УИД № 32RS0027-01-2022-001363-83
Дело № 2-2629/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июня 2022 года г. Брянск
Советский районный суд г. Брянска в составе:
председательствующего судьи Степониной С.В.,
при секретаре Кличко М.О.,
с участием представителя истца по доверенности Рожкова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело исковому заявлению Прокурора Гордеевского района Брянской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Брянской области» о понуждении принять меры по обустройству улично-дорожной сети,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Гордеевского района Брянской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой Гордеевского района Брянской области была проведена проверка, в ходе которой обследовались автомобильные дороги Гордеевского района Брянской обласи на предмет их соответствия требованиям ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» утвержденных Приказом Ростехрегулирования ОТ 15.12.2004 №120-ст.
В ходе обследования указанных автомобильных дорог проведенного совместно с гланым государственным инспектором безопасности дорожного движения г.Клинцы, Клинцовского, Гордеевского и Красногорского районов установлено следующее.
На прилегающей автомобильной дороге к МБДОУ «Уношевский детский сад «Ромашка» отсутсвует искусственная неровность и пешеходный переход в нарушение пункта 6.2 «ГОСТ Р 52605-2006. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организаци дорожного движения. Искусственые неровности. Общие технические требования. Правила применения».
В адрес ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» внесено представление об устранении нарушений требований действующего законодательства.
До настоящего времени информации по срокам устройства исскуственной неровности на указанной автодороге в прокуратуру не поступало.
На основании изложенного, истец просил суд обязать Государственное Казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Брянской области» обустроить на прилегающей автомобильной дороге к МБДОУ «Уношевский детский сад «Ромашка» искусственной неровностью и пешеходным переходом в соответствии с пунктом 6.2 «ГОСТ Р 52605-2006. Национальный стандарт Российской Федеарции. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения».
В судебном заседании представитель истца по доверенности заместитель прокурора Володарского района г. Брянска Рожков С.А. исковые требования поддержал, просил суд иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» в судебное заседание не явился, о дате и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств с просьбой отложения судебного разбирательства дела в адрес суда не направил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора,ОГИБДД МО МВД России «Клинцовский» в судебное заседание не явился, о дате и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, учитывая мнение лиц, участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.12.1995т № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
К элементам обустройства автомобильных дорог относятся элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
В соответствии со статьей 12 указанного Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Федеральным законом от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» урегулированы отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Техническое регулирование осуществляется, в том числе, в соответствии с принципом применения единых правил установления требований к процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ (статья 3 Федерального закона № 184-ФЗ).
Требования к обустройству автомобильных дорог общего пользования, предназначенных для повышения удобства и безопасности дорожного движения, регламентируются ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденных Приказом Росстандарта от 20.12.2019 N 1425-ст., ГОСТ Р 52605-2006. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения".
Согласно пункту 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 «Национальный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой.
В соответствии с п.6.2.17 ГОСТ Р 52289-2019 разметку 1.14.1 и 1.14.2 применяют для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами.
Как установлено судом, прокуратурой Гордеевского района Брянской области была проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения. В ходе проверке было выявлено, что на прилегающей автомобильной дороге к МБДОУ «Уношевский детский сад «Ромашка» отсутствует искусственная неровность и пешеходный переход в нарушение Национального стандарта Российской Федарации.
Указанные нарушения влияют на безопасность дорожного движения, нарушают права его участников, ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно части 2 статьи 12 Закона № 196-ФЗ, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Как следует из положений части 3 статьи 5 Закона № 196-ФЗ, к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.
В соответствии с пунктом 1.5 Устава КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» от 19.04.2021, КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» является государственным учреждением, созданным в целях реализации областной государственной политики в сфере автомобильных дорог общего пользования и дорожной деятельности, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств областного бюджета на основании бюджетной сметы.
При этом КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» осуществляет свою деятельность, в том числе по следующим направлениям: анализ состояния искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения с использованием различных форм контроля (пункт 2.2.2 Устава); реализация мер по совершенствованию материально-технической базы дорожной отрасли области (пункт 2.2.4 Устава); разработка и осуществление мер по обеспечению безопасности и бесперебойного движения транспортных средств, повышению пропускной способности и благоустройству автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и сооружений на них, разработка и осуществление мер по охране окружающей среды, организации движения и информации пользователей об условиях движения по автомобильным дорогам (пункт 2.2.6 Устава).
В соответствии с Постановлением Правительства Брянской области от 04.06.2018 №286-п «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Брянской области», автомобильная дорога общего пользования Брянской области 401 «Клинцы-Гордеевка-Красная Гора» - Антоновка закреплена на праве оперативного управления за КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области».
Таким образом, ответчик в пределах своей компетенции и уставных целей обязан организовать работы по устранению выявленных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.
Учитывая приведенные требования закона, изложенные обстоятельства, суд находит заявленные требования обоснованными, поскольку они свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов неопределенного круга лиц, и подлежащими удовлетворению.
При этом суд, в порядке статьи 204 ГПК РФ, учитывая необходимость проведения закупочных процедур для устранения указанных нарушений законодательства, считает необходимым установить срок исполнения решения суда до 01.07.2023.
На основании изложенного, руководствуясь статями 194-198 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Гордеевского района Брянской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Брянской области» о понуждении принять меры по обустройству улично-дорожной сети, удовлетворить.
Обязать Казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Брянской области» в срок до 01.07.2023 обустроить на автомобильной дороге, прилегающей к МБДОУ «Уношевский детский сад «Ромашка» в с. Уношово Гордеевского района Брянской области, искусственную неровность и пешеходный переход в соответствии с "ГОСТ Р 52605-2006. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения".
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Степонина
Резолютивная часть решения оглашена 29 июня 2022 года
Решение в окончательной форме изготовлено 05 июля 2022 года.