Дело № 2-5014/2024
УИД 59RS0007-01-2024-004661-15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 июля 2024 года г. Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Берсенёвой О.П.,
при секретаре Костаревой А.А.,
с участием представителя ответчика Лаврушиной Ю.Е.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по исковому заявлению Ванюкова С. М. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о признании решения незаконным в части, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
Ванюков С.М. обратился в суд с иском к ответчику Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (далее – ОСФР по Пермскому краю), указав, что решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости. В специальный стаж истца не включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях <данные изъяты> поскольку муниципальное предприятие не предусмотрено Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Считает решение ответчика незаконным, поскольку в указанный период он осуществлял лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения, в связи с чем данный период должен быть зачтен в специальный стаж.
В связи с изложенным, истец просит признать решение ОСФР по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения из специального стажа периода работы в МП Пермская городская станция скорой медицинской помощи» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях <данные изъяты>; обязать ответчика включить в специальный стаж для досрочной страховой пенсии по старости указанный период работы; взыскать с ответчика в его пользу понесенные при подаче иска расходы в виде государственной пошлины в сумме <данные изъяты>
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ранее в предварительном судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме, пояснил, что в спорный период времени осуществлял лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения, в связи с чем спорный период должен быть зачтен в специальный стаж.
Представитель ответчика в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Суд, заслушав возражения представителя ответчика, изучив материалы дела, пришел к следующему.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регулируется нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту, Закон № 400-ФЗ) с применением норм ранее действовавшего законодательства только в той мере, в которой это предусмотрено указанным Федеральным законом.
Как предусмотрено частью 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины). Порядок и условия досрочного назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Закона № 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Закона № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».
В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе, в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, применяются соответствующие правила, утвержденные Правительством Российской Федерации. При этом периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Закона № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Ванюков С.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в ОСФР по Пермскому краю с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ (л.д. 56-59).
Решением ОСФР по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ Ванюкову С.М. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого специального стажа – 30 лет, а также в связи нарушением срока обращения за страховой пенсией (л.д. 33-34, 44-45).
Указано, что на ДД.ММ.ГГГГ истцом выработан страховой стаж продолжительностью <данные изъяты>, стаж на соответствующих видах работ по п.20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ составил <данные изъяты>
Период работы в ГБУЗ «Пермская станция скорой медицинской помощи» (ранее – муниципальное предприятие) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> не включен в специальный стаж, т.к. «Муниципальное предприятие» не предусмотрено Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №; также в специальный стаж не включены периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы.
Не оспаривая исключения из специального стажа иных периодов, истец обратился в суд с требованием о включении в специальный лечебный стаж указанного выше периода работы ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
При рассмотрении отказа пенсионного органа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, суд признает такой отказ незаконным частично по следующим основаниям.
Как следует из записей в трудовой книжке (л.д. 30-32, 64-69), Ванюков С.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принят в <данные изъяты> на должность <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Истец настаивает на включении в специальный стаж периодов работы в Муниципальном предприятии «Пермская городская станция скорой медицинской помощи», ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях <данные изъяты>
Из справки, уточняющей условия работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лица, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, выданных истцу ГБУЗ ПК «ПССМП» № от ДД.ММ.ГГГГ, (л.д. 25-29, 71-75) следует, что истец с ДД.ММ.ГГГГ принят в Городскую станцию медицинской помощи г. Перми, с ДД.ММ.ГГГГ переведен <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ переведен <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ переведен <данные изъяты> Занятость на работах в указанные периоды непосредственно связана с лечебной деятельностью. Постоянно, полный рабочий день. Работает по настоящее время.
Справка содержит сведения о количестве дней, подлежащих исключению из специального стажа по причине «отпуска и дни без содержания». Спорные периоды работы указаны с кодом льготы 3П81ГД.
Уточняющая справка содержит указание на периоды, подлежащие исключению из льготного стажа в спорный период: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – отпуска и дни без сохранения заработной платы; ДД.ММ.ГГГГ – донорский день.
Справка содержит сведения о переименовании учреждения:
- до 1993 года в соответствии с приказом Министерства здравоохранения СССР от 29.12.1984 № 1490, штатным расписанием, учреждение именовалось «Городская станция скорой медицинской помощи»;
- в 1993 году на основании приказа комитета по управлению имуществом администрации города Перми от 23.12.1992 № 701 и постановления администрации Ленинского района города Перми от 29.11.1992 № 537 «Городская станция скорой медицинской помощи» реорганизована в муниципальное предприятие «Пермская городская станция скорой медицинской помощи» (приказ № 15 от 28.01.1993), которое осуществляло свою деятельность на основании устава;
- 03.07.1997 на основании приказа № 128 Муниципальное предприятие «Пермская городская станция скорой медицинской помощи» переименовано в Муниципальное учреждение здравоохранения г.Перми «Пермская городская станция скорой медицинской помощи»;
- на основании приказа № 213-А от 17.11.2008 Муниципальное учреждение здравоохранения г. Перми «Пермская городская станция скорой медицинской помощи» переименовано в Муниципальное учреждение здравоохранения «Городская станция скорой медицинской помощи»;
- на основании приказа № 336 от 30.12.2011 Муниципальное учреждение здравоохранения «Городская станция скорой медицинской помощи» переименовано в Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская станция скорой медицинской помощи»;
- 01.07.2014 Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская станция скорой медицинской помощи» переименовано в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Пермская городская станция скорой медицинской помощи» (приказ №163 от 01.07.2014);
- в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Пермского края от 12.10.2017 № СЭД-34-01-06-911 Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Пермская городская станция скорой медицинской помощи», Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Станция скорой медицинской помощи Пермского муниципального района» реорганизованы в форме слияния в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Пермская станция скорой медицинской помощи» с 01.02.2018.
Таким образом, судом установлено, что Пермская станция скорой медицинской помощи с момента создания по настоящее время является лечебно-профилактическим учреждением, до 1993 года учреждение именовалось Городская станция скорой медицинской помощи, в 1993 году учреждение переименовано в муниципальное предприятие Пермская станция скорой медицинской помощи, в 1997 году в соответствии с Законом «О некоммерческих организациях» на основании приказа Комитета по управлению имуществом администрации г.Перми от 01.07.1997 № 143, приказа Управления здравоохранения администрации г.Перми от 24.06.1997 № 245 муниципальное предприятие переименовано в МУЗ Пермская городская станция скорой медицинской помощи, в 2008 году переименовано в МУЗ Городская станция скорой медицинской помощи, в 2011 году переименовано в МБУЗ Городская станция скорой медицинской помощи (приказ № 336 от 30.12.2011), в 2014 году переименовано в ГБУЗ ПК Пермская городская станция скорой медицинской помощи (приказ №163 от 01.07.2014), которое с 01.02.2018 переименовано в ГБУЗ ПК Пермская станция скорой медицинской помощи, на основании приказа от 01.12.2017 № СЭД-34-01-06-1145.
Из пунктов 1.4, 2.1 Устава Городского муниципального предприятия «Пермская городская станция скорой медицинской помощи», утвержденного 22.12.1992, следует, что предприятие создано на основе городской муниципальной собственности с целью выполнения госзаказа на оказание скорой медицинской помощи населению г.Перми. Основной целью деятельности предприятия является оказание скорой медицинской помощи взрослому и детскому населению в г.Перми (л.д. 13-23).
Доводы ответчика о том, что деятельность истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила в организации, которая не является по своей организационно-правовой форме лечебно-профилактическим учреждением, суд полагает ошибочными.
В соответствии с частью 3 статьи 66 Гражданского кодекса Российской Федерации государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом.
Частью 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Как установлено частью 4 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальным образованиям предоставлено право участвовать в создании хозяйственных обществ, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Следовательно, цель создания названного предприятия - это решение вопросов местного значения - организация здравоохранения и предоставление медицинских услуг проживающим в городе Перми гражданам. По существу муниципальное предприятие «Пермская городская станция скорой медицинской помощи» было учреждением здравоохранения, учрежденным органом местного самоуправления - Администрацией г. Перми в лице Комитета по управлению имуществом совместно с трудовым коллективом.
Таким образом, из представленных доказательств установлено, что истец осуществлял деятельность по охране здоровья населения г. Перми с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работал фактически в организации, относимой к учреждениям по номенклатуре учреждений здравоохранения. Также судом учитывается, что фактически впоследствии муниципальное предприятие «Пермская городская станция скорой медицинской помощи» переименовано в муниципальное учреждение здравоохранения г. Перми «Пермская городская станция скорой медицинской помощи».
Следующий за спорным период работы истца на Пермской городской станции скорой медицинской помощи, а именно: с ДД.ММ.ГГГГ включен ответчиком в специальный стаж как лечебная деятельность истца.
Что касается периода работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, суд исходит из следующего.
Согласно справке уточняющей условия работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лица, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, выданных истцу ГБУЗ ПК «ПССМП» № от ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал в должности врача<данные изъяты>, занятость на работах полная рабочая неделя, полный рабочий день на 1 ставку. Указан код льготы ЗП81ГД как работа врача-специалиста.
Аналогичная информация представлена ГБУЗ ПК «ПССМП» на запрос суда.
Согласно приказу №-к от ДД.ММ.ГГГГ Ванюков С.М. с ДД.ММ.ГГГГ уволен с должности выездного фельшера в связи с окончанием вуза; с ДД.ММ.ГГГГ принят <данные изъяты> на время прохождения интернатуры по циклу «врач скорой помощи», сроком на <данные изъяты> с оплатой по <данные изъяты> разряду и надбавкой в размере <данные изъяты> % оклада за непрерывный стаж работы на выездных бригадах СМП.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Ванюков С.М. направлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ДКБ № (инфекционное отделение), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ДКБ №.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Ванюков С.М. направлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МСЧ 9 (детское травматологическое отделение).
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Ванюков С.М. направлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ДКБ-15 (хирургическое отделение).
Согласно приказу №-к от ДД.ММ.ГГГГ в связи с окончанием интернатуры по специальности «врач скорой помощи» Ванюков С.М. переведен на должность <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ.
Данные обстоятельства подтверждаются удостоверением №, выданным Пермской государственной медицинской академией» ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 76).
За период интернатуры истцу выплачивалась заработная плата, что подтверждается копиями расчетных листков.
Согласно Положению об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов (приложение № 3 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 20.01.1982 № 44, утвержденному Министром здравоохранения СССР 12.01.1982, Министром высшего и среднего специального образования СССР 20.01.1982) интернатура - это обязательная одногодичная последипломная подготовка для выпускников медицинских институтов с целью получения ими квалификации врача-специалиста. Для прохождения интернатуры выпускники медицинских институтов зачисляются в качестве врачей-интернов по соответствующей специальности. Заработная плата врачам-интернам выплачивается в течение всего периода в размере, установленном действующим законодательством для врачей соответствующей специальности и стажа. Подготовка врачей-интернов проводится по индивидуальному плану на основании типовых учебных планов и программ. Во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной основе. На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения. В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей соответствующей специальности (пункты 1, 8, 9, 14, 16 названного Положения).
В период прохождения Ванюковым С.М. действовало Постановление Минтруда РФ от 22.03.1993 № 62 (ред. от 23.05.1995) «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации», которым были установлены разряды оплаты труда единой тарифной сетки по должностям работников здравоохранения Российской Федерации. В приложении № к указанному постановлению врачи-интерны включены в раздел «Специалисты», согласно должностным обязанностям врачи-интерны осуществляли функции врача под руководством врача-специалиста, отвечая наравне с ним за свои действия. Требования к квалификации по разрядам оплаты. Высшее медицинское образование без предъявления требований к стажу работы.
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», подлежащим применению к периоду трудовой деятельности Ванюкова С.М. в должности врача-интерна с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, указано, что правом на льготное назначение пенсии пользуются врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Истец пояснял, что им полностью выполнялась работа по должности врача выездной бригады скорой помощи. Указанный период включен в трудовую книжку.
На запрос суда о направлении документов о функциональных обязанностях врача-интерна Ванюкова С.М. ГБУЗ ПК «ПССМП» дополнительно представила должностные инструкции выездного среднего медперсонала станции скорой помощи от ДД.ММ.ГГГГ, должностную инструкцию врача выездной бригады МП «ПГССМП» от ДД.ММ.ГГГГ.
Также ГБУЗ ПК «ПССМП» направило на запрос суда копии расчетных листков истца за спорный период времени, согласно которым истцу выплачивалась заработная плата ежемесячно, а также то, что им отрабатывалась полная норма рабочего времени ежемесячно.
Таким образом, совокупностью представленных доказательств подтверждается факт выполнения Ванюковым С.М. функциональных обязанностей врача-специалиста по должности врач выездной бригады в учреждениях здравоохранения в полном объеме.
Так как истец в период прохождения истцом интернатуры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занимал штатную должность врача, осуществлял функциональные обязанности <данные изъяты>, работал на полную ставку, получал заработную плату, период прохождения истцом интернатуры подлежит включению в специальный стаж истца для досрочного назначения пенсии.
При этом период предоставления отдыха по донорской справке ДД.ММ.ГГГГ также подлежит включению в специальный стаж, исходя из следующего.
В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11.07.2002, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно, в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
В соответствии со статьей 186 Трудового кодекса Российской Федерации в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского осмотра работник освобождается от работы.
В случае, если по соглашению с работодателем работник в день сдачи крови и ее компонентов вышел на работу (за исключением работ с вредными и (или) опасными условиями труда, когда выход работника на работу в этот день невозможен), ему предоставляется по его желанию другой день отдыха.
После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов. При сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
В соответствии с Федеральным законом от 20.07.2012 № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья, донору гарантируются льготы, связанные с восстановлением и поддержанием его здоровья, что соответствует конституционно значимым целям и предопределяет обязанности по отношению к донорам, как государства, так и организаций независимо от форм собственности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 07.12.1998 № 06-28/10740 «О порядке зачета в специальный трудовой стаж донорских дней», работникам, являющимся донорами, день сдачи крови, а также последующий день отдыха засчитывается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, поскольку в эти дни за работниками сохраняется средний заработок, а в табеле учета рабочего времени указывается полный рабочий день.
Исходя из приведенных норм, дни отдыха в связи с донорством также являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов.
Факт предоставления истцу дня отдыха на основании предоставленной донорской справки ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается представленной работодателем, уточняющей справкой. Таким образом, включению в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежит, в том числе, день отдыха по донорской справке ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно указанной выше уточняющей справке, выданной ГБУЗ ПК «ПССМП», включает в себя два периода отпусков без сохранения заработной платы (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ), они подлежат исключению из специального стажа истца в связи с тем, что в указанные периоды времени истец не работал, за ним не сохранялась средняя заработная плата.
Суд расценивает в таком случае удовлетворение требований истца (с учетом исключения из специального стажа двух дней без содержания ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ) как частичное удовлетворение исковых требований.
В связи с этим, суд приходит к выводу о незаконности решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения из специального стажа истца следующих периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности выездного мед.брата бригады скорой помощи, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности выездного фельдшера бригады скорой помощи, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-интерна, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача выездной бригады скорой помощи.
Решение ответчика № № от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения из специального стажа истца указанных выше периодов в части следует признать незаконным.
Иных требований, в том числе о назначении пенсии, истцом не заявлено.
Истцом уплачена государственная пошлина при подаче иска в сумме <данные изъяты>., как при подаче требования неимущественного характера (л.д. 6А), исковые требования удовлетворены частично, сумма государственной пошлины подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст. ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ванюкова С. М., дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, место рождения <адрес>, СНИЛС №, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200) удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю включить в специальный стаж Ванюкова С. М., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пп.20 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения из специального стажа Ванюкова С. М. указанных выше периодов.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю в пользу Ванюкова С. М. понесенные при подаче иска расходы в виде государственной пошлины в сумме 300,00 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение оставлено 12 августа 2024 года.
Судья: О.П. Берсенёва