Дело № 2-325/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Вязьма 25 января 2024 года
Вяземский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Титовой Е.В.,
при секретаре Захаровой Е.Н.,
с участием представителя истца – заместителя Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области Хорошиловой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, МБДОУ детский сад № 3 г. Вязьма Смоленской области о понуждении совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Вяземский межрайонный прокурор Смоленской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, МБДОУ детский сад № 3 г. Вязьма Смоленской области, в котором просит суд:
возложить на администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области обязанность обеспечить в течение года со дня вступления в законную силу судебного решения финансирование мероприятий по оборудованию оконных блоков замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющим функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок, МБДОУ детский сад № 3 г. Вязьма Смоленской области;
возложить на МБДОУ детский сад № 3 г. Вязьма Смоленской области обязанность организовать проведение работ по оборудованию оконных блоков замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющим функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок, в течение 6 месяцев после поступления финансирования из администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области.
В обоснование требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере защиты прав и свобод несовершеннолетних при организации обучения в МБДОУ детский сад № 3 г. Вязьма Смоленской области в части обеспечения безопасных условий обучения и воспитания несовершеннолетних. По результатам проведенной проверки установлено, что в нарушение норм действующего законодательства в учреждении 40 оконных блока не оборудованы замками безопасности, что повышает риск неправомерного проникновения на объект, не обеспечивает безопасность пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении.
В судебном заседании представитель истца – заместитель Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области Хорошилова О.В. поддержала исковые требования по доводам, изложенным в иске.
Ответчик - администрация муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области в судебное заседание своего представителя не направил, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, возражения не представил, не просил отложить судебное заседание.
Ответчик - МБДОУ детский сад № 3 г. Вязьма Смоленской области в судебное заседание своего представителя не направил, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя.
С учетом мнения явившегося представителя истца, суд на основании ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие ответчиков администрация муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области и МБДОУ детский сад № 3 г. Вязьма Смоленской области.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
На основании подп. 2 п. 2 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательных организациях.
Исходя из положений подп. 2 и подп. 15 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Требования), которые устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория).
В силу положений п. 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от категории обеспечивается, в том числе, путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории).
Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве 02.12.1999 принят действующий на территории РФ «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» (далее – ГОСТ 23166-99).
Пунктом 5.1.1 ГОСТ 23166-99 предусмотрено, что оконные блоки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, стандартов на конкретные виды изделий и изготавливаться по конструкторской и технологической документации, утвержденной в установленном порядке.
Изделия должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании. Для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях, оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок (п. 5.1.8 ГОСТ 23166-99).
Согласно информации комитета образования администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области в МБДОУ детский сад № 3 г. Вязьма Смоленской области замки безопасности отсутствуют на 40 оконных блоках (л.д.9-10 оборот).
Учредителем МБДОУ детский сад № 3 г. Вязьма Смоленской области является администрация муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области (л.д. 11-20).
Согласно подп. 6.1. п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный район наделен полномочиями по участию в профилактике терроризма.
Как следует из п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Таким образом, из приведенных выше правовых предписаний следует, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Установленное в судебном заседании невыполнение ответчиками требований к антитеррористической защищенности может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, что дает право прокурору обратится в суд за защитой прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Как следует из ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Разрешая вопрос о сроке, в течение которого администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области надлежит выполнить обязанность по финансированию мероприятий по оборудованию оконных блоков замками безопасности – в течение года со дня вступления в законную силу судебного решения, а МБДОУ детский сад №3 г. Вязьма Смоленской области обязанность организовать проведение работ по оборудованию оконных блоков замками безопасности – в течение 6 месяцев после поступления финансирования из администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, суд считает разумным.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области к администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области и МБДОУ детский сад № 3 г. Вязьма Смоленской области о понуждении совершить определенные действия в целях создания безопасных условий пребывания граждан в образовательном учреждении являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Поскольку ответчики являются органом местного самоуправления и муниципальным бюджетным учреждением органа местного самоуправления, то также в силу указанного пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины.
При таких обстоятельствах государственная пошлина при рассмотрении данного иска судом не может быть взыскана с какой-либо из сторон по настоящему делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ № 3 ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░░░, ░░. 25 ░░░░░░░, ░. 11, ░░░ 6722006531, ░░░░ 1026700854950) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ № 3 ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░, ░.10, 10░, ░░░ 6722012285, ░░░░ 1026700851814).
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ № 3 ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░, ░.10, 10░, ░░░ 6722012285, ░░░░ 1026700851814) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░░░, ░░. 25 ░░░░░░░, ░. 11, ░░░ 6722006531, ░░░░ 1026700854950).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
26.02.2024- ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░