2-813/2023
24RS0033-01-2023-000143-52
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 марта 2023 года г.Лесосибирск
Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Пудовкиной Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Полухиной М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства лесного хозяйства Красноярского края к Обществу с ограниченной ответственностью «ПромЛесоЭкспорт» о возложении обязанности устранить нарушения требований лесного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства Красноярского края (далее – Министерство) обратилось в суд с иском к ООО «ПромЛесоЭкспорт» о возложении обязанности устранить нарушения требований лесного законодательства.
Требования мотивированы тем, что 15 сентября 2015 года между Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края и ООО «ПромЛесоЭкспорт» заключен договор аренды лесных участков №-з, в соответствии с которым Обществом во временное пользование приняты лесные участки сроком на 49 лет, расположенные Казачинское лесничество, Язаевское участковое лесничество, для заготовки древесины.
ООО «ПромЛесоЭкспорт» осуществляло заготовку древесины на основании лесной декларации от 24 июня 2021 г. №, заготовка древесины проводилась в период с 01 июля 2021 года по 02 декабря 2021 года в лесосеке №, выдел № Язаевского участкового лесничества КГБУ «Казачинское лесничество».
По окончании срока заготовки древесины проведен осмотр лесного участка, в ходе которого установлено нарушение ответчиком лесного законодательства, а именно: невыполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков (неочистке) (размещение в лесах отходов производства и потребления) на площади 3 га.
Истец просит обязать ответчика произвести работы по очистке лесосеки № от порубочных остатков на лощади 3 га, расположенной в выделе № Язаевского участкового лесничества КГБУ «Казачинское лесничество» в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
Истец Министерство лесного хозяйства Красноярского края о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом. В судебное заседание представитель истца – Сташкевич Е.А., действующая на основании доверенности № от 23 сентября 2022 года, не явилась.
Представитель ответчика ООО «ПромЛесоЭкспорт» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.
Представитель третьего лиц КГБУ «Казачинское лесничество» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч.1 ст.35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Кроме того, по смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
С учетом изложенного, ввиду отсутствия ходатайств участников производства по делу об отложении судебного заседания в силу каких-либо объективных причин, полагая, что ответчик, не приняв мер к явке в судебное заседание, определил для себя порядок защиты своих процессуальных прав, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о дате, времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В Российской Федерации гарантируется право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 1 Лесного кодекса РФ Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах, в том числе сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения.
В силу ч. 2 ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами.
Основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов согласно ч. 1 ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации являются лесничества, а также участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств.
Ст. 5 Лесного кодекса РФ говорит о том, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
В соответствии со ст. 24 Лесного кодекса РФ Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Согласно ст. 9 Лесного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Из ст. 88 Лесного кодекса РФ следует, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 23.1 Лесного Кодекса Российской Федерации, порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами, правилами лесовосстановления.
В соответствии с подпунктом «к» пункта 12 части 1 приказа министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.12.2020 № 993 «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 ЛК РФ», не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков (остатков древесины, образующихся на лесосеке при валке и трелевке (транспортировке) деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающих вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост).
На момент осмотра действовал приказ министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.06.2016 № 367 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки», в соответствии с подпунктом 4 пункта 9 части 4 указанного приказа, очистка мест рубок от порубочных остатков должна проводиться одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины. После проведения указанных работ допускается доочистка лесосек.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 20 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 2047 «Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах», не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
Согласно пункту 26 части 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах», при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Распоряжением Правительства Красноярского края от 13 июля 2016 года № 560-р образовано Министерство лесного хозяйства Красноярского кая, действующее на основании Положения о министерстве лесного хозяйства Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 26 июля 2016 года № 374-п.
Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края, который на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, Устава Красноярского края, законов Красноярского края, правовых актов Губернатора Красноярского края и Правительства Красноярского края осуществляет надзор (контроль) в области лесных отношений.
Согласно п. 2.3 Положения Министерство обеспечивает соблюдение лесного законодательства.
Министерство лесного хозяйства Красноярского края, обращаясь в суд с настоящим иском, выступает в пределах предоставленных учреждению полномочий по реализации своих функций.
Материалами дела подтверждается, что деятельность ответчика ООО «ПромЛесоЭкспорт» связана, в том числе с заготовкой и переработкой древесины, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
Общество осуществляет лесопользование на лесных участках, в том числе Язаевское участковое лесничество КГБУ 2Казачинское лесничество», в соответствии с договором аренды лесных участков №-з от 15 сентября 2015 года, заключенным на 49 лет с Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края (л.д. 24-33).
Согласно лесной декларации № от 24 июня 2021 года ООО «ПромЛесоЭкспорт» производило заготовку древесины в период с 01 июля 2021 года по 02 декабря 2021 года в лесосеке № Язаевского участкового лесничества КГБУ «Казачинское участковое лесничество» (л.д. 20-23).
Согласно акту осмотра лесосеки от 07 июля 2022 года лесничим Язаевского участкового лесничества ФИО3, в присутствии представителя ООО «ПромЛесоЭкспорт» произведен смотр лесосеки № выдел № Язаевского участкового лесничества, в ходе осмотра выявлены нарушения лесного законодательства: неочистка мест рубок от порубочных остатков на площади 3 га (л.д. 11-13).
Выявленные в действиях ООО «ПромЛесоЭкспорт» нарушения влекут угрозу причинения вреда объектам животного и растительного мира, окружающей среде, а также создают угрозу возникновения чрезвычайной ситуации.
Характер допущенного нарушения, значимость выдвигаемых законодательством требований, которые лесопользователем длительное время не исполнялись, свидетельствуют о явном пренебрежительном отношении к исполнению своих обязанностей.
Установленные правила осуществления лесопользования предусматривают обязанность по уходу за лесами в объемах по видам мероприятий, указанных в лесных планах субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентах лесничеств, в соответствии с проектами освоения лесов.
Несоблюдение Правил по уходу за лесами ведет к возникновению неблагоприятных последствий для окружающей среды, жизни и здоровья населения.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принципа равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств невозможности соблюдения ответчиком Правил ухода за лесами в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, ответчиком не представлено.
Исследовав материалы дела, суд полагает установленным факт ненадлежащего выполнения Обществом в 2022 году на арендованном лесном участке мероприятий по уходу за лесами, в связи с чем приходит к выводу о наличии оснований для понуждения ответчика к выполнению соответствующих мероприятий в рамках исполнения им своих обязательств по договору, не находит оснований для отказа в удовлетворении исковых требований Министерства в этой части.
С учетом специфики необходимых мер, а также климатических и природных условий, суд считает, что срок, в пределах которого истец просит предоставить ответчику для исполнения решения суда (месяц с момента вступления решения суда в законную силу) является не разумным и полагает возможным установить такой срок как два месяца.
Часть 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
На основании абз. 3 п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина для юридических лиц составляет 6 000 руб.
Таким образом, с учетом изложенных норм права, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Министерства лесного хозяйства Красноярского края к Обществу с ограниченной ответственностью «ПромЛесоЭкспорт» о возложении обязанности устранить нарушения требований лесного законодательства, удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «ПрмЛесоЭкспорт» произвести работы по очистке лесосеки № от порубочных остатков на площади 3 га, расположенной в выделе № Язаевского участкового лесничества КГБУ «Казачинское лесничество», в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ПромЛесоЭкспорт» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда с подачей апелляционной жалобы через Лесосибирский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А. Пудовкина
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>