Дело № 2-1513/2023 (2-8038/2022)
УИД 59RS0007-01-2022-008574-78
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 апреля 2023 года г. Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Берсенёвой О.П.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Маракулиной Т.Г.,
с участием истца Шабалина Л.П., его представителя Белолипецкой Л.А.,
представителя ответчика Богданович В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шабалина Л. П. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о признании незаконным решения, возложении обязанности назначить пенсию и социальную доплату к ней,
У С Т А Н О В И Л :
Ш. Л.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес>, указав, что решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении страховой пенсии по старости по ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента. При этом при решении вопроса о назначении пенсии не были учтены периоды ухода за ребенком-инвалидом. Период ухода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлен ему только после обращения с заявлением об учете периода ухода в страховой стаж в августе 2022 года. Считает, что ответчиком незаконно не принят в стаж период ухода за ребенком-инвалидом, пенсионный орган не разъяснил ему возможность обращения с заявлением для включения периода ухода в стаж, несмотря на то, что истцом были представлены все необходимые документы. Несмотря на назначение пенсии в августе 2022 года, считает, что страховая пенсия по старости должна быть назначена истцу с момента первоначального обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
На основании изложенного истец просит признать решение Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложить обязанность назначить Ш. Л.П. страховую пенсию по старости с даты возникновения права – даты подачи заявления о назначении пенсии – ДД.ММ.ГГГГ и социальную доплату к пенсии до прожиточного минимума пенсионера в <адрес> с даты назначения пенсии – ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по <адрес> (ОГРН 1035900505200) изменило наименование на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>.
Истец и его представитель в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивали, истец суду пояснил, что пенсионный орган не разъяснил ему возможность обращения с заявлением для включения периода ухода в стаж.
Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала по доводам, изложенным в отзыве, в котором указывает, что поскольку период ухода за ребенком-инвалидом был установлен по заявлению истца только в 2022 году, права на страховую пенсию по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в 2017 году у истца не было, в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента. В связи с вышеизложенным считает, что решение Отделения об отказе в установлении пенсии принято правомерно.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, пришел к следующему.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регулируется нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту Федеральный закон № 400-ФЗ) с применением норм ранее действовавшего законодательства только в той мере, в которой это предусмотрено указанным Федеральным законом.
Необходимая для назначения страховой пенсии по старости продолжительность страхового стажа в 2017 году составляла 8 лет (приложение № к Федеральному закону № 400-ФЗ).
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона № 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ (часть 2 статьи 11 Федерального закона № 400-ФЗ).
Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации граждан в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий».
Пунктом 34 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, устанавливается решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение по месту жительства лица, за которым осуществляется уход, принимаемым на основании заявления трудоспособного лица, осуществляющего уход, по форме согласно приложению № и документов, удостоверяющих факт и продолжительность нахождения на инвалидности (для инвалидов I группы и детей-инвалидов), а также возраст (для престарелых и детей-инвалидов) лица, за которым осуществляется уход.
Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения предусмотрены положениями статей 21, 22 Федерального закона № 400-ФЗ.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона № 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии, в частности, непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона № 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона № 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона № 400-ФЗ).
Исходя из положений части 1 статьи 22 Федерального закона № 400-ФЗ по общему правилу страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Частью 3 статьи 22 Федерального закона № 400-ФЗ закреплено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона № 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила обращения за страховой пенсией).
Пунктом 20 Правил обращения за страховой пенсией предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности:
- проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам (подпункт «а»);
- регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (подпункт «г»).
Пунктом 22 Правил обращения за страховой пенсией определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе:
- дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов (подпункт «а»);
- запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (подпункт «в»).
Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 23 Правил обращения за страховой пенсией).
В пункте 31 Правил обращения за страховой пенсией установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается, в том числе, день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления.
Аналогичные нормативные положения о порядке приема заявления о назначении пенсии содержатся в пункте 73 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №п, согласно которым факт и дата приема территориальным органом ПФР от гражданина заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подтверждаются уведомлением, выдаваемым территориальным органом ПФР, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных гражданином, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом ПФР и которые гражданин вправе представить по собственной инициативе.
В приложении № к указанному Административному регламенту предусмотрена форма уведомления (о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии), в пункте 2 которого указывается на необходимость представить дополнительно документы для назначения пенсии, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в пункте 3 - документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые гражданин (его представитель) вправе представить по собственной инициативе для установления страховой пенсии.
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Из приведенных нормативных положений следует, что:
1. При приеме заявления гражданина об установлении страховой пенсии по старости и представленных для этого документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:
- проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам;
- разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно;
- выдает уведомление и указывает в нем, в частности, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.
Если недостающие документы будут представлены заявителем не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения пенсионного органа, днем обращения за страховой пенсией и, соответственно, днем, с которого назначается страховая пенсия по старости, считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении страховой пенсии либо дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
2. При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку документам, представленным гражданином, содержащимся в них сведениям, запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
3. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
4. В случае необоснованного отказа пенсионного органа в назначении гражданину страховой пенсии своевременно не полученная им страховая пенсия выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Ш. Л.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в УПФР в <адрес> с заявлением о страховой пенсии по старости на основании ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ (л.д. 39-40).
Решением УПФР в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии истцу отказано, в связи с тем, что ИПК меньше требуемого в ДД.ММ.ГГГГ году минимальная величина ИПК 11,4 (л.д. 7).
Как следует из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав № от ДД.ММ.ГГГГ и решением к нему, при проверке документов установлено, что страховой стаж истца составил <данные изъяты>, ИПК составил <данные изъяты> (л.д. 8).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ОПФР по <адрес> с заявлением трудоспособного лица, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом об учете периода ухода в страховой стаж с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31).
Решением ОПФР по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ш. Л.П. осуществлял уход за <данные изъяты> ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, который в период ухода являлся ребенком-инвалидом до 18 лет. В связи с чем указанный период засчитан ответчиком в страховой стаж Ш. Л.П. в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 400-ФЗ (л.д. 21).
ДД.ММ.ГГГГ истец повторно обратился в ОПФР по Пермскому краю с заявлением о назначении пенсии с указанием в нем периодов ухода за ребенком-инвалидом до 18 лет.
С учетом представленных истцом документов к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, приняв во внимание период ухода истца за ребенком-инвалидом до 18 лет, ДД.ММ.ГГГГ ОПФР по Пермскому краю принято решение о назначении пенсии истцу с даты повторного обращения с ДД.ММ.ГГГГ.
Полагая, что ответчиком допущена ошибка при рассмотрении заявления от ДД.ММ.ГГГГ, а именно при назначении пенсии не учтены период ухода за ребенком-инвалидом, ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ОПФР по Пермскому краю с заявлением о назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ истцу разъяснено, что решение № от ДД.ММ.ГГГГ вынесено правомерно юридически значимых обстоятельств, необходимых для решения вопроса о пенсионном обеспечении в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ, оснований для установления страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ не имеется (л.д. 10-11, 29-30).
Оспаривая отказ в назначении пенсии с даты первоначального обращения с ДД.ММ.ГГГГ, а именно с момента возникновения права на нее, и указывая, что на момент первоначального обращения за назначением страховой пенсии у ответчика имелись основания для ее назначения, истец обратился в суд с настоящим иском.
Так из материалов дела следует, что Ш. Л.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является <данные изъяты> ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что следует из справки о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <данные изъяты>, мать – ФИО7
Согласно справкам ФКУ «Бюро МСЭ» Минтруда Р. Ш. А.Л. установлена инвалидность категории «ребенок-инвалид» в период с ДД.ММ.ГГГГ до достижения 18 лет (ДД.ММ.ГГГГ).
Его матери ФИО7 при назначении ей пенсии (л.д. 41-42) был установлен в качестве «нестрахового периода» период ухода за ребенком-инвалидом Ш. А.Л. с ДД.ММ.ГГГГ (с даты установления инвалидности) до ДД.ММ.ГГГГ.
Ш. Л.П. впервые обратился в УПФР в Индустриальном районе г. Перми с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ. К заявлению Ш. Л.П. были приложены документы:
- справка о рождении Ш. А.Л. № от ДД.ММ.ГГГГ Индустриального отдела Управления ЗАГС администрации <адрес>;
- справка о рождении Ш. Д.Л. № от ДД.ММ.ГГГГ Индустриального отдела Управления ЗАГС администрации <адрес>;
- справка о смерти Ш. Н.В. № от ДД.ММ.ГГГГ Индустриального отдела Управления ЗАГС администрации <адрес>;
- справка о заключении брака между Ш. Л.И. и Ш. Н.В. № от ДД.ММ.ГГГГ Индустриального отдела Управления ЗАГС администрации <адрес>.
Данные документы приняты ответчиком, что следует из оттисков печати УПФР в Индустриальном районе г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением УПФР в Индустриальном районе г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии истцу отказано, в связи с тем, что ИПК меньше требуемого в ДД.ММ.ГГГГ году минимальная величина ИПК <данные изъяты>
При этом, Протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8, 34-35) Ш. Л.П. было отказано в установлении «нестраховых периодов» за <данные изъяты> ФИО14 ввиду отсутствия права без разъяснения причин.
