Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-135/2023 ~ M-95/2023 от 27.03.2023

Дело

УИД: 05rs0-73

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 мая 2023 г. сел.Хив

Хивский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи ФИО1,

при ведении протокола судебного заседания помощником председателя суда ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому прокурора <адрес> РД ФИО3 к МКОУ «Хутхульская СОШ» и к администрации МО «<адрес>» в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц,

у с т а н о в и л:

<адрес> ФИО3 обратилась в суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц с иском к МКОУ «Хутхульская» и к администрации МО «<адрес>».

В обоснование иска указано, что прокуратурой района проводится проверка по информации межрайонного отдела вневедомственной охраны по <адрес> об имеющихся в образовательных учреждениях района недостатках, связанных с обеспечением антитеррористической защищенности объектов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

Согласно паспорту безопасности МКОУ «Хутхульская СОШ», утвержденному ДД.ММ.ГГГГ, МКОУ «Хутхульская СОШ», расположенное по адресу: <адрес>, относится к 4 категории опасности объекта (территории).

В соответствии с п.5 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

Согласно п.24 Требований, в отношении объектов (территорий) четвертой категории опасности осуществляются, в том числе, мероприятия: по обеспечению пропускного и внутриобъектового режима (пп. «в»); по оснащению объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержанию их в исправном состоянии (пп. «г»); по оборудованию объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (пп. «д»); по проведению учения и тренировки по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории) (пп. «з»).

<адрес> проведена проверка исполнения МКОУ «Хутхульская СОШ» законодательства по антитеррористической защищенности указанного образовательного учреждения.

В ходе проверки установлено, что МКОУ «Хутхульская СОШ» не обеспечено пропускным и внутриобъектовым режимом; не оборудовано системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; не оснащено системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112"; не проводятся учения и тренировки по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории).

Выявленные нарушения требований антитеррористической защищенности непосредственным образом влияют на безопасное пребывание обучающихся, работников и посетителей, ставят под угрозу их жизнь и здоровье.

Таким образом, МКОУ «Хутхульская СОШ» возложенная на данное учреждение обязанность обеспечить антитеррористическую защищенность принадлежащих ему объектов (территорий) не выполнена.

Невыполнение МКОУ «Хутхульская СОШ» пункта 24 Требований связано, в том числе, с отсутствием надлежащего финансирования.

Орган местного самоуправления в лице администрации муниципального образования «<адрес>», являясь субъектом антитеррористической деятельности и учредителем МКОУ «Хутхульская СОШ», обязан обеспечивать финансирование работ в области противодействия терроризму. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности обучающихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.

На основании изложенного просит:

1. Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» Республики Дагестан в течение 3-х (трех) месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить финансирование, то есть выделить денежные средства муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Хутхульская средняя общеобразовательная школа» на проведение работ по обеспечению здания, расположенного по адресу: <адрес>:

- пропускным и внутриобъектовым режимом;

- системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112";

- системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации.

2. Обязать МКОУ «Хутхульская СОШ» в течение 3-х (трех) месяцев со дня поступления финансирования из администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Дагестан оснастить здание, расположенное по адресу: <адрес>:

- пропускным и внутриобъектовым режимом;

- системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;

- системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

3. Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Хутхульская средняя общеобразовательная школа» проводить учения и тренировки по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории).

Истец – прокурор <адрес> РД ФИО3 надлежаще извещенная о дате, времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела в судебное заседание не явилась. От помощника прокурора ФИО4 в суд поступило ходатайство о рассмотрении настоящего гражданского дела без участия истца, исковые требования поддерживает и просит их удовлетворить.

В судебное заседание представитель ответчика МКОУ «Хутхульская СОШ», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения, не явился. Направил в суд заявление, в котором исковые требования прокурора <адрес> признает, просит рассмотреть данное гражданское дело без его участия.

В судебное заседание представитель ответчика администрации МО «<адрес>» будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения, не явился. Направил в суд заявление, в котором исковые требования прокурора <адрес> признает, просит рассмотреть данное гражданское дело без его участия.

С учетом положений ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии полномочий у прокурора <адрес> Республики Дагестан на подачу искового заявления в интересах неограниченного круга лиц.

