Дело № 4а-872/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Барнаул «____» октября 2019 года
Заместитель председателя Алтайского краевого суда Смолина О.А., рассмотрев жалобу Кайгородова Е. В. на вступившее в законную силу решение судьи Ленинского районного суда г.Барнаула от 5 августа 2019 года по жалобе инспектора-юриста бюджетно-аналитического отдела Счетной палаты Алтайского края Лебедя А. Н. на постановление мирового судьи судебного участка № 6 Центрального района г.Барнаула от 22 мая 2019 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Кайгородова Е. В., ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, заместителя министра образования и науки Алтайского края, начальника отдела ресурсного обеспечения Министерства образования и науки Алтайского края,
прекращено в связи с малозначительностью административного правонарушения с объявлением устного замечания,
У С Т А Н О В И Л:
согласно протоколу об административном правонарушении от 25 марта 2019 года, составленному инспектором-юристом бюджетно-аналитического отдела Счетной палаты Алтайского края Лебедем А.Н., 27 июля 2018 года в результате контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования средств краевого бюджета, выделенных на реализацию подпрограммы «Развитие общего и дополнительного образования в Алтайском крае» государственной программы Алтайского края «Развитие образования и молодежной политики в Алтайском крае на 2014 – 2020 годы», за 2014 – 2017 годы, проведенного на основании поручения Счетной палатой Алтайского края от 28 апреля 2018 года № 123/пор/19 в период с мая по июль 2018 года, выявлено, что 13 ноября 2017 года Кайгородов Е.В., являясь заместителем министра образования и науки Алтайского края, начальником отдела ресурсного обеспечения Министерства образования и науки Алтайского края, расположенного по адресу: г.Барнаул, ул.Ползунова, 36, допустил нарушение порядка финансового обеспечения выполнения государственного задания, выразившееся в доведении объемов субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг на 2017 год <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей, <данные изъяты> - <данные изъяты> рублей, рассчитанных на основании нормативных затрат с применением отраслевых корректирующих коэффициентов, не соответствующих приказам Министерства образования и науки Алтайского края от 9 января 2017 года № 4, от 13 ноября 2017 года № 1472, а именно с применением для <данные изъяты> величины корректирующего отраслевого коэффициента 2,62847 вместо 2,011, коэффициента выравнивания 1 вместо 0,9992, для <данные изъяты> отраслевого коэффициента 1,04286 вместо 1,4286, что повлекло завышение объема субсидий на финансовое обеспечения государственного заказа на оказание государственных услуг на 2017 год <данные изъяты> на <данные изъяты> рублей, занижение <данные изъяты> - на <данные изъяты> рублей, чем нарушены требования статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 10 постановления Администрации Алтайского края от 5 мая 2011 года № 246 «Об утверждении положения об условиях, порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания в отношении государственных учреждений Алтайского края» (далее – Положение), Порядка расчета базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг краевыми государственными бюджетными (автономными) учреждениями, оказывающими государственные услуги «Реализация основных общеобразовательных программ начального общего образования», «Реализация основных общеобразовательных программ основного общего образования», «Реализация основных общеобразовательных программ среднего общего образования», «Реализация дополнительных общеразвивающих программ физкультурно-спортивной направленности» и нормативных затрат на содержание имущества краевых государственных бюджетных (автономных) учреждений», утвержденного приказом Министерства образования и науки Алтайского края от 17 февраля 2016 года № 296 (далее – Порядок).
По делу вынесено вышеуказанное постановление.
Определением председателя Алтайского краевого суда от 25 июня 2019 года на основании определения председателя Центрального районного суда г.Барнаула от 18 июня 2019 года об удовлетворении заявления судьи районного суда Овсянниковой М.Ю. о самоотводе, письма председателя Центрального районного суда г.Барнаула от 21 июня 2019 года о косвенной заинтересованности в исходе дела судей районного суда дело по жалобе инспектора-юриста бюджетно-аналитического отдела Счетной палаты Алтайского края Лебедя А.Н. на постановление мирового судьи передано на рассмотрение в Ленинский районный суд г.Барнаула.
