П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Кострома 12 сентября 2022 года
Судья Свердловского районного суда г.Костромы Глушков В.В.,
с участием представителя ОГБПОУ «Костромской автодорожный колледж», действующего по доверенности, Голубева В.В.,
а также должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении – государственного инспектора г.Костромы по пожарному надзору - старшего инспектора территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы (г. Костромы) управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Костромской области Романовой Е.В.,
рассмотрев протокол об административном правонарушении и материалы дела в отношении Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Костромской автодорожный колледж», ...
о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 14 ст.19.5 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Согласно составленного в отношении юридического лица – ОГБПОУ «Костромской автодорожный колледж» протокола об административном правонарушении, ему вменено совершение правонарушения при следующих обстоятельствах.
31 августа 2022 года в 15 часов 30 минут по результатам контрольного (надзорного) мероприятия (внеплановая выездная проверка) в здании учебного корпуса ОГБПОУ «Костромской автодорожный колледж», расположенного по <адрес> установлено не исполнение юридическим лицом предписания № 74/1/1 от 13.07.2021 срок выполнения которого наступил 02.07.2022 (срок был продлен на 90 календарных дней на основании положения абз. 1 пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля»). А именно, не выполнены следующие пункты выданного предписания:
Пункт 2. Помещения в подвальном этаже блока столовой не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, чем нарушен п. 54 ППР РФ, Приложение А, п. А.4, п. А.10, табл. А1 п. 9, табл. А. 3 п. 38 СП 5.13130.2009, п. 6.1.1 СП 484.1311500.2020. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования, и. 4.4 СП 486.1311500.2020. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности, п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 4 ФЗ-123;
Пункт 3. В месте, где имеется опасность механического повреждения извещателя, не предусмотрена защитная конструкция, не нарушающая работоспособность и эффективность обнаружения загорания, а именно в игровом спортивном зале оборудование системы автоматической пожарной сигнализации (дымовые пожарные извещатели) не защищено защитной конструкцией, чем нарушен п. 13.3.13 СП 5.13130.2009, п. 6.6.33 СП 484.1311500.2020. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования, п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 4, ч. 10 ст. 83 ФЗ-123;
Пункт 6. В лабораторном корпусе в месте размещения теплового узла перегородка, отделяющая его от помещения токарной мастерской выполнена из горючего материала по деревянному каркасу (деревянная вагонка), чем нарушен п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 4, ч. 1, ч. 2 ст. 31, ст. 36, ч. 1, ч. 2, ч. 6 ст. 87 ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 2.3, таблица 2 примечание 7 СНиП П-А.5-62 Часть И, раздел А. Глава 5 Противопожарные требования. Основные положения проектирования, п. 1.1*, табл. 1, п. 1.6* СНиП 2.01.02-85* Противопожарные нормы;
Пункт 7. Отсутствует соответствующее заполнение дверного проема в противопожарной преграде отделяющей помещения производственного назначения (токарная мастерская) от учебного класса, чем нарушен п. 5.6.4 СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям, п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 4, ч. 1, ч. 2, ч. 3 ст. 88 ФЗ-123;
Пункт 10. В качестве второго эвакуационного выхода со второго этажа здания отделения лаборатории допускается использование наружной открытой лестницы, при этом данная лестница рассчитана на число эвакуируемых более 70 человек для здания II степени огнестойкости (90 человек), чем нарушен п. 8.1.14 СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы, п. 7.1.2 СП 1.13130.2020, п. 33 ППР РФ, п. 1 ч. 2 ст. 1, ч.3, ст. 4, ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 53, ч. 1, ч. 8 ст. 89 ФЗ-123;
Пункт 11. Ширина лестницы 3-го типа используемой в качестве 2-го эвакуационного выхода со второго этажа здания отделения лаборатории составляет 0,61 метр, а ширина сплошных проступей её ступеней - 0,06 метра, чем нарушен п. 8.1.14 СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы, п. 7.1.2 СП 1.13130.2020, п. 33 ППР РФ, п. 1 ч. 2 ст. 1, ч.3, ст. 4, ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 53, ч. 1, ч. 8 ст. 89 ФЗ-123;
Пункт 12. Высота ограждения лестницы 3-го типа используемой в качестве 2-го эвакуационного выхода со второго этажа здания отделения лаборатории составляет 0,9 метра, чем нарушен п. 4.4.2 СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы, п. 4.4.7 СП 1.13130.2020, п. 33 ППР РФ, п. 1 ч. 2 ст. 1, ч.3, ст. 4, ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 53, ч. 1, ч. 8 ст. 89 ФЗ-123;
Пункт 15. На объекте защиты не проводится своевременное обслуживание источников внутреннего противопожарного водопровода и проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов, чем нарушен п. 48 ППР РФ;
Пункт 16. На объекте защиты не обеспечивается не реже 1 раз в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц с составлением соответствующего протокола испытаний, чем нарушен п.п «б» п. 17 ППР РФ.
Подобное явилось основанием для составления в отношении ОГБПОУ «Костромской автодорожный колледж», учитывая факт неисполнения предписания повторно, протокола об административном правонарушении по ст.19.5 ч.14 КоАП РФ.
Представитель ОГБПОУ «Костромской автодорожный колледж» Голубев В.В. в суде, не оспаривая по существу факт не исполнения Учреждением ранее выданного предписания в части пунктов, зафиксированных в акте внеплановой проверки и приведенных в протоколе об административном правонарушении, указал на отсутствие финансовых средств достаточных для выполнения всех пунктов предписания. Сообщил, что образовательное учреждение финансируется из областного бюджета, для выполнения предписываемых учреждению мероприятий требуются денежные средства, которые в достаточном объеме не были выделены. В связи с чем, ранее выданное учреждению предписание выполнить в полном объеме не представилось возможным. В настоящее время учреждением принимаются все возможные меры, направленные на изыскание финансовых средств для выполнения всех пунктов предписания. Кроме того, Голубевым В.В. представлены письменные пояснения (позиция) по делу законного представителя образовательного учреждения – директора Волхонова Р.М., сводящаяся к тому, что учреждением принимались все возможные меры к исполнению выданного предписания, однако оно не было исполнено по причине неполучения финансирования от учредителя, функции и полномочия которого в соответствии с уставом осуществляет департамент образования и науки Костромской области.
В судебном заседании представитель ТО НД и ПР г. Костромы Романова Е.В. требование о привлечении Учреждения к административной ответственности за невыполнение в установленный срок предписания поддержала, вопрос о виде наказания оставила на усмотрение суда, не настаивала на применения более строгого предусмотренного санкцией статьи административного наказания в виде административного приостановления деятельности, учитывая, что пребывание людей в образовательном учреждении не является круглосуточным.
Рассмотрев материалы дела, прихожу к следующему.
Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания влечет привлечение к административной ответственности по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.
Согласно положений вступившего в силу с 1.01.2022 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 06.12.2021) "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, установленных нормативно-правовыми актами РФ.
В соответствии с данным Законом внеплановая выездная проверка проводится на основании распоряжения руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля; предметом проверки являются, в том числе принимаемые юридическим лицом меры по исполнению предписания об устранении нарушений обязательных требований, установленных нормативно-правовыми актами.
16 августа 2022 года главным государственным инспектором г. Костромы по пожарному надзору ТО НД и ПР г. Костромы вынесено решение о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ОГБПОУ «Костромской автодорожный колледж» на предмет исполнения юридическим лицом предписания № 74/1/1 от 13.07.2021. Данное решение учреждением было получено 18.08.2022 года, в установленный до даты начала проведения проверки срок.
Как следует из материалов дела, ОГБПОУ «Костромской автодорожный колледж в срок до 02.07.2022 не выполнило пункты 2,3,6,7,10,11,12,15,16 законного предписания № 74/1/1 от 13.07.2021, что подтверждено актом проверки от 31.08.2022.
Событие правонарушения и вина Учреждения в его совершении подтверждаются: протоколом об административном правонарушении, предписанием № 74/1/1 от 13.07.2021 и актом проверки от 31.08.2022, согласно которому предписание (в части вмененных пунктов предписания со сроком выполнения до 02.07.2022) не выполнено, иными представленными материалами. С ходатайством о продлении срока действия предписания Учреждение в орган, его выдавший, не обращалось. Предписание не обжаловалось, незаконным не признавалось.
Из пояснений в суде представителя Голубева В.В., письменных пояснений законного представителя Волхонова Р.М. также следует фактическое признание учреждением не исполнения предписания в части рассматриваемых пунктов.
Ранее постановлением мирового судьи судебного участка №7 Свердловского судебного района г. Костромы от 20.08.2021, вступившим в законную силу 31.08.2021, ОГБПОУ «Костромской автодорожный колледж» было привлечено к административной ответственности по ст.19.5 ч.13 КоАП РФ к штрафу в размере 90 000 рублей.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления вины ОГБПОУ «Костромской автодорожный колледж».
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения юридического лица от исполнения обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности, в том числе с учетом характера и степени опасности вмененного административного правонарушения, поскольку невыполнение требований пожарной безопасности может повлечь негативные последствия, приводит к недопустимому риску для жизни и здоровья людей.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом.
Неисполнение ОГБПОУ «Костромской автодорожный колледж» законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области пожарной безопасности, является грубым нарушением Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности". Бездействие Учреждения, образующее состав административного правонарушения, признаков малозначительности не содержит, оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Смягчающим административную ответственность обстоятельством признается фактическое признание в неисполнении предписания. Оспаривание же вины (по причине отсутствия финансирования) судья расценивает способом защиты. Отягчающих обстоятельств не имеется, признак повторности образует объективную сторону правонарушения.
Оснований для применения более строгого административного наказания в виде административного приостановления деятельности не нахожу. Выясненные в судебном заседании у участвующих лиц обстоятельства того, что приостановление деятельности образовательного учреждения повлечет невозможность оказания образовательных услуг гражданам, подобное приведет к серьезным негативным последствиям.
Поэтому при назначении наказания юридическому лицу считаю необходимым применить штраф с учетом положений частей 3.2,3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с наличием по делу исключительных обстоятельств, связанных с имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица. Считаю, что назначение административного штрафа в пределах санкции не соответствует финансовому положению юридического лица, финансируемого из бюджета и испытывающего нехватку средств. С учетом конкретных обстоятельств дела, считаю необходимым снизить размер штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.
На основании ст. 29.5-29.11 КоАП Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л :
Признать юридическое лицо – Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Костромской автодорожный колледж» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 ч. 14 КоАП РФ, и назначить административное наказание с применением частей 3.2,3.3 статьи 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 75 000 (семидесяти пяти тысяч) рублей.
Штраф подлежит уплате не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по реквизитам:
Получатель: УФК по Костромской области (Главное управление МЧС России по Костромской области л/с № 04411784000) ИНН 4401049191, КПП 440101001 Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ КОСТРОМА БАНКА РОССИИ // УФК по Костромской области г. Кострома, казначейский счет (р/сч): 03100643000000014100, Единый казначейский счет (кор/сч): 40102810945370000034, БИКТОФК: 013469126, Лицевой счет (в УФК): 04411784000, ОКТМО 34701000, КБК 17711601191010005140, УИН 17700708022001945687.
Постановление может быть обжаловано в 10-суточный срок с момента его получения в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г.Костромы.
Судья В.В. Глушков
Копия верна
судья