Судебный акт #1 (Решение) по делу № 11-28/2024 от 03.04.2024

ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 11-28/2024                                мировой судья Тимофеева В. А.

                                                              председательствующий суда

                                                                 апелляционной инстанции Кузьмин А.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 июня 2024 года                                                                            пгт. Ленино

Ленинский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи              Кузьмина А.В.,

при помощнике судьи                            Новгородской А.Ю.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда Республики Крым гражданское дело по апелляционной жалобе Коробейникова Аркадия Николаевича на решение и.о. мирового судьи судебного участка Ленинского судебного района (Ленинский муниципальный район) Республики Крым мирового судьи судебного участка Ленинского судебного района (Ленинский муниципальный район) Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» в <адрес> к Коробейникову Аркадию Николаевичу, третье лицо МУП «Лениновское МЖКХ», <адрес> Республики Крым, Администрация Лениновского сельского поселения <адрес> Республики Крым, о взыскании задолженности по коммунальной услуге теплоснабжения,

УСТАНОВИЛ:

ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в лице ФГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» обратилось к мировому судье с иском о взыскании с Коробейникова А.Н. задолженности по коммунальной услуге теплоснабжения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 21081,32 руб., пени в размере 3155,49 руб., а всего 24 236,81 руб., и судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 927,10 руб.

Исковые требования мотивированы тем, что истец является теплоснабжающей организацией, осуществляющей продажу потребителям тепловой энергии по магистралям, внутридомовым сетям на территории, в том числе пгт. Ленино. Ответчик как собственник квартиры по адресу: Республика Крым, <адрес>, является потребителем коммунальной услуги по теплоснабжению, которая подается в дом через присоединенную систему централизованного отопления многоквартирного жилого дома в жилое помещение, занимаемое ответчиком. Вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанности по договору за ответчиком в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ образовалась задолженность по коммунальной услуге теплоснабжения.

Решением и.о. мирового судьи судебного участка Ленинского судебного района (Ленинский муниципальный район) Республики Крым мирового судьи судебного участка Ленинского судебного района (Ленинский муниципальный район) Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ иск ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в лице ФГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» удовлетворен частично. Взыскана с Коробейникова А. Н. в пользу ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» задолженность по коммунальной услуге – теплоснабжению за период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 21081,32 рублей, пени в размере 1821,76 рубль, а всего взыскано 22903,08 рубля. Взысканы с Коробейникова А.Н. в пользу ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» расходы на оплату государственной пошлины в размере 876,11 рублей.

Не согласившись с данным решением, Коробейников А.Н. подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, поскольку квартира по адресу: Республика Крым, <адрес> на основании решения межведомственной комиссии была отключена от центрального отопления, в связи с чем он не являлся потребителем услуг.

Апелляционным определением Ленинского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ решение и.о. мирового судьи судебного участка Ленинского судебного района (Ленинский муниципальный район) Республики Крым мирового судьи судебного участка Ленинского судебного района (Ленинский муниципальный район) Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отменено, принято по делу новое решение об отказе истцу в удовлетворении исковых требований.

Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определение Ленинского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Истец явку представителя в судебное заседание не обеспечил, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие сторон, просит оставить в силе решение мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку отключение квартиры по адресу: Республика Крым, <адрес> являлось незаконным, в связи с чем отсутствуют основания для освобождения его от оплаты коммунальных услуг.

Ответчик и третьи лица в судебное заседание не явились, причин неявки не сообщили.

На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Удовлетворяя иск, мировой судья пришел к выводу, что ответчик как собственником квартиры и потребителем коммунальных услуг, в связи чем у него возникла обязанность для оплаты коммунальных услуг. При этом, мировым судьей было учтено, что ответчиком не был соблюден установленный законодательством Украины на момент отключения квартиры от системы центрального отопления порядок отключения квартиры от системы центрального отопления. Отключение квартиры ответчика от системы централизованного отопления было осуществлено во время действия запрета отключения отдельных квартир от сетей централизованного отопления.

