УИД 72RS0028-01-2023-000791-83
<данные изъяты>
№ 2-683/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ялуторовск 29 августа 2023 года
Ялуторовский районный суд Тюменской области в составе: председательствующего судьи – Ахмедшиной А.Н.,
с участием прокурора – Дементьева В.С.,
при секретаре – Капинос Н.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела №2-683/2023 по иску Ялуторовского межрайонного прокурора Тюменской области, выступающего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Сингульского сельского поселения Ялуторовского района Тюменской области, об устранении нарушений требований пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Ялуторовский межрайонный прокурор Тюменской области, выступая в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Сингульского сельского поселения Ялуторовского района Тюменской области об устранении нарушений требований пожарной безопасности, просит: возложить обязанность на Администрацию Сингульского сельского поселения Ялуторовского района Тюменской области в срок до 01.04.2024 устранить нарушения требований пожарной безопасности в <адрес>, а именно: обеспечить наличие источников наружного противопожарного водоснабжения в населенном пункте по улицам: <адрес>; устранить нарушения требований пожарной безопасности в <адрес>, а именно: обеспечить наличие источников наружного противопожарного водоснабжения в населенном пункте по <адрес> на расстоянии не более 200 метров от дома <адрес> на расстоянии не более 200 метров от дома №14.
Заявленные требования мотивирует тем, что Ялуторовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны лесов и населенных пунктов от пожаров, в результате которой установлено, что в нарушение пунктов 8.9, 10.3, 1-4 СП 8.13130 в с. Сингуль Татарский (от объектов защиты по <адрес> на расстоянии не более 200 метров) и <адрес> на расстоянии не более 200 метров от дома <адрес> на расстоянии не более 200 метров от дома <адрес>) не обеспечены условия для забора воды в целях пожаротушения не менее чем от 2 источников противопожарного водоснабжения. В адрес главы Сингульского сельского поселения Отделом надзорной деятельности и профилактической работы «Ялуторовский» ГУ МЧС России по Тюменской области внесены предписания №13/1/1 от 06.05.2022, №19/1/1 от 26.04.2023 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности. Ялуторовской межрайонной прокуратурой внесены представления об устранении нарушений закона 28.04.2023 и 18.05.2023. Представления рассмотрены, однако нарушения в полном объеме не устранены. Длительным бездействием ответчика нарушаются права и законные интересы жителей населенных пунктов на благоприятную окружающую среду, обеспечение безопасности жизнедеятельности.
Прокурор Дементьев В.С. в судебном заседании поддержал исковые требования.
Представитель ответчика Администрации Сингульского сельского поселения Ялуторовского района Тюменской области Сулькарнаев Н.Н., действующий на основании прав по должности, в судебном заседании исковые требования признал частично. Согласен с необходимостью устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности по указанным прокурорам объектам, им как главой поселения принимаются для этого меры. Поскольку денежные средства для реконструкции и строительства водопроводов будут выделены из областного бюджета только в 2024 году, просит продлить срок устранения нарушений до 01.10.2025.
Представитель третьего лица Администрации Ялуторовского района Тюменской области Прусак А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями согласен частично по доводам, изложенным в возражениях. Просит продлить Администрации Сингульского сельского поселения Ялуторовского район срок устранения нарушений до 01.10.2025.
Представитель третьего лица ОНД и ПР «Ялуторовский» УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области в судебное заседание не явился при надлежащем извещении, дело рассмотрено в отсутствие их представителя.
Выслушав мнение лиц, участвующих деле, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования Ялуторовского межрайонного прокурора Тюменской области подлежат частичному удовлетворению.
Приходя к такому выводу, суд исходит из следующего:
В силу п. 9 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов.
Согласно ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1).
В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары (часть 2).
Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров (часть 3).
На основании ч. 1 и ч. 2 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения.
К наружному противопожарному водоснабжению относятся: 1) централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); 2) водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) пожарные резервуары.
Согласно пункту 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479, органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
Приказом МЧС России от 30.03.2020 №225 утвержден свод правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», согласно пункту 8.9 которых, расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать подачу воды с расчетным расходом на пожаротушение любой точки обслуживаемого данной сетью здания на уровне нулевой отметки не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более или от одного гидранта - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200 м по дорогам с твердым покрытием.
Количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение. Расстояние между пожарными резервуарами или искусственными водоемами следует принимать в соответствии с пунктом 10.4 настоящего свода правил, при этом подача воды в любую точку пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов (пункт 10.3 СП 8.13130).
Пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей - 200 м; при заборе воды мотопомпами - 100 - 150 м (в зависимости от типа мотопомп). Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с устройством приемных колодцев в соответствии с пунктом 10.7 настоящего свода правил (пункт 10.4 СП 8.13130).
Согласно п. 417 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации"», нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации ежегодно устанавливаются перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также перечень территорий организаций отдыха детей и их оздоровления, территорий садоводства или огородничества, подверженных угрозе лесных пожаров, и начало пожароопасного сезона.
В утвержденных постановлениями Правительства Тюменской области от 18.03.2022 № 120-п от 24.03.2023 №146-п Перечнях населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров в Тюменской области значатся с. Сингуль Татарский и д. Яр Ялуторовского района Тюменской области.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 27.04.2022 и 06.05.2022 сотрудниками ОНД и ПР «Ялуторовский» УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области проведена внеплановая выездная проверка в отношении территории Администрации Сингульского сельского поселения Ялуторовского района, в частности, населенных пунктов, расположенных на территории Ялуторовского муниципального района, вошедших в перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных и других ландшафтных (природных) пожаров – д. Яр и д. Сингуль Татарский Сингульского сельского поселения.
В ходе проверки установлено, что на территории с. Сингуль Татарский в нарушение предусмотренные ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пунктов 8.9, 10.3, 10.4 СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», п. 75 Правил противопожарного режима в РФ, а именно: не обеспечены условия для забора воды в целях пожаротушения не менее чем от 2 источников противопожарного водоснабжения, расположенных от объектов защиты по <адрес> на расстоянии не более 200 метров, <адрес> на расстоянии не более 200 метров, ул. Причальная на расстоянии не более 200 метров, ул. Спортивная на расстоянии не более 200 метров, <адрес> на расстоянии не более 200 метров, <адрес> на расстоянии не более 200 метров от дома №22.
В <адрес> не обеспечены условия для забора воды в целях пожаротушения не менее чем от 2 источников противопожарного водоснабжения, расположенных от объектов защиты по <адрес> на расстоянии не более 200 метров от дома <адрес> на расстоянии не более 200 метров от дома №14.
Указанные нарушения отражены в акте проверки органом государственного контроля (надзора) №13 от 06.05.2022 (л.д.9-10).
В адрес главы Администрации Сингульского сельского поселения Сулькарнаева Н.Н. отделом надзорной деятельности и профилактической работы «Ялуторовский» УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области внесено предписание №13/1/1 от 06.05.2022 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, указанные выше (л.д.11-15).
По результатам проведенной в период с 11.04.2023 по 27.04.2023 проверки территории <адрес>, в адрес главы Администрации Сингульского сельского поселения Сулькарнаева Н.Н. отделом надзорной деятельности и профилактической работы «Ялуторовский» УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области было установлено, что указанные в предписание №13/1/1 от 06.05.2022 нарушения обязательных требований пожарной безопасности не устранены, в связи с чем, в адрес главы Администрации Сингульского сельского поселения Сулькарнаева Н.Н. внесено предписание №19/1/1 от 26.04.2023 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до 01.06.2023 (л.д.16-25).
28.04.2023 и 18.05.2023 Ялуторовской межрайонной прокуратурой в связи с выявленными нарушениями внесены представления главе Администрации Сингульского сельского поселения Сулькарнаеву Н.Н. об устранении нарушений закона, по итогам рассмотрения которого нарушения, выявленные на территории с. Сингуль Татарский и д.Яр Ялуторовского района в полном объеме не устранены (л.д.26-41).
По данным отдела надзорной деятельности и профилактической работы «Ялуторовский» УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области, по состоянию на 02.06.2023 нарушения требований пожарной безопасности Администрацией Сингульского сельского поселения не устранены (л.д.42-70).
Судом установлено, что для устранения нарушений требований пожарной безопасности на указанных в исковом заявлении объектах, из бюджета Ялуторовского района были выделены денежные средства для проведения закупки по ремонту водопроводных сетей в с. <адрес>, как уполномоченным органом, 10.04.2023 был заключен муниципальный контракт на выполнение указанных работ, по настоящее время работы не завершены. На основании заключенного ГБУ ТО «Дирекция коммунально-хозяйственного строительства» государственного контракта от 28.02.2023 в настоящее время ведутся работы по строительству водопроводных сетей на <адрес>. Департаментом Жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области согласно письму от 15.07.2022, было принято положительное решение об отборе заявок Администрации Ялуторовского муниципального района на предоставление в 2023 году субсидии из областного бюджета на реконструкцию и ремонт водопроводных сетей, однако в принятый Закон об областном бюджете данные мероприятия включены не были. Согласно письму Департамента Жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области от 03.08.2023, принято положительное решение об отборе заявок Администрации Ялуторовского муниципального района на предоставление в 2024 году субсидии из областного бюджета на реконструкцию и ремонт водопроводных сетей по спорным объектам. В адрес Департамента гражданской защиты и пожарной безопасности Тюменской области 30.05.2022, 04.05.2023 направлены локальные сметные расчеты по ремонту водопроводных сетей, устройству пожарных гидрантов, установке емкостей и разработке проектной документации водопроводных сетей для дальнейшего рассмотрения вопроса по выделению денежных средств на проведение работ по устройству пожарных гидрантов, а также пожарных резервуаров (л.д.90-142).
Оценив представленные доказательства в их совокупности, исходя из того, что в ходе проверки территории Сингульского сельского поселения установлены нарушения требований законодательства в области пожарной безопасности, которые до настоящего времени не устранены, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Ялуторовским межрайонным прокурором требований.
При этом суд считает, что заявленный прокурором срок исполнения решения суда в части возложения обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности по <адрес> в срок до 01.04.2024 с учетом принятого положительного решения об отборе заявок Администрации Ялуторовского муниципального района на предоставление в 2024 году субсидии из областного бюджета на реконструкцию водопровода в Сингульском сельском поселении с. Сингуль Татарский (<адрес>), не является достаточным и разумным, с учетом времени, необходимого на выполнение работ по разработке проектной документации, проведение государственной экспертизы проектной документации, осуществление закупки на выполнение работ по реконструкции сетей водоснабжения и проведение самих работ по реконструкции, невозможность осуществления работ в холодное время года по климатическим условиям, соблюдения требований законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Определяя конкретный срок, обеспечивающий соблюдение баланса интересов сторон, с учетом наличия в материалах дела доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения по данным объектам, суд полагает необходимым установить срок устранения нарушений требований пожарной безопасности по <адрес> – до 01.10.2024, позволяющего исполнить решение суда с учетом указанных выше критериев, в остальной части требования прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ялуторовского межрайонного прокурора Тюменской области, выступающего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Сингульского сельского поселения Ялуторовского района Тюменской области, об устранении нарушений требований пожарной безопасности – удовлетворить частично.
Возложить обязанность на Администрацию Сингульского сельского поселения Ялуторовского района Тюменской области устранить нарушения требований пожарной безопасности в <адрес>, а именно: обеспечить наличие источников наружного противопожарного водоснабжения в населенном пункте по улицам: <адрес> в срок до 01.10.2024, <адрес> - в срок до 01.04.2024.
Возложить обязанность на Администрацию Сингульского сельского поселения Ялуторовского района Тюменской области устранить нарушения требований пожарной безопасности в <адрес>, а именно: обеспечить наличие источников наружного противопожарного водоснабжения в населенном пункте по <адрес> на расстоянии не более 200 метров от дома <адрес> на расстоянии не более 200 метров от дома <адрес>, - в срок до 01.04.2024.
В удовлетворении остальной части иска – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме, путем подачи жалобы через Ялуторовский районный суд Тюменской области.
Мотивированное решение суда составлено 05 сентября 2023 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>