Дело № 2-504/2023
УИД № 75RS0019-01-2023-000901-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 декабря 2023 года г. Сретенск
Сретенский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Малкиевой Е.С., при секретаре Бронниковой В.С., с участием процессуального истца - помощника прокурора Паздниковой И.А., представителя ответчика ГУЗ «Сретенская ЦРБ» - Балагуровой К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сретенского района Забайкальского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному учреждению здравоохранения «Сретенская Центральная районная больница», Министерству здравоохранения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности, обязанности профинансировать мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Сретенского района Гагаринова Н.В. обратилась в суд с исковым заявлением, указав, что прокуратурой Сретенского района проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности Государственным учреждением здравоохранения «Сретенская Центральная районная больница» (далее - ГУЗ «Сретенская ЦРБ»), в ходе которой выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности в детской поликлинике и иных медицинских учреждениях ГУЗ «Сретенская ЦРБ»:
- в поликлиническом отделении в кабинете флюорографии, в помещении детской поликлиники помещения тамбура, туалета, расположенного по адресу: пгт. Кокуй, ул. Кирова, 39, отсутствует огнезащитное покрытие стеновых панелей, выполненных из горючего материала (абз. 4 п. 13 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (далее - Правил);
- технические средства обеспечения пожарной безопасности (системы автоматической пожарной сигнализации (далее - АУПС) и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (далее - СОУЭ) находятся в неисправном состоянии в здании ГУЗ «Сретенская ЦРБ», расположенного по адресу: пгт. Кокуй, ул. Кирова, 39, и в помещении ФАПов, по адресам: с. Чикичей, ул. Титкова, 29, с. Делюн ул. Центральная, 20 (п. 54 Правил);
- в здании ГУЗ «Сретенская ЦРБ», по адресу: пгт. Кокуй, ул. Кирова, 39, в помещениях ФАПов, расположенных по адресам: с. Кулан, ул. Новая, д. 12, с. Адом, ул. Зеленая, д. 22, светильники не оборудованы колпаками, которые предусмотрены конструкцией (п. «в» ст. 35 Правил);
- в помещениях ФАПов по адресам: с. Болотово, ул. Центральная, д. 29, с. Кулан, ул. Новая, д. 12, с. Адом, ул. Зеленая, д. 22 система автоматической пожарной сигнализации отсутствует (ст. 5 Регламента);
- в здании ГУЗ «Сретенская ЦРБ», расположенном по адресу: Забайкальский край, Сретенский район, пгт. Усть-Карск, ул. Киргизова, д. 33, отсутствует техническая документация системы АУПС, система оповещения людей при пожаре находится в неисправном состоянии (п. 54 Правил).
По выявленным нарушениям законодательства о пожарной безопасности в адрес ГУЗ «Сретенская ЦРБ» внесены представления.
Проверкой устранения допущенных нарушений установлено, что мероприятия в целях обеспечения пожарной безопасности не проведены.
Несоблюдение требований пожарной безопасности в зданиях и помещениях ГУЗ «Сретенская ЦРБ», в которых ежедневно находятся работники учреждения и иные лица, в том числе и несовершеннолетние, создает опасность гибели людей и уничтожения имущества вследствие возникновения пожара, а также увеличивает риск возникновения чрезвычайных ситуаций вследствие перехода пожара на территорию иных объектов, и может повлечь нарушение прав граждан, в том числе предусмотренные ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 41 КонституцииКрайний РФ права несовершеннолетних на защиту их жизни, здоровья, а также ущерб окружающей среде и материальные потери в случае их возникновения. В случае возгорания объектов медицинской инфраструктуры, будут нарушены права граждан на своевременную и доступную медицинскую помощь.
