Решение
Именем Российской Федерации
05 апреля 2019 года Таштыпский районный суд Республики Хакасия
в составе: председательствующего судьи Кузнецовой С.А.
при секретаре Карамашевой Г.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Администрации Бутрахтинского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия на постановление административного органа по делу об административном правонарушении,
Установил:
Администрация Бутрахтинского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия (далее по тексту Администрация Бутрахтинского сельсовета) обратилась в суд с жалобой на постановление административного органа Таштыпского районного отдела судебных приставов УФССП России по РХ по делу об административном правонарушении №12/2019 года от 25 февраля 2019 года, которым она (заявитель, юридическое лицо) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 тысяч рублей. Жалоба мотивирована тем, что согласно обжалуемому постановлению Администрация Бутрахтинского сельсовета не исполнила требование судебного пристава- исполнителя в срок до 12 февраля 2019 года получить специальное разрешение на добычу подземных вод из скважин водозабора, расположенного по адресу: РХ, Таштыпский район, дер. Бутрахты, ул.Школьная 1, вынесенного в рамках исполнительного производства №4204/18/19030-ИП от 17.05.2018 года, чем совершила противоправное бездействие. Однако с данным постановлением Администрация Бутрахтинского сельсовета не согласна, поскольку правоотношения по использованию подземных вод и получению специального разрешения на пользование подземными водами регулируются Федеральным законом «О недрах», ст.9 которого предусматривает, что пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, к каковым Администрация сельсовета не относится, поэтому не имеется возможности получить специальное разрешение на добычу подземных вод из скважин водозабора. Тем самым по объективным причинам Администрация Бутрахтинского сельсовета она выполнить требования судебного пристава- исполнителя не может. В связи с чем полагает, что действиях заявителя отсутствует вина, и, соответственно, состав противоправного деяния.
В судебном заседании представитель заявителя Администрации Бутрахтинского сельсовета Боргояков С.М. поданную жалобу поддержал по приведенным в ней доводам, дополнительно суду пояснив, что Администрацией предпринимались меры к исполнению судебного решения и получению лицензии на добычу подземных вод из скважин водозабора, расположенного по адресу: дер. Бутрахты, ул.Подгорная 2А, адрес водозабора – ул.Школьная 1 является неверным. Однако Министерством природных ресурсов и экологии РХ в выдаче лицензии Администрации Бутрахтинского сельсовета было отказано. За счет собственных финансовых средств (доходов) и материально- технической базы Администрация сельсовета возможности создание предприятие ЖКХ не имеет, в связи с чем обратилась в Администрацию Таштыпского района о выделении дополнительного финансирования для создания предприятия ЖКХ, в чем ей также было отказано. Соответствующие документы им были представлены в Таштыпский районный отдел судебных приставов.
Представитель административного органа Таштыпского районного отдела судебных приставов УФССП России по РХ и прокурор в судебное заседание не явились, что не препятствует слушанию по делу в их отсутствие.
В поданных суду письменных возражениях представитель административного органа Таштыпского районного отдела судебных приставов УФССП России по РХ – начальник отдела Дрыгин Д.А. против удовлетворения жалобы юридического лица, привлеченного к административной ответственности, Администрации Бутрахтинского сельсовета возражал, мотивируя тем, что последняя как должник не исполнила требования, содержащиеся в исполнительном документе. Указанные подателем жалобы причины, препятствующие исполнению требований исполнительного документа, нельзя признать уважительными, их Администрация Бутрахтинского сельсовета должна была приводить на стадии рассмотрения дела в суде, до вынесения судебного решения. Полагает вину заявителя во вмененном ему правонарушении установленной, поскольку должником не были приняты все зависящие от него меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа, решение суда не исполнено до настоящего времени.
Суд, заслушав объяснения участников судебного процесса, обсудив доводы жалобы, возражения представителя административного органа, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам:
Вступившим в законную силу решением Таштыпского районного суда от 25 сентября 2017 года по гражданскому делу по иску прокурора Таштыпского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Бутрахтинского сельсовета о возложении обязанности требования процессуального истца удовлетворены, ответчик Администрация Бутрахтинского сельсовета обязана в срок до 1 мая 2018 года получить специальное разрешение (лицензию) на добычу подземных вод из скважины, расположенной по адресу: РХ, Таштыпский район, дер. Бутрахты, ул.Школьная, 1.
На основании вступившего в законную силу решения Таштыпским районным судом взыскателю прокурору Таштыпского района 3 мая 2018 года выдан исполнительный лист.
17 мая 2018 года судебным приставом- исполнителем Таштыпского районного отдела судебных приставов УФССП России по РХ Шулбаевой Т.А. в отношении должника Администрации Бутрахтинского сельсовета возбуждено исполнительное производство №4204/18/19030-ИП, в рамках которого судебным приставом- исполнителем должнику направлялись требования о получении специального разрешения (лицензии) на добычу подземных вод из скважин водозабора, расположенного по адресу: РХ, Таштыпский район, дер. Бутрахты, ул.Школьная 1; предоставлении документов, подтверждающих исполнение решения суда, в случае неисполнения решения суда о предоставлении документов, подтверждающих невозможность исполнения решения суда, от 20.06.2018 г., 03.08.2018 г., 05.08.20128 г., 20.11.2018 г., 12.02.2019 г..
А также выносились предупреждения об ответственности за неисполнение судебного решения от 25.06.2018 г., 09.08.2018 г., 26.11.2018 г., 19.02.2018 г..
Постановлением судебного пристава- исполнителя Таштыпского районного отдела СП от 09 августа 2018 года с должника Администрации Бутрахтинского сельсовета взыскан исполнительский сбор.