Решением судьи Ленинского районного суда г.Барнаула от 5 августа 2019 года постановление отменено, дело возвращено мировому судье судебного участка № 6 Центрального района г.Барнаула на новое рассмотрение.
В жалобе, поступившей в Алтайский краевой суд, Кайгородов Е.В. просит отменить вступившее в законную силу решение судьи районного суда, возвратить дело на новое рассмотрение в тот же суд, ссылаясь на то, что мировым судьей при рассмотрении дела не было допущено каких-либо процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного акта; показания свидетелей последовательны и согласуются с иными доказательствами; у мирового судьи отсутствовали основания для допроса в качестве свидетелей иных лиц, поскольку ни он, ни представители потерпевших соответствующих ходатайств не заявляли.
В установленный срок письменные возражения от <данные изъяты>, <данные изъяты> в Алтайский краевой суд не поступили.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
На основании абзаца 1, 2 части 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией. Объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
Согласно подпункту 2 пункта 2 части 2 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядки формирования государственного (муниципального) задания и финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, устанавливаемые в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи, должны определять в том числе расчет и утверждение нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг на основе базовых нормативов затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг и корректирующих коэффициентов к ним, а также нормативных затрат на выполнение работ.
В соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.
В силу пункта 10 Положения размер субсидии рассчитывается органами исполнительной власти Алтайского края, осуществляющими функции и полномочия учредителей государственных учреждений, на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, затрат на выполнение работ в рамках государственного задания и с учетом нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за краевым бюджетным или автономным учреждением, или приобретенного ими за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество, в том числе земельные участки. Нормативные затраты на оказание государственной услуги рассчитываются на единицу показателя объема оказания услуги, установленного в государственном задании, на основе базового норматива затрат и корректирующих коэффициентов с соблюдением общих требований к определению нормативных затрат, утверждаемых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Порядок определения нормативных затрат, в том числе правила определения норм, выраженных в натуральных показателях, корректирующих коэффициентов устанавливается в соответствии с настоящим Положением органами исполнительной власти Алтайского края, осуществляющими функции и полномочия учредителя краевых бюджетных и автономных учреждений, по согласованию с Министерством финансов Алтайского края. К расчету размера субсидии на выполнение работ прикладываются документы, обосновывающие состав, структуру расходов.
Согласно пункту 5 Положения в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, на основании которых было сформировано государственное задание, а также изменения размера бюджетных ассигнований, предусмотренных в краевом бюджете на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, в него могут быть внесены изменения, которые утверждаются главными распорядителями средств краевого бюджета, в ведении которых находятся краевые казенные учреждения, либо органами исполнительной власти Алтайского края, осуществляющими функции и полномочия учредителя краевых бюджетных и автономных учреждений. Увеличение объема субсидии из краевого бюджета краевому бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания возможно в случае увеличения государственного задания и (или) объема нормативных затрат на оказание государственных услуг (работ) и содержание имущества. Уменьшение объема субсидии, предоставленной из краевого бюджета краевому бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, в течение срока его выполнения осуществляется при соответствующем изменении государственного задания и (или) при изменении объема нормативных затрат на оказание государственных услуг, затрат на выполнение работ и содержание имущества.
На основании пункта 2 Порядка объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, утверждаемых Министерством образования и науки Алтайского края, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждений, в соответствии с настоящим Порядком и с соблюдением общих требований, определенных Министерством образования и науки Российской Федерации.
В силу пункта 6 Порядка в целях доведения объема финансового обеспечения выполнения государственного задания, рассчитанного на основании нормативных затрат, до уровня финансового обеспечения, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству образования и науки Алтайского края, осуществляющему функции и полномочия учредителя учреждений, на предоставление субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания могут применяться коэффициенты выравнивания, определяемые указанным органом исполнительной власти Алтайского края.
Согласно пункту 8 Порядка значения базового норматива затрат и корректирующих коэффициентов к базовому нормативу затрат утверждаются приказом Министерства образования и науки Алтайского края, осуществляющего функции и полномочия учредителя.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: 1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; 2) дата и место рассмотрения дела; 3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; 4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; 5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; 6) мотивированное решение по делу; 7) срок и порядок обжалования постановления.
В силу части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
На основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья вышестоящего суда по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении вправе отменить данное постановление и возвратить дело на новое рассмотрение в случае, если при рассмотрении жалобы будет установлено, что судьей допущены существенные нарушения процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кайгородова Е.В., мировой судья пришел к выводам о наличии оснований для признания совершенного заявителем административного правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку существенной угрозы охраняемым общественным отношениям не создано, материального ущерба не причинено, КГБОУ «Алтайская школа-интернат с первоначальной летной подготовкой» и КГБОУ «Бийский лицей-интернат Алтайского края» получена субсидия из краевого бюджета в размере, предусмотренном действующим законодательством.
Отменяя постановление мирового судьи и возвращая дело на новое рассмотрение, судья районного суда исходил из того, что вышеуказанные выводы преждевременны, поскольку в ходе рассмотрения дела не допрошены в качестве свидетелей лица, принимавшие участие в подготовке и формировании финансового обеспечения выполнения государственных заданий на 2017 год; не установлено, какие именно размеры корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат на оказание государственных услуг (отраслевого коэффициента и коэффициента выравнивания) для названных образовательных учреждений подлежали применению в 2017 году, какие суммы подлежали в этой связи выплате в 2017 году; не устранены противоречия в показаниях допрошенных свидетелей и объяснениях представителей потерпевших.
Как следует из материалов дела, приказом Министерства образования и науки Алтайского края № 4 от 9 января 2017 года, подписанным Кайгородовым Е.В., утверждены для <данные изъяты> отраслевой корректирующий коэффициент – 1,959, коэффициент выравнивания – 0,9992, для <данные изъяты> отраслевой корректирующий коэффициент – 1,486.
Приказом Министерства образования и науки Алтайского края № 6 от 9 января 2017 года, подписанным Кайгородовым Е.В., утверждены размеры субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг на 2017 год для <данные изъяты> <данные изъяты> рублей, для <данные изъяты> – <данные изъяты> рублей.
Приказом Министерства образования и науки Алтайского края № 946 от 5 июля 2017 года, подписанным Кайгородовым Е.В., утверждены размеры субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг на 2017 год для <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей, для <данные изъяты> – <данные изъяты> рублей.
Приказом Министерства образования и науки Алтайского края № 1472 от 13 ноября 2017 года, подписанным Кайгородовым Е.В., утверждены для <данные изъяты> отраслевой корректирующий коэффициент – 2,011, коэффициент выравнивания – 0,9992, для <данные изъяты> отраслевой корректирующий коэффициент – 1,486.
При этом доведены объемы субсидий для вышеуказанных учреждений в размере <данные изъяты> рублей, <данные изъяты> рублей соответственно.
Из представленных документов и иных имеющихся в деле доказательств не следует, исходя из каких именно коэффициентов были определены размеры субсидий, утвержденные вышеуказанными приказами, в связи с чем было произведено увеличение таковых.
Более того, по делу не установлено, когда и в какой форме до учреждений были доведены субсидии в размере, не соответствующем данным приказам, то есть не определены время совершения правонарушения, а также конкретные действия (бездействие), совершенные лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Поскольку мировым судьей не выяснены все обстоятельства, подлежащие установлению по делу, а срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения жалобы судьей районного суда не истек, судья районного суда отменил постановление мирового судьи и возвратил дело на новое рассмотрение, что не противоречит вышеуказанным положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылка в жалобе на то, что у мирового судьи отсутствовали основания для допроса свидетелей, поскольку ни Кайгородов Е.В., ни потерпевшие ходатайств о допросе данных лиц не заявляли, противоречит вышеприведенным положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку существенных нарушений требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено, оснований для отмены решения судьи районного суда не имеется.
Руководствуясь частью 2 статьи 30.13 и пунктом 1 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л:
решение судьи Ленинского районного суда г.Барнаула от 5 августа 2019 года оставить без изменения, жалобу Кайгородова Е. В. – без удовлетворения.
Заместитель председателя
Алтайского краевого суда О.А. Смолина