Дело № 2-1074/2024
59RS0027-01-2023-005776-56
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кунгур Пермского края 18 апреля 2024 года
Кунгурский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Зыковой Е.И.,
при секретаре Суминой С.Н.,
с участием представителя истца помощника Кунгурского городского прокурора Пермского края – ФИО3,
истца – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кунгурского городского прокурора Пермского края, действующего в интересах ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Кунгурский городской прокурор, действуя в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование требований указав, что ФИО1 является инвалидом. Согласно индивидуальной программы реабилитации инвалида № к протоколу проведения медико–социальной экспертизы № от 25.05.2022 ФИО1 подлежит обеспечению ТСР: экзопротезом молочной железы, чехлом для экзопротезом молочной железы трикотажным, бюстгальтером (лиф-крепление) и/или грацией (полуграцией) для фиксации экзопротеза молочной железы. До настоящего времени ФИО1 ТСР не обеспечена. ФИО1 из-за отсутствия указанных ТСР не может преодолевать замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности, направленные на создание для нее равных с другими гражданами возможностей, отрицательно сказывается на ее здоровье, эмоциональном состоянии и, как следствие, влечет причинение ее личным неимущественным правам нравственных и физических страданий. Просит обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю обеспечить ФИО1 техническими средствами реабилитации: экзопротезом молочной железы; чехлом для экзопротеза молочной железы трикотажный, бюстгальтером (лиф – крепление) и/или грация (полуграция) для фиксации экзопротеза молочной железы, взыскать компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб.
В судебном заседании Кунгурский городской прокурор, действуя в интересах ФИО1, настаивал на заявленных требованиях.
Истец ФИО1 в судебном заседании в части требований об обеспечении техническими средствами реабилитации иск не поддерживала.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в соответствии с ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), представил возражения на исковое заявление, указал, что на сегодняшний день ФИО1 обеспечена техническими средствами реабилитации: экзопротезом молочной железы; чехлом для экзопротеза молочной железы трикотажный, бюстгальтером (лиф – крепление) и/или грация (полуграция) для фиксации экзопротеза молочной железы.
Суд, заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, изучив и оценив представленные доказательства, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон № 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество (часть 1 статьи 9 Закона
№ 181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Закона № 181-ФЗ - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Согласно статье 10 Закона № 181-ФЗ, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 4 Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006 (далее - Конвенция) государства-участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами, в том числе проводить или поощрять исследовательскую и конструкторскую разработку, а также способствовать наличию и использованию новых технологий, включая информационно-коммуникационные технологии, средств, облегчающих мобильность, устройств и ассистивных технологий, подходящих для инвалидов.
Технические средства реабилитации (далее - ТСР) должны обеспечивать повышение возможностей инвалидов вести самостоятельный образ жизни, сохранять максимально возможный уровень мобильности и доступа к информации и образованию. Особое внимание уделяется в Конвенции повышению жизненного уровня и уровня социальной защищенности инвалидов, следовательно, технические средства реабилитации должны быть не только максимально доступны для инвалидов, но при этом их получение не должно вызывать существенных материальных и иных проблем. Таким образом, при обеспечении инвалидов ТСР предлагается руководствоваться следующими принципами: доступности ТСР для инвалидов; максимального удовлетворения индивидуальных потребностей инвалида при обеспечении ТСР; исключения необходимости привлечения личных средств инвалида для обеспечения ТСР.
В силу положений статьи 11.1 Закона № 181-ФЗ, к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации
Согласно части 14 статьи 11.1 Закона № 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила).
В пункте 2 Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - программа реабилитации).
Пунктам HYPERLINK https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=432347&dst=147 4 Правил установлено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства или изделия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2018 № 86 внесены изменения в Правила, которыми введен дифференцированный подход к срокам выдачи направления на получение средств в зависимости от наличия действующего государственного контракта у уполномоченного органа.
Так, при отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Судом установлено:
ФИО1,1954 года рождения является инвалидом второй группы в связи с общим заболеванием, группа инвалидности установлена бессрочно (л.д. 23).
Для проведения реабилитационных мероприятий ФИО1 разработана индивидуальная программа (ИПРА) № к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина № от 25.05.2022 с рекомендациями по медицинской, социальной реабилитации или абилитации, а также определением нуждаемости ФИО1 техническими средствами реабилитации: экзопротез молочной железы, чехол для экзопротеза молочной железы трикотажный, бюстгальтер (лиф – крепление) и/или грация (полуграция) для фиксации экзопротеза молочной железы. Срок проведения реабилитационных мероприятий с 18.05.2022 – бессрочно (л.д. 24-30оборот).
Из документов, предоставленных истцом следует, что ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением об обеспечении ее необходимыми ТСР, а именно: экзопротезом молочной железы, чехолом для экзопротеза молочной железы трикотажный, бюстгальтером (лиф – крепление) и/или грация (полуграция) для фиксации экзопротеза молочной железы.
Как следует из материалов дела, в рамках исполнения государственных контрактов № от 15.02.2024, заключенных отделением Фонда на поставку в 2023 году технических средств реабилитации для обеспечения ими инвалидов, проживающих на территории Пермского края, ФИО1 29.03.2024 была обеспечена: бюстгальтером (лиф – крепление) и/или грация (полуграция) для фиксации экзопротеза молочной железы в количестве 2 штук, экзопротезом молочной железы в количестве 1 штука, что подтверждается актами сдачи-приемки работ получателем №.
В ходе судебного разбирательства установлено, что сроки, установленные указанным Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» ответчиком нарушены, на момент подачи иска ФИО1 оставалась необеспеченной необходимыми ТСР, а именно: экзопротезом молочной железы, чехолом для экзопротеза молочной железы трикотажный, бюстгальтером (лиф – крепление) и/или грация (полуграция) для фиксации экзопротеза молочной железы.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено нарушение прав и законных интересов истца по обеспечению ТСР ответчиком в полном объеме, в связи с чем, исковые требования обеспечения ТСР - экзопротезом молочной железы, чехолом для экзопротеза молочной железы трикотажный, бюстгальтером (лиф – крепление) и/или грация (полуграция) для фиксации экзопротеза молочной железы, подлежат удовлетворению.
При этом решение в части обеспечения ФИО1 техническим средством реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, а именно: экзопротезом молочной железы, чехолом для экзопротеза молочной железы трикотажный, бюстгальтером (лиф – крепление) и/или грация (полуграция) для фиксации экзопротеза молочной железы, не подлежат исполнению, поскольку на момент вынесения решения ФИО1 получены технические средства реабилитации - бюстгальтер (лиф – крепление) и/или грация (полуграция) для фиксации экзопротеза молочной железы в количестве 2 штук, экзопротез молочной железы в количестве 1 штука.
В отношении требования истца о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
Согласно статье 22 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года) каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав.
Пунктом 1 статьи 150 ГК РФ определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1
статьи 151 ГК РФ).
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему от рождения или в силу закона нематериальные блага. В статье 151 ГК РФ закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на личные неимущественные права гражданина и другие нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.
Согласно части 2 статьи 151 ГК РФ, статьи 1101 ГК РФ при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в результате действий ответчика истец был лишен мер социальной защиты в виде обеспечения в полном объеме необходимым техническим средством реабилитации.
Проанализировав изложенные нормы права, доказательства, собранные по делу, суд приходит к выводу о том, что в связи с нарушением прав истца на получение со стороны государства поддержки и обеспечения благоприятных, не ущемляющих охраняемое государством достоинство личности, условия для реализации им своих прав, в том числе, на получение технических средств реабилитации в полном объеме, необходимых для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида, следует взыскать с ответчика в пользу истца денежные средства в счет компенсации морального вреда в размере 3000 руб., т.к. данный размер компенсации отвечает требованиям разумности, соответствует степени и длительности физических и нравственных страданий истца, а также целевому назначению данной компенсационной выплаты.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю обеспечить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (№) техническими средствами реабилитации: экозпротезом молочной железы; чехлом для экзопротеза молочной железы трикотажным; бюстгальтером (лифом – креплением) и/или грацией (полуграцией) для фиксации экзопротеза молочной железы. В указанной части решение в исполнение не приводить.
Взыскать с Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ИНН 5904084719) в пользу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (№) компенсацию морального вреда в размере 3000 руб. 00 коп. (Три тысячи руб. 00 коп.).
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 25.04.2024.
Председательствующий: Е.И. Зыкова