На основании изложенного, истец просил обязать Государственное учреждение здравоохранения «Сретенская Центральная районная больница» в течение 4 (четырех) месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности:
- в поликлиническом отделении в кабинете флюорографии, в помещении детской поликлиники помещения тамбура, туалета, расположенного по адресу: пгт. Кокуй, ул. Кирова, 39, организовать обработку огнезащитным покрытием стеновых панелей, выполненных из горючего материала;
- в здании, расположенном по адресу: пгт. Кокуй, ул. Кирова, 39, и в помещении ФАПов, по адресам: с. Чикичей, ул. Титкова, 29, с. Делюн ул. Центральная, 20, привести технические средства обеспечения пожарной безопасности (системы АУПС и СОУЭ) в исправное состояние;
- в здании по адресу: пгт. Кокуй, ул. Кирова, 39, в помещениях ФАПов, расположенных по адресам: с. Кулан, ул. Новая, д. 12, с. Адом, ул. Зеленая, д. 22, оборудовать светильники колпаками, которые предусмотрены конструкцией;
- оборудовать помещения ФАПов по адресам: с. Болотово, ул. Центральная, д. 29, с. Кулан, ул. Новая, д. 12, с. Адом, ул. Зеленая, д. 22, системой автоматической пожарной сигнализации;
- в здании, расположенном по адресу: Забайкальский край, Сретенский район, пгт. Усть-Карск, ул. Киргизова, д. 33, разработать техническую документацию системы АУПС, привести в исправное состояние систему оповещения людей при пожаре.
Обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности в Государственном учреждении здравоохранения «Сретенская Центральная районная больница».
Определением суда от 20.12.2023 г. производство в части обязания устранения нарушений требований пожарной безопасности в поликлиническом отделении в кабинете флюорографии, в помещении детской поликлиники помещения тамбура, туалета, расположенного по адресу: пгт. Кокуй, ул. Кирова, 39, по организации обработки огнезащитным покрытием стеновых панелей, выполненных из горючего материала и в здании по адресу: пгт. Кокуй, ул. Кирова, 39, в помещениях ФАПов, расположенных по адресам: с. Кулан, ул. Новая, д. 12, с. Адом, ул. Зеленая, д. 22, оборудовать светильники колпаками, которые предусмотрены конструкцией, производство прекращено в связи с отказом истца от исковых требований.
Процессуальный истец Паздникова И.А. исковые требования в окончательном варианте с учетом отказа в части требований поддержала со ссылками на доводы, изложенные в заявлении, просила удовлетворить.
Представитель ответчика ГУЗ «Сретенская ЦРБ» Балагурова К.Н. исковые требования прокурора признала, суду пояснила, что ГУЗ «Сретенская ЦРБ» является некоммерческой организацией и создана в целях обеспечения осуществления функций по оказанию государственной услуги в сфере здравоохранения в муниципальном районе «Сретенский район». В соответствии с уставом ГУЗ «Сретенская ЦРБ» является бюджетным учреждением, собственником имущества выступает Забайкальский край, источником формирования имущества и финансовых ресурсов являются средства бюджета Забайкальского края. По состоянию на 18.12.2023 ГУЗ «Сретенская ЦРБ» имеет кредиторскую задолженность в размере 40 000 000 рублей, также ГУЗ «Сретенская ЦРБ» приостановлена операция по расходу средств. В виду дефицита собственных денежных средств ГУЗ «Сретенская ЦРБ» не может устранить нарушения требований пожарной безопасности. Вместе с тем ГУЗ «Сретенская ЦРБ» вошла в перечь объектов здравоохранения, принадлежащих к капитальному ремонту, в рамках региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения.
Представитель третьего лица - отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Сретенскому, Чернышевскому районам и г. Сретенск УНД и ПР ГУ МЧС России по Забайкальскому краю Кузьмин Д.С. в настоящее судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В предыдущем судебном заседании требования прокурора поддержал.
Ответчик - Министерство здравоохранения Забайкальского края, извещенный времени и месте рассмотрения дела, представителя не направил. При этом от представителя по доверенности Флештор Г.И. представлено возражение на иск прокурора, в котором просит в удовлетворении требований прокурора к Министерству здравоохранения Забайкальского края отказать. Дополнительно указывает, что ежегодно при формировании проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период министерством здравоохранения Забайкальского края в Министерство финансов Забайкальского края направляется информация о потребности в финансовых средствах краевого бюджета на обеспечение реализации мероприятий в сфере здравоохранения, в том числе на оснащение оборудованием подведомственных медицинских организаций и обеспечение устранения нарушений требований пожарной безопасности. Информация о потребности в финансировании на указанные цели на 2024 и плановый 2025-2026 годов сформирована и направлена в установленном порядке в Министерство финансов Забайкальского края в мае текущего года.
Ответчик – Министерство финансов Забайкальского края, извещенный о судебном заседании представителя в суд не направил, при этом от представителя по доверенности Никишаевой Е.Ю. представлен отзыв на иск, в котором указывает, что Министерство исковые требования прокурора полностью не признает, считает, что оно не является надлежащим ответчиком по делу. Также считает, что исковые требования, заявленные к финансовому органу Забайкальского края не обоснованы и не подлежат удовлетворению. Ссылаясь на нормы законодательства просит в удовлетворении исковых требований прокурора, заявленных к Министерству финансов Забайкальского края отказать.
Ответчик - Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, о времени и месте рассмотрения дела извещены, в судебное заседание не явились, каких-либо заявлений, ходатайств не представил.
Суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствии неявившихся ответчиков.
Исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 38, ч. 1 ст. 41 Конституции РФ установлено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства, и каждому гарантированы права на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В силу ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются в том числе соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, приоритет охраны здоровья детей, социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья, ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, доступность и качество медицинской помощи.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон о пожарной безопасности) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 37 Закона о пожарной безопасности руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Статьей 34 Закона о пожарной безопасности установлено, что граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Регламент) каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, которая включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной зашиты, комплекс организационнотехнических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.
Исходя из ст. 6 Регламента пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, содержащиеся в национальные стандартах, сводах правил, а также иных содержащих требования пожарной безопасности документов, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Абзацем 1 п. 13 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (далее - Правил) предусмотрено, что при эксплуатации объекта защиты руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений в отношении пределов огнестойкости строительных конструкций и инженерного оборудования, осуществляет проверку состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций и инженерного оборудования в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ.
В случае окончания гарантированного срока эксплуатации огнезащитного покрытия в соответствии с технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ руководитель организации обеспечивает проведение повторной обработки конструкций и инженерного оборудования объектов защиты или ежегодное проведение испытаний либо обоснований расчетноаналитическими методами, подтверждающими соответствие конструкций и инженерного оборудования требованиям пожарной безопасности (абз. 4 п. 13 Правил).
Пунктом 54 Правил установлено, что руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств; работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.
В соответствии с п. «в» ст. 35 Правил запрещается эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией, а также обертывать электролампы и светильники (с лампами накаливания) бумагой, тканью и другими горючими материалами.
Из материалов дела следует, что проведенной проверкой выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности в детской поликлинике и иных медицинских учреждениях ГУЗ «Сретенская ЦРБ»:
- в поликлиническом отделении в кабинете флюорографии, в помещении детской поликлиники помещения тамбура, туалета, расположенного по адресу: пгт. Кокуй, ул. Кирова, 39, отсутствует огнезащитное покрытие стеновых панелей, выполненных из горючего материала (абз. 4 п. 13 Правил);
- технические средства обеспечения пожарной безопасности (системы автоматической пожарной сигнализации (далее - АУПС) и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (далее - СОУЭ) находятся в неисправном состоянии в здании ГУЗ «Сретенская ЦРБ», расположенного по адресу: пгт. Кокуй, ул. Кирова, 39, и в помещении ФАПов, по адресам: с. Чикичей, ул. Титкова, 29, с. Делюн ул. Центральная, 20 (п. 54 Правил);
- в здании ГУЗ «Сретенская ЦРБ», по адресу: пгт. Кокуй, ул. Кирова, 39, в помещениях ФАПов, расположенных по адресам: с. Кулан, ул. Новая, д. 12, с. Адом, ул. Зеленая, д. 22, светильники не оборудованы колпаками, которые предусмотрены конструкцией (п. «в» ст. 35 Правил);
- в помещениях ФАПов по адресам: с. Болотово, ул. Центральная, д. 29, с. Кулан, ул. Новая, д. 12, с. Адом, ул. Зеленая, д. 22 система автоматической пожарной сигнализации отсутствует (ст. 5 Регламента);
- в здании ГУЗ «Сретенская ЦРБ», расположенном по адресу: Забайкальский край, Сретенский район, пгт. Усть-Карск, ул. Киргизова, д. 33, отсутствует техническая документация системы АУПС, система оповещения людей при пожаре находится в неисправном состоянии (п. 54 Правил).
