Дело № г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 13 февраля 2024 года
Судья Магасского районного суда Республики Ингушетия Белхароев Т.А.,
при помощнике судьи Ахильгове М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> к ГБОУ "Лицей – детский сад <адрес>" и Министерству образования и науки Республики Ингушетия о возложении обязанности провести работы, необходимые для приведения объекта в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
Истец прокурор <адрес> обратился в суд с указанным исковым заявлением, в котором просит суд обязать ГБОУ «Лицей - детский сад <адрес>» провести обследование объекта и составить паспорт доступности объекта для инвалидов в соответствии с требованиями Приказа Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ №, обязать Министерство образования и науки Республики Ингушетия выделить ГБОУ «Лицей-детский сад» бюджетные средства на устранение следующих нарушений: отсутствие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; несоответствие угла уклона пандуса предъявляемым требованиям; отсутствие двухстороннего ограждения с поручнями на пандусе; не оборудование пешеходных путей непрерывной связью с внешними, по отношению к участку, транспортными и пешеходными коммуникациями; отсутствие на пешеходных путях в местах пересечения пешеходных и транспортных путей, имеющих перепад высот до 0,2 м, бордюрных пандусов с плавным наклоном; наличие порогов перепадов высот пола в дверных проемах; отсутствие в учреждении лифта либо подъемной платформы; отсутствие санитарно-бытовых помещений, специально оборудованных для инвалидов и обязать ГБОУ «Лицей - детский сад <адрес>» по мере поступления бюджетных средств принять меры по устранению нарушений: отсутствие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; не соответствие угла уклона пандуса предъявляемым требованиям; отсутствие двухстороннего ограждения с поручнями на пандусе; не оборудование пешеходных путей непрерывной связью с внешними, по отношению к участку, транспортными и пешеходными коммуникациями; отсутствие на пешеходных путях в местах пересечения пешеходных и транспортных путей, имеющих перепад высот до 0,2 м, бордюрных пандусов с плавным наклоном; наличие порогов перепадов высот пола в дверных проемах; отсутствие в учреждении лифта либо подъемной платформы; отсутствие санитарно-бытовых помещений, специально оборудованных для инвалидов.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 2, п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ), в п. 3 которого также предусмотрено, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски; надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Органами и организациями, предоставляющими услуги в сфере образования, осуществляются меры по обеспечению проектирования, строительства и приемки с ДД.ММ.ГГГГ вновь вводимых в эксплуатацию, а также прошедших капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию объектов, в которых осуществляется предоставление услуг, с соблюдением требований к их доступности для инвалидов, установленных ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также норм и правил, предусмотренных п. 41 перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N1521 (п. 5 данного Порядка).
Указанный Перечень утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ действует Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N815, в п. 38 которого предусмотрен СП 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Разделы 1, 2, 4 (за исключением п. 4.6), 5 (п.п. 5.1.2 - 5.1.8, ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (абзац второй), 5.2.1 - 5.2.5, 5.3.1 - 5.3.3), 6 (п.п. 6.1.1, 6.1.2, 6.1.4 - 6.1.6, 6.1.8, 6.1.9, 6.2.1 - 6.2.9, ДД.ММ.ГГГГ (за исключением абзаца второго), ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (абзац первый), ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, 6.3.1 - 6.3.9, 6.4.1 - 6.4.3, 6.5.1, 6.5.2, 6.5.3 (абзац первый), 6.5.5, 6.5.6, 6.5.9), 7, 8 (за исключением п.п. 8.1.1, 8.1.5, 8.1.6, 8.2.5, абзаца второго пункта 8.5.8), 9 (п.п. 9.1, 9.2, 9.4 - 9.10), приложение А.
Согласно п. 6.5.9 СП 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденному Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N815, информирующие тактильные таблички для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1.2 до 1.6 м от уровня пола и на расстоянии 0, 1 м от края таблички до края дверного проема: перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения; перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных; рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.
В соответствии с п. п. 7, 10 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного Приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ N1309, органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает требования к помещениям, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной или муниципальной услуги, в том числе к обеспечению доступности для инвалидов указанных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Правила обеспечения условий доступности для инвалидов объектов (помещения, здания и иные сооружения), используемых для предоставления услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи установлены приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 527н "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи" (далее по тексту - Приказ Минтруда России N 527н).
В соответствии с п. 2 Приказа Минтруда России N 527н обеспечение условий доступности для инвалидов объектов осуществляется органами службы занятости и организациями социального обслуживания в субъектах Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты населения, государственными инспекциями труда, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, государственными унитарными протезно-ортопедическими предприятиями, учреждениями социального обслуживания, образования и науки, находящимися в ведении Минтруда России, территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и подведомственными ему организациями, предоставляющими услуги в рамках осуществления деятельности в сфере труда, занятости и социальной защиты населения и оказывающими необходимую помощь инвалидам в преодолении барьеров, препятствующих получению этих услуг наравне с другими лицами.
Указанные органы в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг.
Согласно п. 10 Приказа Минтруда России N 527н паспорт доступности должен содержать следующие разделы: а) краткая характеристика объекта и предоставляемых на нем услуг; б) оценка соответствия уровня доступности для инвалидов объекта и имеющихся недостатков в обеспечении условий его доступности для инвалидов, с использованием показателей, предусмотренных п. 13 Приказа Минтруда России N 527н; в) оценка соответствия уровня доступности для инвалидов предоставляемых услуг и имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности для инвалидов, с использованием показателей, предусмотренных пунктом 13 Приказа Минтруда России N 527н; г) управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению Цечоевой Х.А. об отсутствии условий для беспрепятственного доступа инвалидов в ГБОУ «Лицей-детский сад» <адрес>.
Проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона в ГБОУ «Лицей-детский сад» отсутствует при входе в объект вывеска с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; угол уклона пандуса не соответствует предъявляемым требованиям, а также не имеет двухстороннее ограждение с поручнями; пешеходные пути не имеют непрерывную связь с внешними, по отношению к участку, транспортными и пешеходными коммуникациями; в местах пересечения пешеходных и транспортных путей, имеющих перепад высот до 0,2 м, пешеходные пути не обустроены пандусами бордюрными, с плавным наклоном; дверные проемы имеют пороги и перепады высот пола; в учреждении отсутствует лифт либо подъемная платформа; отсутствуют санитарно-бытовые помещения, специально оборудованные для инвалидов.
Несмотря на отсутствие условий доступности образовательного учреждения для инвалидов, вопреки требованиям Правил ГБОУ «Лицей детский сад» до настоящего времени не проведено обследование объекта и не составлен паспорт доступности для инвалидов объекта с определением управленческих решений по срокам и объемам работ, необходимых для приведения объекта в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
Нарушение указанных норм свидетельствует о ненадлежащей организации ГБОУ "Лицей – детский сад <адрес>" и Минобразования РИ работ необходимых для приведения объекта в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-199, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора <адрес> к ГБОУ "Лицей – детский сад <адрес>" и Министерству образования и науки Республики Ингушетия о возложении обязанности провести работы, необходимые для приведения объекта в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации удовлетворить.
Обязать ГБОУ «Лицей - детский сад <адрес>» провести обследование объекта и составить паспорт доступности объекта для инвалидов в соответствии с требованиями Приказа Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обязать Министерство образования и науки Республики Ингушетия выделить ГБОУ «Лицей-детский сад» бюджетные средства на устранение следующих нарушений: отсутствие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; не соответствие угла уклона пандуса предъявляемым требованиям; отсутствие двухстороннего ограждения с поручнями на пандусе; не оборудование пешеходных путей непрерывной связью с внешними, по отношению к участку, транспортными и пешеходными коммуникациями; отсутствие на пешеходных путях в местах пересечения пешеходных и транспортных путей, имеющих перепад высот до 0,2 м, бордюрных пандусов с плавным наклоном; наличие порогов перепадов высот пола в дверных проемах; отсутствие в учреждении лифта либо подъемной платформы; отсутствие санитарно-бытовых помещений, специально оборудованных для инвалидов.
Обязать ГБОУ «Лицей - детский сад <адрес>» по мере поступления бюджетных средств принять меры по устранению нарушений: отсутствие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; не соответствие угла уклона пандуса предъявляемым требованиям; отсутствие двухстороннего ограждения с поручнями на пандусе; не оборудование пешеходных путей непрерывной связью с внешними, по отношению к участку, транспортными и пешеходными коммуникациями; отсутствие на пешеходных путях в местах пересечения пешеходных и транспортных путей, имеющих перепад высот до 0,2 м, бордюрных пандусов с плавным наклоном; наличие порогов перепадов высот пола в дверных проемах; отсутствие в учреждении лифта либо подъемной платформы; отсутствие санитарно-бытовых помещений, специально оборудованных для инвалидов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий:
Копия верна:
Судья Магасского районного суда Т.А. Белхароев