74RS0014-01-2019-000965-92
Дело № 2-126/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Верхний Уфалей 27 января 2020 года
Верхнеуфалейский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Шубаковой Е.С.
при секретаре Емельяновой А.Е.
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Администрации Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области к судебному приставу-исполнителю Верхнеуфалейского городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области Сухановой Ирине Викторовне, Верхнеуфалейскому городскому отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Челябинской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Челябинской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области обратилась в суд с иском к судебному приставу-исполнителю Верхнеуфалейского городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области Сухановой И.В., Верхнеуфалейскому городскому отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Челябинской области (далее – Верхнеуфалейский ГОСП УФССП России по Челябинской области), Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Челябинской области (далее – УФССП России по Челябинской области) об освобождении от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 руб., установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Верхнеуфалейского ГОСП УФССП России по Челябинской области от 09 декабря 2019 года по исполнительному производству №-ИП.
В обоснование заявленных требований указали, что не согласны с вынесенным постановлением судебного пристава-исполнителя, поскольку на протяжении нескольких лет администрация Верхнеуфалейского городского округа обращалась в Правительство Челябинской области с просьбой выделения денежных средств на проведение капитального ремонта водопровода по ул. Бабикова в мкр. Центральный. 29.07.2019 года Распоряжением и.о. председателя Правительства Челябинской области А.Л. Текслером № 568-рп муниципальному образованию Верхнеуфалейский городской округ были выделены денежные средства в размере 21 100 000 руб. 08 августа 2019 года Решением Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа № 574 денежные средства были направлены в адрес администрации округа на проведение капитального ремонта муниципальных сетей водоснабжения в г. Верхний Уфалей Челябинской области - водовода по ул. Шмидта, ул. Гранильная, ул. Бабикова. 06 августа 2019 года, а затем 20 августа 2019 года администрацией округа были проведены электронные аукционы на выполнение работ по капитальному ремонту водопровода по ул.Шмидта, Гранильная, ул. Бабикова, по итогам аукциона 03.09.2019 года был заключен муниципальный контракт № Ф.2019.0189 с ООО «Регион». Срок выполнения работ по контракту 30 ноября 2019 года.
28 ноября 2019 года в адрес администрации поступило письмо ООО «Регион» с просьбой продлить сроки выполнения работ по контракту в связи с получением предписания о запрете работ от МРФ «УРАЛ» ПАО «Ростелеком». В связи с чем между администрацией округа и ООО «Регион» 28 ноября 2019 года заключено дополнительное соглашение к контракту №Ф.2019.0189 о продлении сроков выполнения работ до 12 декабря 2019 года.
Согласно условиям муниципального контракта, а также приложениям к контракту подрядчику необходимо было выполнить в максимально сжатые сроки большой объем работ. Протяженность водовода составляет 2,8 км. Необходимо установить более 35 водопроводных колодцев. Значительное количество времени занимает врезка к жилым домам, необходима установка задвижек. Выполнение работ затруднено с наступлением зимнего периода времени. Работы ведутся ежедневно тремя бригадами подрядчика. Задействовано значительное количество техники. Подрядная организация работает в тесном контакте с администрацией округа, организацией, осуществляющей технический надзор за производством работ.
В настоящее время работы выполнены подрядчиком на сумму 11 000 000 руб. и сданы заказчику.
Указывают, что Администрация Верхнеуфалейского городского округа добросовестно исполняет решение Верхнеуфалейского городского суда от 20.08.2019 года, но в связи со значительным объемом работ, которые невозможно исполнить в те сроки, которые назначены судебным приставом для добровольного исполнения решения суда.
В судебном заседании представитель истца Администрации Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области на заявленных требованиях настаивал.
Судебный пристав-исполнитель Верхнеуфалейского городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области Суханова И.В. в судебном заседании возражала относительно удовлетворения требований.
Представитель Верхнеуфалейского ГОСП УФССП России по Челябинской области и Управления Федеральной службы судебных приставов России по Челябинской области Горбунова А.А. в судебном заседании не участвовала, в письменных отзывах просила о рассмотрении дела в свое отсутствие. В удовлетворении исковых требований просит отказать.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно части 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор с должника - организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст. 112 указанного закона).
Частью 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено право суда с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В судебном заседании установлено, что решением Верхнеуфалейского городского суда Челябинской области от 18 июля 2019 года на Администрацию Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области возложена обязанность провести капитальный ремонт водопровода ул. Шмидта, Гранильная, Бабикова микрорайона «Центральный» Верхнеуфалейского городского округа в срок до 01 октября 2019 года.
Решение вступило в законную силу 20 августа 2020 года.
07 ноября 2019 года судебным приставом-исполнителем Верхнеуфалейского ГОСП УФССП России по Челябинской области Сухановой И.В. на основании исполнительного листа №, выданного Верхнеуфалейским городским судом Челябинской области 20 августа 2019 года, возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника Администрации Верхнеуфалейского городского округа. В постановлении должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе, с момента получения должником копии настоящего постановления.
Постановление получено Администрацией Верхнеуфалейского городского округа 07 ноября 2019 года.
25 ноября 2019 года должником получено требование судебного пристава-исполнителя о необходимости в срок до 06 декабря 2019 года исполнить требование исполнительного документа.
Администрацией Верхнеуфалейского городского округа 06.12.2019 года представлена информация о невозможности исполнения требования исполнительного документа и ходатайство о назначении нового срока исполнения решения суда.
Судебным приставом-исполнителем Верхнеуфалейского ГОСП УФССП России по Челябинской области Сухановой И.В. вынесено требование об исполнении требований исполнительного документа в срок до 27 января 2020 года.
20 декабря 2019 года Администрацией Верхнеуфалейского городского округа представлена информация о выполнении подрядчиком работ на сумму 11445656 руб. 13 января 2020 года должником представлена информация о проведении капитального ремонта водопровода.
В судебном заседании судебный пристав-исполнитель Верхнеуфалейского ГОСП УФССП России по Челябинской области Суханова И.В. пояснила, что исполнительное производство не окончено.
09 декабря 2019 года судебным приставом-исполнителем Верхнеуфалейского ГОСП УФССП России по Челябинской области Сухановой И.В. вынесено постановление № № о взыскании с должника – Администрации Верхнеуфалейского городского округа исполнительского сбора в размере 50000 руб. Срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, должнику не установлен в соответствии с частью 14 статьи 30 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 – 54, 55 Конституции РФ).
При этом должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника. При соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (ч. 2 ст. 401 Гражданского кодекса РФ).
Доказательств, связанных с наличием обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих своевременному исполнению решения, не представлено суду.
Согласно разъяснений, содержащихся в п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Пунктом 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» предусмотрено, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
В соответствии с частью 7 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2017 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» основанием для уменьшения размера исполнительского сбора могут служить не только обстоятельства степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, но и имущественное положение должника, а также и иные существенные обстоятельства.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2011 № 13-П и Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», согласно которым размер исполнительского сбора должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости, индивидуализации и дифференцированности наказания, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Ссылки на длительную процедуру заключения муниципального контракта, перенесение сроков его выполнения, суд находит несостоятельными как не подтверждающие наличие непредотвратимых и непреодолимых препятствий для исполнения, находящихся вне контроля должника, и, соответственно, не являющиеся основанием для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора.
Однако, как видно из материалов дела, требования исполнительного документа исполняются должником, хотя и с просрочкой установленного ему судебным приставом-исполнителем срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Учитывая также то, что должник является бюджетной организацией, значительные финансовые затраты на ремонт водопровода, суд усматривает наличие обстоятельств, свидетельствующих о снижении степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа. Кроме того, размер исполнительского сбора – 50 000 руб. явно несоразмерен характеру и степени допущенной просрочки исполнения.
Указанные обстоятельства и несоразмерность исполнительского сбора, по мнению суда, относятся к тем иным существенным обстоятельствам, указанным в части 7 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2017 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», которые позволяют уменьшить размер исполнительского сбора до 37 500 руб., то есть на одну четверть - на 12 500 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Администрации Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области к судебному приставу-исполнителю Верхнеуфалейского городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области Сухановой Ирине Викторовне, Верхнеуфалейскому городскому отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Челябинской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Челябинской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить частично.
Уменьшить размер взысканного с Администрации Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Верхнеуфалейского городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области Сухановой Ирины Викторовны от 09 декабря 2019 года в рамках исполнительного производства №-ИП до 37500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Верхнеуфалейский городской суд.
Председательствующий: Е.С. Шубакова
Мотивированное решение изготовлено 31 января 2020 года.
Судья: Е.С. Шубакова