дело № 2-2470/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 августа 2022 года | город Севастополь |
Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего – судьи Калгановой С.В., при помощнике судьи Цурцумия К.М., с участием представителя ответчика – Лебедева М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лука С.Ф. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Севастополю о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Лука С.Ф. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Севастополю, в котором, с учетом заявления об уточнении исковых требований, просил взыскать с ответчика материальный ущерб в сумме 361 419 руб. и компенсацию морального вреда размере 50 000 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что 25 августа 2017 года он обратился к ответчику с заявлением о постановке на пенсионный учет, ввиду чего просил запросить пакетное выплатное дело из УПФ в Новоазовском районе Донецкой Народной Республики. 08 ноября 2017 года он повторно обратился к ответчику с заявлением о запросе его пенсионного дела и из Мариупольского объединенного управления Пенсионного фонда Украины в Донецкой области (для соединения его с пенсионным делом из ДНР в одно дело). В этот же день, 08 ноября 2017 года, после получения информации, что в Российской Федерации размер пенсии будет составлять 8000 рублей, он передумал становиться на учет для выплаты пенсии в Российской Федерации и подал заявление о возврате его пакетного дела обратно в УПФ г.Новоазовска ДНР и в присутствии двух свидетелей подал начальнику отдела пенсионного органа заявление, содержащее просьбу не истребовать его пенсионное дело из Украины. Однако, письмом от 28 ноября 2017 года № ответчик истребовал пенсионное дело истца из Украины и длительное время удерживал у себя. Такие действия (бездействие) ответчика повлекли причинение ему прямых материальных убытков. На момент нахождения пенсионного дела в г. Мариуполе размер его пенсии составлял 3 703,80 грн., и он ее регулярно получал. Согласно письму Мариупольского объединенного управления ПФ Украины в Донецкой области от 11 июля 2019 года № на учете в ПФ Украины он не состоит и пенсию не получает. Полагает, что это обстоятельство свидетельствует об утрате ответчиком его пенсионного дела. Таким образом, с ноября 2017 года по настоящее время украинскую пенсию он не получает, в связи с чем материальный ущерб составляет 146 670,50 грн. (3 703,80 грн. х 39 месяцев и 18 дней). Учитывая, что на дату составления иска (05 декабря 2020 года) курс гривны по отношению к российскому рублю по данным ЦБ РФ составлял 26,2287 рублей, ущерб составляет 361 419 рублей. В результате ненадлежащего исполнения должностных обязанностей работниками ответчика, истец на длительный период времени был лишен источника своего материального существования, а также понес материальные затраты, связанными с поездками в г. Севастополь, кроме того в связи с неправомерным истребованием пенсионного дела без его согласия были разглашены его конфиденциальные и персональные данные о двойном гражданстве, наличие которого запрещено в Украине, что создало для него проблемы в будущем, в том числе при поездке в Украину для восстановления пенсии, а также нарушение его пенсионных прав.
В судебное заседание истец не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах не явки не сообщил.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд приступает к рассмотрению дела в отсутствие истца.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменном виде.
Заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7), каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Для реализации гражданами прав на социальное обеспечение меры социальной защиты (поддержки) могут устанавливаться указами Президента Российской Федерации в пределах его полномочий, предусмотренных статьей 80 Конституции Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-I (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 288, Федерального закона Российской Федерации от 5 мая 1997 года N 77-ФЗ, далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.
В силу пункта 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Исходя из изложенного, реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых государством через соответствующие органы.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, при обращении гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения он имеет право в соответствии с установленными нормативными предписаниями на получение от пенсионного органа информации и разъяснений о его пенсионных правах, в том числе о возможности получения мер социальной защиты (поддержки), возникающих в связи с жизненным событием, по поводу которого он обратился в пенсионный орган, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа в целях правовой и социальной защиты предоставить гражданину указанную информацию, а также провести с ними информационную работу по вопросам правового регулирования их пенсионного обеспечения.
Таким образом, пенсионный орган при обращении гражданина с заявлением о назначении пенсии по старости обязан не только разъяснить гражданину права, связанные с его пенсионным обеспечением, а также необходимость подачи заявления в пенсионный орган для ее назначения, либо возобновления, но и предпринимать все иные возложенные на них меры, направленные на реализацию гражданами прав на социальное и пенсионное обеспечение.
В противном случае будут нарушены цели и задачи социального государства, основанные в том числе на конституционных принципах справедливости и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, и не обеспечена защита интересов граждан, достигших пенсионного возраста, которые вправе рассчитывать на осуществление уполномоченными органами пенсионного обеспечения на основе строгого исполнения законодательных предписаний, внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии, а также на выполнение со стороны этих органов возложенных на них обязанностей по информированию граждан об их пенсионных правах, с тем чтобы гражданин, достигший пенсионного возраста, мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
Законом о страховых пенсиях предусмотрено, что заявление о назначении страховой пенсии рассматривается не позднее чем через 10 рабочих дней со дня приема этого заявления органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного закона, которые он вправе представить по собственной инициативе с учетом положений части 8 статьи 21 этого закона, либо со дня представления дополнительно документов в соответствии с частями 3 и 4 указанной статьи, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях (часть 7 статьи 22).
В случае если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 названного закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (часть 3 статьи 22).
В случае проведения проверки документов, необходимых для установления страховой пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца (часть 8 статьи 22).
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
В пункте 31 Правил (приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией) обращения за страховой пенсией установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается, в том числе день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления.
Аналогичные нормативные положения о порядке приема заявления о назначении пенсии содержатся в пунктах 63 и 64 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 января 2016 года № 14н (документ действовал на дату обращения истца с заявлением о назначении страховой пенсии по старости и утратил силу 24 февраля 2019 года).
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 года № 16п утвержден новый Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, содержащий аналогичное правовое регулирование
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Нормой части 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1068 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. При этом работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.
Статья 1069 ГК РФ предусматривает, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту, акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Как следует из материалов дела, 25.08.2017 Лука С.Ф. обратился в ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в г.Севастополе (межрайонное) с заявлением № о назначении страховой пенсии по старости. Одновременно с указанным заявлением истцом было подано заявление о том, что он уведомлен о том, что пенсия будет назначена только после получения документов (пенсионного дела) о прекращении выплаты пенсии в Украине.
В этот же день Лука С.Ф. подал заявление о запросе его выплатного (пенсионного) дела из Управления ПФ Донецкой Народной Республики в Новоазовском районе г.Новоазовска, указав, что ранее он проживал по адресу: <адрес>.
06.09.2017 в Управление ПФ РФ в г.Севастополе (межрайонное) выплатное дело истца поступило из ПФ ДНР в Новоазовском районе г.Новоазовска.
По информации, содержавшейся в выплатном деле, Лука С.Ф. являлся так же получателем пенсии в УПФ Украины в Орджоникидзевском районе г.Мариуполя.
08.11.2017 Лука С.Ф. подал заявление о запросе его выплатного дела из УПФ Украины в Орджоникидзевском районе г.Мариуполя. Также истцом бы подано заявление о том, что он являлся получателем пенсии на территории ДНР, пенсию на территории Украины не получает.
После этого Лука С.Ф. подал заявление, в котором просил не ставить на учет его выплатное дело, в связи с тем, что он изъявил желание получать пению на территории ДНР. На основании поданного заявления, 09.11.2017 Управлением ПФ зарегистрирован отзыв заявления Лука С.Ф. о запросе выплатного дела (№).
Выплатное (пенсионное) дело, поступившее из УПФ ДНР в Новоазовском районе г.Новоазовска на основании запроса данного Управления (вх.№ от 14.11.2018) и заявления Лука С.Ф. было отправлено ответчиком обратно в ДНР 16.11.2017 через Отделение ПФ по Ростовской области (их.№ 34-13/5243 от 16.11.2017) с информацией о том, что данное пенсионное дело на учете в Управлении ПФ в г.Севастополе не стояло, пенсия Лука С.Ф. не начислялась и не выплачивалась.
02.03.2018 в Управление ПФ РФ по г.Севастополю поступило основное пенсионное дело истца из Левобережного объединенного управления ПФУ г.Мариуполя Донецкой области. При этом, согласно информации данного УПФУ Лука С.Ф. ранее проживал по адресу: <адрес>, и являлся получателем пенсии по возрасту на территории Украины, которая была назначена ему по 31.01.2018. Выплаты прекращены с 01.02.2018 в связи со снятием истца с учета по причине его выезда.
