Дело №2-35/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Норильск Красноярский край 11 апреля 2014 года
Норильский городской суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Новоселовой В.Ю.,
при секретаре судебного заседания Степановой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Трубенкова А.А. об оспаривании действий ФКУ ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав,
установил:
Трубенков А.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий ФКУ ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав, по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ прибыл для дальнейшего отбывания наказания в ИК-5 ФКУ ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю, где его распределили в отряд № секцию № 8, которая оснащена видеокамерой и за осужденными ведется круглосуточное видеонаблюдение женщинами - сотрудниками СВН (система видеонаблюдения). Он содержится в местах лишения свободы с ДД.ММ.ГГГГ, на профилактическом учете не состоит, поводов для ведения за ним видеонаблюдения не давал. Заявитель является тяжелобольным человеком, принимает пожизненно ВААРТ-терапию и ему неприятно ощущать себя подопытным кроликом. По мнению заявителя, видеонаблюдение в жилой секции для осужденных, находящихся в обычных условиях содержания, противоречит законодательству РФ и международным договорам. Находясь в жилой секции большую часть дня и ночь, заявитель вынужден постоянно осознавать, что в его личную жизнь кто-то вторгается. За ним наблюдают, когда он принимает пищу, спит, принимает медикаменты, ходит перед сном в нижнем белье, грызет ногти и т.п. Все это унижает честь и достоинство личности, по мнению заявителя, противоречит ст. 21 Конституции РФ и в силу ч. 3 ст. 56 Конституции РФ не должно применяться к нему. Просит признать незаконными действия администрации ИК-5 ФКУ ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю, связанные с круглосуточным видеонаблюдением за ним в жилой секции отряда № 7, как противоречащие ст. 21 Конституции РФ; возложить на администрацию ИК-5 ФКУ ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю (далее – ИК-5 ОИК-36) устранить допущенные нарушения путем снятия видеонаблюдения.
Заявитель Трубенков А.А. отбывает наказание в местах лишения свободы, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном порядке, своего представителя не направил.
Поскольку действующее законодательство не предусматривает возможность этапирования и доставления осужденных в суд для рассмотрения гражданских дел, а характер спора не требует личного участия заявителя в разбирательстве, суд полагает возможным рассмотреть заявление в отсутствие Трубенкова А.А.
В судебное заседание представитель ФКУ ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю Лисовицкий Д.В., действующий на основании доверенности, не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. В письменном отзыве просил в удовлетворении заявления Трубенкова А.А. отказать, указывая, на то, что осужденный Трубенков А.А. отбывает наказание в ИК-5 с 13 января 2013 года. В соответствии с ч. 2 ст. 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, применение к лицу, совершившему преступление, наказания в виде лишения свободы, имея целью защиту интересов государства, общества и его членов, предполагает изменение привычного уклада жизни осужденного, его отношений с окружающими и оказание на него определенного морально-психологического воздействия, чем затрагиваются его права и свободы как гражданина и изменяется его статус личности; в любом случае лицо, совершившее умышленное преступление, должно предполагать, что в результате оно может быть лишено свободы и ограничено в правах и свободах, то есть такое лицо сознательно обрекает себя и своих близких на ограничения, в том числе в правах на общение с членами семьи, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (Определение Конституционного Суда РФ от 19 октября 2010 года № 1393-О-О). Согласно ч. 1 ст. 83 УИК РФ администрация исправительных учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных. Действия администрации исправительных учреждений по использованию технических средств контроля и надзора направлены на обеспечение личной безопасности осужденных и персонала исправительного учреждения, камеры видеонаблюднения расположены таким образом, чтобы обеспечить максимальный обзор жилых секций содержания осужденных ИК-5 ОИК-36. Полагает, что нельзя признать обоснованными доводы осужденного Трубенкова А.А. о несоблюдении требований Европейских пенитенциарных правил при осуществлении видеонаблюдения в ИК-5 ОИК-36, поскольку в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 16 декабря 2010 года № 1700-О-О, Европейские пенитенциарные правила имеют рекомендательный характер и подлежат реализации лишь при наличии необходимых экономических условий и социальных возможностей. В ИК-5 ОИК-36 видеонаблюдение за осужденными осуществляется в полном соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства.
Исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека (ст. 2, 7, ч. 1 ст. 20, ст. 41 Конституции РФ).
В соответствии со статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ гласит о том, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. Осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона. Осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (статья 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).
В силу статьи 83 Уголовно-исполнительного кодекса РФ администрация исправительных учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных.
Судом установлено, что наказание по приговору Трубенков А.А. отбывает в ИК-5 ФКУ ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю.
С учетом вышеуказанных правовых норм, суд приходит к выводу о том, что установка в учреждениях и органах исполнения наказания систем видеонаблюдения, не означает вторжение в личную жизнь осужденных, а свидетельствует об использовании администрацией учреждений технических средств контроля и надзора за личной безопасностью осужденных, персонала соответствующего учреждения, режима содержания лиц, отбывающих наказание, соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей, и не может рассматриваться как несоразмерно ограничивающее права заявителя.
При таких обстоятельствах суд полагает, что каких-либо оснований для признания незаконными действий администрации ФКУ ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав, не имеется.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что требования заявителя являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Выводы суда подтверждаются указанными выше материалами дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░-36 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 25 ░░░░░░ 2014 ░░░░.