УИД 61RS0005-01-2022-007175-63
Дело 2-4823/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 декабря 2022 г. г. Ростов-на-Дону
Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Юрченко Е.Ю.
при секретаре судебного заседания Басюк Р.Ю.
с участием помощника прокурора Бирюковой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону» об обязании обустроить участок тротуара бордюрным пандусом,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим иском, указав в обоснование, что прокуратурой Ленинского района г. Ростова-на-Дону проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении доступа инвалидов к объектам транспортной и иной инфраструктуры, в ходе которой проведено обследование состояния улично-дорожной сети Ленинского района г. Ростова-на-Дону. В ходе проверки установлено, что указанное законодательство на территории района соблюдается не в полном объеме. Так, на участке дороги в районе <...> выявлены нарушения в содержании дороги, а именно в месте пересечения пешеходных и транспортных путей, имеющих перепад высот до 0,2 м., пешеходные пути не обустроены бордюрными пандусами, что не соответствует требованиям «СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр (далее - СП 59.13330). Указанные нарушения подтверждаются актом выявленных недостатков в содержании дорог от №. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших задач государственной программы «Доступная среда», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.03.2019 № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда». Не приведение указанного выше участка тротуара в соответствие с требованиями законодательства о социальной защите инвалидов, влечет за собой нарушение прав инвалидов и маломобильных групп населения на создание им равных условий с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, а также может повлечь причинение вреда их здоровью.
На основании изложенного прокурор Ленинского района г. Ростова-на-Дону просит суд обязать МКУ «Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры <...>» обустроить съезд с тротуара на проезжую часть в районе <...> бордюрным съездом соответствующим требованиям «СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр.
В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г. Ростова-на-Дону – Бирюкова Н.А. заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить.
Представитель МКУ «Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону» Недикова Т.М. в судебное заседание не явилась, представила в адрес суда ходатайство об установлении трехмесячного срока исполнения решения, в случае удовлетворения заявленных исковых требований.
Дело рассмотрено в отношении представителя ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, выслушав помощника прокурора Октябрьского района г. Ростова-на-Дону, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и с сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородним и автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Ленинского района г. Ростова-на-Дону проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении доступа инвалидов к объектам транспортной и иной инфраструктуры на территории района.
В ходе проверки установлено, что на участке дороги в районе <...> выявлены нарушения в содержании дороги, а именно: бордюрные съезды отсутствуют, перепад высот между нижней гранью съезда и проезжей частью составляет 4 см.
Данные обстоятельства подтверждаются актом выявленных недостатков в содержании дорог от ... г. (л.д. 9).
Так, согласно п. 5.1.5 «СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр, в местах пересечения пешеходных и транспортных путей, имеющих перепад высот до 0,2 м., пешеходные пути обустраивают пандусами бордюрными и (или) искусственными неровностями. Пандусы бордюрные следует располагать с двух сторон от проезжей части на тротуаре или пешеходной дорожке, а при наличии накопительной площадки – на ней. Они должны находиться на одной условной линии, перпендикулярной оси проезжей части либо параллельной оси пешеходного перехода. Искусственные неровности выполняют согласно ГОСТ Р 52605 по всей длине и ширине пересечения пешеходного пути с проезжей части.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных условий с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу п. 5 ст. 3 указанного Федерального закона элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 5 ч. 1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, а также вопросы дорожной деятельности.
Согласно п. 2.2 Устава МКУ «Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону», утвержденного распоряжением Департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения г. Ростова-на-Дону от 11.03.2016 № 22 предметом деятельности МКУ «ДИСОТИ» является оказание услуг, выполнение работ и исполнение функций в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления г. Ростова-на-Дону в сфере управления, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на территории г. Ростова-на-Дону.
Таким образом, поскольку материалами дела подтверждены выявленные прокуратурой нарушения в содержании дороги, не соответствующие требованиям СП 59.13330.2020, в результате чего нарушаются права инвалидов и маломобильных групп населения на создание им равных условий с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, а также указанные нарушения могут повлечь причинение вреда здоровью, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения заявленных прокурором требований об обязании МКУ «Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону» обустроить участки тротуара в районе <...> с обеих сторон проезжей части бордюрными пандусами на пешеходный переход, соответствующими требованиям п. 5.1.5 «СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр.
При этом учитывая объективную необходимость времени для выделения дополнительного бюджетного финансирования, а также для организации и проведения дорожно-ремонтных работ, суд полагает возможным установить срок для совершения соответствующих действий – в течение 3 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Суд также отмечает, что ответчиком заявленные прокурором в иске факты не оспорены и не опровергнуты, не представлено доказательств соответствия спорного полотна автомобильной дороги установленным требованиям, не указано обстоятельств, препятствующих удовлетворению исковых требований.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать МКУ «Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону» в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу обустроить съезд с тротуара на проезжую часть в районе <...> бордюрным пандусом, соответствующим требованиям «СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 26 декабря 2022 г.
Судья