РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УИД № 50RS0044-01-2024-002673-72
дело № 2 - 2226 / 2024
15 июля 2024 года
город Серпухов Московской области
Серпуховский городской суд Московской области
в составе председательствующего судьи Коляды В.А.,
секретарь судебного заседания Исаева А.А.,
с участием:
истцов Игнатьева С.А., Игнатьевой С.А.,
представителя ответчика Администрации городского округа Серпухов Московской области – Камышева Е.А.,
представителя Министерства социального развития Московской области Шавыриной Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Игнатьева Сергея Александровича, Игнатьевой Светланы Андреевны, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних А, С к Администрации городского округа Серпухов Московской области о расселении аварийного жилья,
установил:
Истцы Игнатьев С.А., Игнатьева С.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних А, С обратились в суд с иском к Администрации городского округа Серпухов Московской области о предоставлении жилищного сертификата для переселения из аварийного жилья по программе «Жильё и городская среда», о расселении жилого помещения с предоставлением в срок 6 месяцев другого жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что являются собственниками жилого помещения, расположенного по <адрес>, общей площадью 60,8 кв.м. Право собственности на указанное жилое помещение зарегистрировано 05.10.2017. Согласно постановлению Администрации г.о. Серпухов Московской области от 15.02.2021 №600-П многоквартирный дом, расположенный по <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Установлен срок для сноса до 31.12.2024, для отселения физических лиц до 31.12.2023. В указанные сроки дом не был расселен. Исходящим письмом от 01.02.2024 Заместителя главы городского округа - начальника Управления архитектуры и строительства Администрации городского округа Серпухов Усачевой И.В. истцам было сообщено, что Постановлением Правительства Московской области от 09.10.2023 №829-ПП дом был включен в государственную программу Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области» со сроком расселения до 31.12.2027, было предложено явиться в Администрацию городского округа Серпухов для подачи письменного заявления о способе расселения до 09.01.2024. Причем один из предложенных способов расселения - «предоставление жилых помещений в многоквартирных домах, планируемых к строительству на земельных участках, расположенных по <адрес>» Истцы полагают, что предоставляемое жильё должно находиться в том же населённом пункте и в том же районе города, где находится их жилое помещение, им же предложили деревню с населением около 200 человек. С 01.01.2024 до 01.04.2024 было возможно подать заявление о предоставлении жилищного сертификата для переселения из аварийного жилья по программе «Жилье и городская среда». По мнению Истцов, Ответчик нарушил их право не уведомив о возможности подачи заявления о предоставлении жилищного сертификата для переселения из аварийного жилья по программе «Жилье и городская среда» в период с 01.01.2024 до 01.04.2024. Дом истцов находится на краю оврага, расстояние до оврага от ближайшего края дома составляло менее 20 сантиметров (сейчас, после таяния снега, расстояние, возможно, уже меньше). Никаких мероприятий со стороны Администрации городского округа Серпухов по укреплению склонов оврага не проводилось и не проводится. В любой момент их дом может съехать в овраг. Учитывая, что дом газифицирован (отопление в квартирах - от квартирных газовых котлов) последствия могут быть непредсказуемыми.
Истцы Игнатьев С.А., Игнатьева С.А., действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетних А, С в судебном заседании на требованиях настаивали, просили удовлетворить. Кроме того, добавили, что вынуждены снимать квартиру, поскольку проживать в аварийном жилье опасно.
Представитель ответчика Администрации г.о. Серпухов Московской области по доверенности Камышев Е.А. в судебном заседании возражал против заявленных требований по основаниям, изложенных в письменных возражениях, из которых следует, что истцами утрачена возможность получения субсидии в соответствии с Постановление Правительства МО от 19.12.2023 № 1261-ПП (ред. от 16.02.2024) "Об утверждении Порядка предоставления субсидий гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, на приобретение (строительство) жилых помещений", так как заявление должно быть подано в орган местного самоуправления, на территории которого расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в срок до 1 апреля 2024 года, с приложением определенных документов и сведений. Данный срок пропущен не по вине должностных лиц администрации Городского округа Серпухов, так как ими в ответе на обращение Игнатьевой С.А. 01.02.2024 № 148-ТГ-Исх-7/114 было указано на необходимость прибыть для получения разъяснения. Кроме того, 11.01.2024 в адрес Игнатьевой С.А. и Игнатьева С.А. было направлено уведомление о возможности получения субсидии и разъяснена необходимость обращения в администрацию Городского округа Серпухов. Кроме того, Постановлением Главы городского округа Серпухов от 16.11.2023 № 7370П установлен срок для отселения физических лиц, занимающих помещения в многоквартирном доме, площадью 138 кв.м., с кадастровым <номер>, расположенном по <адрес>, до 31.12.2027. Копии указанных, документов повторно направлены в адрес Истца. Как сообщалось ранее, не основан на фактических данных довод Истцов о том, что предлагаемое им жилое помещение находится в ином населенном пункте <адрес>, в настоящее время сформирован земельный участок для многоэтажной жилой застройки с кадастровым <номер>, расположенный по <адрес>. В части доводов Истца об отсутствии у него и его близких, жилища пригодного для проживания, на период возведения многоэтажного жилого дома по указанному выше адресу опровергается тем, что п. 3.1 ст. 95 ЖК РФ уполномочивает органы местного самоуправления, предоставлять такой категории граждан жилые помещения из числа специализированных жилых помещений. Однако истец с заявлением о выделении ему и членом его семьи жилого помещения из маневренного фонда не обращался.
Представитель Министерства социального развития Московской области Шавырина Е.А. в судебном заседании не возражала против заявленных требований.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу пункта 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилого фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 приведенного выше Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилого фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. ст. 32, 86, ч. ч. 2 и 3 ст. 88 Жилищного кодекса РФ. Частью 10 ст. 32 ЖК РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ. По смыслу указанной правовой нормы обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения допускается как путем заключения соглашения о выплате выкупной цены за изымаемое жилое помещение, так и путем заключения соглашения с собственником жилого помещения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
В то же время, включение аварийного дома в адресную программу является самостоятельным основанием либо для предоставления иного жилого помещения собственнику жилого помещения при переселении из аварийного жилищного фонда, либо для его выкупа.
Судом установлено, что Игнатьев С.А., Игнатьева С.А., А, С, являются собственниками жилого помещения - <адрес>.
Право собственности на указанное жилое помещение приобретено гр. Игнатьевой С.А. на основании договора купли - продажи квартиры от 03.10.2017, регистрация права произведена 05.10.2017.
Игнатьевым С.А., А, С право собственности приобретено в соответствии с соглашением о выделении долей от 19.10.2019 в соответствии с требованиями ст. 10 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и Постановлением Правительства Российской Федерации № 892 от 12.12.2007 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий» (л.д.12,19-22).
В соответствии с Постановлением Главы городского округа Серпухов от 15.02.2021 № 600-П многоквартирный дом, площадью 138 кв.м., с кадастровым <номер>, расположенный по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.9-10,11,23-65,103-104,107,113-114).
Постановлением Главы г.о. Серпухов от 16.11.2023 №7370П установлен срок для отселения физических лиц, занимающих помещения в многоквартирном доме, площадью 138 кв.м., с кадастровым <номер>, расположенном по <адрес>, до 31.12.2027 (л.д.105-106,108,109,112).
Исходящим письмом Администрации г.о. Серпухов Московской области №148-ТГ-Исх-7/114 от 01.02.2024 на имя Игнатьевой С.С. сообщено о необходимости явки в администрацию г.о. Серпухов для определения порядка расселения аварийного дома и разъяснены способы расселения, в том числе предложен вариант предоставления жилых помещений в многоквартирных домах, планируемых к строительству на земельных участка, расположенных по <адрес> (л.д.13,74-75,76-77,78-79,110-111).
В соответствии с Обзором судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено другое жилое помещение взамен изымаемого.
Согласно разъяснений содержащихся в пп. "и" п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
В данном случае жилой дом, в котором находится принадлежащее истцу жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86 - 88 данного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам необходимо также иметь в виду, что по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Из указанного следует, что предоставление гражданам в связи с признанием жилых помещений непригодными для проживания, сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
При таких обстоятельствах доводы истцов об ухудшении жилищных условий по предлагаемому ответчиком вариантом квартиры при переселении их в другое жилое помещение является ошибочным, поскольку согласно статье 89 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении жилого помещения взамен аварийного в качестве одного из критериев равнозначности предусмотрено нахождение предоставляемого жилого помещения в границах данного населенного пункта. В настоящее время ответчиком истцам не предлагалось конкретное жилое помещение. Сами истцы не представили суду доказательств того, какой способ расселения ими выбран, в связи с чем суд считает, что ответчиком не нарушены права истцов. К настоящему времени срок расселения не истёк, поскольку плановая дата окончания расселения до 31.12.2027, следовательно, обязанность предоставления иного благоустроенного помещения (или денежной суммы) истцам не наступила.
Разрешая при указанных обстоятельствах возникший спор, суд, руководствуясь вышеназванными нормами права, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения; хотя жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, но истцом не подтверждена необходимость незамедлительного переселения и предоставления жилого помещения вне рамок программы по переселению из аварийного жилого фонда, а также наличие на момент рассмотрения дела опасности для жизни и здоровья истца в связи с угрозой обрушения дома; бездействие ответчика по заявленным требованиям не усматривается, поскольку срок расселения жильцов многоквартирного дома не наступил, с заявлением о предоставлении временного жилого помещения на период расселения истцы к ответчику не обращались. Истцы в администрацию г.о. Серпухов Московской области с заявлением о предоставлении жилого помещения маневренного фонда не обращались. Пунктом 3.1 ст. 95 ЖК РФ предусмотрена возможность предоставления жилого помещения гражданам, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, маневренного фонда для временного проживания. Также необходимо отметить, что вселение гражданина в жилое помещение маневренного жилого фонда не является ограничением права этого гражданина на получение другого благоустроенного жилья по договору социального найма и на обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
На основании изложенного, суд считает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 -198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (<░░░░> ░░░░░░░░, ░░░░░░░ <░░░░░>), ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (<░░░░> ░░░░░░░░, ░░░░░░░ <░░░░░>), ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ (<░░░░> ░░░░░░░░), ░ (<░░░░> ░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 5043084540) ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░», ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26 ░░░░ 2024 ░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░