24.07.2018 Лука С.Ф. на приеме в клиентской службе Управления ПФ РВ в г.Севастополе (межрайонное) подал заявление, в котором сообщил, что что ещё не принял решение о постоянном месте жительства, просил пенсионное дело, поступившее из Украины, оставить на хранении у ответчика.
30.07.2018 истец подал заявление о возврате его пенсионного дела обратно в г.Мариуполь для получения пенсии по месту регистрации, указав при этом в реквизитах заявления адрес регистрации: <адрес>.
На основании заявления истца от 30.07.2018 основное пенсионное дело Лука С.Ф., ранее поступившее из Левобережного объединенного ПФУ г.Мариуполя Донецкой области, 24.08.2018 (исх.№) было отправлено обратно в г.Мариуполь через Отделение ПФ РФ по Краснодарскому краю с информацией, что пенсия н территории г.Севастополя истцу не назначалась и не выплачивалась.
Таким образом, ответчик осуществлял свои действия согласно волеизъявлениям истца, изложенным в его заявлениях.
Согласно ответа ГУ Отделения ПФ РФ по Краснодарскому краю от 19.08.2022 г. № сопроводительным письмом от 24.08.2018 г. № в адрес Отделения ПФ РФ по Краснодарскому краю из ГУ Управления ПФ РФ в г.Севастополе (межрайонное) поступило пенсионное дело Лука С.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. На основании указанного письма, пенсионное дело было направлено в адрес Левобережного объединенного управления ПФ Украины г.Мариуполя Донецкой области, сопроводительным письмом Отделения ПФР по Краснодарскому краю от 10.09.2018 г. №, что подтверждается сопроводительным письмом, списком №68 заказной международной корреспонденции, списком международных почтовых отправлений кассовым чеком.
Согласно отчета об отслеживании отправлений с почтовым идентификатором пенсионное дело Луки С.Ф. было получено Левобережным объединенным управлением ПФ Украины г.Мариуполя Донецкой области 25 сентября 2018 год.
Согласно справки № от 16.08.2022 г. Лука С.Ф. за период с 01.08.2018 г. по настоящее время не является получателем пенсии и иных социальных выплат.
Доказательств того, что пенсионное дело истца было утрачено и утрачено оно вследствие неправомерных действий ответчика, в результате чего истцу были причинены материальные убытки и моральный вред, последним суду, в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
Наоборот как следует из материалов дела пенсионное дело Луки С.Ф. было получено Левобережным объединенным управлением ПФ Украины г.Мариуполя Донецкой области 25 сентября 2018 год, который и должен был возобновить выплату пенсии истцу.
Кроме того, как следует из материалов дела истец являлся получателем пенсии в ДНР в Новоазовском районе г.Новоазовска, а так же получателем пенсии в УПФ Украины в Орджоникидзевском районе г.Мариуполя, таким образом истец являлся получателем двух пенсии, что запрещено как законодательством РФ, так и законодательством Украины. Доказательств того, что истец до настоящего времени не получает пенсию в ДНР в Новоазовском районе г.Новоазовска стороной истца не представлено и в материалах дела не имеется.
В соответствии со статьей 3 Соглашения от 13.03.1992 о гарантиях прав граждан – участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчёты не производятся.
Статьей 7 указанного Соглашения установлено, что при переселении пенсионера в пределах государств – участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Пенсионное дело истца в распоряжении ответчика отсутствует, с 25.09.2018 г. пенсионное дело находится в г.Мариуполе, в связи с чем не представляется возможным определить периоды, за которые истцу фактически было перечислено пенсионное обеспечение, в связи с отсутствием первичных документов о назначении и выплате пенсии (пенсионного дела).
Учитывая изложенное, неполученная пенсия за период с ноября 2017 года по 17.03.2021 (согласно требованиям истца) должна быть выплачена Лука С.Ф. территориальным органом Пенсионного фонда г.Мариуполя.
С учетом изложенного, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Лука С.Ф. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Севастополю о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя. Решение в окончательной форме составлено 31 августа 2022 года.
Судья Ленинского районного суда
города Севастополя С.В. Калганова