дело № 5-324/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 16 июля 2019 года
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Орлова С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении
Общества с ограниченной ответственностью «Управление механизации 2», зарегистрированного в Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по городу Йошкар-Оле в качестве юридического лица Эл 05 октября 2018 года, ОГРН 1181215005839, ИНН 1215225817, юридический адрес: <адрес>, место фактического осуществления деятельности: <адрес>, ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекавшегося,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Управление механизации 2» по месту осуществления деятельности по <адрес>, нарушены требования промышленной безопасности при эксплуатации башенного крана КБ-403Б, уч. 9821 (заводской № 2192), что обнаружено 12 июля 2019 года, а именно:
- не обеспечена безопасная эксплуатация подъемного сооружения, нарушена целостность ограждения кранного пути башенного крана; не исправен тупиковый упор рельсового пути; не исправен лоток под питающий кабель башенного крана КБ-403Б, уч. 9821 (зав. № 2192); подкрановый путь закреплен не во всех точках крепления (п. 104 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 ноября 2013 года № 533 (далее ФНП и ПС));
- выполнено скруткой и вне корпуса электроустановочного изделия (п. 1.7.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13 января 2013 года № 6);
- не обеспечено соблюдение требований промышленной безопасности по содержанию башенного крана КБ-403Б, уч. № 9821 (зав. № 2192):-не опломбированы и не закрыты на замок защитные панели крана (п. 125 ФНП и ПС);
- документально не подтверждено наличие договора на техническое обслуживание крана КБ-403Б, уч. № 9821 (зав. № 2192) (п. 158, п. 255 ФНП и ПС);
- не обеспечено соблюдение требований промышленной безопасности по содержанию смонтированных ПС: предельные величины в зазорах стыков рельсов более допустимого (более 10 мм при температуре 25°С) (п. 125 ФНП и ПС, Приложение № 8 ФНП и ПС, п. 101 ФНП и ПС);
- строп 4СК1-8,0, подвешенный на кране КБ-403Б, уч. № 9821 (зав. № 2192), использующийся для подъема и перемещения грузов, не укомплектован предохранительными замками (п. 125 ФНП и ПС);
- не обеспечено соблюдение требований промышленной безопасности: -не закрыты проходы в строящиеся здание со стороны (п. 163 л ФНП и ПС);
- к обслуживанию башенного крана КБ-403Б, уч. № 9821 (зав. № 2192) допущен стропальщик Речкин В.В. с истекшим сроком проверки знаний (п. 20, п. 255 ФНП и ПС);
- истек срок действия наряда-допуска на производство работ башенным краном КБ-403Б, уч. № 9821 (зав. № 2192) на расстоянии менее 30 м от крайнего провода линии электропередачи напряжением более 42 В. (п. 115, п. 255 ФНП и ПС);
- отсутствует видимый контур (перемычка) заземления кабины крановщика на башенном кране КБ-403Б, уч. № 9821 (зав. № 2192) (п. 43 ФНП и ПС);
- соединение проводов, проложенных к прожектору, расположенному на оголовке стрелы крана КБ-403Б, уч. № 9821 (зав. № 2192), выполнено скруткой и вне корпуса электроустановочного изделия (п. 1.7.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13 января 2013 года № 6, п. 2.1.21, п. 2.1.26 Правил устройства электроустановок (7 издание), утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 08.07.2002 г. №204);
В судебном заседании представитель ООО «Управление механизации 2» по доверенности Новожилов А.А. факт нарушения законодательства в области промышленной безопасности признал, пояснил, что выявленные нарушения устраняются.
Представитель Марийского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора по доверенности Богданов С.И. просил привлечь ООО «Управление механизации 2» к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, приостановить деятельность общества в части эксплуатации башенного крана КБ-403Б с учетом характера выявленных нарушений на срок 90 суток.
Изучив представленные материалы, выслушав объяснения участников процесса, суд приходит к следующему.
Статьей 9.1 ч. 1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Согласно материалам дела 12 июля 2019 года государственным инспектором Марийского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора на основании распоряжения Приволжского управления Ростехнадзора на основании распоряжения Приволжского управления Ростехнадзора от 28.06.2019 №1766 проведена внеплановая выездная проверка ООО «Управление механизации 2», в ходе которой установлено невыполнение Обществом требований промышленной безопасности при эксплуатации башенного крана КБ-403Б, зав. 2192.