При этом, Ш. Л.П. не было разъяснено его право обратиться с заявлением от установлении в качестве «нестрахового периода» периода ухода за ребенком-инвалидом Ш. А.Л. периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (после окончания нестрахового периода ухода, установленного для ФИО7, до совершеннолетия Ш. А.Л.). Все сведения о детях Ш. Л.П., в том числе о Ш. А.Л., его инвалидности, установленных периодах ухода за ним, в распоряжении пенсионного органа имелись.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
С учетом указанной нормы бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон.
Таким образом, юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учетом исковых требований Ш. Л.П., возражений ответчика, данных в судебных заседаниях относительно иска и норм материального права, регулирующих спорные отношения, является установление, в том числе обстоятельств, связанных с исполнением пенсионным органом обязанности по разъяснению Ш. Л.П. при его первичном обращении с заявлением о назначении страховой пенсии по старости вопроса о том, какие недостающие документы ему необходимо было представить дополнительно для подтверждения страхового стажа, а также на возможность подтверждения страхового стажа путем обращения с заявлением трудоспособного лица, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом об учете периода ухода в страховой стаж; предпринимались ли пенсионным органом действия по запросу необходимых документов в органах и организациях, в распоряжении которых они находятся, с правильным наименованием организаций, либо учреждений.
Из представленной в материалы дела копии выплатного (пенсионного) дела истца не усматривается, что УПФР в <адрес>, дало Ш. Л.П. разъяснения о возможности подтверждения страхового стажа путем обращения с заявлением трудоспособного лица, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом об учете периода ухода в страховой стаж, у заявителя не истребованы такие сведения.
Иные материалы выплатного (пенсионного) дела Ш. Л.П. также не содержат сведений о разъяснении заявителю права обратиться с заявлением трудоспособного лица, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом, о возможном учете периода ухода в страховой стаж.
Доказательств обратного суду не представлено.
Вместе с тем, при повторном разрешении вопроса о назначении страховой пенсии по старости решением ответчика в страховой стаж Ш. Л.П. по его заявлению включен в числе прочих период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – уход за ребенком-инвалидом, то есть в страховой стаж истца включен период работы, имевший место до первоначального обращения в орган пенсионного обеспечения ДД.ММ.ГГГГ, а, следовательно, на ДД.ММ.ГГГГ размер страхового стажа истца и его ИПК были достаточными для назначения страховой пенсии по старости.
Как следует из материалов дела (в том числе, из отзыва на исковое заявление ОСФР по <адрес>, служебной записки ОСФР по <адрес>), на момент первичного обращения в пенсионный орган у Ш. Л.П. имелись все условия в соответствии с требованиями Федерального закона № 400-ФЗ для назначения ему пенсии с момента достижения возраста 60 лет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, исходя из продолжительности страхового стажа 08 лет 11 месяцев 06 дней и величины ИПК более 11,4 (с учетом периода ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за ребенком-инвалидом), поскольку пенсионный орган не разъяснил истцу о необходимости дополнительно представить недостающие документы (в данном случае, сведения о периоде ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за ребенком-инвалидом, заявление об установлении периода ухода), наличие таких сведений сотрудниками пенсионного органа не проверялось, содержащая необходимые сведения о периоде ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за ребенком-инвалидом, представлена самим же пенсионным органом, что повлекло ошибочное восприятие у истца возникновения права на пенсию, привело к повторному обращению в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по истечении длительного периода после возникновения права и безусловно свидетельствует о нарушении пенсионных прав истца, подлежащих защите в судебном порядке.
В связи с несоблюдением пенсионным органом положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок обращения лиц за установлением страховой пенсии по старости, ответчиком было нарушено право Ш. Л.П. на своевременное социальное обеспечение по возрасту, гарантированное статьей 39 Конституции Российской Федерации.
Это означает, что требования истца о признании незаконным решения ПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении пенсии Ш. Л.П. незаконным, возложении обязанности назначить истцу страховую пенсию по старости и социальную доплату к пенсии до прожиточного минимума пенсионера в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.
Истцом уплачена государственная пошлина при подаче иска в сумме <данные изъяты>. как при подаче требования неимущественного характера (л.д. 12).
В соответствие с пунктом 5 части 2 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются истцы - пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, - по искам имущественного характера, по административным искам имущественного характера к Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.
Так как истец является пенсионером, следовательно, он освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачена им излишне, что не лишает его права обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Шабалина Л. П., дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, место рождения – <адрес>, СНИЛС №, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200) о признании незаконным решения, возложении обязанности назначить пенсию и социальную доплату к ней удовлетворить.
Признать решение ПФР в Индустриальном районе г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении пенсии Шабалину Л. П. незаконным.
Обязать Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю назначить Шабалину Л. П. страховую пенсию по старости и социальную доплату к пенсии до прожиточного минимума пенсионера в Пермском крае с ДД.ММ.ГГГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 17 мая 2023 года.
Судья: О.П. Берсенёва