КОПИЯ
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 марта 2021 года город Нижневартовск
Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Курманова Э.Р.,
при секретаре Павленко Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Витовой Л. А. к администрации города Нижневартовска, Департаменту социального развития ХМАО-Югры об установлении места жительства, признании права на включение детей-сирот в список на обеспечение жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Витова Л.А. обратилась в суд с указанным исковым заявлением к администрации города Нижневартовска и Департаменту социального развития ХМАО-Югры об установлении места жительства, признании права на включение детей-сирот в список на обеспечение жилым помещением, мотивируя тем, что является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. На основании Постановления администрации муниципального образования Красногвардейского района с. Плешанова №-п от <дата>, Витова Л.А., будучи несовершеннолетней была включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По настоящее время, по месту постановки на учет и включении в список лиц, имеющих право на обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда в Оренбургской области, специализированным жилым помещением не обеспечена, возраста 23 лет не достигла. <дата> истец поступила на бюджетное обучение в ФГ БО Учреждение высшего образования «Нижневартовский государственный университет» по очной форме обучения, в связи с чем переехала на постоянное место жительства в г. Нижневартовск ХМАО-Югры, в настоящее время обучается на первом курсе, предполагаемая дата завершения обучения в университете <дата>. Истец зарегистрирована по месту пребывания в г. Нижневартовске по адресу: <адрес> <дата> по <дата>. Зарегистрироваться по месту жительства в городе Нижневартовске не имеет возможности в связи с отсутствием в собственности, либо по договору социального найма жилого помещения. Однако фактически истец проживает в г. Нижневартовске ХМАО-Югры. Проживает и обучается по очной форме обучения в высшем учебном заведении на бюджетной основе в г. Нижневартовске. После получения специальности намерена жить и работать в г. Нижневартовске. При обращении в управление по опеке и попечительству администрации г. Нижневартовска ХМАО-Югры с заявлением о включении истца в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с изменением места жительства, истцу было отказано по причине того, что местом ее жительства на момент достижения совершеннолетнего возраста являлся Красногвардейский район Оренбургской области. С указанным отказом ответчика истец не согласна. Полагает, что ее переезд на постоянное место жительства в г. Нижневартовск не лишает ее права на однократное обеспечение жилым помещением как лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей по настоящему месту жительства в соответствии с требованиями закона, поскольку по предыдущему месту жительства она не была обеспечена жилым помещением. Нуждаемость в обеспечении в жилом помещении из специализированного жилищного фонда не отпала. Истец полагает, что смена постоянного места жительства, а именно переезд из Оренбургской области на постоянное место жительства в г. Нижневартовск ХМАО-Югры, не может являться основанием для лишения ее права на предоставление жилого помещения, как лицу, из числа детей-сирот, оставшемуся без попечения родителей, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию, в том числе, лицам, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации. Считает, что отказ ответчиков во включении в Список о предоставлении лицам из числа детей-сирот, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений нарушает права истца, гарантируемые и охраняемые Конституцией РФ. Просит признать постоянным местом жительства истца территорию г. Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с 01.09.2020 года, признать за ней право на включение ее в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для получения благоустроенного жилья по договору социального найма жилого помещения по месту ее жительства в г. Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, обязать администрацию г. Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры включить истца в список лиц, оставшихся без попечения родителей для получения благоустроенного жилья по договору социального найма жилого помещения.
В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточняла исковые требования, в окончательном виде просила признать постоянным местом жительства истца территорию г. Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с <дата>, признать за ней право на включение ее в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для получения благоустроенного жилья по договору найма специализированного жилого помещения по месту ее жительства в г. Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры включить истца в список лиц оставшихся без попечения родителей для получения благоустроенного жилья по договору найма специализированного жилого помещения по новому месту жительства с одновременным исключением ее из списка по прежнему месту жительства в Оренбургской области.
Истец Витова Л.А., представитель истца по ордеру Дюрягина Е.В. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивали в полном объеме.
Представитель ответчика администрации г. Нижневартовска по доверенности Михайлова А.Н. в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований в части признания постоянным местом жительства истца территории г. Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с <дата>, в остальной части заявленных исковых требований не согласна, поддерживала доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление.
Представитель ответчика Департамента социального развития ХМАО-Югры в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил возражения на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - администрации муниципального образования <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Допрошенный в ходе судебного заседания <дата> в качестве свидетеля <данные изъяты> суду пояснил, что Витова Л.А. является его девушкой, брак официально они не регистрировали, познакомились в декабре 2019 года. К моменту знакомства истец проживала в Оренбургской области, в феврале 2020 года переехала в г. Нижневартовск. Сам Сухенко А.В. приехал в г. Нижневартовск в октябре 2018 года. Проживают они в квартире, принадлежащей матери Сухенко А.В. в г. Нижневартовске. В сентябре 2020 года между матерью Сухенко А.В. – Сорокиной И.В. и истцом было заключено соглашение о безвозмездном пользовании жилым помещением (квартирой), и Витова Л.А. была временно зарегистрирована в данной квартире. Истец проживает в г. Нижневартовске с февраля 2020 года, работала в магазине Спортмастер, продавцом, затем устроилась в ТЦ ВДНХ, летом 2020 года поступила в НВГУ. Витова Л.А. планирует проживать здесь постоянно, получает в городе высшее образование, и они планируют создать семью. Сухенко А.В. известно, что истец обращалась в Управление по опеке и попечительству с заявлением о постановке ее на учет, в течение 30 дней был дан письменный ответ с отказом, так же обращались в прокуратуру, но каких-либо нарушений выявлено не было. Истец желает реализовать свое право на получение квартиры здесь. За пределы г. Нижневартовска выезжала три раза, однако выезды были кратковременными.
Свидетель <данные изъяты> допрошенная в судебном заседании <дата>, суду пояснила, что проживает по месту жительства с 2003 года, истца она знает с января 2020 года, Витова Л.А. является ее соседкой из 21 квартиры. Квартира, в которой проживает истец, принадлежит маме Сухенко А.В., который, в свою очередь, проживает в данной квартире с октября 2019 года. Сухенко А.В. с истцом проживают совместно в указанной квартире. Истец некоторое время работала, в настоящее время обучается в университете. Стягиной С.Ю. известно, что настоящий спор в суде связан с получением квартиры в г. Нижневартовске, так как истец является сиротой.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле и их представителей, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется, как место его постоянного или преимущественного проживания.
Из материалов дела следует, что <дата> истец обратилась в Управление по опеке и попечительству администрации г. Нижневартовска с заявлением о включении ее в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с изменением места жительства, однако, в соответствии с письмом Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры №-Исх-16740 от <дата> истцу было отказано во включении ее в Список по новому месту жительства.
Исходя из содержания части 1 ст.56 ГПК РФ и части 1 статьи 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, где каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 55 ГПК РФ определено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1). Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2). Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 3).
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания № от <дата>, Витова Л. А., <дата> года рождения, уроженка <адрес>, зарегистрирована по месту пребывания по адресу: ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, <адрес> на срок с <дата> по <дата>.
Исходя из справки № ФЭИ-1271 от <дата>, Витова Л. А., <дата> года рождения, действительно обучается по очной форме в ФГБОУ ВО «НВГУ» на первом курсе по направлению подготовки «Педагогическое образование (Образование в области безопасности жизнедеятельности)» (уровень подготовки бакалавриат). Дата начала обучения в университете <дата> (приказ о зачислении №-С от <дата>). Предполагаемая дата завершения обучения в университете <дата>.
<дата> между Сорокиной И.В. и Витовой Л.А. заключен договор безвозмездного пользования жилым помещением (квартирой) в соответствии с которым, наймодатель обязуется предоставить нанимателю в безвозмездное пользование, для проживания принадлежащее наймодателю на праве собственности жилое помещение - квартиру, общей площадью 45,1 кв.м., расположенную по адресу: ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, <адрес> сроком с <дата> по <дата>, срок договора может быть продлен по соглашению сторон (п. 1.1 Договора).
Актом приема-передачи от <дата> Сорокина И.В. передала, а Витова Л.А. приняла в безвозмездное пользование жилое помещение - квартиру общей площадью 45,1 кв.м., расположенную по адресу: ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, <адрес>. Данный акт свидетельствует факт передачи вышеуказанной квартиры от наймодателя к нанимателю.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от <дата>, квартира, кадастровый №, расположенная по адресу: ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, <адрес>, находится в собственности Сорокиной И.В. (номер государственной регистрации права (86:11:0000000:21031-86/050/2019-2 от <дата>).
В соответствии с трудовой книжкой истца, заполненной <дата>, Витова Л.А. осуществляла трудовую деятельность в период с <дата> по <дата> в Уральском филиале ООО «Спортмастер», с <дата> по <дата> в АО ПКФ «Спецмонтаж-2».
Оценив в совокупности исследованные в судебном заседании доказательства, в том числе показания ранее допрошенных свидетелей, которые взаимно дополняют и уточняют друг друга, суд приходит к выводу об обоснованности требований стороны истца относительно ее постоянного проживания в городе Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с <дата>.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным признать постоянным местом жительства Витовой Л. А. <дата> года рождения с <дата> г. Нижневартовск ХМАО-Югры.
Рассматривая требования о признании за истцом права на включение ее в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для получения благоустроенного жилья по договору найма специализированного жилого помещения по месту ее жительства в г. Нижневартовске ХМАО-Югры, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В судебном заседании установлено, что Витова Л.А., <дата> года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот, что подтверждается справкой отдела образования администрации муниципального образования <адрес> № от <дата>.
Постановлением администрации муниципального образования <адрес> №-п от <дата> Витова Л.А., <дата> года рождения, была включена в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно письма Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры №-Исх-16740 от <дата> Витовой Л.А. со ссылкой на п. 23 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> N 397, право на исключение из списка по прежнему месту жительства и включение в список в субъекте РФ по новому месту жительства предусмотрено для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при перемене ими места жительства. Данным письмом истцу было отказано во включении ее в Список по новому месту жительства со ссылкой на то, что постановлением администрации муниципального образования Красногвардейский район Оренбургской области №-п от <дата> истец уже включена в список, а также, что местом жительства истца на момент достижения совершеннолетия являлся Красногвардейский район, в связи с чем, у органов исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры обязательства по обеспечению истца жилым помещением, как гражданина, относящегося к категории лиц из числа детей-сирот и числа детей, оставшихся без попечения родителей, не возникло.
Согласно ответа Министерства образования Оренбургской области № от <дата> Витовой Л.А. о рассмотрении обращения, в соответствии с п. 23 постановления Правительства РФ от <дата> N 397 «О формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства», сообщено, что она имеет право подать в уполномоченный орган по формированию списка по новому месту жительства заявление в письменной форме об исключении ее по прежнему месту жительства (Оренбургская область) и о включении ее по новому месту жительства (г. Нижневартовск).
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям, оставшимся без попечения родителей относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, в том числе в связи с объявлением их умершими и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Согласно пунктов 1, 3 ст. 8 названного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
В соответствии с ч. 3 п. 3.1. ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 9 названной статьи установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Исходя из п. 23 постановления Правительства РФ от 04.04.2019 N 397 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства» (вместе с «Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства»), при перемене места жительства детей-сирот с заявлением в письменной форме об исключении их из списка по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по новому месту жительства детей-сирот обращаются их законные представители. Дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лица из числа детей-сирот могут самостоятельно обратиться с заявлением об исключении из списка в орган по новому месту жительства в случае, если их законные представители не обращались с таким заявлением до приобретения ими полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет. Прием заявления об исключении из списка осуществляется органом местного самоуправления или уполномоченной организацией в случаях и в порядке, которые определяются законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится новое место жительства детей-сирот, детей-сирот, приобретших полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лиц из числа детей-сирот.
Согласно п. 28 вышеуказанных Правил, заявление об исключении из списка регистрируется органом по новому месту жительства (органом местного самоуправления, уполномоченной организацией) в день подачи (поступления) в журнале регистрации заявлений по форме, утвержденной органом по новому месту жительства.
Орган по новому месту жительства не позднее 10 рабочих дней со дня поступления информации по запросам в соответствии с пунктом 30 настоящих Правил принимает одно из следующих решений (п. 34 Правил):
а) о включении детей-сирот, детей-сирот, приобретших полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лиц из числа детей-сирот в список по новому месту жительства;
б) об отказе во включении детей-сирот, детей-сирот, приобретших полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лиц из числа детей-сирот в список по новому месту жительства.
Из материалов дела следует, что Витова Л.А., в соответствии с постановлением администрации муниципального образования Красногвардейского района с. Плешанова №-п от <дата>, включена в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исходя из представленных в материалы дела доказательств следует, что по настоящее время у истца не реализовано право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Исходя из «Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утвержденных Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 года, а также «Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утвержденных Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020 года, следует, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
В ходе судебного разбирательства установлено, что местом жительства Витовой Л.А. в настоящее время является квартира, расположенная по адресу: ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, <адрес>, в которой она проживает с лицами, не являющимися ей родственниками, принадлежащая на праве собственности Сорокиной И.В., в которой она была зарегистрирована по месту пребывания на срок с <дата> по <дата>, что подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания № от <дата>.
Действующим законодательством закреплено, что меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде предоставления жилых помещений, определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с учетом возможностей бюджета публично-правового образования.
Пунктом 5 ст. 5 Закона Ханты-Мансийского АО - Югры от 9 июня 2009 года № 86-оз «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации однократно предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов и квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, в котором они предоставляются, в размере 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Исходя из норм действующего законодательства, суд приходит к выводу, что смена постоянного места жительства истца, а именно переезд из Оренбургской области на постоянное место жительства в г. Нижневартовск Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, не может являться основанием для лишения истца права на предоставление ей жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию, в том числе лицам, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации.
Поэтому суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований истца и необходимости их удовлетворения.
Доводы представителей ответчиков о том, что истец фактически не имела права требовать включения ее в указанный Список ввиду изменения места своего жительства после достижения 18 лет (ссылаясь при этом на разъяснения Министерства просвещения РФ в письме от 23.06.2020 года №ДГ-812/07), судом отклоняются как необоснованные, поскольку это нарушает права истца на выбор места жительства и получение государственных гарантий. Для надлежащей реализации процедуры включения в список по новому месту жительства с одновременным исключением из списка по старому месту жительства, суд полагает возможным обязать Департамент социального развития ХМАО-Югры совершить указанные действия.
На основании изложенного, суд находит исковые требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Иные доводы ответчиков, изложенные в письменных возражениях и заявленные суду при рассмотрении дела, отклоняются, как не имеющие правового значения.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать постоянным местом жительства Витовой Л. А. <дата> года рождения с <дата> г. Нижневартовск ХМАО-Югры.
Признать за Витовой Л. А. <дата> года рождения право на включение ее в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для получения благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по месту жительства Витовой Л. А. в г. Нижневартовске ХМАО-Югры.
Обязать Департамент социального развития ХМАО-Югры включить Витову Л. А. <дата> года рождения в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для получения благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по новому месту жительства Витовой Л. А. в г. Нижневартовске ХМАО-Югры, с одновременным исключением ее из списка по прежнему месту жительства в Оренбургской области.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты – Мансийского автономного округа-Югры, через Нижневартовский городской суд.
Председательствующий подпись Э.Р. Курманов
«КОПИЯ ВЕРНА»
Судья ______________Э.Р. Курманов
Секретарь с/з _______Е.С. Павленко
« ___ » _____________ 2021 г.
Подлинный документ находится в
Нижневартовском городском суде
ХМАО-Югры в деле №
Секретарь с/з __________ Е.С. Павленко