-противоэпидемических (профилактические) мероприятий, направленных на предупреждение вредного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье работника, что не соответствует требованиям п.2.1 СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда»;
6. Не представлено документарное подтверждение вывоза отходов, выполненных специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов, что не соответствует требованиям п.209 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»;
7. Отсутствуют санитарно-бытовые помещения, предназначенные для приема пищи и обеспечения личной гигиены работников, которые должны быть оборудованы устройствами питьевого водоснабжения, водопроводом, канализацией и отоплением, что не соответствует требованиям п.8.1 СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда».
Указанные нарушения подтверждается справкой главного специалиста-эксперта отдела надзора за объектами коммунально-бытового назначения и по гигиене труда Управления Роспотребнадзора по РД Ахмедхановой О.Ч. от 21.08.2023 о санитарно-гигиеническом обследовании АЗС «ТСС».
Согласно ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности» №116-ФЗ от 21.07.1997 организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать требования законодательства о промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта; обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По результатам проведенного осмотра установлены следующие нарушения Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997«О промышленной безопасности» и федеральных норм и правил в области промышленной безопасности - «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива» и «Правил промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением»:
- Отсутствуют сигнализаторы загазованности, которые должны находиться в работе круглосуточно.
- Средства измерений (манометры)эксплуатируются с истекшим сроком поверки. На циферблате или корпусе показывающих манометров отсутствует обозначенное значение, соответствующее рабочему давлению.
- Не обеспечен аварийный останов технологического оборудования автозаправочной станции, (не установлены электромагнитные клапана).
- Не заключен договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессионально спасательными формированиями.
- При эксплуатации ОПО допущено отклонение от проектной документации, выразившееся в установке дополнительного резервуара подземного исполнения, в котором находится СУГ.
Указанные нарушения подтверждаются справкой государственного инспектора отдела общепромышленного горного надзора по Чеченской Республике Кавказского Управления Ростехнадзора Ибрагимова Р.С. от 25.08.2023.
Ответчиком доказательства, опровергающие наличие всех вышеуказанных нарушений, или подтверждающие их устранение в полном объеме, не представлены.
На запрос суда Отдел надзорной деятельности и профилактической работы № 1 по г. Махачкала управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Дагестан представил информацию о противопожарном состоянии № ИВ-191-4-4-1361 от 01.11.2023 об устранении ранее выявленных нарушений пожарной безопасности, указав следующее:
- расстояние от МАЗС (зданий, сооружений и оборудования технологических систем СУГ) до автомобильной дороги менее 25 м (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; свод правил 156.13130.2014, п.8.3 таблица 5) - (не выполнено) представлен расчет пожарного риска с целью обоснования отступления, в котором будут проверены соответствие исходных данных, а также параметров и характеристик объекта, которые учитываются в расчете по оценке пожарного риска, фактическими данными (в случае соответствия исходных данных, а также параметров и характеристик объекта, нарушение будет считаться выполненным, в случае несоответствия - невыполненным и будет вынесено мотивированное предложение о непринятии расчета по оценке пожарного риска);
- расстояние от МАЗС (зданий, сооружений и оборудования технологических систем) до объекта с массовым пребыванием людей (банкетный зал) и до частных жилых домов менее 60 м (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; свод правил 156.13130.2014, п.8.3 таблица 5) - (не выполнено) представлен расчет пожарного риска с целью обоснования отступления, в котором будут проверены соответствие исходных данных, а также параметров и характеристик объекта, которые учитываются в расчете по оценке пожарного риска, фактическими данными (в случае соответствия исходных данных, а также параметров и характеристик объекта, нарушение будет считаться выполненным, в случае несоответствия - невыполненным и будет вынесено мотивированное предложение о непринятии расчета по оценке пожарного риска);
- расстояние от ТРК СУГ до здания мечети менее 35 м (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; свод правил 156.13130.2014, п.8.3 таблица 6) - (не выполнено) представлен расчет пожарного риска с целью обоснования отступления, в котором будут проверены соответствие исходных данных, а также параметров и характеристик объекта, которые учитываются в расчете по оценке пожарного риска, фактическими данными (в случае соответствия исходных данных, а также параметров и характеристик объекта, нарушение будет считаться выполненным, в случае несоответствия - невыполненным и будет вынесено мотивированное предложение о непринятии расчета по оценке пожарного риска);
- на одном заправочном островке СУГ допускается единовременная заправка более одного автомобиля (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; свод правил 156.13130.2014 п. 8.14) - выполнено;
- не организованы работы по техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств (не представлены договоры на обслуживание и акты проверок работоспособности) (Постановление Правительства РФ №1479 от 16.09.2020, п.54) - (частично выполнено);
-на въезде и выезде с территории МАЗС не выполнены пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м. или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию МАЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные-сооружения (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; свод правил 156.13130.20014 п.6.21, п. 6.22) - (частично выполнено) (выполнены пологие повышенные участки, но отсутствуют очистные сооружения для осадков);
- для возможности маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции, на покрытие дорог не нанесена отличительная разметка (дорожные знаки, схемы движения (Постановление правительства РФ №1479 от 16.09.2020 п.384) - выполнено;
- технологические колодцы с оборудованием для СУГ, шахты (с наличием свободного пространства) резервуаров, площадки для АЦ с СУГ и заправочные островки не оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций. Эти сигнализаторы, наряду с сигнализаторами довзрывоопасных концентраций, установленными в помещениях с оборудованием для СУГ, должны обеспечивать при достижении концентрацией паров СУГ величины, превышающей 10% от НКПР, сигнализацию (световым и звуковым сигналом) о месте разгерметизации, автоматическое прекращение операции наполнения резервуара и отключение топливораздаточных устройств. Датчики довзрывоопасных концентраций должны располагаться на высоте 50-100 мм:
- от дна технологических колодцев и шахт;
- уровня площадки для установки транспортного средства под заправку СУГ (у раздаточной колонки СУГ);
- уровня площадки для АЦ с СУГ (у разъемного соединения сливного рукава АЦ с линией наполнения резервуара);
- при срабатывании сигнализаторов довзрывоопасных концентраций, установленных в помещении перекачивания СУГ (насосной или компрессорной), наряду с выполняемыми автоматически операциями прекращения слива СУГ из АЦ, перекрытия запорной арматуры на трубопроводах подачи СУГ в резервуар и паров СУГ в свободное пространство АЦ, включения аварийной вентиляции и срабатывания сигнализации об утечке, должно быть обеспечено автоматическое опорожнение участков линий наполнения и возврата паров СУГ, отсеченных от резервуара до штуцеров для подсоединения АЦ, посредством сброса паров СУГ через сбросную трубу.) (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; свод правил 156.13130.20014 п.8.40, п.8.41) - частично выполнено (установлена система орошения, установлены клапана, установлены газоанализаторы);
- резервуары для хранения топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90% заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу МАЗС, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара. (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; свод правил 156.13130.2014 п.7.18) - (не выполнено);
- отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, с учетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений в указанных зданиях, сооружениях (Постановление Правительства РФ №1479 от 16.09.2020 п.2) - выполнено;
- отсутствует источник наружного пожаротушения МАЗС (должно осуществляться не менее чем от двух пожарных гидрантов или от противопожарного водоема (резервуара), которые должны быть расположены на расстоянии не более 200 м от АЗС) (не представлены акты работоспособности гидрантов) (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4, свод правил 156.13130.2014 п.6.37) - выполнено (представлены акт испытания гидрантов);
- резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85 % их герметического объема) (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; свод правил 156.13130.2014 п.8.35) - выполнено;
- не предусмотрено автоматическое приведение в действие систем противоаварийной защиты всех технологических участков (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, включение системы орошения, обесточивание оборудования), обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии при срабатывании автоматических систем противоаварийной защиты одного из участков АЗС (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; свод правил 156.13130.2014 п.8.23) - (частично выполнено) (клапан электромагнитный установлен, акт работоспособности не представлен);
- при срабатывании пожарной сигнализации в помещении МАЗС не обеспечены в автоматическом режиме:
прекращение операций по наполнению резервуаров (сосудов) топливом;
перекрытие запорной арматуры на трубопроводах, сообщающих резервуар хранения СУГ с транспортной емкостью (сосудом) АЦ СУГ;
отключение всех топливораздаточных (раздаточных) колонок и компрессорного оборудования (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; свод правил 156.13130.2014 п.8.54) - (не выполнено) установлен, на подключен);
- не представлена техническая документация на технологическую систему МАЗС, которая должна содержать требования к технологическому оборудованию, зданиям и сооружениям МАЗС, их пожаробезопасной эксплуатации (в том числе к проведению регламентных и ремонтных работ, действиям персонала в случае возникновения пожароопасных ситуаций и пожаров), сведения о конструкции технологической системы, технологических параметрах, организационно-технических условиях интеграции с технологически связанными производственными объектами (при наличии), сроке службы и гарантийных обязательствах поставщика технологической системы АЗС (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; свод правил 156.13130.2014п.6.2) - выполнено;
- не представлена документация (паспорт), подтверждающая единичную вместимость резервуара для СУГ не более 10 м3 (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; свод правил 156.13130.2014, п.8.30) - не выполнено;
- информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности не вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (Постановление Правительства РФ № 1479, п.54) - выполнено;
- учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей не ведется в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты (Постановление Правительства РФ № 1479, п.60) - выполнено;
- автоматические установки пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Проект не представлен (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст.83 ч.1) - (частично выполнено) не все помещения оборудованы дымовыми датчиками обнаружения пожара);
- резервуар для хранения СУГ расположен не подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м. (К подземным допускается приравнивать резервуары (трубопроводы), полностью или частично расположенные над поверхностью земли, обсыпаемые слоем грунта толщиной не менее 0,5 м. или защищенные иным негорючим материалом, обеспечивающим такую же теплоизоляцию от воздействия пожара. При этом следует обеспечить целостность защиты и ее теплоизолирующую способность в течение времени и в условиях эксплуатации резервуара (трубопровода), при воздействии на нее воды во время тушения пожара, а также в течение 60 минут огневого воздействия на нее возможного пожара) (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; свод правил 156.13130.2014 п. 8.30, п.6.6) - не выполнено.
Деятельность АГЗС без соблюдения вышеназванных требований законодательства создаёт угрозу для жизни и здоровья значительного количества людей, реальные условия и возможность для совершения актов терроризма.
Непринятие мер по устранению выявленных нарушений закона о противопожарной безопасности может повлечь наступление тяжких последствий в случае возникновения пожара, либо совершения террористического акта.
Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
При таких обстоятельствах исковые требования прокуратуры подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокуратуры Ленинского района г. Махачкалы удовлетворить.
Признать бездействие индивидуального предпринимателя - руководителя АГЗС «ТСС» Бийсултановой Забии Джанаевны (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, паспорт серия <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>) по не устранению нарушений пожарной безопасности при эксплуатации АГЗС «ТСС», расположенной по пр. А. Султана, г. Махачкала, незаконным.
Обязать индивидуального предпринимателя - руководителя АГЗС «ТСС» Бийсултановой Забии Джанаевны (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, паспорт серия <адрес>, проживающей по адресу; <адрес> <адрес>) устранить нарушения пожарной безопасности, перечисленные в информации начальника ОНД и ПР №1 по г. Махачкала УНД и ПР России по РД Гитинова Р.М. №ИВ-191-4-4-1069 от 30.08.2023, с учетом информации начальника ОНД и ПР №1 по г. Махачкала УНД и ПР России по РД Гитинова Р.М. о противопожарном состоянии № ИВ-191-4-4-1361 от 01.11.2023.
Обязать индивидуального предпринимателя - руководителя АГЗС «ТСС» Бийсултановой Забии Джанаевны (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, паспорт серия №<адрес>, проживающей по адресу: <адрес>) устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, перечисленные в справке главного специалиста-эксперта отдела надзора за объектами коммунально-бытового назначения и по гигиене труда Управления Роспотребнадзора по РД Ахмедхановой О.Ч. от 21.08.2023 о санитарно-гигиеническом обследовании АГЗС «ТСС», расположенной по пр. А. Султана, г. Махачкала.
Обязать индивидуального предпринимателя - руководителя АГЗС «ТСС» Бийсултановой Забии Джанаевны (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, паспорт серия <адрес> проживающей по адресу: <адрес>) устранить нарушения требований промышленной безопасности, перечисленные в справке государственного инспектора отдела общепромышленного горного надзора по Чеченской <адрес> Ростехнадзора Ибрагимова Р.С. от 25.08.2023, г. Махачкала.
Эксплуатацию АГЗС «ТСС», расположенной по пр. Насрутдинова, 98, г. Махачкала приостановить до устранения нарушений, перечисленных в информации начальника ОНД и ПР №1 по г. Махачкала УНД и ПР России по РД Гитинова Р.М. №ИВ-191-4-4-1069 от 30.08.2023.
Установить индивидуальному предпринимателю - руководителю АГЗС «ТСС» Бийсултановой Забии Джанаевне (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, паспорт серия <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>) срок, в течение которого решение суда в части устранения вышеуказанных нарушений должно быть исполнено – 4 месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
По истечении 4 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу при невозможности устранения нарушений, перечисленных в информации начальника ОНД и ПР №1 по г. Махачкала УНД и ПР России по РД Гитинова Р.М. №ИВ-191-4-4-1069 от 30.08.2023, с учетом информации начальника ОНД и ПР №1 по г. Махачкала УНД и ПР России по РД Гитинова Р.М. о противопожарном состоянии № ИВ-191-4-4-1361 от 01.11.2023, объект капитального строения снести за счет собственных средств индивидуального предпринимателя - руководителя АГЗС «ТСС» Бийсултановой Забии Джанаевны.
Резолютивная часть решения оглашена 01 ноября 2023 года.
Мотивированное решение в окончательной форме принято 07 ноября 2023 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме через суд первой инстанции.
Председательствующий М.Б. Онжолов
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>