По выявленным нарушениям законодательства о пожарной безопасности в адрес ГУЗ «Сретенская ЦРБ» неоднократно выносились предписания ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, а также представление прокурора (л.д. 11-13, 14-18, 19-21, 26-29, 30-33).
По состоянию на 07.11.2023 в поликлиническом отделении в кабинете флюорографии, в помещении детской поликлиники помещения тамбура, туалета, расположенного по адресу: пгт. Кокуй, ул. Кирова, 39, демонтированы стеновые панели, выполненные из горючего материала, в помещениях ФАПов, расположенных по адресам: с. Кулан, ул. Новая, д. 12, с. Адом, ул. Зеленая, д. 22, и в здании, расположенном по адресу: пгт. Кокуй, ул. Кирова, д. 39, светильники оборудованы колпаками. Требования прокурора в этой части исполнены. Прокурор отказался от требований в данной части. Производство по делу в этой части прекращено.
В остальной части требования прокурора не устранены, в том числе и на дату рассмотрения дела в суде.
Несоблюдение требований пожарной безопасности в зданиях и помещениях ГУЗ «Сретенская ЦРБ», в которых ежедневно находятся работники учреждения и иные лица, в том числе и несовершеннолетние, создает опасность гибели людей и уничтожения имущества вследствие возникновения пожара, а также увеличивает риск возникновения чрезвычайных ситуаций вследствие перехода пожара на территорию иных объектов, и может повлечь нарушение прав граждан, в том числе предусмотренные ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 41 Конституции РФ права несовершеннолетних на защиту их жизни, здоровья, а также ущерб окружающей среде и материальные потери в случае их возникновения. В случае возгорания объектов медицинской инфраструктуры, будут нарушены права граждан на своевременную и доступную медицинскую помощь.
Таким образом, требования прокурора к ГУЗ «Сретенская ЦРБ» обоснованы и подлежат удовлетворению.
Причиной нарушения ГУЗ «Сретенская ЦРБ» требований пожарной безопасности явилось отсутствие для данного ответчика необходимого финансирования.
Согласно Уставу ГУЗ «Сретенская ЦРБ» - бюджетное учреждение. Функции учредителя и собственника имущества Учреждения от имени Забайкальского края осуществляют Министерство здравоохранения Забайкальского края и Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края. Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства здравоохранения Забайкальского края (л.д. 38-50).
В соответствии со статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
С учетом того, что Министерство здравоохранения Забайкальского края, выполняя полномочия и функции учредителя ГУЗ «Сретенская ЦРБ» не обеспечило достаточное финансирование последнего, позволяющее исполнить предписания государственного инспектора по пожарному надзору, а также в последующем и представления прокурора, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора в части возложения обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности как на само Учреждение здравоохранения, так и на орган, выполняющий полномочия и функции его учредителя. Недостаточность финансового обеспечения мероприятий по соблюдению Правил пожарной безопасности не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Сретенского района Забайкальского края удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение здравоохранения «Сретенская Центральная районная больница» (ОГРН 1027500743368) в течение четырех месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- в здании, расположенном по адресу: пгт. Кокуй, ул. Кирова, 39, и в помещении ФАПов, по адресам: с. Чикичей, ул. Титкова, 29, с. Делюн ул. Центральная, 20, привести технические средства обеспечения пожарной безопасности (системы АУПС и СОУЭ) в исправное состояние;
- оборудовать помещения ФАПов по адресам: с. Болотово, ул. Центральная, д. 29, с. Кулан, ул. Новая, д. 12, с. Адом, ул. Зеленая, д. 22, системой автоматической пожарной сигнализации;
- в здании, расположенном по адресу: Забайкальский край, Сретенский район, пгт. Усть-Карск, ул. Киргизова, д. 33, разработать техническую документацию системы АУПС, привести в исправное состояние систему оповещения людей при пожаре.
Обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края (ОГРН 1087536008526) в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности в Государственном учреждении здравоохранения «Сретенская Центральная районная больница».
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Сретенский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.С. Малкиева
Мотивированное решение изготовлено 27.12.2023.