Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1467/2022 ~ М-980/2022 от 13.04.2022

Дело № 2-1467/2022

УИД 79RS0002-01-2022-002761-16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 июня 2022 года г. Биробиджан

Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе

судьи Шариповой Ю.Ф.,

с участием:

процессуального истца помощника прокурора г. Биробиджана Рогаль С.Г.,

материального истца Иванова А.Л.,

представителя ответчика департамента здравоохранения правительства ЕАО Цыбукеевой А.Е.,

представителя третьего лица ГП ЕАО «Фармация» Лаврущева В.А.,

при секретаре Тищенко В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора г. Биробиджана в интересах Иванова Александра Леонидовича к департаменту здравоохранения правительства ЕАО о возложении обязанности обеспечить лекарственными средствами, взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора г. Биробиджана в интересах Иванова Александра Леонидовича обратился суд с иском к департаменту здравоохранения правительства ЕАО о возложении обязанности обеспечить лекарственными средствами, взыскании компенсации морального вреда, указав, что по результатам прокурорской проверки установлено, что в ГП ЕАО «Фармация» на отсроченном обслуживании находятся рецептурные бланки, выписанные на имя заявителя, а именно: рецепт от 12.11.2021 серия 79ГБ №7000019579 на лекарственный препарат «Allopurinoli»» tab. 100 mg №50 2 уп.; рецепт от 21.01.2022 серия 79ГБ №100115051 на лекарственный препарат «Apixabani»» tab. 5 mg №60 2 уп.; рецепт от 22.02.2022 серия 79ГБ №100119308 на лекарственный препарат «Apixabani»» tab. 5 mg №60 2 уп.; рецепт от 21.01.2022 серия 79ГБ №100115052 на лекарственный препарат «Allopurinoli»» tab. 100 mg №50 2 уп.; рецепт от 18.02.2022 серия 79ГБ №7000021376 на лекарственный препарат «Metoprololi»» tab. 50 mg №30 2 уп.; рецепт от 17.02.2022 серия 79ГБ №7000021382 на лекарственный препарат «Losartani»» tab. 100 mg №30 2 уп. Установлено, что Иванов А.Л. наблюдается в ОГБУЗ «Областная больница» с основным диагнозом ИБС. Стабильная стенокардия напряжение ФКП. Фибриляция и трепетание предсердий, постоянная форма. Просит обязать ответчика организовать обеспечение Иванова А.Л., 27.02.1059 года рождения, лекарственными средствами по отсроченным рецептурным бланкам: рецепт от 12.11.2021 серия 79ГБ №7000019579 на лекарственный препарат «Allopurinoli»» tab. 100 mg №50 2 уп.; рецепт от 21.01.2022 серия 79ГБ №100115051 на лекарственный препарат «Apixabani»» tab. 5 mg №60 2 уп.; рецепт от 22.02.2022 серия 79ГБ №100119308 на лекарственный препарат «Apixabani»» tab. 5 mg №60 2 уп.; рецепт от 21.01.2022 серия 79ГБ №100115052 на лекарственный препарат «Allopurinoli»» tab. 100 mg №50 2 уп.; рецепт от 18.02.2022 серия 79ГБ №7000021376 на лекарственный препарат «Metoprololi»» tab. 50 mg №30 2 уп.; рецепт от 17.02.2022 серия 79ГБ №7000021382 на лекарственный препарат «Losartani»» tab. 100 mg №30 2 уп.; взыскать с ответчика в пользу Иванова А.Л., 27.02.1059 года рождения, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.

В судебном заседании представитель процессуального истца помощник прокурора г. Биробиджана Рогаль С.Г. исковые требования утонила в части компенсации морального вреда, просила взыскать с ответчика в пользу Иванова А.Л., компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей, а также организовать обеспечение истца лекарственными средствами по отсроченным рецептурным бланкам. По существу поддержала доводы искового заявления.

Материальный истец Иванов А.Л. уточнил исковые требования в части компенсации морального вреда, просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей. По существу поддержал доводы искового заявления. Дополнительно суду пояснил, что лекарственные препараты являются дорогостоящими. В случае если он их не принимает, самочувствие ухудшается, появляется слабость. По причине отсутствия лекарственных препаратов он часто нервничает, переживает.

Представитель ответчика департамента здравоохранения правительства ЕАО Цыбукеева А.Е., действующая на основании доверенности, исковые требования в части обеспечения лекарственными препаратами признала в полном объёме. В части взыскания компенсации морального вреда иск не признала. В случае удовлетворения требования о компенсации морального вреда просила снизить его размер, пояснив, что он является завешенным.

Представитель третьего лица ГП ЕАО «Фармация» Лаврущев В.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что истец должен быть обеспечен данными лекарственными средствами, в части взыскания компенсации морального вреда разрешение требования оставил на усмотрение суда.

Представители третьих лиц правительства ЕАО, ОГБУЗ «Областная больница» в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица, и, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

Из материалов дела следует, что Иванов А.Л. является инвалидом второй группы по общему заболеванию бессрочно, состоит на диспансерном учёте в ОГБУЗ «Областная больница» с диагнозом ИБС. Стабильная стенокардия напряжение ФКII. Фибрилляция и трепетание предсердий, постоянная форма.

Иванову А.Л. выписаны льготные рецепты на получение лекарственных препаратов: от 12.11.2021 серия 79ГБ № 7000019579 на лекарственный препарат «Allopurinoli»» tab. 100 mg № 50 2 уп.; от 21.01.2022 серия 79ГБ №100115051 на лекарственный препарат «Apixabani»» tab. 5 mg №60 2 уп.; от 22.02.2022 серия 79ГБ № 100119308 на лекарственный препарат «Apixabani»» tab. 5 mg №60 2 уп.; от 21.01.2022 серия 79ГБ № 100115052 на лекарственный препарат «Allopurinoli»» tab. 100 mg №50 2 уп.; от 18.02.2022 серия 79ГБ №7000021376 на лекарственный препарат «Metoprololi»» tab. 50 mg № 30 2 уп.; от 17.02.2022 серия 79ГБ № 7000021382 на лекарственный препарат «Losartani»» tab. 100 mg №30 2 уп.

Данные лекарственные средства включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждённый распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р.

В судебном заседании установлено, что данные рецепты до настоящего времени не отпущены, что подтверждается выпиской из реестра рецептов.

Согласно пункту 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.

В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются, в том числе такие социальные услуги, как обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты (пункт 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

На основании вышеприведенных норм закона, Иванов А.Л. имеет право на бесплатное обеспечение необходимыми лекарственными препаратами. Данное обстоятельство ответчиком в судебном заседании не оспаривалось.

Порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (п. 5 ст. 6.3 этого же Федерального закона).

Приказом Минтруда России № 929н, Минздрава России № 1345н от 21.12.2020 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Пунктом 14 указанного Порядка предусмотрено, что при обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач (фельдшер, акушерка в случае возложения на них полномочий лечащего врача) (далее - медицинский работник) по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, оформляет рецепт на бумажном носителе за своей подписью и (или) с согласия пациента или его законного представителя рецепт в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в соответствии с порядком назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, формами рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядком оформления этих бланков, их учета и хранения, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В случае временного отсутствия в аптечной организации указанного в рецепте лекарственного препарата, медицинского изделия или специализированного продукта лечебного питания для детей-инвалидов рецепт принимается на отсроченное обслуживание с даты обращения пациента в аптечную организацию в сроки, установленные правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения (п. 19 Порядка).

Подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации.

Разрешение вопросов организации обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями при оказании медицинской помощи пунктом 21.1 части 1 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области, урегулированы Законом ЕАО от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области».

Согласно ст. 3 данного Закона обеспечение лекарственными средствами, препаратами и (или) изделиями медицинского назначения по рецептам врачей (фельдшеров) при амбулаторном лечении осуществляется в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации в области медицинской помощи в порядке, установленном правительством области.

Постановлением правительства ЕАО от 16.07.2013 № 339-пп определено, что департамент здравоохранения правительства ЕАО является уполномоченным органом исполнительной власти Еврейской автономной области по реализации закона Еврейской автономной области от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области» в части предоставления мер социальной поддержки отдельным группам населения по льготному обеспечению лекарственными препаратами и (или) изделиями медицинского назначения.

В соответствии с Постановлением правительства ЕАО от 17.04.2012 № 152-пп «О департаменте здравоохранения правительства Еврейской автономной области», департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области является органом исполнительной власти, формируемым правительством Еврейской автономной области, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья населения и руководство системой здравоохранения области в целях обеспечения государственных гарантий по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи, сохранению и улучшению здоровья людей.

Поскольку организация обеспечения инвалидов лекарственными средствами на территории ЕАО возложена на департамент здравоохранения правительства ЕАО, исковые требования прокурора г. Биробиджана в части возложения на департамент здравоохранения правительства ЕАО обязанности по обеспечению Иванова А.Л. необходимыми лекарственными средствами по выписанным рецептам являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Рассматривая требование истца о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 22 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе посредством бесплатного обеспечения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В судебном заседании установлено, что в нарушение установленного порядка рецепты Иванову А.Л. до настоящего времени не обслужены, что прямо противоречит принципу охраны здоровья граждан, нарушает его права на качественную, своевременную медицинскую помощь в условиях, соответствующих установленным нормам и требованиям.

Материалами дела вина департамента здравоохранения правительства ЕАО в причинении Иванову А.Л. морального вреда нашла свое подтверждение, поскольку ответчиком не предприняты все зависящие от него меры для приобретения необходимых лекарственных препаратов и обеспечения ими Иванова А.Л., что повлекло причинение нравственных страданий, обусловленных переживаниями за свою жизнь и здоровье, возможных отрицательных последствий из-за несвоевременного принятия лекарственных препаратов, назначенных врачом и необходимых истцу по жизненным показаниям.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, возраст истца, его заболевание, то обстоятельство, что до настоящего времени истец не обеспечен назначенными ему по жизненным показаниям препаратами, степень вины ответчика, суд, руководствуясь требованиями разумности и справедливости, приходит к выводу о взыскании с департамента здравоохранения правительства ЕАО в пользу истца Иванова А.Л. в качестве компенсации морального вреда 10000 рублей.

Оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда в большем размере, суд по представленным стороной истца доказательствам не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:

░░░░░░ ░░ 12.11.2021 ░░░░░ 79░░ №7000019579 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «Allopurinoli»» tab. 100 mg №50 2 ░░░░░░░░;

░░░░░░ ░░ 21.01.2022 ░░░░░ 79░░ №100115051 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «Apixabani»» tab. 5 mg №60 2 ░░░░░░░░;

░░░░░░ ░░ 22.02.2022 ░░░░░ 79░░ №100119308 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «Apixabani»» tab. 5 mg №60 2 ░░░░░░░░;

░░░░░░ ░░ 21.01.2022 ░░░░░ 79░░ №100115052 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «Allopurinoli»» tab. 100 mg №50 2 ░░░░░░░░;

░░░░░░ ░░ 18.02.2022 ░░░░░ 79░░ №7000021376 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «Metoprololi»» tab. 50 mg №30 2 ░░░░░░░░;

░░░░░░ ░░ 17.02.2022 ░░░░░ 79░░ №7000021382 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «Losartani»» tab. 100 mg №30 2 ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10000 ░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14.06.2022.

2-1467/2022 ~ М-980/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Зам. прокурора г. Биробиджана Карасенко А.С.
Иванов Александр Леонидович
Ответчики
Департамент здравоохранения правительства ЕАО
Другие
Областная больница, ОГБУЗ
Фармация, ГП ЕАО
Правительство ЕАО
Суд
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области
Судья
Шарипова Юлия Фаритовна
Дело на сайте суда
birobidzhansky--brb.sudrf.ru
13.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.04.2022Передача материалов судье
20.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.04.2022Подготовка дела (собеседование)
29.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.05.2022Судебное заседание
06.06.2022Судебное заседание
14.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.08.2023Дело оформлено
17.10.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее