Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4134/2023 ~ M-2647/2023 от 29.06.2023

УИД 47RS0005-01-2023-003593-20

Гражданское дело № 2-4134/2023

                                                             РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Выборг                                                                       24 октября 2023 года

Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Киселевой С.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником Наторхиным Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Выборгского городского прокурора Ленинградской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к закрытому акционерному обществу «Фиро-О» об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления,

УСТАНОВИЛ:

истец обратился в суд с иском об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления.

Выборгский городской прокурор указал, что Выборгской городской прокуратурой проведена проверка по вопросу соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

Актом о лесонарушении № 16 от 25 мая 2023 года, составленным лесничим Пионерского участкового лесничества установлено, что в квартале 130 выдела 9 Пионерского участкового лесничества на земельном участке лесного фонда, с координатами N 60.3734 E 29.8369 расположено несанкционированное размещение отходов производства и потребления, площадью 16 кв.м, примерным объемом 4 куб.м.

Размещение отходов произведено на земляной подстилке необорудованной для этих целей территории, что не исключает возможность загрязнения почвы и подземных грунтовых вод.

Установить собственников указанных отходов, а также лицо, осуществившее их сброс на почву, не представилось возможным ввиду отсутствия признаков, указывающих на принадлежность отходов к конкретному лицу. Указанный лесной участок передан в аренду ЗАО «Фиро-О» по договору аренды от 15 декабря 2008 года № 2-2008-12-111-З.

Истец просит суд обязать ЗАО «Фиро-О» ИНН 4704020628, провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от захламления примерным объемом 4 куб.м путем вывоза отходов производства и потребления на санкционированный полигон отходов, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, незаконно размещенных на территории земель лесного фонда в квартале 130 выдела 9 Пионерского участкового лесничества Рощинского лесничества с координатами N 60.3734 E 29.8369.

Лица. участвующие в деле, будучи надлежащим образом, уведомленным о времени и месте слушания дела, в судебное заседание своего представителя не направил, об отложении слушания дела не просил. Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, исследовав и оценив материалы дела, полагает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В силу ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 51 Федерального закона от «Об охране окружающей среды» и ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологического благополучия населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещен.

Согласно п. 1 ст. 4 Лесного кодекса Российской Федерации, участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.

При этом положения статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения земель.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Нормами Лесного кодекса РФ установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации. Отдельные полномочия в области лесных отношений законодателем переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в частности, полномочия по организации использования лесов, их охраны, защиты (ст. 83).

В соответствии с п. 2 Правил санитарной безопасности в лесах (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года № 607, меры санитарной безопасности в лесах включают в себя лесозащитное районирование; государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах.

В силу ч. 1 ст. 60.5 Лесного кодекса РФ государственный лесопатологический мониторинг представляет собой систему наблюдений (с использованием наземных и (или) дистанционных методов) за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов и за происходящими в них процессами и явлениями, а также анализа, оценки и прогноза изменения санитарного и лесопатологического состояния лесов.

Согласно п.п. «б» п. 5 Правил в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии ч. 3 и 5 ст. 83 Лесного кодекса РФ средства, на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. ст. 36, 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Поэтому, согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Как следует из материалов дела, 15 декабря 2008 года между Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области и ЗАО «Фиро-О» заключен договор аренды лесного участка № 2-2008-12-111-3 сроком действия до 31 декабря 2050 года, предметом которого является передача в аренду участков лесного фонда общей площадью 53642 га для использования в целях заготовки древесины в границах, в том числе в квартале 130 Пионерского участкового лесничества Рощинского лесничества Ленинградской области, что следует из п. 2 договора.

По условиям договора аренды ООО «Фиро-О» обязалось использовать лесной участок в соответствии с лесным законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, выполнять требования Санитарных правил в лесах РФ, а также выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Актом о лесонарушении № 16 от 25 мая 2023 года, составленным лесничим Пионерского участкового лесничества установлено, что в квартале 130 выдела 9 Пионерского участкового лесничества на земельном участке лесного фонда, с координатами N 60.3734 E 29.8369 расположено несанкционированное размещение отходов производства и потребления, площадью 16 кв.м, примерным объемом 4 кум.м.

Признаки, указывающие на принадлежность отходов, к конкретному собственнику установить не представляется возможным. Собственник отходов не определен.

Из материалов дела следует, что спорный лесной участок не находится в границах территории какого-либо населенного пункта и не являются территорией зон отдыха населения (рекреационной).

Согласно ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», части 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Сброс отходов на почву запрещается.

В соответствии п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами, термины и определения», введенного в действие 01 июля 2002 года Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28 декабря 2001 года № 607-ст, в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальнее предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В соответствии с п. п. 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года № 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.

При этом положения ст. 13 Земельного кодекса РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по защите земель загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В соответствии со ст. 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать переданное в аренду имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом иными правовыми актами или договором аренды.

Согласно п. 14, п. 25 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением правительства РФ от 20 мая 2017 года № 607, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса. Не допускается ухудшение санитарного состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках.

Вышеуказанными нормативными актами обязанность по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом лесном участке (в том числе очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) возложена именно на арендатора соответствующего лесного участка.

Исходя из системного толкования вышеуказанных положений закона, поскольку зафиксированные несанкционированные свалки расположены на территориях, арендуемых ответчиком, они подлежат ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке леса, проводимых ООО «Фиро-О».

При этом в данном случае определяются не меры гражданско-правовой ответственности арендатора за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а выполнение им установленной законом обязанности по содержанию арендованного лесного участка.

Правовые основания для освобождения ООО «Фиро-О» от обязанности проведения мероприятий по очистке земель лесного фонда, находящихся у общества на праве аренды, и возложения соответствующей обязанности на органы местного самоуправления и/или органы исполнительной власти субъекта РФ, иных юридических лиц, отсутствуют.

Согласно положениям ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Устанавливая срок, в течение которого ответчиком должна быть ликвидирована несанкционированная свалка отходов, суд учитывает, что для проведения соответствующих работ требуются временные затраты и финансовые затраты. Исходя из принципа исполнимости решения, суд полагает возможным определить срок для исполнения решения суда шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В связи с тем, что истец при обращении в суд освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, в сумме 300 руб. в бюджет Муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 103, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Выборгского городского прокурора Ленинградской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к закрытому акционерному обществу «Фиро-О» об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления удовлетворить.

Обязать закрытое акционерное общество «Фиро-О» провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от захламления примерным объемом 4 куб.м. путем вывоза отходов производства и потребления на санкционированный полигон отходов, в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу, незаконно размещенных на территории земель лесного фонда в квартале 130 выдела 9 Пионерского участкового лесничества Рощинского лесничества с координатами N 60.3734 E 29.8369.

Взыскать с закрытого акционерного общества «Фиро-О» государственную пошлину в сумме 300 руб. в бюджет Муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области.

На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд Ленинградской области.

Председательствующий         подпись

Мотивированное решение изготовлено 31 октября 2023 года.

Председательствующий         подпись

Копия верна

Судья Выборгского городского суда                     С.Н. Киселева

Помощник                                Д.А. Наторхин

Подлинный документ находится в гражданском деле № 2-4134 за 20231 год в Выборгском городском суде Ленинградской области.

29.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.06.2023Передача материалов судье
29.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.07.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.07.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
04.09.2023Предварительное судебное заседание
24.10.2023Судебное заседание
31.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее