55RS0003-01-2021-001209-62
дело 12-64/2021
РЕШЕНИЕ
г. Омск 20 апреля 2021 года
Ленинский районный суд г. Омска в составе судьи Усенко Е.В.,
при секретаре Велиевой А.В., помощнике судьи Самойловой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске жалобу Садоводческого некоммерческого товарищества «Звездочка» на постановление главного специалиста отдела регионального государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов экологии Омской области государственного инспектора в области охраны окружающей среды Омской области Кайгородова В.Ю. № 1/64/58 от 06 апреля 2020 года, которым Садоводческое некоммерческое товарищество «Звездочка», ИНН 5505031761, ОГРН 1025501176304, зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, юридический адрес: <адрес>, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ - несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, вменяется в вину юридическому лицу - Садоводческому некоммерческому товариществу «Звездочка» (далее по тексту Товарищество) при следующих обстоятельствах.
До ДД.ММ.ГГГГ Товарищество не подало заявку на заключение договора с региональным оператором ООО «Магнит» на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, образующимися в результате уставной деятельности Садоводческого некоммерческого товарищества «Звездочка» по адресу: <адрес>.
В жалобе Товарищество просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании представитель Товарищества ФИО4 подтвердил доводы жалобы. В случае, если суд признает Товарищество виновным, просит снизить, с учетом имущественного и финансового положения, штраф до минимально возможного.
Государственный инспектор в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> ФИО5 с жалобой не согласился.
Выслушав участников дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Действия Садоводческого некоммерческого товарищества «Звездочка» правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ как несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»: отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ФККО, утвержденным приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 242 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов", отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению имеют код 73000000000.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», установлены принципы, в том числе презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и допустимости воздействия такой деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Форма договора и правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №»,
В соответствии с п.п. в п. 8.1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1156 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 641" региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся: в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 217-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости, в связи с чем у садоводческого некоммерческого товарищества возникает обязанность по обустройству места (площадки) накопления ТКО и заключения договора на вывоз ТКО, и Товарищество является потребителем применительно к лицам, у которых возникает обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса <адрес> и ООО «Магнит» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес>. ООО «Магнит» присвоен статус регионального оператора.
ДД.ММ.ГГГГ региональный оператор ООО «Магнит» опубликовал в газете «Омский вестник» предложение о заключении договоров на вывоз ТКО
В соответствии с п. 8(17) Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами"), потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил.
В срок до ДД.ММ.ГГГГ заявка Товариществом подана не была.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО был заключён СНТ «Звездочка» ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет один год.
Постановление административным органом вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 18 Постановление Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Принимая во внимание, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие принятие Товариществом всех исчерпывающих мер для соблюдения требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления до выявления административным органом вышеназванного правонарушения, у суда отсутствуют основания для прекращения производства по делу в связи с малозначительностью.
Однако суд, признавая исключительным обстоятельством имущественное положение Товарищества, считает возможным применить положения части 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, и снизить размер назначенного штрафа до минимально возможного.
Руководствуясь ст. ст. 30.7– 30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление главного специалиста отдела регионального государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов экологии Омской области государственного инспектора в области охраны окружающей среды Омской области Кайгородова В.Ю. № 1/64/58 от 06 апреля 2020 года, которым Садоводческое некоммерческое товарищество «Звездочка», ИНН 5505031761, ОГРН 1025501176304, зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, юридический адрес: <адрес>, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей, изменить, снизив размер назначенного штрафа до 50000 (пятидесяти тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии через Ленинский районный суд <адрес>.
Судья Е.В. Усенко