Дело № 12-287/2022 59RS0040-01-2022-000242-45
Р Е Ш Е Н И Е
08 июня 2022 года г.Пермь
Судья Дзержинского районного суда г.Перми Бейман О.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора МУП «Чайковский водоканал» Юркова Дмитрия Николаевича на постановление Государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО3 №-Д от 13.01.2022 по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением Государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО3 №-Д от Дата директор МУП «Чайковский Водоканал» Юрков Д.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Должностным лицом установлено, что лица, допущенные в МУП «Чайковский водоканал» к обращению с отходами I-IV классов опасности не проходили профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами, необходимого для работы с отходами I-IV классов опасности не имеют соответствующих документов о квалификации.
Директор МУП «Чайковский водоканал» Юрков Д.Н. не согласившись с данным постановлением обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить. Указывает на то, что объективная сторона в протоколе и постановлении описана как отсутствие у руководителей и специалистов предприятия, которые, по мнению государственного инспектора, допущены к обращению с отходами, необходимо прохождение обучения в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Согласно протоколу об административном правонарушении действия Юркова Д.Н. выражаются в нарушении ст. 73 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусматривающей наличие подготовки у руководителей и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Заявитель полагает, что поскольку имеется специальная норма, предусмотренная ст. 15 Федерального закона №89-ФЗ обучение на основании этой нормы и подготовка руководителей и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности –это два разных вида обучения, что подтверждается также письмом Министерства природных ресурсов и экологии от 07.09.2018 года №12-50/07586-ОГ «О профессиональном обучение и дополнительном профессиональном образовании работников» в котором указывается, что сотрудники организаций, которые осуществляют сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов, проходить дополнительное профессиональные программы образования по обращению с отходами не нужно. Из письма Минприроды РФ от 16.04.2021 № 15-50/5021-Ог «О программах обучения в области экологической безопасности» также следует то, что обучение в области обращения с отходами и обучение в области экологической безопасности два разных вида обучения. Поскольку на предприятии отсутствуют лица, допущенные к обращению с отходами I - IV классов опасности, привлечение к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ является незаконным.
Юрков Д.Н. в судебное заседание не явился, направил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие. На доводах жалобы настаивает.
Исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы дела об административном правонарушении материалы Суд приходит к следующему.
Административная ответственность по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ наступает за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу п. 2 ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»" к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, размещение отходов производства и потребления, а также иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 1 статьи 73 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обращение с отходами - деятельность обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ основным видом деятельности МУП «Чайковский водоканал» является забор, очистка и распределение воды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.
Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании (пункт 3 статьи 15 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 17 статьи 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» типовые дополнительные профессиональные программы образования лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Как разъяснено в письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 07.09.2018 № 12-50/07586-ОГ, сотрудникам организаций, которые не осуществляют сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов, проходить дополнительные профессиональные программы образования по обращению с отходами не нужно.
Аналогичные разъяснения даны в письме Минприроды России от 16.04.2021 N 15-50/5021-0 «О программах обучения в области экологической безопасности».
Основанием для привлечения к административной ответственности по указанному составу правонарушения, предусмотренному ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ послужили результаты проведенной государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды плановой выездной проверки МУП «Чайковский Водоканал», о чем составлен акт от 06.08.2021.
В ходе проверки установлено, что МУП «Чайковский Водоканал» осуществляет деятельность на основании Устава, утвержденного приказом Управления ЖКХ и транспорта администрации Чайковского городского округа от 06.03.2020 № 8-П (основные виды деятельности: надлежащее холодное водоснабжение и водоотведение юридических и физических лиц и извлечение прибыли из этой деятельности, в том числе забор, очистка и распределение воды; сбор и обработка сточных вод; сбор отходов, обработка и утилизация отходов, обработка вторичного сырья; предоставление услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов.
МУП «Чайковский Водоканал» поставлен на государственный учет в Федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду объект - Канализационные очистные сооружения (код объекта 57-0159-001920-П), расположенный по адресу: 617762, пермский край г.Чайковский, переулок Октября, 5, категория объекта I, категория значительная МУП «Чайковский Водоканал» (объект I категории) получен лимит на решение отходов, утвержденный Заместителем руководителя Западаю-уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в Лере природопользования 27.01.2021. Лимит на размещение отходов установлен ооком на ^ лет при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья.
МУП «Чайковский Водоканал» произведено отнесение отходов к соответствующему классу опасности. Материалы по паспортизации отходов представлены в адрес Управления в уведомительном порядке в 2015 году.
Согласно сведениям об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления за 2020 год (2-тП отходы) МУП «Чайковский водоканал» за 2020 год образовались следующие отходы I-IV классов опасности: обтирочный материал, загрязненный нефтью и нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более) (класс опасности III) - 0,05 тонн/год; обувь кожаная рабочая, утратившая потребительские свойства (класс опасности IV) - 0,146 тонн/год; отходы абразивных материалов в виде порошка (класс опасности - IV) - 0,007 тонн/год; мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешенной канализации малоопасный (класс опасности -IV) - 40,672 тонн/год; мусор от офисных и бытовых помещений организаций не сортированный (исключая крупногабаритный) (класс опасности Ш) опасности - IV) - 1,899 тонн/год; шлак сварочный (класс опасности IV) - 0,039 тонн/год.
Приказом № 0203/02 от «Об организации деятельности по обращению с отходами производства и потребления» от 02.03.2021 в МУП «Водоканал» назначены лица, ответственными за обращение с отходами и ведение учета в области обращения с отходами назначены руководители и специалисты - главный энергетик, начальники участков, начальник АТУ, начальник КНС-ВНС, начальник КОС, начальник В ОС, начальник участка КНС-ВНС, начальник участка ВКХ «Макаровский», начальник ОЭиООС.
Лица, допущенные к обращению с отходами I - IV классов опасности не проходили профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности и не имеют соответствующих документов о квалификации.
Согласно справке МУП «Чайковский Водоканал» № 01-03-3007-09/1 от 30.07.2021 сотрудники, обученные по программе «Профессиональная подготовка лиц на право работы с отходами I-IV классов опасности» отсутствуют, в связи с тем, что на предприятии деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности не выполняется.
Приказом МУП «Чайковский Водоканал» «Об организации деятельности по обращению с отходами производства и потребления» от 02.03.2021 № 0203/02 на предприятии ответственными за обращение с отходами и ведение учета в области обращения с отходами назначены руководители и специалисты - главный энергетик, начальники участков, начальник АТУ, начальник КНС-ВНС, начальник КОС, начальник ВОС, начальник участка КНС-ВНС, начальник участка ВКХ «Макаровский», начальник ОЭиООС, которые наделенные организационно распорядительными функциями и властными полномочиями, должны пройти соответствующее обучение и получить необходимые документы на право работы в области обращения с отходами.
В данном случае должностное лицо директор МУП «Чайковский водоканал» Юрков Д.Н. привлечен к административной ответственности за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, однако исходя из фактических обстоятельств такая деятельность МУП «Чайковский водоканал» не осуществляется. Доказательств обратного материалы дела об административном правонарушении не содержат.
Из материалов дела усматривается, что в результате хозяйственной стельности предприятия образуются отходы, в связи с чем, назначены лица, ответственными за обращение с ними и ведение учета в этой области.
Издание приказа о назначении ответственных должностных лиц и факт образования в результате хозяйственной деятельности отходов сами по себе не свидетельствуют об осуществления деятельности по обращению с отходами, равно и об обязанности прохождения обучения по дополнительным профессиональным программам образования по обращению с отходами, поскольку сотрудникам организаций, которые не осуществляют сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов, проходить соответствующее обучение не требуется.
Следовательно, данные обстоятельства без вменения действий по обращению с отходами, не охватывается диспозицией ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
В подтверждение вывода о том, что предприятие не осуществляет деятельность по обращению с отходами свидетельствует и решение Арбитражного суда Пермского края от 29.10.2021 № А50-21255/2021, согласно которому в удовлетворении требований Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о привлечении МУП «Чайковский Водоканал» к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ отказано.
Из описательно-мотивировочной части решения следует, что Управлением сделан вывод о том, что ответчик осуществляет деятельность по обезвреживанию и утилизации отходов I - IV классов опасности в отсутствие лицензии. Однако, суд, пришел к выводу об отсутствии в действиях предприятия состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, поскольку материалы дела не содержат достаточных доказательств, подтверждающих событие вменяемого правонарушения.
Таким образом, должностное лицо не подлежит привлечению к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ, поскольку МУП «Чайковский Водоканал» не является специализированной организацией по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов и не осуществляет деятельность с отходами в смысле, придаваемом этой деятельности ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления», а в результате проведенной надзорным в сфере природопользования органом проверки предприятия на предмет соблюдения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды выявлены только факты образования отходов в процессе хозяйственной деятельности, что исключено из состава видов деятельности по обращению с отходами.
Между тем, как следует из материалов дела, должностному лицу, директору МУП «Чайковский Водоканал» Юркову Д.Н. вменено несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, при этом вменено нарушение ст. 73 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Переквалификация действий лица при изменении постановления по делу об административном правонарушении предполагает решение вопроса об административной ответственности лица в соответствии с положениями иной статьи (части статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей состав правонарушения, совершенного этим лицом.
По мнению суда, нарушение ст. 73 Федерального закона «Об охране окружающей среды» образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.
Учитывая, что ч.1 ст. 8.1 КоАП РФ не ухудшают положение лица, привлекаемого к административной ответственности, действия Юркова Д.Н. подлежат переквалификации со снижением административного наказания до 2000 рублей.
Тем самым, постановление Государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды от 13.01.2022 № 07-02-12/11-Д по делу об административном правонарушении, предусмотренному частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Юркова Д.Н. подлежит изменению с переквалификацией действий Юркова Д.Н. на ч.1 ст. 8.1 КоАП РФ.
Руководствуясь п.2 ч.1ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 13.01.2022 № 07-02-12/11-░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 8.2 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░- ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░.1 ░░. 8.1 ░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 2000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░ 10 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░