Согласно статьям 20, 41 Конституции РФ, каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

Согласно п.15 ч.3, п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ к компетенции образовательной организации относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу ст.ст.2, 20, ч.4 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ «О противодействии терроризму», основными принципами противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность и др. Приоритет мер по предупреждению терроризма, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, системность и комплексное использование специальных и иных мер противодействия терроризму закреплены в ст.2 Закона в качестве основных принципов противодействия терроризму.

Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, в качестве одной из основных задач определено обеспечение безопасности граждан, антитеррористической защищенности возможных объектов террористических посягательств, в том числе объектов массового пребывания людей: объектов образования, здравоохранения, культуры, спорта, рынков и т.д.

В соответствии с п.2 ч.3 ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Согласно п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

В силу п.6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.

Учитывая, что криминогенная обстановка на территории Республики Дагестан остается напряженной, угроза возможного совершения террористических актов реальна и в зданиях учреждений образования приказом Рособразования от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» руководителям подведомственных образовательных учреждений предписано принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности.

В соответствии с письмом Министерства образования от ДД.ММ.ГГГГг. в состав мероприятий, направленных на создание единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений включено, в том числе наличие инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации (011С), тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля.

При этом в соответствии с ч.13 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях с большим количеством посетителей должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, путем устроенной системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и других систем, направленных на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Согласно п.6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 указанного выше Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ выявлены следующие нарушения: МКОУ «Хутхульская СОШ» не оборудовано системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; не оснащено системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» не проводятся учения и тренировки по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории).

Из данной справки следует, что в данном образовательном учреждении не приняты исчерпывающие меры, направленные на обеспечение защиты жизни и здоровья детей, педагогов, посетителей и иных лиц, посещающих указанное учреждение, в части их пребывания в нем, поскольку ответчиками не представлены доказательства о по обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием. Здание не оборудовано системами оповещения и управлением эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения.

Таким образом, МКОУ «Хутхульская СОШ» возложенная на данное учреждение обязанность обеспечить антитеррористическую защищенность принадлежащих ему объектов (территорий) не выполнена.

В силу с п.2 ч.6 ст.28 Закона образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.

Таким образом, исполнение требований нормативно - правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательного учреждения, но и органов местного самоуправления.

При таких обстоятельствах неисполнение или ненадлежащее названных требований федерального закона влечет нарушение прав и охраняемых интересов обучающихся, в том числе прав на соблюдение безопасных условий обучения.

При наличии указанных обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований прокурора <адрес>.

В соответствии со ст.39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить и уменьшить размер исковых требований, либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны, могут окончить дело мировым соглашением.

Ответчиками в суд направлены заявления о признании иска, изложенные в письменной форме, и они приобщены к делу.

Суд принимает признание иска ответчиками, поскольку считает, что оно не противоречит закону, правам и интересам других лиц, в интересах которых обратился прокурор.

В соответствии со ст.198 ГПК РФ и Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ за «О судебном решении» в случае признание иска ответчиком мотивировочной части решения суда может быть указано лишь о признание иска ответчиком и принятия его судом.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,

р е ш и л:

Исковые требования прокурора <адрес> ФИО3, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» Республики Дагестан в течение 3-х (трех) месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить финансирование, то есть выделить денежные средства муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Хутхульская средняя общеобразовательная школа» на проведение работ по обеспечению здания, расположенного по адресу: <адрес>:

- пропускным и внутриобъектовым режимом;

- системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112";

- системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации.

Обязать МКОУ «Хутхульская СОШ» в течение 3-х (трех) месяцев со дня поступления финансирования из администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Дагестан оснастить здание, расположенное по адресу: <адрес>:

- пропускным и внутриобъектовым режимом;

- системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;

- системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Хутхульская средняя общеобразовательная школа» проводить учения и тренировки по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД через Хивский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Я.А.Якубов

2-135/2023 ~ M-95/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Агульского района
Ответчики
МКОУ "Хутхульская СОШ"
Администрация МО "Агульский район"
Суд
Хивский районный суд Республики Дагестан
Судья
Якубов Якуб Абакарович
Дело на странице суда
hivskiy--dag.sudrf.ru
27.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.03.2023Передача материалов судье
27.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.05.2023Судебное заседание
02.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.09.2023Дело оформлено
20.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее