Дело № 2-1068/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Кумертау 15 июня 2023 года
Кумертауский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Чернина Д.Л.
при секретаре судебного заседания Фроловой Ю.В.,
с участием старшего помощника прокурора города Кумертау Дингизбаевой Г.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Кумертау в интересах Селезнева В.В. к Администрации городского округа <...> Республики Башкортостан о возложении обязанности обеспечить благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <...> РБ обратился с иском в интересах Селезнева В.В. к Администрации городского округа <...> Республики Башкортостан (далее Администрация, ответчик) о возложении обязанности предоставить последней жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории <...> с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 18 квадратных метров, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Мотивировал свои требования тем, что прокуратурой <...> проведена проверка по факту не предоставления Селезневу В.В. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Установлено, что Селезнев В.В., <...> года рождения, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Родители Селезнева В.В. – отец УУУ умер <...>, мать ХХХ решением Кумертауского межрайонного суда РБ от <...> лишен родительских прав в отношении сына, в связи с чем Селезнев В.В. находился на полном государственном обеспечении. Постановлением Администрации ГО <...> от <...> <...> Селезнев В.В. признан нуждающимся в жилом помещении и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения.
Селезнев В.В. является членом семьи нанимателя жилого помещения по адресу: <...>А, <...>, общей площадью 28.3 кв. метра. Однако заключением межведомственной комиссии от <...> признано невозможным проживание Селезнева В.В. в указанном жилом помещении.
В настоящее время Селезнев В.В. проживает по адресу: <...>А, <...>.
Селезнев В.В. не является собственником жилого помещения.
Решением Совета городского округа <...> от <...> <...> «Об утверждении норм площади жилого помещения и норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, действующих на территории городского округа <...> Республики Башкортостан» установлены: учетная норма площади жилого помещения в размере не более 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека; норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. В нарушение требований закона, Селезнев В.В. жилой площадью не обеспечен. Селезнев В.В. юридически не грамотен, средств для обращения за квалифицированной юридической помощью не имеет, в связи с тяжелым материальным положением, является лицом, относящимся к категории граждан, оставшихся без попечения родителей, относится к социально незащищенной категории граждан.
Просит обязать Администрацию ГО <...> обеспечить Селезнева В.В. благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения на территории <...> Республики Башкортостан с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 18 квадратных метров, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
В судебном заседании прокурор Дингизбаева Г.Г. поддержала заявленные исковые требования, привела доводы, изложенные в нем, просила удовлетворить требования в полном объеме.
Истец Селезнев В.В. в суд не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель ответчика Валеева Э.С. в суд не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствии, просила отказать в иске полностью.
В представленных в суд возражениях Администрация просила в удовлетворении заявленных требований отказать, мотивируя тем, что обязанность по предоставлению жилья детям сиротам и детям оставшимся без попечения родителей возникает только после поступления из бюджета Республики Башкортостан необходимых денежных средств.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Правительства Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебного извещения. Заявления об отложении рассмотрения дела, о рассмотрении дела в его отсутствии, о наличии уважительных причин, препятствующих явке в судебное заседание, в суд не поступали.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 (пункт 1) Федерального закона от <...> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии со статьей 8 (пункты 7-9) Федерального закона от <...> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 года, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от <...> N 131-ФЗ.
Согласно части 6 статьи 19 указанного Закона, наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ.
В развитии указанных предписаний ст. 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет бюджета субъекта РФ.
Соответственно в ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ закреплено, что определенным федеральным законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Применительно к вышеизложенному, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями вне очереди может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления" от <...> N 131-ФЗ.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 1 Закона Республики Башкортостан от <...> N 260-3 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" определено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу п. 8.4 Постановления Правительства РБ от <...> N 407 "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Башкортостан" жилое помещение для детей-сирот, предоставляемое по договору найма специализированных жилых помещений, должно соответствовать требованиям благоустроенности применительно к условиям соответствующего населенного пункта, а именно: общая площадь жилого помещения должна соответствовать норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления муниципального образования Республики Башкортостан, на территории которого предоставляется жилое помещение; жилое помещение должно соответствовать требованиям жилищного законодательства, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания.
Таким образом, из выше приведенных норм установлено, что обязанность обеспечения Селезнева В.В. жилым помещением должна быть возложена на Администрацию ГО <...>, поскольку порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от <...> N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому обязанность обеспечения Селезнева В.В. жилым помещением из муниципального фонда может быть возложена на администрацию городского округа при условии наделения её в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Судом установлено, что Селезнев В.В., <...> года рождения, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Отец УУУ умер <...>.
Мать ХХХ решением Кумертауского межрайонного суда РБ от <...> лишен родительских прав в отношении сына, в связи с чем Селезнев В.В. находился на полном государственном обеспечении.
Постановлением Администрации ГО <...> от <...> <...> Селезнев В.В. признан нуждающимся в жилом помещении и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения.
Селезнев В.В. не является собственником жилого помещения.
Селезнев В.В. является членом семьи нанимателя жилого помещения по адресу: <...>А, <...>, общей площадью 28.3 кв. метра. Однако заключением межведомственной комиссии от <...> признано невозможным проживание Селезнева В.В. в указанном жилом помещении.
В настоящее время Селезнев В.В. фактически проживает по адресу: <...>.
Решением Совета городского округа <...> от <...> <...> «Об утверждении норм площади жилого помещения и норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, действующих на территории городского округа <...> РБ» установлены: учетная норма площади жилого помещения в размере не более 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека: норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Между тем, как установлено судом Селезнев В.В., являющийся нуждающимся в жилом помещении, до настоящего времени Администрацией ГО <...> не обеспечен благоустроенным жилым помещением, в связи с чем, нарушены его жилищные права, поскольку он имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства.
На основании выше изложенного, суд приходит к выводу, что Селезнев В.В. имеет право на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения на территории <...> Республики Башкортостан с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 18 квадратных метров исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Доводы, приведенные ответчиком в обоснование своих возражений, судом не принимаются, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, отсутствие финансирования, не является основанием для ограничения, гарантированного государством права истца на представление жилого помещения.
При таких обстоятельствах, исковые требования признаются судом обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое требование заместителя прокурора города Кумертау удовлетворить полностью.
Обязать Администрацию городского округа город Кумертау Республики Башкортостан обеспечить Селезнева В.В. (паспорт <...>), благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения на территории <...> Республики Башкортостан с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее 18 квадратных метров, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кумертауский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий