Сортавальский городской суд УИД № 10RS0017-01-2022-000256-22
Республики Карелия Дело № 12-28/2022
(г. Сортавала, ул. Лесная, д.2)
РЕШЕНИЕ
19 мая 2022 г. г. Сортавала
Судья Сортавальского городского суда Республики Карелия Кустова Е.С., при секретаре Свириной И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Ильменевой В.А. на постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия о назначении административного наказания № 10-01/2021/109-262/077453 от 11 февраля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении
Государственного унитарного предприятия «Водоканал Санкт-Петербурга», ИНН 7830000426, ОГРН 1027809256254, юридический адрес: 191015, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, улица Кавалергардская, дом 42,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора Отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Громовой М.Д. № 10-01/2021/109-262/077453 от 11 февраля 2022 г. ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в сумме 10 000 руб.
Защитник ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Ильменева В.А., действующая на основании доверенности, с указанным постановлением не согласна, обратилась в суд с жалобой. В представленной жалобе просит постановление № 10-01/2021/109-262/077453 от 11 февраля 2022 г. отменить, производство по делу прекратить.
Полагает, что отсутствуют основания для привлечения ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» к административной ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ по следующим основаниям.
Предприятием разработана Декларация о воздействии на окружающую среду сроком на 7 лет, хх.хх.хх представлена в Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Росприроднадзора.
Росрыболовство ссылается на нарушение приказа Минсельхоза России от 13 декабря 2016 г. № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения», при этом нормативы, перечисленные в Приказе Минсельхоза № 552, установлены в отношении качества природной воды в водном объекте - Ладожском озере. Нормативы допустимого сброса, прилагаемые к Декларации о воздействии на окружающую среду, установлены в отношении сброса сточной воды в Ладожское озеро в ходе деятельности предприятия.
Кроме того, при сбросе сточных в водные объекты рыбохозяйственного значения в соответствии с п. 5 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Минприроды России от 17 декабря 2007 г. № 333, действующий на момент представления Декларации о воздействии на окружающую среду, нормативы качества вод или их природные состав и свойства должны соблюдаться в максимально загрязненной струе контрольного створа на расстоянии не далее 500 метров от места сброса сточных, в том числе дренажных вод. В свою очередь, в протоколе от 20 декабря 2021 г. оценке подвергается только превышение нормативов допустимого сброса сточных вод по ряду загрязняющих веществ, тогда как качество природной воды не исследуется.
Кроме этого, защитник ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Ильменева В.А. указывает, что должностное лицо Росрыболовства не производило отбор проб природных вод Ладожского озера, в связи с чем, вывод о том, что «сброс загрязняющих веществ с превышением предельно допустимых концентраций в сточных водах приводит к загрязнению Ладожского озера вредными веществами и вызывает негативное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания» не может быть обоснованным.
Росрыболовством не было учтено наличие у предприятия согласованной Программы регулярных наблюдений (в рамках которой Предприятие осуществляет контроль природной воды Ладожского озера), в связи с этим, Росрыболовство не обосновало, по какой причине результаты качества сточных вод из Сведений по форме 3.3 за III квартал 2021 г. привели к нарушению состава и свойств природной воды Ладожского озера. Более того, нормативы качества воды характеризуют пригодность для обитания биологических ресурсов именно воды водного объекта, следовательно, для сравнения необходимо использовать данные лабораторных исследований именно в водном объекте - Ладожском озере, а не в ином месте. Показатели загрязняющих веществ, на которые ссылается Росрыболовство, характеризуют лишь качество работы самих очистных сооружений, а не характер негативного воздействия на водный объект. Применение Приказа Минсельхоза № 552 непосредственно к оценке качества сточных вод до их попадания в воды водного объекта, является недопустимым, поскольку его действие распространяется лишь на качество воды в месте сброса сточных вод в водный объект. Полагает, что при определении предельно допустимых концентраций (ПДК) Росрыболовство неверно определило ПДК фосфатов по Р. Нормирование сброса фосфатов по Р предприятием произведено на уровне предельно допустимой концентрации мезотрофного водного объекта рыбохозяйственного значения - 0,15 мг/дм3, это обусловлено отнесением Монастырской бухты Ладожского озера — приемника сточных вод КОС о. Валаам - к мезотрофным водоемам. Значение 0,15 мг/дм3 фосфатов по Р соответствует нормативам предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах мезотрофных водоемов рыбохозяйственного значения. В свою очередь, Росрыболовство не представило доказательств, свидетельствующих о необходимости применения иного значения предельно допустимой концентрации фосфатов по Р.
