Дело № 12-1086/2023
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
14 ноября 2023 года г. Хабаровск
Судья Кировского районного суда г.Хабаровска Ю.Е. Козлова, рассмотрев жалобу Каплуновой ФИО7. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4 № от ДАТА по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного специалиста по экологической безопасности отдела имущества, транспортной, экологической и пожарной безопасности ФБУ «Администрация Амурводпуть» Каплуновой ФИО8
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя Хабаровского транспортного прокурора ФИО3 от ДАТА возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении главного специалиста отдела имущества, транспортной, экологической и пожарной безопасности ФБУ «Администрация Амурводпуть» Каплуновой ФИО11 Данное постановление направлено в Приамурское межрегиональное управление Росприроднадзора.
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4 от ДАТА Каплунова ФИО10 привлечена к административной ответственности по ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Данным постановлением Каплунова ФИО9. признана виновной за нарушение законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, выразившиеся в неисполнении обязанности по ведению учета образования и движения отходов по каждому объекту НВОС, а именно учет отходов осуществлялся по юридическому лицу в целом при наличии четырёх объектов НВОС, выявленные в ходе проведения проверки ДАТА в отношении Федерального бюджетного учреждения «Администрации Амурского бассейна внутренних водных путей» по адресу: <адрес> что является нарушением требований ст. 3, п. 2 ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 11, п.11 ст. 19, ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.п. 3, 4, 7 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2020 № 1028.
В жалобе, поданной в суд, Каплунова ФИО13 не оспаривая существа правонарушения, просит постановление должностного лица изменить, заменив административный штраф предупреждением, ссылаясь на суровость назначенного наказания, совершение административного правонарушения впервые, устранение выявленных нарушений, отсутствие имущественного вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также признание вины.
Жалоба в силу положений п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ рассмотрена в отсутствие Хабаровского транспортного прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.
В суде Каплунова ФИО14 жалобу поддержала, приведя те же доводы.
Должностное лицо Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4, подтвердила выявленные нарушения, а также их устранение, не возражала против замены штрафа на предупреждение.
Изучив доводы жалобы, заслушав объяснения Каплуновой ФИО15 должностного лица Росприроднадзора ФИО4, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 10 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 2 ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются Федеральным законом РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2020 № 1028 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами, который устанавливает требования к организации и ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
В соответствии с пунктом 3 Порядка, учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, I - IV категории и (или) по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в целом.
Согласно п. 4 указанного Порядка учету в области обращения с отходами подлежат: все виды отходов I - V классов опасности, которые образуют юридические лица, индивидуальные предприниматели; все виды отходов I - V классов опасности, которые получают юридические лица, индивидуальные предприниматели от других лиц с целью их накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
В соответствии с п. 7 Порядка учета отходов при организации учета образующихся отходов индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами: выявляются вещества, материалы, которые образовались при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при газоочистке, очистке сточных и оборотных вод, очистке оборудования, территории, ликвидации загрязнений; выявляются изделия, которые утратили потребительские свойства при их использовании для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг; проводятся паспортизация отходов и отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности, установленном Минприроды России. По результатам учета отходов формируется состав образующихся видов отходов, подлежащих учету, который включает в себя: наименование вида отхода; код по ФККО; класс опасности вида отхода; происхождение и условия образования вида отхода; агрегатное состояние и физическую форму вида отхода; химический и (или) компонентный состав вида отхода.
Согласно п. п. 11, 16 Порядка учета отходов данные учета обобщаются по итогам очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 25 января года, следующего за отчетным периодом. Обобщение данных учета осуществляется отдельно по каждому объекту HBOC и (или) по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в целом в табличной форме. Обобщенные данные учета в области обращения с отходами по итогам календарного года и документы, подтверждающие достоверность этих данных, хранятся индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в электронном и (или) бумажном виде в течение пяти лет с момента их формирования.
Как следует из материалов дела, на основании решения и.о. заместителя Хабаровского транспортного прокурора ФИО5 № от ДАТА в отношении ФБУ «Администрация Амурводпуть» ДАТА проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления.
В ходе проверки установлено, что Учреждение имеет 4 объекта, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду: здания, расположенные по адресу: пер. Гражданский, <адрес>, IV категории (свидетельство от ДАТА №); <адрес>cкая, <адрес>, IV категории (свидетельство от ДАТА №); <адрес>cкая, <адрес>, IV категории (свидетельство от ДАТА №); <адрес>, IV категории (свидетельство от ДАТА №).
Учёт в области обращения с отходами в Учреждении по каждому объекту HBOC отдельно не ведется (учет отходов осуществляется только по Учреждению в целом при наличии 4-х объектов HBOC), таким образом, не исполнена обязанность по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления, что является нарушением требований ст. 3, п. 2 ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 11, п.11 ст. 19, ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.п. 3, 4, 7 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2020 № 1028, о чем составлен акт проверки от ДАТА.
Приказом руководителя ФБУ «Администрация Амурводпуть» от ДАТА №-л Каплунова ФИО17 назначена на должность главного специалиста по экологической безопасности отдела имущества, транспортной, экологической и пожарной безопасности Учреждения.
В соответствии с приказом начальника ФБУ «Администрация Амурводпуть» от ДАТА № на главного специалиста по экологической безопасности отдела имущества, транспортной, экологической и пожарной безопасности ФБУ «Администрация Амурводпуть» Каплунову ФИО18 возложены функции по исполнению обязанностей по организации производственного контроля в управлении ФБУ «Администрация Амурводпуть», по ведению учета хранения и передачи отходов производства и потребления (в том числе опасных) сторонним организациям, имеющим лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I- IV классов опасности.
Согласно п. 2.4 раздела 2 должностной инструкции, утвержденной ДАТА №, Каплунова ФИО19 осуществляет контроль обращения с отходами в ФБУ «Администрация Амурводпуть».
Согласно п. 3.4 раздела 3 данной должностной инструкции, Каплунова ФИО20, осуществляет информирование и контроль за соблюдением в подразделениях предприятия действующего экологического законодательства.
Согласно п. 3.22 раздела 3 должностной инструкции осуществляет сбор и обработку установленной отчетности.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении главного специалиста по экологической безопасности отдела имущества, транспортной, экологической и пожарной безопасности ФБУ «Администрация Амурводпуть» Каплуновой ФИО21 дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ и привлечения ее к ответственности.
Факт совершения Каплуновой ФИО22, административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ подтверждается собранными по делу доказательствами, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, в том числе: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДАТА; решением о проведении проверки № от ДАТА; актом проверки от ДАТА; свидетельствами о постановке на государственный учет объектов НВОС; данными учета в области обращения с отходами за 2022 год; паспортами отходов за 2020 год; паспортами отходов за 2022 год; паспортами отходов за 2023 год; копией журнала в области обращения с отходами за 2022 год; приказом № от ДАТА о возложении обязанностей на Каплунову ФИО23 должностной инструкцией главного специалиста по экологической безопасности отдела имущества, транспортной, экологической и пожарной безопасности ФБУ «Администрация Амурводпуть» Каплуновой ФИО24 утвержденной ДАТА и другими материалами дела, которые были оценены при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Выше перечисленные доказательства отвечают требованиям ст. 26.2 КоАП РФ, предъявляемым к доказательствам по делу об административном правонарушении.
Кроме того, данный факт по существу в жалобе не оспаривается.
Из положений ст. 2.4 КоАП РФ следует, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Доказательства, свидетельствующие об отсутствии вины Каплуновой ФИО25 сведения о принятии ею исчерпывающих мер по соблюдению требований природоохранного законодательства, по недопущению вменяемого правонарушения и невозможности его предотвращения в материалах дела отсутствуют.
Доказательств, подтверждающих наличие объективных причин, препятствовавших выполнению требований законодательства, материалы дела не содержат.
Таким образом, вывод должностного лица о виновности Каплуновой ФИО26 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, выразившееся в нарушении требований действующего законодательства при обращении с отходами производства и потребления является правильным.
Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о доказанности в действиях Каплуновой ФИО27 состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы не ставят под сомнение наличие в действиях Каплуновой ФИО28 объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, а также законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства, совершенного Каплуновой ФИО29 административного правонарушения. Так, в силу ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Таким образом, Каплунова ФИО30 являясь должностным лицом, исполняя обязанности главного специалиста по экологической безопасности отдела имущества, транспортной, экологической и пожарной безопасности ФБУ «Администрация Амурводпуть», обязана была соблюдать вышеназванные требования при обращении с отходами производства и потребления, также у нее имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но ею не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению, что привело к совершению административного правонарушении и обоснованно привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ.
Устранение выявленных нарушений не является основанием для отмены вынесенного постановления должностного лица.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену вынесенного постановления по делу об административном правонарушении в отношении Каплуновой ФИО31 не допущено.
При производстве по делу юридически значимые обстоятельства должностным лицом определены правильно. Существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено, выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Каких-либо сведений, касающихся обстоятельств совершения данного правонарушения, не отраженных в материалах дела, могущих повлечь отмену вынесенного постановления, в жалобе не приведено.
Жалоба не содержит доводов, опровергающих законность оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении, и оснований к отмене постановления, предусмотренных ст. 30.7 КоАП РФ, не имеется.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ судья по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении вправе вынести решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Вместе с тем, имеются основания для изменения вида назначенного Каплуновой ФИО32 административного наказания.
Частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ установлено, что за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении наказания учитываются характер совершенного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Должностным лицом указано на отсутствие обстоятельств, отягчающих и смягчающих ответственность Каплуновой ФИО34
Вместе с тем, правонарушение Каплуновой ФИО33 совершено впервые.
При установленных по делу обстоятельствах, учитывая характер совершенного административного правонарушения, данные о личности Каплуновой ФИО35., в связи с признанием вины, принятием мер по устранению допущенного нарушения, отсутствием имущественного вреда, возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, отсутствием обстоятельств, отягчающих ответственность, полагаю, что цель административного наказания может быть достигнута путем применения более мягкого вида наказания – предупреждения, в связи с чем, нахожу возможным применить положения ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ и изменить оспариваемое постановление в части назначенного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей на предупреждение.
Административное наказание в виде предупреждения будет отвечать принципам справедливости и соразмерности совершенному Каплуновой ФИО36 правонарушению.
С учетом изложенного, руководствуясь п.2 ч. 1 ст. ст. 30.7, ст. 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4 №х от ДАТА по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении главного специалиста по экологической безопасности отдела имущества, транспортной, экологической и пожарной безопасности ФБУ «Администрация Амурводпуть» Каплуновой ФИО37 – изменить.
Назначенное Каплуновой ФИО38 наказание в виде штрафа изменить, назначив наказание в виде предупреждения, исключив указание о назначении наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В остальной части постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4 №г. от ДАТА оставить без изменения.
Жалобу Каплуновой ФИО39 удовлетворить.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения через Кировский районный суд г. Хабаровска.
Судья (подпись)
Копия верна, Судья Ю.Е. Козлова
Решение в силу не вступило. Подлинник решения вшит в материалы дела № 12-1086/2023, находящееся в Кировском районном суде г. Хабаровска.
Секретарь ФИО6