Оснований не согласится с указанными выводами мирового судьи, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Как следует из материалов дела, ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» является теплоснабжающей организацией, осуществляющей продажу потребителям произведенной тепловой энергии по магистралям, внутридомовым сетям, в том числе на территории пгт. Ленино.

В соответствии со свидетельством о праве собственности на жилье от ДД.ММ.ГГГГ Коробейников А.Н. является собственником квартиры, расположенной по адресу: Республика Крым, <адрес>.

Статьями 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и 30 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения, и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1 правил).

Абзац пятнадцатый пункта 2 указанных Правил определяет понятие «потребитель», используемое в Правилах, как лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

Таким образом, ответчик Коробейников А.Н., являясь собственником квартиры, фактически вступил в договорные отношения с ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в <адрес> как потребитель коммунальной услуги по теплоснабжению.

Материалы дела также свидетельствуют о том, что теплоснабжение в многоквартирный дом, расположенный по адресу: Республика Крым, <адрес>, подается через присоединенную систему централизованного отопления многоквартирного дома, что подтверждаются представленными в материалы дела актами проверки готовности к отопительному периоду (л.д.30, 31, 32, 33).

При этом, ответчик Коробейников А.Н. не производит оплату предоставляемой услуги по теплоснабжению, в результате чего за ними за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ образовалась задолженность в размере 21081,32 руб., доказательств оплаты данной задолженности не представлено.

В силу статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Согласно частям 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме; доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Переход отдельных помещений в многоквартирном доме с централизованного отопления на индивидуальное не означает прекращение потребление тепловой энергии на обгорев помещений с демонтированными (отключенными) отопительными приборами и в объеме, приходящемся на общедомовые нужды, поскольку одним из источников теплоснабжения таких помещений является отдача тепла стояками центрального отопления, проходящими через все помещения в многоквартирном доме.

Жилищное законодательство Российской Федерации рассматривает весь многоквартирный дом как единый теплотехнический объект, в который поступает теплоэнергия с целью отопления помещений этого дома - и жилых, и нежилых помещений, и помещений в составе общего имущества и прочих инженерных сетей жизнеобеспечения жилого дома. Тепло распространяется внутри дома от всех элементов системы отопления, от каждого участка этой системы, и распространяется по всем помещениям, независимо от их изолированности, наличия или отсутствия в конкретных помещениях радиаторов отопления, трубопроводов (стояков) системы отопления.

Согласно пункту 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Поскольку внутридомовая система отопления является неделимой, входит в состав общего имущества и предназначена для обеспечения нормальной температуры воздуха во всех помещениях многоквартирного дома, при этом к внешним сетям теплоснабжения подключается именно внутридомовая система отопления, то именно эта система отопления и является теплопотребляющей установкой, а не ее отдельные элементы (в том числе радиаторы), размещенные в тех или иных помещениях дома.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П указал, что обеспечение сохранности многоквартирного дома как сложного единого объекта, а также содержание его в состоянии, исключающем разрушение его составных элементов вследствие промерзания или отсыревания, предполагает в первую очередь соблюдение в отдельных жилых и нежилых помещениях такого дома и в расположенных в нем помещениях общего пользования нормативно установленных требований к температуре и влажности, необходимых для использования соответствующих помещений по целевому назначению. Это достигается, как правило, за счет предоставления собственникам и пользователям указанных помещений коммунальной услуги по отоплению в виде подачи по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии (подпункт «е» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и пункт 15 приложения к данным Правилам; подпункт «в» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; пункты 3.1.2 и 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).