Также защитник ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Ильменева В.А. указывает, что Росрыболовство сделало неверный вывод о неправильном расчете предельно допустимой концентрации фосфатов по Р. Вывод Росрыболовства о том, что расчеты относительно предельно допустимой концентрации фосфатов по Р на уровне - 0,15 мг/дм3, нельзя принять правильными - не основан на фактических обстоятельствах ввиду отсутствия подтверждающих этот тезис документов.
В судебном заседании защитник ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Самойлович И.В., действующий на основании доверенности, поддержал доводы жалобы.
Исследовав доводы жалобы, проверив дело, заслушав защитника юридического лица, судья приходит к следующим выводам.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу положений ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Ответственность по ст. 8.33 КоАП РФ предусмотрена за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов.
В ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» установлено, что при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Согласно пп. 1, 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (ч. 4 ст. 35 Водного кодекса РФ).
Пунктом 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ предусмотрено, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах).
Статьей 22 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» установлено, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.
Согласно положениям ст. ст. 3, 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, в связи с чем хозяйствующими субъектами должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, ее восстановлению, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу требований ч. 2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
Исходя из пп. «г» п. 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 N 380, одной из мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания является предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13 декабря 2016 г. № 552 утверждены Нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, а также нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах рыбохозяйственного значения.
Из материалов дела следует, что решением Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от хх.хх.хх *** ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» представлен в пользование водный объект – озеро Ладожское (Ладога), Балтийский бассейновый округ, код – 01040300211102000010114, находящийся на территории Республики Карелия, в целях сброса сточных, в том числе дренажных, вод.
Данным решением на предприятие возложена обязанность по осуществлению сброса сточных, в том числе дренажных, вод в следующем месте: (ххх) с использованием водоотводящих сооружений – канализационные очистные сооружения (КОС) Центральной усадьбы, а также обязанность по соблюдению нормативов загрязняющих веществ в сточных и дренажных водах.
Согласно подпункту 14 п. 2.3 Решения, вода в оз. Ладожское в месте сброса сточных вод в результате воздействия на водный объект должна отвечать нормативам качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативам предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13 декабря 2016 г. № 552: нефтепродукты – 0,05 мг/дм?; ион аммония – 0,5 мг/дм?; нитрит анион – 0,08 мг/дм?; нитрат ион – 40 мг/дм?; железо общ. – 0,1 мг/дм?; сульфаты – 100 мг/дм?; сухой остаток – 1000 мг/дм?; хлориды – 300 мг/дм?; фосфаты – 0,05 мг/дм?; содержание взвешенных веществ в контрольном створе не должно увеличиваться по сравнению с естественными условиями более чем на 0,25 мг/дм?; БПКполн не должно превышать 3,0 мг О?/дм?; водородный показатель (pH) не должен выходить за пределы 6,5-8,5, растворенный кислород должен быть не менее 6,0 мг/дм?; вода водного объекта в контрольном створе не должна оказывать хронического токсического действия на тест-объекты.
Из представленных материалов следует, что хх.хх.хх в 09 час. 00 мин. ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» в 3 квартале 2021 г. при осуществлении сброса сточных вод в Ладожское озеро допустило нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов. ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» осуществляет сброс сточных вод КОС Центральной усадьбы о. Валаам в озеро Ладожское - водоем высшей категории рыбохозяйственного значения (место сброса сточных вод: (ххх).) на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование, выданного Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия 12 февраля 2018 г. № 352, зарегистрированного в государственном водном реестре 02 марта 2018 г. за № 10-01.04.03.002-О-РСВХ-С-2018-00951/00. В соответствии со сведениями, полученными в результате учета качества сточных вод за 3 квартал 2021 г., в нарушение требований, установленных приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13 декабря 2016 г. № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения», условий Решения, ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» в 3 квартале 2021 г. допустило превышение максимального допустимого содержания загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в водный объект рыбохозяйственного значения озеро Ладожское по следующим показателям: БПКполн – 6,77 мг/дм3 (нормативно допустимая концентрация – 3,0 мг/дм3), фосфаты по Р - 0,076 мг/дм3 (нормативно допустимая концентрация– 0,05 мг/дм3), аммоний-ион – 0,89 мг/дм3 (нормативно допустимая концентрация– 0,5 мг/дм3), что установлено протоколами испытания от 15 сентября 2021 г. № 6256.21.В; от 31 августа 2021 г. № 5304.21.В; от 17 августа 2021 г. № 5302.21.В (место отбора проб – канализационные очистные сооружения о. Валаам, выход), чем допустило нарушение ст. 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»; ст. 34, ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; ч. 4 ст. 35, ч. 2 ст. 39; п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ; ст. 22 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире»; п. 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от хх.хх.хх ***.
Вывод должностного лица о виновности ГУП «Водоканал Санкт-Петербург» в совершении вышеописанного административного правонарушения сделан на основании протокола об административном правонарушении от хх.хх.хх серии ОР ***.
В материалах дела имеются представленные в составе ежеквартальной отчетности по форме 3.3, предусмотренной приказом Минприроды России от 08.07.2009 N 205, сведения о качестве сточных вод, согласно которым в сточных водах, сбрасываемых в координатах, указанных в Решении, концентрация БПКполн составляет 6,77 мг/дм3 (нормативно допустимая концентрация – 3,0 мг/дм3), фосфаты по Р - 0,076 мг/дм3 (нормативно допустимая концентрация– 0,15 мг/дм3), аммоний-ион – 0,89 мг/дм3 (нормативно допустимая концентрация– 0,5 мг/дм3).
Данные сведения давали административному органу определенные основания полагать о нарушении Обществом природоохранного законодательства, что послужило основанием для возбуждения настоящего дела.
К административному материалу приобщены акты отбора проб сточных вод и протоколы исследований. Содержание данных документов положено в основу постановления о назначении административного наказания.
Вместе с тем, из указанных документов следует, что предметом исследования являлась сточная вода, которая отобрана не в установленной в Решении точке сброса, а на выходе канализационных сооружений о. Валаам ручным пробоотборником.
Согласно схеме КОС Центральной усадьбы о. Валаам, а также приложениям №№ 1 и 2 к Решению (ситуационный план и пояснительная записка к графическим материалам) очищенная сточная вода из резервуара РБО насосами Н14,Н15 подается на установку фильтрации (Ф1-Ф4), где происходит глубокая доочистка сточных вод от взвешенных веществ, органики и фосфатов. После стадии доочистки сточные воды поступают на блок обеззараживания, в состав которого входят установка ультрафиолетового обеззараживания. Очищенная и обеззараженная вода направляется в резервуар очищенных и обеззараженных сточных вод, откуда по трубопроводу поступает в Монастырскую бухту Ладожского озера. Выпуск береговой, сосредоточенный, диаметр 200 мм., длина выпуска от площадки КОС до места сброса 600 м. Координаты оголовка выпуска: (ххх)
Таким образом, отбор проб сточной воды осуществлен не в месте сброса сточных вод, как предусмотрено Решением, а на очистных сооружениях, находящихся на значительном расстоянии от оголовка выпуска.
В протоколе об административном правонарушении местом совершения административного правонарушения указаны: (ххх)
Между тем, конкретные координаты места совершения правонарушения в протоколе об административном правонарушении не указаны, что является его существенным недостатком.
При рассмотрении дела вопрос о возвращении протокола в соответствии с требованиями п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ не разрешался. На последующих стадиях производства по делу об административном правонарушении возможность восполнить данный недостаток отсутствует, в связи с чем протокол подлежит признанию недопустимым доказательством.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Оценив имеющиеся в материалах дела сведения, судья приходит к выводу о том, что вывод должностного лица отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия о превышении предельно – допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленных приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13 декабря 2016 г. № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» в 3 квартале 2021 г. в сточных водах, сбрасываемых в водный объект рыбохозяйственного значения озеро Ладожское по показателю фосфор фосфатов был сделан не на основании замеров в поверхностной воде в месте сброса сточных вод координаты 61023’10,3” С.Ш. 30056’44,5” В.Д., а на основании замеров на выходе канализационных очистных сооружений, которые являются лишь составной частью Канализационных очистных сооружений.
Изложенное выше позволяет сделать вывод о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление о привлечении ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» к административной ответственности, что исключает производство по настоящему делу об административном правонарушении.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Поскольку вина ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» в совершении вмененного административного правонарушения установлена на недопустимых доказательствах - протоколе об административных правонарушениях, что является существенным нарушением закона, постановление должностного лица административного органа подлежат отмене, так как не может быть признано законным и обоснованным.
Производство по делу подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. ст. 30.1 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия о назначении административного наказания № 10-01/2021/109-262/077453 от 11 февраля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 КоАП РФ, в отношении Государственного унитарного предприятия «Водоканал Санкт-Петербурга», отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд Республики Карелия в течение десяти суток с момента получения его копии.
Судья Е.С. Кустова