Дело № 2-230/2023
УИД № 24RS0003-01-2023-000221-50
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Балахта 15 мая 2023 года
Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Лябзиной Т.Г.,
при секретаре Дорш О.В.,
с участием помощника прокурора Балахтинского района Красноярского края Егельской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Чистопольского сельсовета Балахтинского района Красноярского края о возложении обязанности оборудовать вход в здание пандусом с поручнями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в объект социальной инфраструктуры, кнопкой вызова сотрудников администрации, вывеской, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Балахтинского района Красноярского края обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Чистопольского сельсовета Балахтинского района Красноярского края о возложении обязанности оборудовать вход в здание пандусом с поручнями для обеспечения беспрепятственною доступа инвалидов в объект социальной инфраструктуры, кнопкой вызова сотрудников администрации, вывеской, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне, ссылаясь на то, что прокуратурой Балахтинского района проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов, по результатам которой выявлены нарушения данного законодательства в деятельности администрации Чистопольского сельсовета Балахтинского района Красноярского края. В нарушение требований законодательства, вход в здание администрации Чистопольского сельсовета Балахтинского района, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, пандусом с поручнями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в указанный объект социальной инфраструктуры, а также кнопкой вызова сотрудника администрации не оборудован, вывеска с названием организации, графиком работы организаций планом здания, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне при входе в администрацию Чистопольского сельсовета отсутствует. Перечисленные нарушения стали возможны в результате несоблюдения ответственными должностными лицами муниципального образования Чистопольский сельсовет Балахтинского района требований законодательства о социальной защите инвалидов. Просит суд обязать администрацию Чистопольского сельсовета Балахтинского района Красноярского края обустроить вход в здание по адресу: <адрес>, <адрес>, пандусом с поручнями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в указанный объект социальной инфраструктуры, а также кнопкой вызова сотрудника администрации; обязать администрацию Чистопольского сельсовета Балахтинского района Красноярского края оборудовать вход в здание по адресу: <адрес>, <адрес>, вывеской с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; установить срок исполнения решения суда в течение 6 месяцев с момента вступления его в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Балахтинского района Красноярского края Егельская А.А. исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям, уточнив, что просит обязать администрацию Чистопольского сельсовета Балахтинского района Красноярского края обустроить вход в здание пандусом с поручнями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в указанный объект социальной инфраструктуры, а также кнопкой вызова сотрудника администрации; вывеской с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне по адресу: <адрес>, где фактически находится администрация Чистопольского сельсовета, и где проводилась прокурорская проверка.
Представитель ответчика – администрации Чистопольского сельсовета Балахтинского Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителя администрации Чистопольского сельсовета Балахтинского района Красноярского края.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
Согласно п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
Согласно ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр утвержден Свод правил СП 59.13330.2020. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», в соответствии с п. 5.1.14 которого установлено, что у внешних лестниц для подъема МГН следует предусматривать: пандусы при перепаде высот от 0,14 м до 6,0 м; платформы подъемные с вертикальным перемещением по ГОСТ Р 55555 при перепаде высот до 3,0 м*; лифты при перепаде высот от 3,0 м и более. Длину одного марша пандуса с учетом продольного уклона принимают по таблице 5.1. Не допускаются марши пандуса с продольным уклоном более 80 ‰ (1:12,5). 2. В стесненных условиях допускается увеличение уклона марша пандуса до 100 ‰ при длине его наклонных плоскостей до 5,0 м, при этом передвижение людей на кресле-коляске должно быть с помощью сопровождающих лиц. 5.1.16 Горизонтальные площадки перед началом и после завершения пандуса должны быть с размерами прохожей части, не менее: на общих путях движения с встречным движением – ширина – 1,8 м, длина – 1,5 м, при каждом изменении направления пандуса – 1,8 * 1,8 м; при движении в одном направлении – ширина – 1,5 м, длина – 1,5 м, при каждом изменении направления пандуса – 1,5 * 1,5 м. На горизонтальных площадках пандусов для водоотведения следует предусматривать продольный уклон в сторону спуска или поперечный уклон от 5 до 10 ‰. По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м. Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м; верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса (краем бортика). Ширина марша пандуса (расстояние между поручнями ограждений пандуса) с движением в одном направлении должна быть в пределах от 0,9 до 1,0 м. 5.1.17 Поверхность пандуса должна быть нескользкой с учетом требований 5.1.11. При каждом изменении направления устанавливается промежуточная горизонтальная площадка, обеспечивающая поворот кресла-коляски. В качестве поверхности пандуса допускается использовать металлические решетки. Размеры ячеек должны соответствовать требованиям 5.1.18. При этом конструкция пандуса должна выдерживать нагрузку не менее 250 кг/м2 с прогибом не более 5 мм. При применении для пандусов металлических решеток из просечно-вытяжного листа допускается максимальный размер ячеек в направлении движения – 20 мм. Поверхность пандуса должна быть нескользкой, выделена цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности.
Судом установлено, что прокуратурой Балахтинского района проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов, по результатам которой установлено, что вход в здание администрации Чистопольского сельсовета Балахтинского района, расположенной по адресу: <адрес>, пандусом с поручнями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в указанный объект социальной инфраструктуры, а также кнопкой вызова сотрудника администрации не оборудован, вывеска с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненным рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне при входе в администрацию Чистопольского сельсовета отсутствует.
14.09.2022 года в адрес Главы Чистопольского сельсовета Балахтинского района Красноярского края направлено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов.
По информации Администрации Чистопольского сельсовета Балахтинского района Красноярского края от 13.10.2022 года, представление от 14.09.2022 года об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов было рассмотрено с участием представителя прокуратуры района, указанные нарушения законодательства, причины и условия им способствующие, учтены и будут устранены. Распоряжением главы сельсовета от 03.10.2022 №а «О привлечении к дисциплинарной ответственности ФИО6» в целях устранения отмеченных нарушений и недопущения повторных, виновному лицу ФИО6 объявлено дисциплинарное взыскание - замечание.
Нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью и находится на балансе администрации Чистопольского сельсовета.
Согласно фототаблице, вход в здание администрации Чистопольского сельсовета Балахтинского района Красноярского края по адресу: <адрес> - пандусом не оборудован, вывеска с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне при входе в администрацию Чистопольского сельсовета отсутствует.
Согласно справке администрации Чистопольского сельсовета Балахтинского района Красноярского края от 12.05.2023 года, здание администрации Чистопольского сельсовета Балахтинского района Красноярского края фактически расположено по адресу: <адрес>. Вход в здание администрации пандусом с поручнями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в объект социальной инфраструктуры, кнопкой вызова сотрудника администрации, вывеской, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне не оборудован.
Таким образом, судом установлено, что администрацией Чистопольского сельсовета Балахтинского района Красноярского края не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание администрации в <адрес>, чем существенно нарушены права данной категории лиц.
При таких обстоятельствах, учитывая, что обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, учитывая его социальную значимость, является одной из важнейших целевых задач при создании и ведении социальной политики в Российской Федерации, требования о необходимости создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры носят императивный характер и не содержат каких-либо исключений конструктивных особенностей зданий, вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований прокурора.
При установлении срока исполнения возложенной обязанности суд принимает во внимание характер и последствия допускаемых нарушений, а также объем подлежащих совершению организационных и иных мероприятий, в связи с чем, устанавливает срок исполнения решения суда в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию Чистопольского сельсовета Балахтинского района Красноярского края в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обустроить вход в здание администрации по адресу: <адрес>:
- пандусом с поручнями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в указанный объект социальной инфраструктуры,
- кнопкой вызова сотрудника администрации,
- вывеской с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 18.05.2023г.