Во исполнение требований судебного пристава- исполнителя Таштыпского районного отдела судебных приставов УФССП России по РХ должником Администрацией Бутрахтинского сельсовета были представлены документы: межевой план, постановление главы Бутрахтинского района №142-к от 17.05.2018 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» с приложением к нему в виде схемы; контракт на производство работ №66 от 14.08.2018 г., заключенный между должником и ООО «Минусинский гидрогеолог» на выполнение работ по составлению проекта зоны санитарной охраны водонапорной башни, находящейся по адресу: дер. Бутрахты ул.Подгорная 2А, Таштыпского района РХ, с приложенной к нему сметой; выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости – земельном участке, расположенном по адресу: дер. Бутрахты ул.Подгорная 2А, Таштыпского района РХ, из категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: в т.ч., водоснабжение, с приложениями к нему; информация о земельном участке; отказ Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия в выдаче Администрации Бутрахтинского сельсовета лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод от 04 октября 2018 года; обращение Администрации Бутрахтинского сельсовета к главе Таштыпского района о согласовании открытия МУП ЖКХ при администрации для получения лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод от 22.11.2018 г..
Несмотря на отказ уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации от 04 октября 2018 года в выдаче должнику Администрации Бутрахтинского сельсовета лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод, представленного должником судебному приставу- исполнителю на его требование от 26.11.2018 года, судебным приставом- исполнителем должнику 12 февраля 2019 года вновь выдано требование об исполнении судебного решения либо предоставлении документов, подтверждающих невозможность исполнения решения суда, в срок до 18 февраля 2019 года.
19 февраля 2019 года судебным приставом – исполнителем Таштыпского районного отдела судебных приставов УФССП России по РХ Шулбаевой Т.А. в отношении должника Администрации Бутрахтинского сельсовета составлен протокол об административном правонарушении за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, выразившегося в неисполнении 19 февраля 2019 года требования судебного пристава- исполнителя того же отдела ССП от 18 февраля 2019 года об исполнении судебного решения либо предоставления документов, подтверждающих невозможность исполнения решения суда.
Постановлением начальника отдела- старшего судебного пристава Таштыпского районного отдела судебных приставов УФССП России по РХ от 25 февраля 2019 года Администрация Бутрахтинского сельсовета признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, выразившегося в неисполнении 19 февраля 2019 года требования судебного пристава- исполнителя того же отдела судебных приставов от 18 февраля 2019 года об исполнении судебного решения либо предоставления документов, подтверждающих невозможность исполнения решения суда.
При принятии оспариваемого постановления административный орган ссылался на протокол об административном правонарушении, приобщив при этом к материалам дела об административном правонарушении: копии исполнительного документа- исполнительного листа, выданного Таштыпским районным судом 3 мая 2018 года, постановления о возбуждении исполнительного производства от 17.05.2018 г., постановления о взыскании исполнительского сбора от 09.08.2018 года и требования судебного пристава- исполнителя должнику от 12.02.2019 года.
В силу статьи 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно частям 1 и 4 статьи 14 КоАП РФ законные требования судебного пристава подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава, в том числе непредоставление информации, предусмотренной пунктом 2 настоящей статьи, или предоставление недостоверной информации, а также действия, препятствующие исполнению служебных обязанностей судебным приставом, влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Часть 1 статьи 17.15 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Добыча подземных вод регулируется Законом Российской Федерации «О недрах» от 21 февраля 1992 года №2395-1, п. 3 ст. 10.1 которого, предусматривает, что основанием для возникновения права пользования участками недр для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ (п.3 ст. 10.1 Закона о недрах).
В силу ст. 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется разрешением в виде лицензии.
Часть 1 статьи 9 приведенного выше Закона устанавливает, что пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.
Совокупность исследованных по делу доказательств позволяет суду прийти к достоверному выводу о том, что вопреки выводам административного органа, должником Администрацией Бутрахтинского сельсовета принимались меры к исполнению судебного решения, и требований судебного пристава- исполнителя путем предоставления последнему документов, подтверждающих невозможность исполнения решения суда, которым административным органом не дана надлежащая правовая оценка. Между тем как в соответствии с положениями статьи 1.5, частями 1 и 2 статьи 2.1 КоАП РФ во взаимосвязи именно административный орган обязан доказать вину юридического лица в инкриминируемом ему правонарушении, а также то, что у последнего имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Однако из материалов дела об административном правонарушении видно, что приведенные выше требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным органом не исполнены. Административный орган ограничился требованием судебного пристава- исполнителя, не приняв во внимание объяснение представителя юридического лица- главы Бутрахтинского сельсовета Боргоякова С.М. в протоколе об административном правонарушении, а также представленные должником в исполнительное производство документы.
Таким образом, суд полагает выводы административного органа о наличии доказательств вины должника Администрации Бутрахтинского сельсовета в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, необоснованными.
Кроме того неисполнение требований судебного пристава- исполнителя должником не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
При изложенных выше обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии в действиях заявителя Администрации Бутрахтинского сельсовета события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КлАП РФ, в связи с чем постановление начальника отдела- старшего судебного пристава Таштыпского районного отдела судебных приставов УФССП России по РХ №8/2019 от 25 февраля 2019 года в отношении Администрации Бутрахтинского сельсовета подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.30.7, 30.8, 28.9, 24.5 КоАП РФ, суд
Решил:
Жалобу Администрации Бутрахтинского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия на постановление административного органа по делу об административном правонарушении удовлетворить.
Постановление начальника отдела- старшего судебного пристава Таштыпского районного отдела судебных приставов УФССП России по РХ от 25 февраля 2019 года по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ в отношении Администрации Бутрахтинского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия отменить, производство по делу прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием события правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в течение 10ти суток со дня вручения или получения копии решения с подачей жалобы через Таштыпский районный суд.
Председательствующий судья