Административным органом в действиях ООО «Управление механизации 2» выявлены нарушения ч. 1 ст. 9 Закона № 116-ФЗ, ФНП и ПС, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правил устройства электроустановок.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона № 116-ФЗ Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона);
допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;
организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;
Согласно п. 20 ФНП и ПС работники (специалисты, имеющие высшее или среднее специальное образование, и персонал – лица рабочих профессий) основных служб организации, непосредственно занятые на выполнении работ по монтажу (демонтажу), наладке либо ремонту, реконструкции или модернизации в процессе эксплуатации, должны, в том числе знать схемы и приемы монтажа (демонтажа) ПС, пройти проверку знаний и иметь документ, подтверждающий квалификацию (удостоверение).
Согласно п. 43 ФНП и ПС сборку и соединение отдельных сборочных единиц ПС выполняют согласно требованиям руководства (инструкции) по эксплуатации и другой эксплуатационной документации ПС.
Согласно п. 101 ФНП и ПС выполнение строительно-монтажных работ, погрузочно-разгрузочных работ над действующими коммуникациями, проезжей частью улиц или в стесненных условиях (условия, при которых требуется ограничение зоны перемещения ПС и грузов) на ОПО с применением ПС должно осуществляться в соответствии с ППР, разработанным эксплуатирующей или специализированной организацией в соответствии с требованиями пунктов 159-167 настоящих ФНП.
Согласно п. 104 устройство рельсового пути для установки ПС должно производиться согласно проекту, разработанному с учетом требований руководства (инструкции) по эксплуатации ПС и пунктов 202-218 настоящих ФНП. В пролетах зданий, где устанавливаются опорные мостовые краны с группой классификации (режима) А6 и более, а также на эстакадах для кранов (кроме однобалочных кранов с электрическими талями) должны быть устроены галереи для прохода вдоль рельсового пути с обеих сторон пролета. В пролетах зданий, где устанавливаются опорные мостовые краны с группой классификации (режима) менее А6, при отсутствии галерей для прохода вдоль рельсового пути с обеих сторон пролета должны быть установлены горизонтальные страховочные канаты.
Согласно п. 115 ФНП и ПС Установка и работа кранов стрелового типа, кранов-манипуляторов, подъемников (вышек) на расстоянии менее 30 м от крайнего провода воздушной линии электропередачи или воздушной электрической сети напряжением более 50 В осуществляются только по наряду-допуску, определяющему безопасные условия работы. Время действия наряда-допуска определяется организацией, его выдавшей.
Согласно п. 125 ФНП и ПС эксплуатирующая организация должна обеспечить выполнение следующих требований промышленной безопасности: обеспечить соблюдение требований промышленной безопасности смонтированных ПС, находящихся в нерабочем состоянии, при этом ПС должно быть обесточено и приняты меры по предотвращению его угона ветром; установить порядок опломбирования и запирания замком защитных панелей кранов.
Согласно п. 158 ФНП и ПС обслуживание и ремонт ПС, а также ремонт и рихтовка рельсовых путей (для ПС, передвигающихся по рельсам) должны выполняться с учетом требований руководства (инструкции) по эксплуатации ПС и настоящих ФНП. Эксплуатирующая организация обязана обеспечить своевременное устранение выявленных неисправностей (дефектов и повреждений), а также обеспечить соответствие ПС технологическому процессу с учетом требований настоящих ФНП. Если ПС невозможно привести в соответствие с требованиями обеспечения промышленной безопасности технологического процесса, в котором используется ПС, его эксплуатация должна быть остановлена.
Согласно п. 163 (л) ФНП и ПС ППР и ТК должны иметь в своем составе раздел, связанный с организацией безопасного производства работ с применением ПС, который включает мероприятия, подлежащие выполнению при наличии опасной зоны в местах возможного движения транспорта и пешеходов.
Согласно п. 255 ФНП и ПС эксплуатирующая организация не должна допускать ПС в работу, если при проверке установлено, что: обслуживание ПС ведется неаттестованным персоналом; на ПС выявлены технические неисправности: отсутствуют в установленных настоящими ФНП случаях ППР, ТК, наряды-допуски.
В соответствии с п. 1.7.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13 января 2013 года № 6, устройство электроустановок должно соответствовать требованиям правил устройства электроустановок, строительных норм и правил, государственных стандартов, правил безопасности труда и другой нормативно-технической документации. Организация эксплуатации и ремонта электроустановок должна соответствовать требованиям настоящих Правил, государственных стандартов, правил безопасности при эксплуатации электроустановок и других нормативных актов по охране труда (далее - ОТ) и технике безопасности (далее - ТБ).
В соответствии с Правилами устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 08.07.2002 г. №204, соединение, ответвление и оконцевание жил проводов и кабелей должны производиться при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов (винтовых, болтовых и т.п.) в соответствии с действующими инструкциями, утвержденными в установленном порядке (п. 2.1.21), соединение и ответвление проводов и кабелей, за исключением проводов, проложенных на изолирующих опорах, должны выполняться в соединительных и ответвительных коробках, в изоляционных корпусах соединительных и ответвительных сжимов, в специальных нишах строительных конструкций, внутри корпусов электроустановочных изделий, аппаратов и машин. При прокладке на изолирующих опорах соединение или ответвление проводов следует выполнять непосредственно у изолятора, клицы или на них, а также на ролике (п. 2.1.26).
В соответствии с Приложением 1 к Закону № 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы.
Согласно п. 146 ФНП по ПС регистрации подлежат только те ОПО, где эксплуатируются ПС, подлежащие учету в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и иных федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, которым в установленном порядке предоставлено право осуществления регистрации подведомственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов.
В соответствии с Приложением № 1 к ФНП по ПС «Эксплуатация - стадия жизненного цикла подъемного сооружения (ПС), на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество. Эксплуатация ПС включает в себя в общем случае использование по назначению (работу), транспортирование, монтаж, хранение, техническое обслуживание и ремонт».
Из представленных доказательств, пояснений сторон следует, что ООО «Управление механизации 2» на объекте строительства по <адрес>, используется башенный кран КБ-403Б, зав. 2192 с нарушением вышеуказанных норм и правил, что зафиксировано в акте проверки от 12 июля 2019 года Марийским территориальным отделом Приволжского управления Ростехнадзора. По результатам проверки ООО «Управление механизации 2» выдано предписание по устранению выявленных нарушений, указанных выше, в срок до 12 сентября 2019 года.
12 июля 2019 года должностным лицом Управления Ростехнадзора составлен протокол о временном запрете деятельности на эксплуатацию ООО «Управление механизации 2» башенного крана КБ-403Б.
Согласно ст. 1 Закона № 116-ФЗ промышленная безопасность опасных производственных объектов – состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона № 116-ФЗ требования промышленной безопасности – условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ООО «Управление механизации 2» подтверждается протоколами о временном запрете деятельности и об административном правонарушении № 42-17-2019-2458 от 12.07.2019; актом проверки № 43-17-8/108/64/170-379 от 12.07.2019; предписанием № 43-17-8/108/64/170-379 от 12.07.2019, объяснениями директора общества, данными в судебном заседании.
В судебном заседании установлено, что ООО «Управление механизации 2» располагало реальной возможностью своевременно предпринять меры для соблюдения требований промышленной безопасности, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, однако со стороны юридического лиц» не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что в действиях ООО «Управление механизации 2» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.1 ч. 1 КоАП РФ.
Санкция указанной статьи предусматривает наказание для юридических лиц в виде административного штрафа от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности применяется, в том числе, в случае угрозы жизни и здоровью людей, наступления техногенной катастрофы, причинения существенного вреда в области общественной безопасности.
При этом административное приостановление деятельности назначается только в случаях, если менее строгий вид административного наказания не может обеспечить достижение цели административного наказания.
При назначении административного наказания суд учитывает характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
В качестве смягчающего административную ответственность обстоятельства суд учитывает совершение административного правонарушения впервые.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.
При определении вида и размера административного наказания учитывается, что выявленные нарушения законодательства в области промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта – башенного крана может создать непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, окружающей природной среде, может привести к техногенной аварии и несчастным случаям, а также то обстоятельство, что на момент рассмотрения административного дела доказательства устранения нарушений требований законодательства ООО «Управление механизации 2» суду не представлены, поэтому менее строгий вид административного наказания, кроме административного приостановления деятельности, не обеспечит цели административного наказания.
На основании изложенного, принимая обстоятельства дела, наличие смягчающего вину обстоятельства, отсутствие отягчающих обстоятельств суд с учетом характера выявленных нарушений считает необходимым назначить наказание в виде административного приостановления деятельности ООО «Управление механизации 2» в части эксплуатации башенного крана КБ-403Б, заводской номер 2192 по месту фактического осуществления деятельности: <адрес>, сроком на девяносто суток.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать общество с ограниченной ответственностью «Управление механизации 2» виновным по ст. 9.1 ч. 1 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде приостановления деятельности ООО «Управление механизации 2» в части эксплуатации башенного крана КБ-403Б, заводской номер 2192 по месту фактического осуществления деятельности: <адрес>, сроком на девяносто суток.
Постановление подлежит немедленному исполнению.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный Суд Республики Марий Эл, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья С.Г. Орлова