Несмотря на то, что многоквартирные дома - в зависимости от особенностей их конструктивного устройства и инженерно-технического оснащения - могут обогреваться различными способами (в том числе не предполагающими оказания собственникам и пользователям расположенных в них помещений коммунальной услуги по отоплению), подавляющее большинство этих домов подключены к централизованным сетям теплоснабжения либо имеют автономную (общедомовую) систему отопления, при наличии которой производство коммунальной услуги по отоплению осуществляется с помощью оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме. Проектирование и строительство таких многоквартирных домов осуществляется с учетом необходимости соблюдения нормативных требований к температурному режиму в расположенных в них помещениях (включая как обособленные жилые и нежилые помещения, так и помещения общего пользования), составляющих совокупный отапливаемый объем здания в целом, что достигается, как правило, за счет присоединения каждого из этих помещений к внутридомовой системе отопления, которая включается в состав общего имущества многоквартирного дома и состоит из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

Пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ :

- в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2 (1), 2 (3) и 2 (4) приложения к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению (абзац второй пункта 42 (1));

- размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 данных Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к названным Правилам (абзац первый пункта 44);

- если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенная в соответствии с пунктом 44 данных Правил, за такой расчетный период потребителям не начисляется (пункт 45).

Предусмотренный абзацем вторым пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , во взаимосвязи с формулой 2 приложения к данным Правилам, порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме основывается на общем принципе распределения фактически потребленного всеми помещениями многоквартирного дома объема (количества) тепловой энергии пропорционально площади конкретного жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме. При этом приведенное правовое регулирование предполагает, что плата за отопление, подлежащая внесению собственниками и пользователями жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, подключенных к централизованным сетям теплоснабжения, по общему правилу, включает в себя как плату за потребление этой услуги в соответствующем помещении, так и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно материалам дела, МКД по адресу: Республика Крым, <адрес> подключен к системе центрального отопления.

Многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой, как следует из пункта 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения, и предназначенную для проживания и деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов, по общему правилу, не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, т.е. на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям (пункты 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ; раздел III Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ ).

Как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации применительно к вопросу о взимании платы за коммунальную услугу по отоплению, подлежащей внесению собственниками или пользователями жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, переведенных на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, сама по себе установка такого рода источников тепловой энергии и, как следствие, фактическое неиспользование тепловой энергии, поступающей по внутридомовым системам отопления, для обогрева соответствующего жилого помещения не могут служить достаточным основанием для полного освобождения его собственника или пользователя от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ -П).

Данная правовая позиция основывается на том, что переход отдельных помещений (жилых или нежилых) многоквартирного дома, подключенного к централизованным сетям теплоснабжения, на автономное отопление (включая демонтаж расположенных в этих помещениях отопительных приборов (радиаторов отопления) и изоляцию проходящих через них стояков отопления) не влечет за собой реконструкцию относящихся к общему имуществу многоквартирного дома в целом внутридомовых инженерных сетей, а потому тепловая энергия, поступающая в такой дом по централизованным сетям теплоснабжения, по-прежнему продолжает распределяться через транзитные трубопроводы и иные элементы внутридомовой системы отопления по отдельным помещениям (жилым, нежилым, помещениям общего пользования), тем самым отапливая не только соответствующие помещения, но и весь дом в целом, что, по общему правилу, предполагает потребление тепловой энергии, в том числе, и на общедомовые нужды, а также неизбежные потери тепловой энергии во внутридомовых сетях этого дома (трубопроводах, стояках и т.д.).

Указанное, в свою очередь, обусловливает обязанность собственников и пользователей всех помещений в многоквартирном доме оплачивать коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую на общедомовые нужды, вне зависимости от того, каким образом отапливаются сами эти помещения - за счет тепловой энергии, поступающей в конкретное помещение через подключенную к централизованным сетям теплоснабжения внутридомовую систему отопления, либо за счет индивидуальных источников тепловой энергии. Исходя из этого полный отказ от предоставления и оплаты коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, допускается лишь при условии отключения от централизованной системы отопления многоквартирного дома в целом, а не отдельных его помещений, что возможно осуществить лишь по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и только в рамках реконструкции системы его теплоснабжения (часть 3 статьи 36 и пункт 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -П указано, что положения абзаца третьего пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов во взаимосвязи с формулой 3 приложения к данным Правилам не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой эти нормативные положения обязывают собственников и пользователей жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, который подключен к централизованным сетям теплоснабжения и оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и переведенных с соблюдением установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления на отопление посредством индивидуальных источников тепловой энергии, вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в случае, когда помещения общего пользования данного многоквартирного дома не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой системы отопления, не учитывая при этом фактическое участие этих лиц в опосредованном отоплении указанных помещений общего пользования и тем самым многоквартирного дома в целом, а также в обусловленных таким участием расходах, связанных с обеспечением общедомовых нужд.

Принимая во внимание обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества в таком доме (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 3 статьи 30 и часть 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации), действующее нормативное регулирование отношений по предоставлению собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах коммунальной услуги по отоплению, исходит из необходимости возложения на потребителей данной услуги обязанности по внесению платы за тепловую энергию (иные коммунальные ресурсы, используемые при производстве услуги по отоплению), фактически потребляемую для обогрева как обособленных жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, так и расположенных в нем помещений общего пользования.

Такой подход, по общему правилу, обуславливает недопустимость отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению, а равно и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии, основан на презумпции фактического потребления тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, для обогрева каждого из расположенных в нем помещений (включая помещения общего пользования) и тем самым многоквартирного дома в целом.

Данная презумпция может быть опровергнута лишь полным отсутствием фактического потребления тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, для обогрева того или иного помещения, что, в свою очередь, может быть обусловлено, в частности, особенностями схемы теплоснабжения конкретного многоквартирного дома, предполагающей изначальное отсутствие в помещении элементов внутридомовой системы отопления (отопительных приборов, трубопроводов, стояков отопления и т.п.), либо проведением согласованного в установленном порядке демонтажа системы отопления определенного помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через это помещение элементов внутридомовой системы.

Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 37 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -ЭС18-25891, от ДД.ММ.ГГГГ -ЭС18-21578.

Размещенными на официальном сайте Правительства Республики Крым приказами Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым установлены тарифы на тепловую энергию, в соответствии с которыми ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в <адрес> производится начисление по коммунальной услуге теплоснабжения потребителям, в том числе населению пгт. Ленино.

Размер образовавшейся задолженности за предоставление коммунальной услуги по теплоснабжению рассчитан истцом в соответствии с действующими тарифами, и является арифметически верным.

Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что в квартире, расположенной по адресу: Республика Крым, <адрес>, произведен демонтаж радиаторов отопления, обоснованы отклонены мировым судьей как обстоятельства, не освобождающие ответчика от оплаты коммунальных услуг, поскольку данное отключение являлось незаконным.

Вопрос переоборудования системы отопления в многоквартирных домах начиная с 2005 года регулировался Правилами предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды и водоотведению, утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины от ДД.ММ.ГГГГ , а также Порядком отключения отдельных жилых домов от сетей централизованного отопления и снабжения горячей водой при отказе потребителей от централизованного теплоснабжения, утвержденных Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым до ДД.ММ.ГГГГ отключение приборов отопления было возможно при согласовании с органами местного самоуправления, сборе пакета технической документации и установке автономного отопления, а с ДД.ММ.ГГГГ (с момента принятия и вступления в силу Приказа ) отключение от системы централизованного отопления осуществлялось только при условии отключения всего дома. Отключение отдельных квартир в многоэтажном жилом доме запрещено.

Указанный порядок отключения действовал с ДД.ММ.ГГГГ до момента перехода АР Крым в состав Российской Федерации.

Таким образом, представленные ответчиком документы об отключении квартиры, расположенной по адресу: Республика Крым, <адрес>, от центрального отопления (л.д.18, 19, 20,21) не могут свидетельствовать о том, что у ответчика отсутствует обязанность оплачивать коммунальные услуги, поскольку отключение квартиры ответчика в 2010 году было произведено в нарушение указанного порядка, при этом, весь многоквартирный жилой дом по адресу: Республика Крым, <адрес> другие квартиры в данном доме были подключены к централизованной системе отопления и получали тепло.

В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республик Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территория Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации государственных органов Республики Крым.

Поручением Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ , с целью урегулирования взаимоотношений, связанных с отключением от систем централизованного теплоснабжения в многоквартирном жилищном фонде и установки индивидуальных источников отопления, главам местных администраций городских округов и муниципальных районов в Республике Крым дано распоряжение создать комиссии по рассмотрению вопросов граждан, связанных с отключением от систем централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения в многоквартирном жилищном фонде, в связи с устройством в квартирах индивидуального отопления. Комиссиям поручено обеспечить рассмотрение ситуации в индивидуальном порядке по каждому нанимателю (собственнику) жилого помещения, выполнившего установку автономного отопления по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласно полученным техническим условиям газо-энергоснабжающих предприятий. По результатам рассмотрения Комиссия принимает решение по каждому нанимателю (собственнику) жилого помещения в удовлетворении (отказе в удовлетворении) его заявления об отключении от системы централизованного теплоснабжения. Решение Комиссии предоставляется для утверждения администрацией городского округа, муниципального района.

После утверждения принятого Комиссией решения, Комиссия составляет Реестр граждан, для которых приняты и утверждены решения об удовлетворении их заявлений об отключении от системы централизованного теплоснабжения. На основании представленных Реестров руководителям теплоснабжающих предприятий необходимо обеспечить составление актов сверки потребления тепловой энергии и горячей воды на дату включения абонентов в Реестр и приостановить дальнейшее начисление оплаты.

С целью обеспечения реализации поручения Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> Республики Крым создана комиссия по рассмотрению обращений граждан по вопросам, связанным с отключением от систем централизованного теплоснабжения в многоквартирном жилищном фонде в связи с устройством в квартирах индивидуального отопления, в <адрес> (постановление от ДД.ММ.ГГГГ и далее с вносимыми в него изменениями).

Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт обращения ответчика Коробейникова А.Н. в Комиссию по рассмотрению обращений граждан по вопросам, связанным с отключением от систем централизованного теплоснабжения в многоквартирном жилищном фонде в связи с устройством в квартире индивидуального отопления, в <адрес> с целью признания правомерным отключения принадлежащей ему квартиры от централизованной системы отопления многоквартирного дома.

Данные обстоятельства свидетельствуют о продолжении возникших между истцом и Коробейниковым А.Н. правоотношений как между поставщиком и потребителем коммунальной услуги по отоплению, и не освобождает ответчика от исполнения обязанности по ее оплате.

На основании ст. ст. 309-310 ГК Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами мирового судьи о возникновении у ответчика Коробейникова А.Н. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ задолженности по коммунальной услуге теплоснабжению в размере 21 081,32 руб.

Согласно части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена.

Поскольку частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, то с ответчиков подлежат взысканию пени за несвоевременное внесение платы по коммунальной услуге теплоснабжения.

При расчете пеней за несвоевременное внесение ответчиком платы за жилое помещение подлежит исключению период действия моратория на начисление неустоек (штрафа, пени) - с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, установленный постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах».

Учитывая положения названных норм, мировой судья обоснованно исходил из того, что пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом введенного моратория и действующей ставки рефинансирования составила 1821,76 руб.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы не могут служить поводом к его отмене или изменению, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленным по делу доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права не допущено.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение и.о. мирового судьи судебного участка Ленинского судебного района (Ленинский муниципальный район) Республики Крым мирового судьи судебного участка Ленинского судебного района (Ленинский муниципальный район) Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Коробейникова Аркадия Николаевича – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Председательствующий судья                                                  А. В. Кузьмин

Мотивированное апелляционное определение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

11-28/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Государственное унитарное предприятие Республики Крым,"Крымтеплокоммунэнерго"
Ответчики
Коробейников Аркадий Николаевич
Другие
Администрация Лениновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым
МУП "Лениновское МЖКХ"
Администрация Ленинского района Республики Крым
Суд
Ленинский районный суд Республики Крым
Судья
Кузьмин Александр Владимирович
Дело на странице суда
leninskiy--krm.sudrf.ru
03.04.2024Регистрация поступившей жалобы (представления)
03.04.2024Передача материалов дела судье
04.04.2024Вынесено определение о назначении судебного заседания
22.05.2024Судебное заседание
03.06.2024Судебное заседание
07.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.09.2024Дело оформлено
04.09.2024Дело отправлено мировому судье
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее