Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-53/2023 ~ М-50/2023 от 18.04.2023

Дело № 2-53/2023

УИД 81RS0001-01-2023-000092-88

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 мая 2023 года                                                                                        с.Коса

Косинский районный суд Пермского края в составе председательствующего Петровой И.В.,

при секретаре судебного заседания Кочкуровой Л.Г.,

с участием истца ФИО2,

представителя истца ФИО8,

представителя ответчика Колесниковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации Косинского муниципального округа о признании права на получение жилищной субсидии, возложении обязанности включить в список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», с датой постановки на учет умершего супруга ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ в категории «Инвалиды 1-2 группы, инвалиды с детства»,

у с т а н о в и л:

    ФИО2 обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что ФИО1, её супруг, состоял на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в категории «Инвалиды I-II группы, инвалиды с детства» с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи из 2 человек: он- ФИО1 и она ФИО2- супруга. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер. ДД.ММ.ГГГГ учетное дело было переоформлено на неё по категории «Пенсионеры» по дате участия в программе ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ она снята с данного учета по причине отсутствия правовых норм, позволяющих правопреемство на получение жилищной субсидии членами семьи заявителя. Считает отказ в переоформлении учетного дела незаконным, поскольку на момент смерти ФИО5 законодательство не содержало запрета на указанное правопреемство, в связи с чем просит суд признать за ней право на получение жилищной субсидии с датой первоначальной постановки на учет ФИО5- ДД.ММ.ГГГГ в категории «Инвалиды 1-2 группы, инвалиды с детства», с возложением обязанности на ответчика по включению её в соответствующий список граждан с учетом даты постановки на учет первоначального заявителя и его очередности предоставления жилищной субсидии.

В судебном заседании ФИО2 на исковых требованиях настаивала, изложив доводы, указанные в иске.

Представитель истца ФИО2- ФИО8 исковые требования поддержал, суду пояснил, что его отец состоял в очереди на получение жилищной субсидии. Вместе с ним в качестве члена семьи состояла мать-ФИО2. После смерти отца мать написала заявление и была поставлена в очередь пенсионеров, хотя по закону должна была остаться в очереди отца в категории «Инвалидов» вместо него.

Представитель ответчика Колесникова О.В. с иском не согласилась, указав на то, что право членов семьи на получение жилищной субсидии в случае смерти заявителя введено 01.01.2012 и распространяется на правоотношения, возникшие после указанной даты, в связи с чем правовое основание для переоформления учетного дела с ФИО5 на ФИО2 отсутствует.

Представитель ответчика Министерства строительства Пермского края в судебное заседание не явился, в письменных возражениях на исковое заявление указаны доводы, аналогичные высказанной в судебном заседании позиции ответчика.

Выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Условия и порядок предоставления социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регулируются Федеральным законом РФ от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ).

Абзац первый статьи 1 Федерального закона № 125-ФЗ закрепляет право на получение жилищных субсидий за гражданами, прибывшими в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющих общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

В силу статьи 3 указанного Федерального закона № 125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.

Для целей Федерального закона № 125-ФЗ членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке (ч. 5 ст. 5 Федерального закона № 125-ФЗ).

Частью 2 статьи 1 Закона № 125-ФЗ установлено, что в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1992 № 1085 Косинский район отнесен с 01.07.1992 к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

В судебном заседании установлено, что ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат по переселению из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категорию «Инвалиды I-II группы, инвалиды с детства» согласно заявлению (л.д.11).

Согласно сведениям учетного дела в заявлении при постановке на соответствующий учет граждан ФИО5 указывал в качестве членов своей семьи супругу ФИО2,1949 г.р. (л.д. 10,11,12,13,21,24,33).

Ежегодно, с 2000 года он подтверждал свое право на участие в Программе, указывая в качестве члена семьи жену- ФИО2.

Согласно Постановлению главы администрации Косинского района Коми-Пермяцкого автономного округа Пермской области от 13.03.2002 № 42 «а» утвержден Список граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на получение жилищных субсидий на строительство, приобретение жилья по Косинскому району по состоянию на 1 января 2002 года. В указанном списке ФИО1 числился под номером 443 с датой поступления заявления 23.03.2000 (л.д.52-55).

13.06.2008 ФИО5 умер (л.д.27).

Постановлением главы Косинского муниципального района Пермского края от 13.05.2010 учетное дело от 23.03.2000 заявителя ФИО1 переоформлено на ФИО2 с переводом в категорию «Пенсионеры» в связи со смертью заявителя, по дате участия в Программе 23.03.2000 (л.д.34).

16.12.2022 ФИО2 обратилась в администрацию Косинского муниципального округа с заявлением о переоформлении учетного дела от 23.03.2000 на нее (л.д.41).

Постановлением главы Косинского муниципального округа Пермского края от 21.12.2022 семья ФИО2 снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (учетное дело № 672 от 23.03.2000 категория «Пенсионеры») (л.д.46).

Письмом администрации Косинского муниципального округа от 22.12.2022 ФИО2 уведомлена о том, что основанием для принятия такого решения послужили обстоятельства проверки учетного дела, по результатам которого выявлен факт необоснованного переоформления учетного дела в связи со смертью заявителя, поскольку внесенные изменения в Федеральный закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ в части «наследования» членами семьи очереди на получение жилищной субсидии в случае смерти заявителя, распространяются на правоотношения, возникшие лишь с 01.01.2012.

Как следует из письменных доказательств ФИО1 и ФИО2 состояли в зарегистрированном браке с 12.09.1969 года (л.д.19).

ФИО1 являлся инвалидом второй группы (л.д.22-23, 25).

Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости за ФИО2 право собственности на недвижимое имущество не зарегистрировано (л.д.45).

ФИО1 был зарегистрирован по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год по адресу: <адрес>, снят с регистрации по месту жительства в связи со смертью (л.д.50).

ФИО2 была зарегистрирована по адресу <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д.51).

Из похозяйственной книги № 1 за 1997, 1998, 1999, 2000, 2001 годы следует, что в хозяйстве ФИО6 (мать ФИО2), <адрес> в том числе числятся: дочь- ФИО2, зять- ФИО1 (л.д.56-59).

Из похозяйственной книги № 1 за 2002, 2003, 2004, 2005, 2006 годы следует, что по этому же хозяйству проживает и числится ФИО2, как глава (л.д.60-64).

В судебном заседании ФИО2 и её представитель пояснили, что ФИО2 и ФИО1 всегда жили вместе по одному адресу в <адрес>.

Согласно справки администрации Косинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 имел состав семьи ФИО2

Из архивной справки от 19.01.2023 следует, что в документах архивного фонда администрации Косинского сельского совета, в похозяйственных книгах за 2007-2011 годы, в хозяйстве по адресу: <адрес> ФИО8, числятся: отец ФИО1, 1947 года, умер 13.06.2008, ФИО2, мать, 1949 года.

Правомерность постановки ФИО1 на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат по переселению из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категорию «Инвалиды I-II группы, инвалиды с детства» до его смерти никем не оспаривалась.

Статьей 1 Федерального закона № 125-ФЗ (в редакции № 1 от 25.10.2002) установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Федеральным законом от 17.07.2011 № 212-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ изложена в новой редакции. В частности, в статье 1 появилась норма о том, что в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.

Федеральный закон от 17.07.2011 № 212-ФЗ вступил в действие с 01.01.2012 (ст. 2 данного закона).

До внесения указанных изменений Федеральным законом № 125-ФЗ возможность сохранения за членами семьи умершего гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, права на ее получение, прямо в ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ предусмотрена не была.

Вместе с тем прямого запрета на указанное правопреемство указанный закон в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, не содержал, следовательно, применение к отношениям Федерального закона № 125-ФЗ в редакции Федерального закона № 212-ФЗ допустимо как улучшающие положение данных лиц.

Действия по отказу в переоформлении учетного дела на ФИО2 и признании за ней права на получение жилищной субсидии, как за членом семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение такой субсидии, но умершего до 01.01.2012, привели к нарушению конституционного принципа равенства граждан перед законом, гарантированного ст.19 Конституции Российской Федерации, к неравному положению лиц, принадлежащих к одной и той же категории (член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии).

По смыслу подлежащих применению к спорным отношениям названных норм материального права, члены семей граждан, состоявших на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилых помещений в связи с переселением из районов Крайнего Севера, но умерших до введения в действие Федерального закона № 212-ФЗ, то есть до 01.01.2012, так же как и члены семей граждан, состоявших на учете на получение жилищных субсидий, но умерших после 01.01.2012, сохраняют право на получение жилищной субсидии на приобретение жилого помещения. Иное толкование указанных нормативных положений привело бы к неоправданным различиям в объеме прав граждан, относящихся к одной и той же категории (член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии), в зависимости от даты смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии.

Следовательно, ФИО2, как член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, но умершего до получения жилищной субсидии и до вступления в силу изменений в Федеральный закон № 125-ФЗ, не может быть лишена права на получение жилищной субсидии исходя из факта смерти ее супруга ФИО1 до 01.01.2012.

Позиция ответчика относительно того, что из положений Федерального закона №125-ФЗ в ранее действовавшей редакции, не следует сохранение права на получение жилищной субсидии умершего гражданина за членами семьи участника такой программы, основана на ошибочном понимании закона.

Согласно преамбуле Федерального закона № 125-ФЗ настоящий Федеральный закон устанавливает условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992, что свидетельствует о праве на получение субсидии не только тех лиц, которые прямо указаны в соответствующих списках, но и членов их семьи как обладающих самостоятельным правом, поскольку с учетом данных членов семьи производится определение размера жилищной субсидии (ст. 5 Федерального закона № 125-ФЗ).

На основании изложенного, а также принимая во внимание, что факт совместного проживания истца ФИО2 с супругом ФИО1, в том числе и на дату его смерти, подтвержден в судебном заседании и никем не оспаривался, суд приходит к выводу, что истец вправе претендовать на получение жилищной субсидии и оставаться именно в той очереди, в которой стоял ее умерший супруг, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования ФИО2 к администрации Косинского муниципального округа Пермского края удовлетворить.

Признать за ФИО2 право на получение жилищной субсидии с датой первоначальной постановки на учет умершего ФИО1 – 23.03.2000 в категории «Инвалиды 1-2 группы, инвалиды с детства».

Возложить на администрацию Косинского муниципального округа обязанность включить ФИО2 в список граждан – участников ведомственной целевой программе «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с датой первоначальной постановки на учет умершего ФИО1 – 23.02.2000 в категории «Инвалиды 1-2 группы, инвалиды с детства» с составом семьи из 1 человека.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пермский краевой суд через Косинский районный суд Пермского края.

Судья                                                                                        И.В.Петрова

Мотивированное решение изготовлено 15 мая 2023 года.

2-53/2023 ~ М-50/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Батуева Мария Егоровна
Ответчики
Администрация Косинского муниципального района
Другие
Батуев Владимир Александрович
Суд
Косинский районный суд Пермского края
Судья
Петрова Ирина Владимировна
Дело на странице суда
kosinsky--perm.sudrf.ru
18.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.04.2023Передача материалов судье
21.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.05.2023Судебное заседание
15.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.06.2023Дело оформлено
11.08.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее